Файл: Шпоры по микроэк-ке.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 1092

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

объемы спроса покупателей и предложения продавцов составляют столь незначительную долю относительно масштабов рынка, что отдельная фирма или покупатель не может повлиять на рыночную цену продукции;

всеми продавцами предлагается однородная, стандартная пр-ция. Это означ, что продукт одной фирмы может быть заменен продуктом др фирмы;

все продавцы и покупатели обладают полной свободой входа на рынок (отрасль) и выхода из него (уходу из отрасли). Не существует никаких серьезных препятствий – законодательных, технологических, финансовых и других, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках;

мобильность всех производственных ресурсов, свобода их перемещения из одной отрасли в другую, туда, где их альтернативная ценность выше;

совершенная информированность продавцов и покупателей о состоянии рынка. Информация распространяется среди субъектов рынка мгновенно и ничего им не стоит.

Соверш конкуренция представляет собой идеальный тип рын структуры. Она служит эталоном для сравнения с др типами рын структур, так как в реальной жизни каждый из приведенных признаков рынка может нарушаться (и нарушается): гос-во может влиять на цены; между продавцами заключ-ся соглашения в целях давления на покупателей; наличие коммерч-й тайны препятствует получению полной информации и т. д.

В наиб степени к рынку соверш конкуренции можно отнести рынки с/хозяйственных продуктов, некот-х видов услуг, биржи, валютные, фондовые рынки.

В условиях совершенной конкуренции цена уст-ся в рез-те взаимодействия спроса и предложения на рынке (рис. 13, а).

Так, конкурентная фирма – это фирма-ценополучатель, принимающая цену на свою пр-+цию как данную, не зависящую от реализуемого ею объема продукции на совершенно конкурентном рынке.

Кривая спроса на продукцию фирмы в условиях соверш+-й конкуренции абсолютно эластична и имеет вид прямой, параллельной оси выпуска; предприятие может продать любой объем прод-ции по установившейся на рынке цене (рис. 13, б).


Рис. 11. Кривые спроса отрасли и конкурентной фирмы:

а – кривая спроса отрасли б – кривая спроса конкурентной фирмы

Совокупный доход, кот получ фирма в рез-те своей д-ти, представляет собой величину, равную:

где Р – цена товара;

Q – кол-во проданного товара.

Если фирма действует в условиях соверш конкуренции, то кажд ед товара она продает по одинаковой рын цене, т. е. ср доход равен цене: AR = Р.

Ср доход AR – это доход на единицу проданного товара:

Продавая кажд доп ед пр-ции, фирма будет добавлять к совок доходу одну и ту же величину пред-го дохода, равного цене товара.

Предельный доход MR – это прирост совок дохода при ув-ии объема продаж на единицу:

; так как Р = const, то =

Таким, для отдй фирмы, действующей на совершенно конкурентном рынке, величина ср и пред доходов = цене товара Р, т. е. MR = AR = Р, поэтому кривые спроса, ср и пред доходов совпадают и представляют собой одну и ту же горизонтальную линию, проведенную на уровне цены товара (см. рис. 13, б).


9. Равновесие фирмы – совершенного конкурента в краткосрочном периоде.

Краткосрочным периодом наз-ся такой период, в теч-е кот производственные мощности фирмы фиксированы, но объем выпуска может быть изменен (увеличен, уменьшен) посредством изм-я объема использ-я переем-х факторов. Общее число предприятий остается неизменным.

Целью д-ти фирмы явля максимизация прибыли.

Прибыль ( ) – это разница между совок доходом (TR) и совок издержками (ТС) фирмы: Pr = TR – ТС.

Как совок доход, так и совок издержки фирмы есть ф-ция выпуска Q. Поскольку рын цена не доподконтрольна конкурентной фирме, ее осн задача сост в определении оптимального V выпуска, при кот она может максимизировать прибыль.

