Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Внутренняя среда организации)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация существует и функционирует в среде. Действие всех организаций допустимо только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником жизни для организации. Она заключает в себе силы, необходимые для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем. Внешняя среда питает организацию ресурсами. Организация постоянно находится в состояние обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Основной задачей данной курсовой работы будет рассмотрение элементов внутренней и внешней среды организации, которые находятся в постоянном взаимодействие. А также оценка и анализ этих факторов с помощью различных методов.

В первой главе будет объяснена внутренняя среда организации, описаны основные составляющие организации, такие как кадры, технология, структура, цели и задачи. Будет подчеркнута взаимосвязь всех элементов организации и влияние на них факторов внешней среды

Как уже указывалось, на организацию влияют большое количество факторов внешней среды. Во второй главе будут раскрыты основные факторы среды прямого и косвенного воздействия и международного окружения. Так же как и элементы внутренней среды внешние факторы тесно взаимосвязаны и обладают рядом характеристик, которые будут раскрыты в этой главе.

В последней главе будет разобран такой аспект как, стратегическое планирование как анализ внешней и внутренней среды. Анализ среды обязателен для выявления стратегии поведения предприятия и применение этой стратегии в жизнь. Таким образом, целью данной работы является изучение внешнего окружения и внутренней среды организации для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности компании.

Данная тема является актуальной, как и вся теория менеджмента. В новой эпохи наша страна должна научиться жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условием этого является высококвалифицированные управленцы. Умение выделять и анализировать элементы организации и внешние составляющие является залогом успеха фирмы.

Целью работы является изучение внутренней и внешней среды организации.

Для достижения поставленной цели в курсовой необходимо решить ряд следующих задач:

  • Изучить внешнюю среду и ее составляющие;
  • Дать характеристику внутренней среде организации;
  • Провести анализ внутренней и внешней среды.

Объектом курсовой работы является организация как сочетание всех компонентов. Предметом является внешняя и внутренняя среда, как один из компонентов организации.

При написании работы были использованы научный труды как российских, так и зарубежных авторов. А так же были использованы различные методы исследования, основными из которых являются изучение и анализ.

1.Внутренняя среда организации

1.1 Внутренние переменные

Менеджер формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять, знать и использовать их.

Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. [3, c.57] Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные чаще всего являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководителем. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе.

Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди [1, c.85].

Цели

Организация, по определению, это по крайней мере 2 человека с осознанными общими целями. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Специалисты утверждают, что правильное формулировка целей и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения[15, c.376].

Основной целью работы большинства организаций является получение прибыли. Прибыль это ключевой показатель организации. Принятый в 1995 г. Гражданский кодекс России (ст. 50 ч. I) зафиксировал, что основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли. Выделяют три основных типа ориентации организации на прибыль:

· ее максимизацию;

· получение «удовлетворительной» прибыли, т.е. суть состоит в том, что при планировании прибыли она считается «удовлетворительной», если будет учитываться степень риска;


· минимизацию прибыли. Этот вариант обозначает максимизацию минимума ожидаемых доходов наряду с минимизацией максимума потерь[5, c.303].

Но не у всех организаций получение прибыли является главной целью. Это касается некоммерческих организаций, например церквей, благотворительных фондов. Однако, как и в предыдущих случаях, фирма может существовать только в условиях ее прибыльности. Только вместо максимизации дохода рост нормы прибыли выражен в других показателях:

· удовлетворение потребителя или пользователя услуг;

· позиция на рынке, часто связанная с желанием рыночного лидерства;

· условия благосостояния работающих и развитие хороших отношений среди персонала;

· публичная ответственность и имидж организации;

· техническая эффективность, высокий уровень производительности труда, придание особого внимания научным исследованиям и разработкам;

· минимизация издержек производства и т.д.[6, c.68].

Это разнообразие направленности деятельности простирается дальше, поскольку крупные организации имеют много целей. Для того чтобы полу-чать, например, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких обла-стях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготов-ка и отбор руководителей и даже социальная ответственность. Некоммерче-ские организации тоже имеют разнообразные цели, но, вероятно, будут больше уделять внимания социальной ответственности. Ориентация, опреде-ляемая целями, пронизывает все последующие решения руководства[8, c.102].

В подразделениях, так же как и во всей организации необходима выра-ботка целей. Например, целью финансового подразделения может быть

уменьшение кредитных потерь до 1% от суммы продаж. Подразделение мар-кетинга в той же организации может иметь целью сокращение количества жалоб потребителей на 20% в следующем году. Цели подразделений в раз-личных организациях, которые имеют сходную деятельность, будут ближе между собой, чем цели подразделений в одной организации, занимающихся различными видами деятельности. Нужно не забывать, что цели подразделе-ний должны составить конкретный вклад в цели организации как целого, а не вступать в противоречие с целями других подразделений [19, c. 213].

