Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ РАБОТНИКОВ
1.1 Понятие, сущность адаптации персонала
1.3 Объективные и субъективные параметры адаптации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В БАНКЕ
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности организации
2.2 Анализ состава, структуры и движения кадров организации
2.3 Оценка системы адаптации персонала
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
Визуализированы полученные данные на рис 2.6.
Рис. 2.6 – Приверженность сотрудников к компании.
Таким образом, у сотрудников организации приверженность к организации выражена в недостаточной степени, причем организация как ценность воспринимается среди коллектива подавляющим меньшинством. Более всего сотрудники удовлетворены корпоративной культурой, которую приемлют более половины респондентов.
Трудовая дисциплина.
Трудовая дисциплина, а именно, низкое количество опозданий, выполнение задач в оговоренные сроки можно оценить как хорошее, что является результатом жесткого контроля со стороны руководства. Для контроля за работой сотрудников ведется постоянное наблюдение посредством программы, объединяющей ряд показателей труда сотрудников и информирующая руководство обо всех выполняемых действиях в режиме реального времени. Кроме того, работа сотрудников фиксируется камерами видеонаблюдения с записью, что повышает уровень трудовой дисциплины. Все опоздания фиксируются информационной системой компании автоматически, что исключает возможность утаивания нарушения. В случае нарушений трудовой дисциплины (опоздания, нахождение на рабочем месте в неподобающем внешнем виде и т.д) сотрудник обязан предоставить объяснительную записку, указывая причины нарушения, и в случае признания причин нарушения неуважительными, на сотрудника накладывается штраф в соответствии с Табелем штрафов и взысканий.
Экономические показатели эффективности сотрудников:
Эффективность работы сотрудников оценивается относительно выставленного плана на каждый месяц. Расчет вознаграждения ведется суммированием окладной части и бонусной части, которая складывается из премии за успешное прохождение аттестации и процента от выручки перевыполнения плана.
Таким образом, результат анализа деятельности компании «ОАО «Альфа банк»», выявил проблемы функционирования персонала компании и возможные пути решения проблем.
Проблемы:
- Преобладающее большинство сотрудников с малым стажем работы в компании.
- Очень высокая текучесть персонала, которая сказывается на качестве работы коллектива.
- Высокая степень неудовлетворенности потребностей в безопасности и социальных потребностей.
- Низкий уровень образования сотрудников
- Низкий уровень стимулирования сотрудников (материальной и нематериальной).
- Недостаточное внимание уделяется вопросу развития и обучения сотрудников.
Сильные стороны компании:
- Молодой состав коллектива.
- Высокий уровень дисциплины и уровень выполнения норм.
- Разработанная система материального стимулирования.
На основании полученных данных возможно заключить, что проблемы, существующие в компании вызваны проблемами в обучении, удержании сотрудников и их эффективной ассимиляции в коллективе. Несмотря на десятилетнюю историю существования организации «ОАО «Альфа банк»», в управлении сотрудниками и эффективностью экономическими показателями производительности труда полностью отсутствует система адаптации персонала. В соответствии с этим, огромную важность представляет собой разработка и внедрение системы адаптации сотрудников, которая позволит снизить текучесть персонала, сократить сроки врабатываемости и сниженной эффективности труда, уменьшит количество допускаемых в работе ошибок.
2.3 Оценка системы адаптации персонала
Совокупную выборку составили 25 респондентов - персонал службы управления персоналом коммерческого банка.
По результатам применения методики К. Роджерса и Р. Даймонд установлено, что 88,0% (22 человека) респондентов с признаками низкого уровня адаптации (таблица 2.7). Возможно, это связано с неудобными рабочими местами, с недостаточной обеспеченностью необходимыми материалами, с неясной перспективой карьерного роста, непонятными должностными обязанностями, с неудобным режимом работы, высокими требованиями к работе, низкой заработной платы и т.д. У работников банка присутствуют данные и по «среднему» уровню социальной адаптации, а именно 12,0 % респондентов. Следует отметить, что высокий уровень адаптации среди всех работников отсутствует.
