ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.12.2019
Просмотров: 1097
Скачиваний: 3
1. величина спроса зависит от цены земли: чем выше цена, тем ниже величина спроса (по закону спроса), и наоборот;
2. на общий спрос на землю влияют нецен факторы: производительность земли (чем выше, тем больше спрос); спрос на пр-цию, произведенную на этой земле (спрос на землю имеет производный характер: чем выше спрос на зерно, тем выше спрос на землю).
Предложение земли имеет специфику, присущую только этому фактору пр-ва, кол-во земли в отличие от труда и капитала свободно не воспроизводимо. Земля, как фактор пр-ва, имеет абсолютную ограниченность. Поэтому предложение земли в каждый данный момент постоянно (фиксировано), не может измениться под влиянием изменения спроса и цены. Так, предложение земли неэластично.
Второй особенностью земельных ресурсов явл их недвижимый характер. Собственник земли не может передвинуть участок земли ближе к рынку сбыта, т. е. к рынку, где продается пр-ция, созданная на земле. Чем ближе участок земли расположен к рынку сбыта, тем меньшие издержки на перевозку пр-ции, а эти издержки входят в общие издержки пр-ва. Это учитывается собственником земли и при продаже ее, и при сдаче в аренду.
Как уст-ся равновесие на рынке земли и, след-но, как формир-ся равновесная (конкурентная) цена земли? Механизм общеизвестен: в ходе конкуренции происходят колебания спроса и предложения земли. Когда наступает равенство спроса и предложения, возникает равновесие на рынке земли и образ-ся равновесная цена (рис. 19).
Равновесие на рынке земли нарушается под влиянием изменения спроса на землю и цены земли: чем выше спрос на землю, тем выше цена земли, и наоборот. Равновесие на рынке земли регулируется только ценой земли, так как предложение – величина постоянная.
Рис. 19. Равновесие на рынке земли
Цена земли при ее продаже определяется:
.
27.Земельная рента. Цена земли
Зем рента – разновидность эк ренты от такого фактора пр-ва, как земля.Эк рента – выплата собственнику любого фактора прва, превышающая ту сумму, кот необх для удерж-я его в данной сфере д-ти.
Зем рента как разновидность эк ренты представляет собой плату арендатора собственнику земли за право хозяйствовать на ней. Так, зем рента выражает отношения между собственником земли и арендатором. Схема отношений такая: арендатор производит пр-цию, продает, выручает доход, часть кот он отдает собственнику земли в виде арендной платы. Арендная плата в себя включ зем ренту и % на вложенный капитал собственником земли (постройки, ирригационная система и т. д.). Основная часть арендной платы – это зем рента.
Условием возникновения и существования зем ренты явл отделение собственника земли от хозяйствования на ней (сдача в аренду).
Причина существования зем ренты – собственность на землю. Собственность на лучшие участки земли – это барьер для вступления в отрасль конкурентов. Она мешает развитию своб конкуренции и снижению цены сельскохозяйственной продукции, произведенной на этой земле. Земельная рента имеет разные формы: дифференциальная, абсолютная, монопольная.
Для
более глубокого понимания сущности
земельной ренты достаточно рассмотреть
дифференциальную
земельную ренту
(диф.
ренту I)
по плодородию, именно эту форму ренты
анализировал Д. Рикардо,затем–К.Маркс,
и
о ней говорят представители современной
экономической теории.
Дифференциальная рента I по плодородию – это добавочная рента, получаемая на лучших и средних по плодородию участках земли в рез-те более низких ср издержек на этих участках по сравнению с менее плодородными участками. Рын же цена за ед пр-ции имеет в своей основе ср издержки на худших по плодородию землях в силу ограниченности земли. Если рын цена пр-ции упадет ниже издержек пр-ва на худших землях, то их не будут обрабатывать (брать в аренду), кол-во пр-ции на рынке уменьшится, относит спрос увеличится, поднимется и ры цена. Так, цена пр-ции уст-ся рынком, зависит от колебаний спроса и предложения, а в основе своей имеет издержки на худших участках.
Существует и дифференциальная рента II, кот образ-ся в рез-те различной эф-ти последовательных добавочных вложений капитала в пр-во на одном и том же участке земли.
В связи с проявлением закона убывающей производительности фактора пр-ва в краткоср периоде, когда один фактор пр-ва – величина постоянная (капитал вкладывается в один и тот же участок земли), последовательная отдача (производительность труда) уменьшается. Первое вложение может дать наивысшую производительность, второе – меньшую и т. д.
В перспективе цена продукции будет определяться наименее производительным применением капитала, т. е. худшими условиями пр-ва. Причиной этого является ограниченность земель. При более эффективном вложении капитала, когда производительность труда выше, создается дифференциальная рента II.
Дифференциальную ренту II сначала забирает арендатор, кот осуществлял доп вложения (удобрения, агротехника и т. д.). Но при перезаключении арендного договора собственник земли учтет дифференциальную ренту II. Поэтому у арендатора нет заинтересованности в доп вложениях капитала.