Равновесный выпуск есть объем пр-ва, при кот прибыль фирмы максимальна.

Сущ 2 метода определения оптим-го V выпуска, при кот конкурентная фирма будет максимизировать прибыль:

1) метод сопоставления совок дохода и совок издержек (TR и ТС);

2) метод сопоставления предел-го дохода и предел-х издержек (MR и МС).

При использовании второго метода опред-ся и сравниваются 2 величины: предельный доход (MR) и предельные издержки (МС).

Пока предельный доход превышает предельные издержки (MR > МС), фирме следует расширять пр-во, т.к., увеличив V пр-ва на ед, фирма ув свою прибыль. При этом надо помнить, что фирму интересует прибыль на всю массу выпуска (а не только на предельную единицу). Но как только пред-е издержки превысят предельный доход (MR < MC), фирме следует снизить пр-во, иначе ее прибыль будет сокращаться.

Так, конкурентная фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки, производя такой V пр-ции, при кот предельный доход равен предельным издержкам (рис. 14):

MR = MC.

Равенство MR и МС явл-ся условием максимизации прибыли для любой фирмы независимо от рын структуры, в кот она функционирует.

Так как для рынка совершенной конкуренции MR = P, то данное равенство примет вид:

MR = P = МС.

Определив равновесный выпуск, можно подсчитать размер прибыли, кот конкурентная фирма может получать исходя из размера своих ср издержек. Для этого необх сравнить цену товара (Р) со ср издержками (AC).

Фирма получ прибыль тогда, когда доход на ед пр-ции, т. е. AR, превосходит издержки на ед пр-ции, т. е. АС. Но поскольку AR = P, то это равносильно утверждению, что фирма всякий раз получает эк прибыль, когда рын цена товара превосходит ср суммарные издержки, т. е. Р > АС.

В краткоср периоде все фирмы окажутся разделенными на 4 группы:

  • фирмы, получающие положит-ю эк прибыль;

  • фирмы, получающие нормальную прибыль (нулевую эк прибыль);

  • фирмы, минимизирующие убытки;

  • фирмы, прекращающие пр-во.

Кривая предложения фирмы в краткоср периоде – это выражение связи между рын ценой и объемами предлагаемого товара (рис. 15).

При цене Р1 и V выпуска Q1 фирма получает экономическую прибыль, так как Р1 > АТС. При цене Р2 и объеме выпуска Q2 фирма получает нормальную прибыль (возмещаются все затраты), так как Р2 АТС. Точку Е2 называют точкой безубыточности. При цене Р3 и V выпуска Q3 фирма минимизирует свои убытки, так как АТС > Р3 > AVC. При цене Р4 и объеме выпуска Q4 фирма несет убытки, равные ее постоянным издержкам, так как Р4 > AVC. Фирме безразлично – производить пр-цию или закрытьcя. Точку Е4 называют точкой закрытия. При цене Р5 и объеме выпуска Q5 фирма не будет производить, так как Р4 =
min AVC.


Поскольку при цене Р1, Р2, Р3, Р4, фирма будет осуществлять выпуск пр-ции, а при цене Р5 предпочтет закрытие, то можно сделать след вывод: Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы, ориентированной на максимизацию прибыли в краткоср периоде, совпадает с восходящей частью кривой МС, лежащей выше точки min AVC.

10. Равновесие фирмы – совершенного конкурента в долгосрочном периоде. Эффект масштаба.

Долгосрочный период – это период, в теч кот производственные мощности могут быть приспособлены к условиям спроса и издержкам. В этом случае все факторы пр-ва являются переменными. Кол-во предприятий в отрасли в долгоср периоде может изменяться.

Соверш конкуренция предполагает равный доступ всех фирм к ресурсам, в т.ч. и к технологической информации. Следовательно, линии АС и МС всех фирм данной отрасли будет идентичны.

Вход на рынок соверш конкуренции и выход с этого рынка открыт для всех фирм.