Таблица 2.7 - Выраженность уровней социально-психологической адаптации персонала коммерческого банка
Уровни социально-психологической адаптации |
Значение |
|
% |
чел. |
|
низкий |
88,0 |
22 |
средний |
12,0 |
3 |
выше среднего |
- |
- |
высокий |
- |
- |
Банковская сфера ассоциируется с закрытой системой, с престижным имиджем и высокими требованиями к сотрудникам. В банках работают люди с высоким уровнем ответственности, которые ценят свое рабочее время, во многих вещах они щепетильны и готовы постоянно работать для будущего карьерного роста. Таким образом, теоретически, сотрудник банка осмысленно и самостоятельно выбрал свой профессиональный путь. Но по результатам использования методики Л.Б. Шнейдер лишь 8,0% респондентов (2 человека) достигли статуса достигнутой профессиональной идентичности (таблица 2.8).
Таблица 2.8 - Выраженность статусов профессиональной идентичности сотрудников регионального филиала ОАО «Альфа банка»
Статус профессиональной идентичности |
Значение |
|
чел. |
% |
|
преждевременная |
5 |
20,0 |
диффузная |
2 |
8,0 |
мораторий |
8 |
32,0 |
достигнутая позитивная |
2 |
8,0 |
гиперидентичность |
8 |
32,0 |
Для сотрудников коммерческого банка наиболее характерен статус мораторий идентичности, который по своим основным характеристикам относится к кризисному состоянию профессионала. Специалисты более подвержены состоянию неопределенности. Во многих аспектах им не нравится собственная работа, профессия. Они стараются избегать исполнения профессиональных обязанностей, так как находятся в состоянии поиска.
Признаками статуса гиперидентичности обладают 32,0% респондентов (8 человек). С одной стороны, основными характеристиками выступают абсолютное отрицание своего потенциала, своих способностей, избегание возможностей проявить себя. С другой стороны, человек позиционирует себя как незаменимого профессионала, с безграничными амбициями. Такие профессионалы буквально «пойдут по головам», ради достижения своих целей. Они карьеристы, они могут быть не доброжелательны с трудовым коллективом, но в работе они не допустят каких-либо изъянов.
Идентичность представляет собой феномен отождествления себя с профессией, профессиональной группой. Лояльность схожий феномен. Подразумевается как благожелательное отношение персонала к руководству, сотрудникам, соблюдение формальных и неформальных профессиональных норм, правил и обязанностей, установленных в организации. Около 60,0% сотрудников, рассматриваемой организации, осознают ответственность за свою организацию, максимально мотивированы и предельно эффективны (таблица 2.9).
Таблица 2.9 - Выраженность показателей (%) организационной лояльности сотрудников коммерческого банка
Уровни организационной лояльности |
Значение |
|
% |
чел. |
|
низкий |
8,0 |
2 |
средний |
24,0 |
6 |
высокий |
68,0 |
17 |
В коммерческом банке 24,0% (6 человек) специалистов выделяется со средним уровнем лояльности. Сотрудники, лояльные к компании на таком уровне, с энтузиазмом или как минимум без затруднений участвуют в формальных и неформальных мероприятиях организации (благотворительные акции, корпоративные вечера).
У специалистов коммерческого банка также наблюдается невысокий процент низкого уровня лояльности - 8,0% (2 человека). Возможно, это связано с тем, что данные сотрудники недавно включились в работу организации и не освоились. Им сложно проявить себя, из-за непонимания ценностей компании, ее миссии, основ организационной культуры. Таким образом, чтобы не казаться «белой вороной» они могут проявлять лояльность только с помощью корпоративных атрибутов - одежды, определенных канцелярских товаров и т.п.