Структура

Структура организации отражает образовавшиеся в организации выделе-ние отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объ-единение подразделений в единое целое.

Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, кото-рая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации [13, c.103].


Одной из основных концепций, имеющих отношение к структуре являет-ся специализированное разделение труда. В большинстве современных орга-низаций разделение труда вовсе не означает случайного разделения работ между имеющимися людьми. Характерной особенностью является специали-зированное разделение труда – закрепление данной работы за специалиста-ми, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения органи-зации как единого целого. В пример можно привести разделение труда меж-ду экспертами по маркетингу, финансам и производству [25, c. 301].

На данный момент во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным лини-ям. Если организация достаточно большая, специалистов обычно объединя-ют в пределах одной области для более качественного функционирования. Одним из самых главных вопросов для организации является вопрос, как именно осуществить разделение труда в организации.

Не менее важно и то как осуществляется вертикальное разделение труда. Вертикальное разделение труда необходимо для успешной групповой рабо-ты. Центральной характеристикой вертикальной иерархии является фор-мальная подчиненность лиц на каждом уровне. Лицо, находящееся на выс-шей ступени, может иметь в своем подчинении нескольких руководителей среднего звена, представляющих различные функциональные области. Эти руководители, в свою очередь, могут иметь в подчинении несколько линей-ных руководителей. Число лиц, подчиненных одному руководителю пред-ставляет сферу контроля. Различают широкую и узкую сферу контроля в за-висимости от числа подчиненных. Обычно узкой сфере контроля соответ-ствует многоуровневая структура, а широкой – плоская структура управле-ния [30, c.301].

Не существует идеальной сферы контроля. Многие переменные внутри организации и снаружи могут влиять на нее. Кроме того, ни сфера контроля, ни «высота» структуры не показатель величины самой организации [17, c. 305].

Необходимость в координации, существующая всегда, становится поис-тине насущность, когда работа четко делится и по горизонтали, и по вертика-ли, как это имеет место в крупных современных организациях. Если руко-водство не создаст формальных условий и механизмов координации, люди не смогут качественно выполнять работу вместе. Без условий координации и механизмов позволяющие контролировать работников, функциональные зо-ны и отдельные лица легко могут сосредоточиться на обеспечении своих собственных интересов, а не на интересах организации в целом [37, c. 408].


Формулирование и сообщение целей организации в целом и каждого ее подразделения представляет собой лишь один из многочисленных механиз-мов координирования. Каждая функция управления играет определенную роль в координировании специализированного разделения труда. Руководи-

тель должен всегда ставить перед собой четкие ,конкретно поставленные це-ли , для реализации этих целей в пределах организации [2, c.452].

Задачи

Еще одним направлением разделения труда в организации является фор-мулирование задач. Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки [20,c.285]. С одной стороны задачи предписыва-ются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение поставленных целей организации. Считается, что, если задача выполнится в поставленные сроки и все условия соблюдены , то цель выполнена.

Задачи организации традиционно делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами, информацией. Например, на обычном заводском кон-вейере работа людей состоит из работы с предметами. Задача же мастера – это в основном работа с людьми. В то же время задачи казначея корпорации в основном связаны с информацией [14, c. 313].

Два важных момента в работе – это частота повторения данной задачи и время, необходимое для ее выполнения. Машинная операция, например, мо-жет состоять в выполнении задачи по изготовлению деталей тысячу раз в день. Чтобы выполнить каждую операцию, требуется всего лишь несколько секунд. Исследователь решает разнообразные и сложные задачи, и они могут вовсе не повторяться ни разу в течение дня, недели или года. Так же и по времени выполнения задач исследователю может понадобиться от несколь-ких часов , до нескольких дней. Можно сделать вывод ,что управленческая работа является менее монотонной , не несет повторяющийся характер и сро-ки выполнения той или иной задачи могут варьироваться и никогда не будут конкретными .

Изменения в характере и содержании задач тесно связано с эволюцией специализации. Как показал в своем знаменитом примере о производстве бу-лавок Адам Смит, специалист может существенно увеличить производитель-ность труда [27, c.201]. В нашем веке технологические нововведения и систем-ное сочетание техники и специализации труда сделали специализацию задач углубленной и сложной до такой степени, о которой и думать не мог Смит.