Если на рынке установится цена (Р) выше min АС (Р > min AC), то фирмы данной отрасли получают эк прибыль и это будет стимулом для др фирм к переходу в данную отрасль. Вследствие этого отраслевое предложение повысится, а цена упадет. Если рын цена (Р) будет ниже min AC (P < min AC), то часть фирм покинет рынок, отраслевое предложение уменьшится, что приведет к повыш-ю цены. Такие процессы будут протекать до тех пор, пока цена не установится на уровне, достаточном лишь для получ-я всеми фирмами отрасли нормальной прибыли (Р = min АС).

Так, в условиях соверш конкуренции в долгоср периоде фирма находится в равновесии и максимизирует прибыль при условии выполнения равенства:

P = min LAC = LMC = SMC = SAC,

где min LAC – мин ср издержки в долгоср периоде; LMC – пред-е издержки в долгоср периоде; SMC – пред-е издержки в краткоср периоде; SAC – ср совок-е издержки в краткоср периоде.

Графически это равенство представлено на рис. 16.

Когда все фирмы отрасли имеют V пр-ва, соответствующие минимуму ср издержек в долгоср периоде (величина мин значения LAC для всех фирм отрасли одинакова и равняется цене товара, а V пр-ва и очертания кривых LAC могут отличаться), отрасль нах-ся в равновесии. Поскольку МС = Р, то ни одна из фирм не в состоянии ув прибыль, варьируя V пр-ва в краткоср периоде. Минимум кривых SAC и LAC и Р = min AC показывает, что получаемая выручка полностью покрывает издержки упущенных возможностей фирм и прибыль каждой фирмы равняется нулю. В этой связи ни одна новая фирма не входит в отрасль. След-но, при заданном уровне технологии и неизменных ценах ресурсов фирма минимизирует издержки пр-ва, выпуская товар на уровне, соответствующем точке равновесия в долгоср периоде.

Эффективное распределение ресурсов достигается в том случае, когда цена товара = пред издержкам его пр-ва, т. е. Р = МС.

Данное условие означ, что огранич ресурсы общ-ва распределены так, что это отвечает интересам максимизации прибыли производителей и интереса максимизации полезности потребителей.


Производственная эффективность – это такая эффективность, при кот любой V пр-ции производится с наименьшими издержками для данного V выпуска. Она обусловлена равенством Р = min AVC.

При этих условиях в долгоср периоде на всех пр-ях издержки будут минимизированы и необх обществу товары будут производится самым дешевым способом.

11. Монополия и монопольная власть. Виды монополий.

Монополия явл противоположностью соверш конкуренции.

Монополия как тип рын структуры – это единственная фирма в отрасли, кот производит товары, не имеющие близких заменителей, и имеет огромное влияние на цены, ограниченное только платежеспособным спросом.

Рынок, на кот работает такая монополия, наз рынком чистой монополии. На этом рынке один продавец и множество покупателей. Фирма-монополия облад рын (монопольной) властью, кот означ возможность фирмы влиять на цену и получать монопольную прибыль.

Монопольная прибыль – это прибыль сверх нормальной, т. е. больше величины прибыли, получаемой на рынке соверш конкуренции. Причем монополия получает монопольную прибыль как в краткоср, так и в долгоср периодах, так как сущ барьеры для входа в эту отрасль для др фирм (природные, технологические, финансовые, правовые, информационные).

Монополия явл менее эффективной рын структурой по сравнению с соверш конкуренцией. Рез-ты ее эк д-ти могут быть отрицательными для общ-ва. Так, потребители вынуждены переплачивать за товар монополии в рез-те установления цен выше, чем у соверш конкурентов, а также меньше употреблять его, так как монополии устанавливают V пр-ва меньший, чем конкурентные фирмы. Кроме того, отсутствие конкуренции не стимулирует внедрение монополией новых технологий и ухудшает экологическую ситуацию в стране и мире. Поэтому во всех странах гос-во регулирует д-ть монополий через антимонопольное законодат-во, кот представляет собой совок-ть правовых норм, ориентированных на защиту и усиление конкуренции, противодействие тайным соглашениям между фирмами, уменьш-е возможностей ценовой дискриминации.