Для исследования роли профессиональной идентичности и организационной лояльности в процессе адаптации мы использовали корреляционный анализ взаимосвязи данных рассматриваемых феноменов (таблица 2.10).
Таблица 2.10 - Корреляционная матрица взаимосвязей (г) показателей профессиональной идентичности, организационной лояльности и социальной адаптации
Социальная адаптация (n=25 чел.) |
|
Профессиональная идентичность |
-0,209 |
Организационная лояльность |
0,432 * |
Таким образом, для сотрудников регионального филиала ОАО «Альфа банка» характерна взаимосвязь: для них достижение адаптации непосредственно связано с проявлением лояльности к организации и к системе менеджмента (г= 0,432; p<0,05). Работник, который положительно оценивает заботу и справедливость решений руководства по отношению к сотрудникам, намного легче преодолевает процесс адаптации. Противоположная ситуация происходит, если сотрудники банка демонстрируют низкий уровень лояльности, тем самым продолжительность процесса адаптации увеличивается.
Работник рассматривает себя, в первую очередь, как профессионала, который может позволить себе автономное мнение, отличающееся от мнения руководства. Несмотря на свою профессиональную самостоятельность, в процессе социальной адаптации он демонстрирует сохранение своего собственного «Я», в процессе происходящих изменений вокруг. Он не хочет меняться, подстраиваться в силу своих принципов и личных приоритетов.
С одной стороны, это говорит об устойчивых профессиональных ценностях, которые работник стремится сохранить. С другой стороны, в силу сложившихся условий на рынке труда, которые требуют боле гибкие кадры, способности такого сотрудника не понадобятся в связи с его узкой специализацией.
Менеджер по персонал должен уделять внимание таким сотрудникам и способствовать реализации их нужных идей. Их активность следует поощрять ответными действиями. Потому что общее взаимодействие активных работников и руководства в решении тех или иных проблем, во многом может повлиять на эффективность и успешность результата деятельности.
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
Эффективность первичной адаптации во многом зависит от соблюдения ее технологии. Под тех-нологией адаптации персонала будем понимать ряд этапов, включающих набор определенных методов и мероприятий. Ю.Н. Лачугина выделяет пять этапов адаптации персонала: Первый этап. Подготовительный этап (реализуется до выхода сотрудника на работу).
Руководитель подразделения проводит беседу с сотрудниками о приходе нового работника.
Подготовка рабочего места.
Второй этап.
Введение в организацию (1–2 дня).
Менеджер по персоналу проводит ознакомительную беседу.
Выдача «книги сотрудника» (welcome-book), проведение welcome-тренинга.
Знакомство с подразделениями организации.
Размещение информации о новом сотруднике (на внутреннем сайте компании, корпоративном бюллетене, стенде).
Получение обратной связи от сотрудника.
Третий этап.
Введение в подразделение (1–2 недели).
Новый сотрудник более подробно знакомится с технологиями и процедурами работы подразделения, в котором ему предстоит работать. Изучение положения об отделе и должностной инструкции сотрудника.
Назначение наставника.
Четвертый этап. Введение в должность (2–3 месяца). Плановые встречи с непосредственным руководителем.
Составление плана работы на испытательный срок.
Прохождение внутри компании дополнительного обучения.
Пятый этап.
Поддерживающий этап (3–6 месяцев).
Разработка мероприятий на основе личного плана профессионального и служебного развития сотрудника.
Современные специалисты по управлению персоналом к мероприятиям первичной адаптации можно относят:
1. Тренинги:
Командообразование;
Коммуникативные;
Личного роста.
2. Мероприятия вовлечения:
Мини-совещание;
Деловые игры;
Совместные кофе-брейки.
3. Мероприятия сопровождения:
Индивидуальная передача знаний;
Передача ценностей;
Инструктаж на рабочем месте.
В рамках исследования был проведен анализ системы первичной адаптации персонала ОАО «Альфа банка». Используемые методы исследования: анализ документов, собеседование с персоналом, наблюдение.