Файл: Роль и значение системы управления персоналом в системе управления организацией.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы в том что, в современных условиях глобальной конкуренции, когда едва ли не все корпорации обладают доступом к одним и тем же технологиям, невозможно отрицать тот факт, что реальная разница в достижении целей организации создается за счет человеческих ресурсов. По сути, персонал организации является основным фактором, определяющим её успех в долгосрочной перспективе. Однако, реальность такова, что большинство современных предприятий не в состоянии эффективно использовать потенциал своих сотрудников. Применяемые ими методы управления персоналом не обеспечивают требуемых организацией производительности, качества, изобретательности, не удовлетворяют самих работников. Эффективное управление персоналом является сегодня исключением, чем правилом. Большинство современных организаций по-прежнему используют традиционную систему управления персоналом, возникшую в советский период истории страны. В действительности подобные методы управления эффективны лишь для организаций, работающих на стабильных рынках. Однако эти методы не обеспечивают необходимого уровня эффективности, какой необходим для успешной работы в современных изменившихся условиях. Переход к рыночной экономике поставил ряд принципиально новых задач, важнейшая из которых – максимально эффективное использование кадрового потенциала. Причем, это актуально не только для общества в целом, но и в большей степени для каждого предприятия, фирмы, организации.

Если в 70-е годы приоритетом пользовались такие мероприятия, как улучшение информационного обеспечения, повышение надежности и скорости работы оборудования, рост объема производства на основе экономии материальных ресурсов, то в настоящее время акценты смещаются на повышение степени вовлечения персонала в процесс разработки и принятия решений, подготовку и повышение квалификации, совершенствование систем оценки персонала.

Таким образом, все описанное выше говорит о явной необходимости глубокого изучения современных методов управления персоналом организации, в особенности экономических и социально психологических методов, т. к. они имеют ряд значимых преимуществ. Например, экономические методы стимулируют проявление инициативы, творчества, используются рыночные механизмы в межличностных отношениях, и субъект и объект управления обладают достаточной свободой для реализации своих интересов, происходит активизация трудовых отношений. Психологические методы, в свою очередь, имеют следующие плюсы: не требуют материальных затрат, включаются социально-психологические механизмы мотивации.


Именно поэтому передовые организации начинают создавать системы управления персоналом, построенные на иных принципах, стимулирующие гибкость, скорость, изобретательность. К тому же выбора у современных руководителей нет – или их организации пойдут на перемены, или будут раздавлены конкуренцией. Управление персоналом в новых условиях представляет собой процесс воздействия организации на ее сотрудников с помощью специальных методов, направленных на достижение определенных целей организации. Именно о них будет написано далее.

Знание этих методов просто необходимо руководителям современной фирмы. В данной курсовой работе углубленно описаны механизмы действия социально-психологических и экономических методов, а также раскрыт вопрос о философии и концепции управления персоналом. Эти два понятия также играют большую роль в обеспечении эффективности протекания большинства процессов на уровне фирмы и в их результативности.

Над технологией эффективного менеджмента работали такие ученые, как Албастова Л. Н., Пиличев А. В., Дохолян С. В., Алиев В. Г.. Веснин В. Р., Мордовин С. К., Никитина И. А., ГерасимовБ. Н. и многие другие.

Цель данной курсовой работы – провести анализ и исследовать психологические методы поддержки организации ООО «ЛИНКОМ»

Задачами данной курсовой является: раскрытие понятия управления персоналом; описать психологические методы управления; объяснить принципы их действия в организации; доказать важность использования этих методов для эффективного функционирования современной организации.

Объект исследования: сотрудники организации.

Предмет исследования: психологические особенности персонала (соответствие типа личности организационной среде, уровень стрессоустойчивости сотрудников, уровень сформированности коммуникативных навыков, уровень конфликтности личности, психологический климат в организации).

Методики исследования были использованы опросники а также методы эмпирического исследования.

Полученные данные позволили обосновать выводы и разработать предложения с учетом материалов периодических изданий.

Теоретические основы управления персоналом


Роль и значение системы управления персоналом в системе управления организацией

В современных условиях экономики, проблема обеспечения высококвалифицированными кадрами становится особенно актуальной, что обусловлено, с одной стороны, естественными факторами, такими как старение и миграция рабочей силы, с другой стороны, это изменение требований к качеству продукции и позиционирования организации. Недостаток кадровых ресурсов (управленческое звено, специалисты и работники основного и вспомогательного производства) ведет к снижению показателей эффективности финансово-экономической деятельности и, как следствие, снижению конкурентоспособности предприятия на рынке[1]. На основе анализа распределения трудовых ресурсов установлено, что при уменьшении общего числа трудовых ресурсов в государстве, количество предлагаемых вакансий для высококвалифицированных специалистов, в первую очередь из числа рабочих специальностей, увеличивается. Нехватка кадров рабочих специальностей обусловлена сокращением выпуска специалистов этих специальностей[2].