Различ 3 вида монополий. Естественная монополия – это отрасль, в кот долгоср ср издержки достигают максимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. К ним в основном относятся пр-ия общественного пользования – транспорт, водоснабжение и связь, жкх и др., а также фирмы, владеющие уникальными прир ресурсами.

Закрытая монополия возникает, когда гос-во создает легальные барьеры для вступления в отрасль. В этом случае фирма ограждается от конкуренции патентами, лицензиями, гос документами об авторских правах.

Открытая монополия – это монополия, при кот фирма, не имея защиты от конкуренции в виде патентов и лицензий, выходит на рынок с новой пр-цией и явл ее единственным поставщиком на рынок.

12.Определение цены и объема производства в условиях чистой


монополии. Ценовая дискриминация.


13.Социально-экономические последствия деятельности монополии.


14.Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование.





15. Монополистическая конкуренция. Равновесие фирмы - монополистического конкурента.

Рынок монополистической конкуренции представляет собой единство монополии и конкуренции. Осн характерные черты этого рынка след:

1. На рынке работает достаточно много фирм, что сближает монополистическую конкуренцию с совершенной. Доля каждой фирмы в общем V пр-ва невелика, что не позволяет установить монопольную власть на рынке.

2. Фирмы – монополистические конкуренты производят товары, одинаковые по назначению, но разнообразные по своим цвету, размеру, дизайну, упаковке, условиям продажи и т. д. Разнообразие свойств товаров проявляется в разнообразии товарных марок, кот и являются выражением монополизма фирм – монополистических конкурентов на рынке. Благодаря товарным маркам потребители имеют свободу выбора, поэтому фирмы при помощи рекламы пытаются удерживать свою монопольную власть над ними.

3. Барьеры для входа в отрасль монополистической конкуренции незначительные. Они связаны с необходимостью завоевания фирмой имиджа у потребителя.

4. На рынке монополистической конкуренции почти невозможен тайный сговор по поводу ограничения V пр-ва и регулир-я цен. Фирмы – монополистические конкуренты могут в небольших пределах оказывать влияние на цену товара, что обусловлено привязанностью потребителя к опред товарной марке. Поэтому монополистические конкуренты получают монопольную прибыль только в краткоср периоде, в долгоср периоде в отрасль приходят новые фирмы, предложение товара ув-ся, и фирмы могут получать только нормальную прибыль. Поэтому фирмы – монополистические конкуренты могут удерживать свою сверхприбыль только путем улучш-я каких-то доп свойств своих товаров,то есть,конкурируя кач-вом,а не ценой.

Монополистическая конкуренция, так же как и монополия, менее эффективна по сравнению с соверш конкуренцией, т.к.обеспечивает меньшее пр-во товаров и по более высоким ценам. С др стороны – это достаточно эффективный тип рын структуры, так как предлагает потребителям разнообразие товаров, а след-но, способствует наиб полному удовлетворению их потребностей.

16.Олигополия. Ценообразование в условиях олигополии.

Олигополия– это рын структура, для кот характерны след черты:

1. На рынке раб несколько крупных фирм, как правило, от 3 до 10. Этот рынок характерен прежде всего для отраслей, производящих высокотехнологичные товары.

2. Олигополистические фирмы могут производить как однор (однотипные), так и разнор (разнообразные, разнотипные) товары. Фирмы, производящие однор стандартизированный товар (алюминий, цемент, сталь), называют фирмами чистой олигополии. Фирмы-олигополии, производящие разнообразную пр-цию одного функционального назнач-я (автомобили, электробытовая техника), наз дифференцированными олигополиями.