Файл: Процессы принятия решений в организации (ООО «ЭЛИА»).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
1.2 Методология исследования системы принятия решений
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ООО «ЭЛИА»
2.2. Анализ рисков и методов, используемых для их минимизации
2.2. Анализ системы принятия решений
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
3.1. Оптимизация решений с помощью методов оценки неопределенности его последствий
3.2. Рекомендации по принятию оптимальных решений на основе оценки вероятностей
Как следует из анализа ответов на данный вопрос практические все основные требования к принятию эвристических решений учитываются сотрудниками организации. Негативным моментом является то, что зачастую не все требования учитываются в комплексе, что снижает эффективность решений.
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
3.1. Оптимизация решений с помощью методов оценки неопределенности его последствий
Для того, чтобы повысить эффективность процесса принятия решения в целом необходимо разработать процесс принятия решения по конкретной проблеме.
Появление проблемы
В результате вышеописанной ситуации на предприятии в последний год наметалась тенденция к значительному ослаблению трудовой мотивации. Это выражается в отсутствии готовности со стороны сотрудников предприятия помогать на добровольных началах предприятию в решении различных проблем. Отсутствие социальной и моральной мотивации приводит к многочисленным конфликтам и ухудшению социально-психологического климата в коллективе.
Сбор необходимой информации
Информационное обеспечение магазина формируется под действием ряда факторов и включает в себя несколько групп внутренней информации.
Первичный учет и отчетность на предприятии.
Первичный учет в магазине строится на основе поступающих вместе с товаром накладных, счет-фактур и иных документов. Данные документы обрабатываются кладовщиками и фиксируются в журнале поступлений (приходный журнал). После этого кладовщиком выписываются внутренние накладные для передачи товаров в отделы.
Ниже приведены основные положения с мотивацией сотрудников, которые были выявлены в ходе устного опроса.
Данные проведенного исследования показали что, 30% опрошенных экспертов (из числа руководителей и специалистов) удовлетворены произошедшими изменениями в работе; 20% - не совсем удовлетворены; 20% - не удовлетворены и 20% отметили отсутствие каких- либо изменений. Прогресс в должности отметили 30%, улучшение жилищных условий и рост социальной защищенности - только 15%. Оценку относительно увеличения заработной платы (отметили 35%) нельзя считать объективной, т. к. рост или уменьшение заработной платы следует рассматривать только в связи с изменением таких факторов, как инфляция, удорожание жизни, количество членов семьи и ее потребности.
В служебном положении достигли желаемых изменений 20% и 5% экспертов практически добились желаемого, тогда как не достигли 10% и 45% вовсе не ответили на данный вопрос. При этом, 20% вообще не стремились ни к каким изменениям в служебном плане. Характер изменений определился как получение более высокой должности. Цифры, характеризующие такие изменения в служебном плане для ООО «Элиа» являются достаточно оптимистичными, учитывая очень высокий удельный вес молодых специалистов и организационно-правовую форму предприятия.
Следует отметить, что в среднем все респонденты согласны с данными утверждениями. 90% отметили, что занимаемая ими должность требует постоянного самообразования и соответствует полученной квалификации. При этом для 70% должность соответствует личным склонностям.
Описание проблемной ситуации
Проблема с мотивацией сотрудников возникла примерно 1-1,5 года назад, в связи с тем, что предприятие значительно расширило область своей деятельности и набрало новых сотрудников предприятий.
Внутренними ситуационными факторами данной проблемы являются цели, миссия, задачи, организационная структура и т.п.
Определение стандартов и ограничений.
Как наглядно видно из проведенного на предприятии необходимо разработать систему мотивации сотрудников.
Основными критериями должны будут стать следующие:
50% рост производительности труда персонала.
При прочих равных условиях необходимо отдавать предпочтение внутренним источникам мотивации.
Сбор информации касающейся ожидаемого результата
Оценить эффективность результата от реализованного решения можно получить только на основании косвенных данных. Это прежде всего:
1. Улучшение конкурентного положение отдела на рынке.
2. Повышение количества работы предприятия.
3. Повышение товарооборота и прибыли предприятия в целом.
Формулировка альтернативных решений
Основными альтернативами по принятию решения должны стать:
1. Повысить оклад сотрудникам предприятия на 40 – 60%
2. Увольнять сотрудников с низкой мотивацией.
