Файл: Особенности политики мотивации персонала организаций бюджетной сферы (Сущность процесса мотивации).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты мотивации персонала в организации бюджетной сферы
1.1. Сущность процесса мотивации
1.2. Содержательные и процессуальные теории мотивации
1.3. Основные принципы мотивации сотрудников бюджетных учреждений
2. Анализ системы мотивации персонала ДК «Нагорный»
2.1. Общая характеристика системы управления персоналом организации
2.3. Анализ мотивации персонала ДК «Нагорный»
3. Разработка рекомендаций по оптимизации мотивации персонала ДК «Нагорный»
3.1. Программа мероприятий по совершенствованию мотивации сотрудников ДК «Нагорный»
Годовые премии, а также единовременные вознаграждения за выслугу лет (стаж работы), начисленные по итогам года, предшествующего году, в котором сотрудник идет в отпуск, должны быть учтены в расчете отпускных в полном объеме (п. 15 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922). Причем не имеет значения, были эти выплаты начислены в течение расчетного периода или после него, а также перед отпуском или после отпуска. Кстати, в последнем случае отпускные придется пересчитывать.
2) оплату больничного листа по ТК РФ;
Право на получение оплачиваемого больничного листа работниками закреплено Трудовым Кодексом РФ и Федеральным законом №255 “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”.
Поэтому каждый сотрудник может отправиться в медицинское учреждение для назначения лечения, которое будет оплачено работодателем и Фондом социального страхования.
Оплата больничного листа осуществляется только тогда, когда работник сдает заполненный медицинским учреждением листок нетрудоспособности.
3) возможность приобрести льготную путевку для ребенка в летний оздоровительный лагерь;
Сотрудникам ДК «Нагорный» предоставляется возможность приобрести льготные путевки в детский оздоровительный лагерь со скидкой 40 %.
Данная социальная льгота предоставляется любому сотруднику ДК «Нагорный», имеющему стаж работы в ДК «Нагорный» более 2 лет.
Кроме того, для отдельных категорий сотрудников путевка может быть бесплатной.
Это следующие категории сотрудников:
- сотрудники, в семье которых воспитываются дети под опекой;
- сотрудники, у которых 3 или более детей;
- сотрудники, в семьях которых воспитываются дети-инвалиды;
- сотрудники, которые воспитывают детей в неполной семье.
4) возможность приобрести льготную путевку в санаторий.
Возможность приобрести льготную путевку со скидкой имеют возможность все сотрудники ДК «Нагорный», имеющие стаж работы более 3 лет.
В ДК «Нагорный» наряду с должностями педагогических работников предусматриваются должности административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции, правовой статус (права, обязанности и ответственность) которых закреплен в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Трудовым кодексом Российской Федерации и Правилами внутреннего трудового распорядка ДК «Нагорный», должностных инструкциях и трудовых договорах с работниками ДК «Нагорный».
Управление коллективом ДК «Нагорный» включает в себя многие составляющие. Среди них кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально психологические аспекты управления. Ключевое место занимает определение способов повышения эффективности профессиональной деятельности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников. На первом месте стоит мотивация именно педагогических работников коллектива, так как они составляют большую часть коллектива. Система мотивации, встроенная в общий хозяйственный механизм, дает дополнительную возможность руководителю влиять не только на коллектив, но и на конкурентоспособность самого образовательного учреждения.
Мотивировать значит опосредованно воздействовать таким образом, чтобы поведение, дела и поступки соответствовали запланированным требованиям учреждения, способствовали развитию самого педагога. Каждая организация имеет свою систему мотивации труда персонала.
Главные рычаги мотивации - мотивы (внутренние установки человека) и стимулы (например, заработная плата). Стимулирование реализуется через создание условий трудовой ситуации, побуждающих работника действовать определенным образом. Ситуация включает в себя условия деятельности, непосредственно определяющие ее: размер заработной платы, условия, организацию труда, его содержание и др.
Эффективная система стимулирования труда, трудовой активности работника и коллективов включает не только совокупность мер поощрения, но и обоснованную систему санкций, применяемых для наказания в случае причинения материального ущерба, нарушений норм поведения в сфере труда. Такими санкциями могут быть замечание, выговор, увольнение, лишение премии, перевод на нижеоплачиваемую работу, возмещение стоимости ущерба и т.п.