Почему при определении цены земли учитывается ставка процента? Логика такова. Землю надо продать за такую сумму денег, кот, будучи положена в банк, принесла бы доход, равный земельной ренте. Поскольку меняются ставка %, да и зем рента, а также спрос на землю, цена земли – величина непостоянная.
28. Общее эк равновесие и эфФективность
Микроэк наука, исследуя эк поведение фирмы (пр-я), не ограничивается анализом отд рынков и условий установления на них равновесия, кот называется частичным. В реальной хоз жизни все рынки взаимодействуют друг с другом посредством прямых и обратных связей. Через прямые связи первонач изменения цены одних благ влияют на ситуацию на рынках других благ. Эффект обратной связи проявляется во влиянии изменений на рынках этих других благ на тот рынок, где произошли первонача изменения.
Результатом межрын-х взаимодействий по каналам прямых и обратных связей явл достижение стабильного общего равновесия.
Общее равновесие – это такое сост-е экономики, при кот на всех рынках одновременно уст-ся равенство спроса и предложения как итог взаимного влияния рын цен.
Возможность общего эк равновесия математически обосновал Л. Вальрас.По мнению Л. Вальраса, рын система в состоянии самостоятельно, без вмешательства гос-ва решить проблему общего эк равновесия. Она делает это постепенно,в процессе проб и ошибок.
Эти положения развил В. Парето. Он показал, что установление общего эк равновесия неотделимо от достижения равного благосостояния для всех субъектов рын отношений. Оно достигается тогда, когда пр-во и распределение невозможно изменить так,чтобы благосостояние хотя бы одного субъекта улучшилось без ухудшения положения других. Такое состояние эк-ки называется Парето-оптимальным.
Если исходить из того, что объемы пр-ва эк благ и объемы производственных ресурсов фиксированы, а все рынки действуют в условиях соверш конкуренции, установлением общего равновесия достигается эффективность в пр-ве, обмене и структуре выпуска. Эффективность пр-ва (Парето-эффективность) имеет место тогда, когда уже невозможно перераспределять наличные ресурсы так, чтобы ув-е выпуска одного эк блага не повлекло за собой уменьшение выпуска другого.
Состояние эк-ки считается эффективным по Парето в распределении (обмене) благ между потребителями, если невозможно перераспределить блага таким образом, чтобы благосостояние хотя бы одного из них увеличилось без уменьшения благосостояния других.
Поскольку на общее эк равновесие оказывает влияние и структура выпуска, то принцип Парето-оптимальности касается и ее.
Структура выпуска считается эффективной, если невозможно повысить благосостояние хотя бы одного из потребителей, не понизив благосостояние других путем изменения комбинации (структуры) выпускаемой пр-ции.
В кач-ве инструмента анализа пр-ва и распределения благ и ресурсов в эк-ке, кот бы соответствовали Парето-оптимуму, используется диаграмма (ящик, коробка) Ф. И. Эджуорта. Именно с пом этой диаграммы доказ-ся, что в состоянии общего равновесия достигается Парето-эффективность в пр-ве, потреблении и структуре выпуска. Иными словами, все рын конкурентные равновесия эффективны по Парето. Это утверждение наз-ся первой теоремой эк теории благосостояния. Она характеризует одно из важнейших преимуществ конкурентного рын механизма – никто из эк субъектов ничего не теряет в рез-те рын обмена. Положение одних субъектов ухудшается не за счет положения др субъектов, а только за счет повышения эф-ти распределения благ и ресурсов.
29. общественное благосостояние, эффективность и справедливость
В состоянии общего эк равновесия произведенные блага в соответствии с Парето-оптимумом распределяются эффективно и кажд участник рын отношений максимизирует свое благосостояние (индивидуальную полезность) при данном уровне своего дохода. Но это не значит, что благосостояние всего общества как единого соц организма также при этом достигает своего максимума. Во-первых, очень трудно определить уровень общественного благосостояния, поскольку оно не сводимо к простой сумме благосостояния (индивидуальных полезностей) членов общества. Каждый человек оценивает собственное благополучие по-своему, исходя из семейных традиций, личных предпочтений и установок. Во-вторых, уровень общественного благосостояния во многом зависит от того, как распределяются блага между членами общества, в какой мере это распределение отвечает их представлениям о социальной справедливости.
Существует несколько осн подходов к проблеме справедливости: рыночный, эгалитаристский, роулсианский и утилитарный.
Рын подход исходит из того, что социальная справедливость – это равенство возможностей, а не равенство результатов. Источник благосостояния индивида – обладание опред ресурсом пр-ва, за кот уплачена наиб цена, что обеспечивается механизмом конкурентного рынка. Обладатель полученного таким образом ресурса заинтересован в его эффективном использовании.
