Файл: Шпоры по микроэк-ке.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 1073

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общественное благо – товар или услуга, от потребления кот невозможно никого исключить. Др словами, если некто покупает общественное благо, то остальные граждане автоматически пользуются этим благом.К общественным благам также относят дороги, парки, городское освещение, общественный транспорт и многое другое. Очевидно, что предприниматель не будет оплачивать такое благо, потому что оно не окупится, так как заставить платить за него других попросту невозможно или же затруднительно. Поэтому общественные блага также должны оплачиваться гос-вом.

Нестабильность рын эк-ки проявл в том, что она развивается циклически. Поэтому в периоды эк спадов уменьшается объем ВВП,ув-ся безработица. С этими негативными проявлениями эк спада и пытается бороться гос-во. Регулир-е рын эк-ки возможно посредством использ-я монетарной (кредитно-денежной), фискальной (налогово-бюджетной) и соц политики.

Изменяя реальную ден массу, налоги и гос расходы, правительство может воздействовать на эк-ку, увеличивая ВВП, снижая рост цен и безработицу.

Поддержка фундаментальной (теоретической) науки не явл целью рын эк-ки, так как с точки зрения рац эк человека вкладывать деньги в проекты, кот не приносят прибыли, неразумно. Тем не менее, без развития теоретической науки невозможно развитие НТП (научно-технического прогресса) высокими темпами, что будет снижать темпы эк роста. В данном случае гос-во должно взять на себя функции финансирования фундаментальной науки.

Рын эк-ка эффективна благодаря механизму совершй конкуренции, кот в чистом виде подразумевает полный доступ и контроль информации. Однако рын сделки часто совершаются в условиях, когда одна из сторон лучше информирована, чем другая, о факторах, влияющих на результат сделки.

Неполнота инф-ции у одной стороны рынка может привести к его фиаско. Часто эту ситуацию иллюстрируют примером рынка подержанных автомобилей существует два типа автомобилей, где действует два их типа: условно хорошего кач-ва и условно плохого. По внешнему виду сложно определить кач-во подержанного автомобиля. И даже в случае его технического обследования сущ вероятность того, что покупатель купит автомобиль более низкого кач-ва. Если бы продавцы, кот знают о кач-ве своих автомобилей, продавали бы автомобили на двух рынках – высокого и низкого кач-ва, то на каждом рынке установилась бы своя цена. Однако в случае с несовершенной инф-цией продавцы низкокач-х автомобилей постараются продавать их как высококач-е. В этом случае покупатели, кот будут приобретать автомобили, столкнуться с высокой вероятностью приобретения автомобиля низкого кач-ва. Соответственно, страхуясь от недоброкач продавцов, потребитель будет назначать цену за любой автомобиль на уровне миним-й, т. е. низкого кач-ва. В этой ситуации продавцы автомобилей хорошего качества вынуждены уйти с рынка, так как цена на их автомобили явно занижена. На рынке останутся только продавцы низкокач автомобилей, т. е. автомобили низкого кач-ва вытеснят автомобили высокого кач-ва.


Безусловно, эта ситуация неэффективна, поскольку сущ желающие продавать и желающие покупать высококачтовары, но взаимовыгодная торговля между ними невозможна.

Аналогичная ситуация может возникнуть при асимметричной информации в пользу покупателя. Например, на рынке услуг по мед страхованию сущ условно два типа людей – с сильным и слабым здоровьем. Естественно, что ст-ть страховки для людей с сильным здоровьем должна быть меньше, чем для людей со слабым здоровьем. Однако если страховая компания не обладает инф-цией о здоровье своих клиентов, то люди со слабым здоровьем, выдавая себя за здоровых людей, будут способствовать повышению цен на услуги страхования. Соответственно, спрос на услуги страхования со стороны здоровых людей снизится, и часть покупателей услуг с более крепким здоровьем будет вытеснена с рынка.

Соц политика – это комплекс соц-эк мер гос-ва, направленных на защиту населения от негативных проявлений рын эк-ки, включающих безработицу, рост цен и т. п.

Осн направлениями проведения соц политики явл:

выплаты различных пособий по инвалидности, безработице, по уходу за ребенком, малоимущим и т. д.;

льготы различным категориям населения (бесплатный проезд в общественном транспорте, снижение ст-ти лекарств, бесплатное мед обслуж-е, образ-е и т. д.);

защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

политика соцо страхования жизни, здоровья и имущества;

установление мин з/п для работающих;

гос регулирование занятости, связанное с переквалификацией раб силы, льготными кредитами при создании раб мест

развитие бесплатного образования, здравоохранения, охрана окруж среды.

