Файл: Специфика человеческого ресурса как объекта менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

1.1. Специфика человеческого ресурса как объекта менеджмента

1.2. Сущность менеджмента человеческих ресурсов

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕНЕДЖМЕНТА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ООО «МРК»

2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия ООО «МРК»

2.2. Анализ кадровых показателей предприятия ООО «МРК»

2.3. Анализ организации системы менеджмента человеческих ресурсов в компании

2.3.1. Анализ мотивации

2.3.2. Анализ найма персонала

2.3.3. Анализ обучения персонала

2.3.4. Анализ процессов аттестации персонала

2.3.5. Анализ организации оценки сотрудников в процессе аттестации в ООО «МРК»

2.4. Анализ кадровой работы

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ КОМПАНИИ ООО «МРК»

3.1. Общие рекомендации по совершенствованию менеджмента персонала ООО «МРК»

3.2. Мероприятия по совершенствованию мотивации персонала компании

3.3. Совершенствование системы обучения

3.4. Мероприятия по совершенствованию методов оценки сотрудников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Эффективный менеджмент человеческих ресурсов помогает в короткие сроки достичь стратегических целей, создать условия для экономического роста и развития предприятия. Сотрудники рассматриваются в качестве основного объекта, позволяющего занять первые позиции в конкурентной борьбе. Эффективный менеджмент человеческих ресурсов влияет на все сферы деятельности предприятия. С помощью проработанной системы менеджмента доступно увеличить долю нематериальных и общих активов компании..  

Целью данной работы является исследование менеджмента человеческих ресурсов компании.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1. рассмотреть теоретические основы исследования менеджмента человеческих ресурсов компании;

2. провести исследование менеджмента человеческих ресурсов компании;

3. рассмотреть направления совершенствования менеджмента человеческих ресурсов компании.

В качестве объекта исследования в работе выступает компания ООО «МРК». В качестве предмета исследования в работе выступает менеджмент человеческих ресурсов компании.

Теоретической и методологической основой исследования явились достижения отечественной и зарубежной науки в исследовании управления персоналом. В ходе работы проработана и изучена общая и специальная литература, статьи в периодических изданиях, а также использовалась информация интернет-сайтов.

При написании работы были использованы методы: сравнение, группировка, анкетирование. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

1.1. Специфика человеческого ресурса как объекта менеджмента

Человеческие ресурсы - это определенная совокупность качеств и характеристик человека, которая характеризует его способность к деятельности определенного рода. Кроме того, стоит отметить, что данное понятие может рассматриваться в контексте отдельно взятой организации, региона или же государства в целом[1].


Человеческие ресурсы могут быть рассмотрены с нескольких точек зрения. Так, довольно большой интерес представляет индивидуальный потенциал отдельно взятого человека. Если рассматривать данное понятие в контексте коллектива, то речь пойдет о социально-психологическом аспекте. Если же нужно определить совокупный потенциал общества в целом, то говорят о социологическом исследовании[2].

Человеческие ресурсы организации имеют ряд особенностей, которые отличают их от прочих ресурсов организации: людям свойственно эмоционально и, порой, непредсказуемо реагировать на те или иные изменения в работе предприятия; поскольку человек обладает интеллектом, то он постоянно совершенствует свои знания и навыки, что должно непрерывно подкрепляться усилиями со стороны руководства; работники осознанно подходят к выбору рода своей деятельности[3].

Организации, находящиеся в современных условиях конкуренции и ставящие перед собой задачу удержания рыночной позиции и выживания в долгосрочной перспективе, естественным образом вынуждены максимально полно использовать имеющиеся ресурсы. Помимо таких, не вызывающих сомнения в своей ценности, как материальные, финансовые, информационные ресурсы, существует, как известно, и человеческий ресурс. Отношение к нему на сегодняшний день парадоксально. С одной стороны, каждый руководитель понимает в большей или меньшей степени всю значимость этого уникального ресурса для организации, с другой – именно осознанию его природы не уделяется должного всестороннего внимания[4].

Концепция «управление человеческими ресурсами» означает трансформацию парадигмы управления персоналом (производственно-экономический подход сменился органическим, затем проорганическим и, наконец, гуманистическим). При всей своей инструментальности термин «человеческий ресурс» отражает произошедшие на рубеже XX–XXI веков содержательные изменения в подходах к управлению: персонализацию, антропоцентричность, долгосрочный характер сотрудничества, человек начинает рассматриваться как основа конкурентоспособности организации и ее стратегический капитал[5].

Для решения задачи максимально полного использования человеческого потенциала необходимо учитывать специфические черты этого ресурса как объекта управления. На наш взгляд, они проявляются в следующем:

Сочетание плановости и спонтанности поведения человека в организационной среде.


Работники склонны демонстрировать, с одной стороны, ожидаемое, плановое поведение. Это определяется несколькими субъективными факторами[6]:

- глубиной понимания своей роли в организации;

- индивидуальным уровнем дисциплинированности и исполнительности;

- индивидуальными мотивами и целями;

- уровнем лояльности к организации и руководству;

- степенью заинтересованности в плановом результате.

Есть также и объективные факторы, формирующие желаемое, плановое поведение. К ним можно отнести[7]:

- качество регламентов и инструкций;

- качество целеполагания, которое осуществляется руководителем в рамках функции планирования и, как известно, должно сформировать важную установку трудового поведения – «надо»;

- характер установления поведенческих регуляторов в организации (систем мотивации, контроля и координации).

Спонтанность – другая сторона в поведении человека, и она определяется такими факторами, как склонность к творческой переработке информации и порученного задания; проявление собственной уникальности как исполнителя; включение механизма адаптации к изменившимся условиям; изменение целей и направленности интересов[8].