Стимулирование труда – это метод воздействия на трудовое поведение работника через систему внешних стимулов.
Таким образом, и мотивирование, и стимулирование трудовой деятельности, как совокупность движущих сил, побуждает человека к производительному труду. А выстроить систему мотивации так, чтобы она отвечала целям учреждения, помогала добиваться эффективного управления и в то же время не создавала отрицательного микроклимата в коллективе – одна из главных задач руководителя управленца.
Для оценки структуры мотивов руководителей ДК «Нагорный» автором работы была составлена анкета, представленная в Приложении Г. Было опрошено 15 человек, руководители высшего и среднего звена.
В ходе анализа документационного обеспечения управления ДК «Нагорный»было установлено, что каждый сотрудник Управления работает в соответствии со своими должностными инструкциями, которые представляют собой четко обозначенные и закрепленные за каждым сотрудником функциональные обязанности. Анализ структуры мотивов к достижению целей проводился на основе ранжирования утверждений, предложенных сотрудникам ДК «Нагорный».
В ходе исследования были выявлены мотивы, побуждающие руководителей достигать либо избегать поставленных целей. Структура мотивов представлена в таблице 8 и таблице 9.
Таблица 8
Структура мотивов к достижению поставленных целей у руководителей ДК «Нагорный»с высокой значимостью
Мотивы к достижению целей |
Среди руководителей, % |
|
1 |
Достижение целей позволяет повысить доход |
95,45 |
2 |
Достижение целей позволяет сохранить рабочее место |
43,52 |
3 |
Достижение целей - путь перехода на более высокую должность |
99,0 |
4 |
Достижение целей дает возможность самостоятельно принимать решения |
82,17 |
5 |
Достижение целей позволяет применять знания и опыт |
89,33 |
6 |
Достижение целей позволяет получать новые знания и опыт |
100,0 |
7 |
Достижение целей позволяет применять организационные способности |
95,47 |
8 |
Достижение целей помогает развивать организационные способности |
90,37 |
9 |
Возможность влиять на результаты деятельности ДК «Нагорный» (подразделения) посредством повышения качества управления |
88,45 |
11 |
Достижение поставленных целей является трудным, но достижимым |
82,75 |
12 |
Улучшение финансово-экономического положения ДК «Нагорный» при достижении поставленных целей сотрудниками |
94,45 |
Анализ данных таблицы 8 показывает, что ведущим мотивом достижения целей руководителями ДК «Нагорный» является желание получить дополнительный доход, продвинуться по карьерной лестнице, применить на практике свои знания и опыт, применить организационные способности и т.п.
Из таблицы 8 видно, что руководители отмечают высокую значимость перечисленных мотивов к реализации целей. Лишь значимость мотива «сохранение рабочего места при достижении целей» отмечают менее половины руководителей (43,52%).
Таблица 9
Структура мотивов к недостижения целей у руководителей ДК «Нагорный» с низкой значимостью
№ п/п |
Мотивы избегать достижения целей |
Среди руководителей, % |
1 |
После достижения целей доход не изменится |
21,27 |
2 |
После достижения целей доход в условиях инфляции снизится |
12,89 |
3 |
Достижение целей требует непосильной ответственности |
91,17 |
4 |
Достижение целей требует предельного напряжение сил, нервов |
82,57 |
5 |
Отсутствие возможности отказаться от делегированных обязанностей в силу приказа вышестоящего руководства |
61,47 |
6 |
Критика со стороны высшего руководства |
81 |
7 |
Процесс достижения целей не позволяет применять полученный опыт |
12,47 |
8 |
Система оплаты руководящей работы не соответствует ее чрезмерной напряженности |
19,0 |
9 |
Цели устанавливаются без учета личного опыта и знаний сотрудников |
23,21 |
Если сравнивать элементы системы мотивации, представленные в таблице 8 с потребностями пирамиды Маслоу, то можно сказать, что общие условия труда, материальное стимулирование сотрудников, организация рабочего места удовлетворяют потребности нижних уровней – физиологические потребности и потребность в безопасности и защите. Потребность в принадлежности к социальной группе и причастности удовлетворяется за счет существования организационной культуры ДК «Нагорный», существующих технологий групповой работы. Потребность в уважении и признании находит свое отражение через систему признания заслуг сотрудников, премирование за хорошую работу. Потребность в самовыражении находит отражение в различных задания нестандартного характера, которые могут быть реализованы в ДК «Нагорный». В частности, существует практика «Копилка идей». В ДК «Нагорный» есть небольшой ящик, куда любой сотрудник может поместить свои предложения по улучшению деятельности ДК «Нагорный».