В различных научных источниках представлены различные точки зрения, определяющие термин «управление персоналом», в которых акцентируется внимание на различных аспектах данного понятия: организационных (целях и методах, обеспечивающих достижение управленческих целей) и содержательных аспектах (функции управления)[3].

Так, А.А. Лобанов, Дж. М. Иванцевич определяют, в своем труде «Человеческие ресурсы управления», управление персоналом как деятельность, выполняемую на предприятиях, способствующую наиболее эффективному использованию людей (работников) для достижения организационных и личных целей[4].

В свою очередь, Е.В. Маслов, и А.Я Кибанов указывают, что управление персоналом представляет собой системное воздействие взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер для использования трудовых качеств работника (рабочей силы) в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития занятых на нем работников[5].

При анализе зарубежных источников достаточно часто встречается термин personnel administration (администрирование персонала, кадровое администрирование, управление кадрами) который рассматривает набор, расстановку, подготовку и использование персонала, а также отношения между административным персоналом и подчиненными.


Наряду с этим, используется термин Personnel management (управление персоналом, кадровый менеджмент) определяющий систему подбора, подготовки, оплаты, условий труда, техники безопасности, а также вопросы взаимоотношений администрации и работников.

Также, в терминологии используется термин Personnel relation (кадровые отношения) определяемый как отношения с персоналом, включающие внутриорганизационный PR и конфликт-менеджмент.

Human resource management (HR-management) (Управление человеческими ресурсами) опирается на концепции управления человеческим капиталом, т.е потенциала знаний, умений, навыков и способностей[6].

При определении содержания понятия «управление персоналом» авторами делается акцент на наиболее важных, на их взгляд, сторонах вопроса:

  • комплекс экономических, организационных и социально-психологических методов, которые обеспечивают конкурентоспособность организации, а также эффективность деятельности работников;
  • мотивационные установки персонала в соответствии со стоящими перед организацией задачами;
  • обеспечение необходимым количеством персонала, для реализации производственных функций;
  • степень и сроки реализации задач, поставленных административным аппаратом, управленческая деятельность, которая способствует достижению целей организации за счет эффективного использования персонала;
  • управленческая деятельность, структурными элементами которой являются: определение потребности в персонале, его привлечение и развитие, высвобождение работников путем изменения технологии и структурирования работ, система мотивации, управления затратами и контроллинга персонала;
  • систематическое воздействие на процессы развития рабочей силы путем управленческих мероприятий, направленных на организацию условий для максимально эффективного использования трудового потенциала работников и всестороннего их развития[7].

Показателем эффективности управления персоналом, при этом выступает достижение целей организации объем реализации, сокращении затрат на персонал и себестоимость единицы продукции[8].

На основе выше перечисленных определений можно определить, что управленческая деятельность, направлена на стимулирование персонала для достижения результатов и максимальной эффективности деятельности предприятия[9].

При этом управление персоналом складывается из совокупности следующих элементов системы управления:


1. Кадровая политика организации (принципы расстановки, подбора и отбора персонала; условия найма, перевода и увольнения кадров; обучение, повышение квалификации, подготовка и переподготовка персонала; методы оценки персонала).

2. Оплата и стимулирование труда (формы организации оплаты труда; оценка и пути повышения производительности труда; система экономического и материального стимулирования труда).

3. Отношения в коллективе (управление персоналом и методы его включения в процессы управления; значение рабочих групп в управленческом процессе; система взаимоотношений в организации; роль профсоюзов в управленческих решениях).

4. Социально-психологические аспекты управления персоналом (мотивация персонала, условия для реализации инновационных предложений работников; корпоративная культура предприятия; взаимосвязь эффективности системы управления персоналом и производственносбытовой деятельности)[10].

Концентрация усилий на осуществлении определенных стратегий и оперативных задачах и программах, распределенных по целям и периодам реализации осуществляется в результате эффективной системы управления, при этом ее эффективность определяется эффективным использованием умственных и физических возможностей персонала.

Наиболее важной целью создания эффективной системы управления персоналом является максимальное сближение интересов администрации и учредителей с интересами персонала, связанные с его профессиональной деятельностью[11]. Являясь составным элементом системы управления, персонал также выступает важным взаимосвязывающим элементом процесса производства.

Принято выделять следующие основные концепции (подходы) к определению понятия «управление персоналом»: Институциональная концепция формирования систем управления персоналом. Здесь, управление персоналом выступает как деятельность субъектов управления (службы управления персоналом, руководители высшего звена управления, линейные службы, выполняющие функции управления по отношению к своим подчиненным), направленная на достижение стратегических целей организации и реализацию оперативных задач путем эффективного использования персонала.[12]

Содержательная (функциональная) концепция формирования системы управления персоналом опирается на специфику функций управления персоналом, разработку целей и задач деятельности персонала.