Эта двусторонняя природа описана известным законом психологии управления – законом неопределённости отклика, согласно которому любое воздействие может вызывать как ожидаемую, предсказуемую реакцию, так и неопределённость реакции. Именно степенью выраженности следствий этого закона определяется реактивность любой системы, в том числе и человека как носителя определённой трудовой функции[9].

Для руководителя такое сочетание плановости и спонтанности поведения работника является, естественно, как источником рисков, так и возможностями обогащения исполнительской и управленческой деятельности творческими, нешаблонными подходами и разрешением нештатных ситуаций. Управленческой проблемой остается нахождение баланса и меры дисциплинарного воздействия, влияния на человека. Таким образом, данное обстоятельство приводит к необходимости рассмотрения следующего противоречия, описывающего особенности управления человеком в организации[10].

Необходимость нахождения баланса между инструментальным и ценностным отношением к человеку.

Сложившиеся два полярных взгляда на человека работающего – как на инструмент для достижения целей организации и как на личность, имеющую особую ценность для организации вследствие уникальности своего потенциала, до сих пор являются наиболее дискутируемыми как в философии управления, так и в практике менеджмента. Абсолютизация одного из подходов неизбежно приводит к разбалансировке организационного поведения и структуры целей. Полярность стилей, которые являются следствием определенного мировоззрения и аксиологической системы руководителя, нашла свое описание в известной концепции «Управленческая решетка Блейка-Моутона» (Blake and Mouton leadership grid)[11].


Выраженный акцент на инструментальном отношении к человеку приводит к повышенной прессинговой, стрессовой, утилитарно-потребительской кадровой политике и организации производства. Возможности развития потенциала человека, таким образом, существенно снижаются в такой не стимулирующей среде[12].

Абсолютизация ценностного отношения ведет не к столь открыто проявляющимся негативным последствиям, но и они имеют место быть. Во-первых, как отсроченный эффект смещения акцентов в сторону психологического комфорта сотрудников вопреки объективным требованиям рациональности организации производственного процесса[13]. Во-вторых, как частый побочный эффект снижения требовательности и преобладания благодушия вместо принципиальности решения рабочих вопросов. Наконец, в-третьих, организационная культура начинает четко приобретать черты « клуба по интересам», нежели организации, созданной для определенной производственной цели[14].

Таким образом, в выработке индивидуального стиля руководства баланс ценностного и инструментального отношения – залог оптимального сочетания индивидуальных и общеорганизационных целей. Это раскрывается в еще одном противоречии[15].

Индивидуальные цели и общеорганизационная цель не всегда конгруэнтны.

Здесь мы имеем ключевое противоречие интересов организации и наёмного работника. Они лежат как в материально-вещественной, так и в социально-психологической и административно-организационной плоскости.

Решить проблемы формирования корпоративного духа и увязывания индивидуальных целей в общую цель организации можно только формированием общепанорамного видения человеком своего места в организации и конкретного механизма реализации своих интересов в процессе работы на общую организационную цель . В противном случае, разрыв установок в сознании будет сохраняться.

Персонал организации – это затратный ресурс, но именно эти затраты наиболее непредсказуемы с точки зрения времени отдачи, вероятности и реальности результата[16].

Финансовые вложения в персонал производятся в виде инвестиций в обучение, развитие, адаптацию, материального стимулирования, и эти затраты объективно необходимы. При отсутствии этих вложений в персонал мы имеем ряд негативных следствий: снижается уровень производительности труда, наблюдается устаревание знаний и деградация трудовых навыков, снижение заинтересованности в работе, потеря организацией своей конкурентоспособности. Но затраты, производимые в рабочую силу, отличаются по уровню риска от подобных затрат в основные фонды[17].


1.2. Сущность менеджмента человеческих ресурсов

Поскольку функционирование любого предприятия основано на человеческом факторе, то появляется объективная необходимость в регулировании данного процесса. Управление человеческими ресурсами ставит своей целью наиболее эффективное использование труда персонала с целью получения максимальной экономической выгоды. Этот процесс основан не только на умении организовать коллектив с количественной и качественной точки зрения, но также и на умении использовать психологические приемы[18].

Каждый менеджер должен быть готовым к тому, что руководство персоналом - это более сложный процесс, чем управление технологической частью производства. Это связано с высокой вероятностью возникновения конфликтных ситуаций как по рабочим, так и по личным вопросам.

Поскольку управление людьми представляет собой достаточно сложную процедуру, то справедливо будет сказать о существовании такого явления, как система человеческих ресурсов. Если рассматривать ее с точки зрения организации, то можно выделить следующие основные задачи: оценка имеющихся ресурсов, а также планирование будущей потребности в них; изучение ситуации на рынке труда; отбор кадров по психологическим и профессиональным характеристикам; принятие мер по повышению эффективности деятельности персонала; изучение уровня жизни работников и действия, направленные на его улучшение; разработка нового или же совершенствование существующего механизма мотивации и стимулирования сотрудников к эффективному труду; поощрение инициативы, а также стимулирование к новаторскому труду[19].

Система управления человеческими ресурсами ставит перед собой две основные цели: непрерывный анализ ситуации с кадрами с целью своевременного обеспечения ими организации; создание для сотрудников максимально комфортных условий, в которых они смогут эффективно реализовать свой трудовой и интеллектуальный потенциал[20].

Функции управления человеческими ресурсами заключаются в практической основе принятия кадровых решений. Необходимо ставить четкие цели и задачи, учитывать все критерии и анализировать перспективы развития. Нельзя в качестве основы управления применять практику волевых решений или интуицию. Предварительно рекомендуется проводить оценку эффективности всех принимаемых решений, осуществлять стратегическое планирование, основываясь осмысленной миссией организации[21].