В таблицах 10 и 11 приводится перечень потребностей, удовлетворение которых мотивирует человека в процессе труда.
Наиболее высокая оценка – 1
Наименее высокая оценка – 20.
Таблица 10
Перечень потребностей
№ п/п |
Потребности |
Своя оценка (порядок важности) |
1 |
Работа с коллегами, уважающими другого, как личность. |
7 |
2 |
Интересная, увлекательная работа. |
5 |
3 |
Одобрение и стимулирование хорошей работы. |
6 |
4 |
Возможность самосовершенствования. |
19 |
5 |
Взаимодействие с людьми, интересующимися моими предложениями об улучшении работы. |
14 |
6 |
Возможность думать самому, а не только выполнять приказы. |
17 |
7 |
Возможность видеть результаты своего труда. |
18 |
8 |
Работа под руководством достойных и квалифицированных людей. |
8 |
9 |
Работа, выполнение которой должно сопровождаться напряжением. |
16 |
10 |
Доступ к информации, касающейся своей работы и состояния дел организации в целом. |
15 |
11 |
Возможность реализовать себя в своем деле. |
4 |
12 |
Ощущение причастности к делам организации, коллектива. |
9 |
13 |
Потребность власти. |
20 |
14 |
Возможность служебного роста. |
1 |
15 |
Возможность быть полезным окружающим (обращаться за советом, оказание помощи). |
13 |
16 |
Искреннее внимание со стороны руководства. |
12 |
17 |
Ощущение того, что тебя признают и ценят (ощущение своей значимости). |
10 |
18 |
Ощущение справедливого отношения к себе. |
11 |
19 |
Возможность высокой оплаты. |
3 |
20 |
Наличие социальной защиты (безопасность – пенсионная система, страхование от болезней; права, обеспечиваемые стажем работы и т.д.) |
2 |
Таблица 11
Способы удовлетворения потребностей
№ ранга |
Потребности |
Конкретные способы удовлетворения |
1 |
Возможность служебного роста. |
Расширение организации |
2 |
Наличие социальной защиты (безопасность – пенсионная система, страхование от болезней; права, обеспечиваемые стажем работы и т.д.) |
Договор со страховой компанией |
3 |
Возможность высокой оплаты. |
Выполнение своих обязанностей в полной мере. Дополнительные поощрения со стороны руководства |
4 |
Возможность реализовать себя в своем деле. |
Предложения по улучшению работы организации |
5 |
Интересная, увлекательная работа. |
Ввести в работу элементы творчества (конкурсы для работников, элементы состязательности) |
Удовлетворенность работой тесно связана с лояльностью персонала, преданностью работников своей организации, их желанием прилагать максимум усилий в ее интересах, разделять ее ценности и цели.
Выделяются следующие элементы удовлетворенности работой:
- содержание и характер работы (ее интенсивность, значимость, результаты);
- условия работы;
- оплата труда, материальное вознаграждение;
- степень престижности работы;
- руководство (стиль управления, оценка труда, моральное стимулирование, система отбора и расстановка кадров);
- карьера и развитие личности, перспективы повышения разряда, квалификации и т. п.;
- окружение, психологический климат в коллективе.
Изучая удовлетворенность, получают информацию о силе привязанности персонала к организации. Если ценный сотрудник балансирует на грани увольнения, то такая ситуация весьма опасна и нежелательна для организации. С другой стороны, если плохой сотрудник полностью удовлетворен своей работой и не собирается увольняться — это информация к размышлению для руководителя.