Так, несмотря на то, что рын эк-ка явл эффективной эк-кой, сущ ряд аспектов, с кот рын эк-ка не справляется. Это позволяет говорить о фиаско рынка. В связи с этим гос-во должно брать на себя ф-ции по регулированию эк-ки и поддержки рынка от провалов.

Тем не менее, нужно помнить, что гос воздействие на эк-ку зачастую является неэффективным. Так, например, желание ув выпуск общественных благ, снизить последствия от отрицательных внешних эффектов, осуществлять сильную соц защиту населения приводит к необх-ти ув-я налогов в гос-ве. Это, в свою очередь, снижает стимулы у эк субъектов эффективно развиваться, повышает цены на пр-цию, увеличивает долю теневой эк-ки.

Поэтому гос-во должно определять миним и максимально допустимые границы своего вмешательства в эк-ку.

33. Общественные блага

Производство общественных благ является одной из важнейших функций гос-ва. Рын механизм не может предоставить общественные блага.

Наиболее наглядными примерами таких благ явл нац оборона, озеленение городов, дорожная разметка и знаки, уличное освещение, вакцинация населения. Общественным благом явл и законотворческая д-ть гос-ва, охрана общественного порядка и т. д.


Общественные блага потребляются всеми или многими людьми одновременно. Характер использования таких благ не позволяет исключить из круга потребителей даже тех людей, кот не хотят или не могут за них заплатить. Общественные блага – это блага коллективного пользования.

Общественные блага обладают двумя св-вами: неизбирательностью и неисключаемостью из потребления. Свойство неизбирательности в потреблении означ, что потребление обществ блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Неисключаемость из потребления означает, что на практике сложно или невозможно обеспечить потребление данного блага отдельными лицами, не предоставляя их всем другим, независимо от того платили они за эти блага или нет. Поэтому общественные блага обладают своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех.

Принято различать чисто общественные блага и смешанные общественные блага. Чисто общественное благо – это такое благо, кот потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Чисто общественные блага обладают двумя указанными св-вами в ярко выраженной степени. Пример – нац оборона. У смешанных общественных благ одно или оба свойства могут быть выражены слабее. Пример смешанного блага – автодороги. В некот случаях (при перегрузках движения) вводится плата при въезде на отд участки. Поскольку ув-ся соперничество на перегруженных трассах, постольку неисключаемость из потребления подрывается введением платы за проезд на перегруженном участке дороги.

Блага, кот не облад вообще вышеуказанными св-вами наз-ся частными и производятся на рын основе. Чисто частное благо – это такое благо, кажд ед кот может быть продана за отд плату.

Чисто общественных благ сущ достаточно немного. Многие блага, внешне выглядящие как чисто общественные, допускают свою делимость и индивидуальное потребление. Например, с изобретением кабельного телевидения часть телевещания превратилась в частное благо. Газета, купленная в киоске или опущенная в почтовый ящик – частное благо. Та же газета, вывешенная на стенде на улице становится общественным благом.

Потребление чисто общественного блага происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна. Такая ситуация предполагает наличие точной информации о предельных выгодах кажд человека. Однако в реальной действительности наличие такой инф-ции – большая редкость. Если оплата чисто общественных благ будет осущ-ся в соответствии с предельными выгодами от их использ-я, появятся мощные стимулы для сокрытия истинной инф-ции и преуменьшения реальных выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, «зайца».


Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необх инф-ию о положении плательщиков. В рез-те существования проблемы безбилетника пр-во чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить «провалы» рынка помогает гос-во.

34. асимметрия инф-ции в эк-ке

Эффект-ть работы эк-ки зависит от того, насколько точно цены передают инф-цию об альтернативных издержках того или иного продаваемого эк блага, а так же инф-цию о самом благе и сложившейся на рынке ситуации (соотношение величины спроса и предложения). Наличие точной инф-ции не гарантирует успеха, но значительно облегчает его достижение, способствуя повыш-ю эф-ти координации, оптим распред-ю имеющихся ресурсов. В этом смысле идеальной представляется модель соверш конкуренции, одной из составляющих кот явл условие симметричного распред-я инф-ции (т. е. кажд участник рынка имеет равный доступ к инф-ции) и полной информированности участников рын процесса (покупателей и продавцов). Однако следует понимать, что соверш конкуренция это теоретическая модель, кот в реальной жизни практически недостижима. Потенциальные продавцы, как и потенциальные покупатели, нередко скрывают истинные цели своего поведения и используют разл способы для получ-я одностор преимуществ. Рын механизм, в этой ситуации, оказывается несостоятельным в силу неполноты (асимметрии) инф-ции.