В то же время рын регулир-е не исключает колоссального соц неравенства, на одном полюсе кот вызывающая роскошь немногих, на другом – беспросветная нищета миллионов. Вряд ли можно признать при таком положении дел высоким уровень общественного благосостояния.
Эгалитаристский (от франц. egalite – равенство) подход явл своего рода реакцией на то соц неравенство, кот вызывают рын отношения. С точки зрения эгалитаристов, в обществе должно иметь место равенство не только возможностей, но и результатов (доходов), что способствует росту общественного благосостояния. Но поскольку, с др стороны, равное распределение снижает мотивацию к эффективному использованию ресурсов, происходит снижение общественного благосостояния. Поэтому так называемые умеренные эгалитаристы считают допустимым некоторое соц неравенство.
Роулсианский подход, названный так по имени предложившего его американского философа Дж. Роулса, является своеобразной разновидностью эгалитаризма. По Роулсу общественное благосостояние повышается только в том случае, если растет благосостояние наименее обесп-х слоев общества. Иными словами, распределение считается справедливым только в той мере, в какой оно способствует максимизации полезности (дохода) самых необеспеченных индивидов, от чего выигрывает общество в целом.
Утилитаристский (от лат. utilitas – польза, выгода) подход полагает возможным межличностное сравнение индивидуальных полезностей, сумма кот представляет собой общественное благосостояние. Понимая, однако, что из одного и того же дохода бедные и богатые слои общества извлекают разную полезность, утилитаристы считали справедливым некот перераспределение доходов с пом гос-ва. Мерой успеха такого перераспределения, по их мнению, явл рост эф-ти пр-ва и обусловленное им повышение общественного благосостояния.
При всей разнице в подходах к опред-ю соц справедливости и ее влияния на общественное благосостояние приверженцы каждого из этих подходов едины в одном – поиск компромисса между эк ростом и равенством, эффективностью и справедливостью должен вестись в рамках рын эк-ки.
Иной вопрос, что если до вступления эк субъектов в отношения рын обмена распред-е благ, было неравномерным, то неравномерным будет и конечное, достигаемое на основе этого обмена распределение. Поэтому Парето-эффективное распределение благ, являющееся результатом конкурентного рын механизма, может означать неприемлемую для общества степень соц неравенства.
Однако следует учитывать, что любой желательный вариант Парето-эффективного распределения благ достижим при стремлении конкурентного рынка к общему равновесию. Это положение называется второй теоремой эк теории благосостояния.
След-но, гос-во должным образом перераспределяя запас благ (дохода) или ресурсов, кот эк субъекты предъявляют к обмену, может настроить рын механизм на достижение более приемлемых, с общественной точки зрения, вариантов распределения, сделать его более эффективным.
Так, проблемы эк эф-ти и соц справедливости могут решаться с пом различных механизмов. Гос-во может, в частности, через налоговую систему перераспределять ресурсы (доходы), исходя из представлений о соц справедливости, а рынок – обеспечить их эффект использ-е.
30.Фиаско рынка и необх-ть гос.регулир-я
Рын эк-ка явл эффективной моделью хоз с точки зрения рац распред-я ресурсов. Это на сегодняшний день лучшая модель хозяйствования, имеющаяся у человечества.
Стремление к удовлетворению собственных потребностей у дом хозяйств (потребителей), к максимизации прибыли у фирм приводит к ув-ю эф-ти функционирования всей эк-ки в целом.
Тем не менее, рын экономика в чистом виде не явл идеальной. Сущ некот аспекты, кот невозможно решить в рамках рын эк-ки. И тогда на помощь приходит гос-во.
«Провалы» (фиаско) рынка – это проявления неэф-ти рын механизма, случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обесп эффективное распред-е и использ-е ресурсов.
Сущ несколько типов неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:
– монополизация эк-ки;
– внешние эффекты;
– общественные блага;
– несоверш (ассиметричная) инф-ция;
– отчисления на фундаментальную науку;
– нестабильность эк-ки;
– соц защита населения.
Проблема монополизации экки связана с тем, что д-ть монополии имеет значит-е негативные соц-эк последствия.
Эта проблема решается гос-вом с пом антимонопольной политики, кот включ в себя комплекс мер, направленных на снижение этих последствий. К этим мерам относятся: принудительное разукрупнение монополии, контроль над ценовой политикой, использование налогового механизма. Тем не менее, все методы борьбы с монополией и ограничением ее д-ти посредством гос и законодательного воздействия не явл однозначно эффективными. Поэтому зачастую остается единственный способ ограничения монополизации эк-ки – содействие развитию конкуренции. Именно поэтому гос-во должно разработать комплекс мер, содействующих развитию и стимулированию малого бизнеса.
Внешние эффекты (экстерналии) – издержки или выгоды третьих лиц, не учитываемые в ценах.
Защиту третьих лиц и учет их интересов должно на себя возлагать гос-во. Так, положительный внешний эффект может регулироваться посредством сниж-я налогов либо доп субсидиями, а отриц внешний эффект – посредством ув-я налогов.