Асимметрия инф-ции в эк-ке положение, при кот одни участники рын сделки располагают важной инф-цией, а другие нет.

Асимметрия и неполнота инф-ции приводят к возникновению неопределенности и риска, и как следствие отрицательно влияет на эффективность работы эк-ки. След учитывать, что потери при этом может понести любой из участников рынка (как продавец, так и покупатель). Потери потребителей проявл в том, что, не имея полной инф-ции о приобретаемом благе, потребитель может получить некач товар или же заплатить цену выше реальной. Производители и продавцы, не обладая полной инф-цией, о ситуации на рынке, могут недополучить часть прибыли или же вовсе понести убытки. Для общества в целом потери проявл в снижении эф-ти использования огранич ресурсов.

Очевидно, что информационную асимметрию желательно устранить. Однако, сделать это на практике, невозможно, хотя стремиться к этому необходимо.

Одним из методов снижения информационной асимметрии явл рын сигналы. Если продавцу на рынке удается послать доп сигнал о высоком кач-ве своего товара, он вправе претендовать и на более высокую цену. Сильным сигналом служат гарантии и поручительства. Немаловажным обстоятельством явл репутация фирмы: марка учреждения, фирменные знаки и т. д. Одним из сигналов о кач-ве нанимаемого работника может быть его образовательный уровень.


Трудно проверить кач-во товара или услуги, если вы, например, обедаете в данном ресторане впервые или зашли в новый магазин. Однако и в этом случае вы можете получить рын сигнал, если этот ресторан принадлежит известной компании или вы покупаете товар известной вам фирмы.

Защита прав потребителя должна опираться на полную инф-цию о кач-ве продаваемых товаров и услуг. Однако можно ли получить такую инф-цию и кто должен это сделать? Важную роль здесь играют общества защиты прав потребителей, законодат-е и исполнительные органы власти, ср-ва массовой инф-ции, а так же сами фирмы, активно рекламирующие свои товары и услуги. При этом следует понимать, что инф-ция не бесплатна и, след-но, заинтересованным в ней лицам придется платить за нее в той или иной форме. Так потребители, приобретая товары известных марок, платят за них больше чем за товары малоизвестных производителей, но получают своего рода гарантию кач-ва.

С ростом кач-ва товара будет расти и его цена, но именно она может сделать товар недоступным для широкого круга потребителей. Поэтому важным критерием становится не достижение полной информированности, а оптим соотнош-е кач-ва и цены. Получ-е полной инф-ции оказ-ся недостижимым идеалом, а не реальной практикой совр хоз-ва. Практически всем рынкам на сегодняшний день характерна информационная асимметрия.

35. Неопределенность и риск в рын эк-ке. Пути сниж-я риска

Характерной чертой рын эк-ки, как отмечалось выше, явл асимметрия и неполнота инф-ции, то есть участники рын процесса имеют неравный доступ к инф-ции, и при этом та инф-ция, кот они обладают, чаще всего, не является исчерпывающей. Такая ситуация приводит к возникновению неопред-ти и риска, и как следствие отриц влияет на эф-ть работы эк-ки, так как серьезно затрудняет поиск и принятие правильного решения.

Неопред-ть недостаток инф-ции о вероятных будущих событиях, что делает эти события не поддающимися оценке.

Риск это ситуация, когда, зная вероятность кажд возможного исхода нельзя все же точно предсказать конечный результат.

Вероятность – возможность получ-я опред рез-та.

Следует различать объективную и субъективную вероятность. Объективная вероятность это вероятность, базирующаяся на расчете частоты, с кот происходит данный процесс или явление. Субъективная вероятность это вероятность, основанная на предположении о возможности получения данного результата.

В лит-ре существуют три осн точки зрения, признающие или субъективную, или объективную, или субъективно-объективную природу риска. При этом преобладает последняя – о субъективно-объективной природе риска.

Риск связан с выбором опред альтернатив, расчетом вероятностей их исхода – в этом его субъективная сторона. Помимо этого, она проявл и в том, что люди неодинаково воспринимают одну и ту же величину риска в силу различия психологических, нравственных, идеологических ориентации, принципов, установок и т. д.