3. Разрабатывать индивидуальные системы мотивации для каждого сотрудника.
4. Разработать комплексную систему мотивации которая будет включать материальные и моральные аспекты.
5. Полностью пересмотреть систему управления предприятием и построить её (в том числе и мотивацию) в соответствии с принципами современного управления персоналом.
Выбор решения
Определить критерии выбора:
Основным критериями решения должны стать. А. Предполагаемая экономическая эффективность. Б. Финансовый результат от внедрения решения. В. Финансовые затраты на реализацию решения. Г. Затраты времени необходимые для окончательного выполнения решения. Д. Уровень подготовки специалистов в данной отрасли. Ж. Улучшение морального климата в коллективе. З. Мотивационная компонента решения которая будет оказывать влияние на остальных сотрудников. На основании проделанной работы построим дерево решений (Рисунок 3.1 (Приложение 5))
Таким образом на основе построения дерева решений можно выбрать решение основанное на разработке системы мотивации на основе позитивного стимулирования. Окончательный выбор решения проводился на основе сформулированных выше критериев принятия решений.
В следующем пункте более детально рассмотрим процесс выбора решений на основе экспертных мнений и критериев выбора.
На основании данных критериев приведем оценку каждой из пяти альтернатив, после чего сделаем окончательный выбор.
Таблица 3.1 - Матрица выбора решений
Вариант |
Название |
Критерии |
||||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Ж |
З |
||
1 |
Повысить оклад сотрудникам предприятия на 40 – 60% |
** |
** |
** |
* |
|||
2 |
Увольнять сотрудников с низкой мотивацией. |
* |
* |
* |
* |
** |
||
3 |
Разрабатывать индивидуальные системы мотивации для каждого сотрудника. |
* |
* |
* |
*** |
* |
*** |
* |
4 |
Разработать комплексную систему мотивации которая будет включать материальные и моральные аспекты |
*** |
*** |
* |
*** |
*** |
** |
* |
5 |
Полностью пересмотреть систему управления предприятием и построить её (в том числе и мотивацию) в соответствии с принципами современного управления персоналом. |
** |
*** |
*** |
* |
Наибольшее число балов набрали (16 балов) набрал альтернатива 4 и 3. Поэтому эти альтернативы необходимо реализовать в комплексе.
При принятии решений необходимо уделить вниманию оценке рисков с ним связаны.
Принятие предложенного решения будет эффективно в ситуации увеличения товарооборота и как следствие расширения продаж и доли рынка.
В ходе реализации проекта существует вероятность потери предприятием своих ресурсов, недополучения доходов и появления дополнительных расходов. Для того чтобы принять решение о целесообразности реализации проекта проведем анализ рисков.
Вероятность наступления риска осуществим по методу экспертных оценок. Система оценок принята следующая:
0 – риск рассматривается как несущественный;
25 – риск, скорее всего, не реализуется;
50 – о наступлении события ничего определенного сказать нельзя;
75 – риск, скорее всего, проявится;
100 – риск наверняка реализуется. (Табл. 3.2 – 3.5. Приложение 6)
1. Риски подготовительной стадии
Итоговая оценка по всем рискам решения:
R = ∑ wiPi,
где: Рi – вероятность наступления риска;
wi – вес риска по группам приоритета.
В настоящий момент приоритет по простым рискам не установлен.
Поэтому принимается: wi = 1/n; отсюда находим: R = ∑ Pi/n = 53,12.
Общая оценка риска решения 53,12 балла, что свидетельствует о средней рискованности рассматриваемого решения.
Для оптимизации принятия решений необходимо разработать механизм рациональной оценки и принятия альтернатив. При этом необходимо постоянно оценивать среду решений. Организация выполнения каждого решения в организации должна быть проведена в течении 2 месяцев с момента принятия решения по данной проблеме. В течении 2 недель необходимо разработать конкретные приказы по различным направлениям деятельности в соответствии с которыми будет организовано их выполнение.
Весь комплекс работ принятию решений должен выполнятся подготовленными сотрудниками под личным руководством директора предприятия или непосредственного руководителя.
3.2. Рекомендации по принятию оптимальных решений на основе оценки вероятностей
При принятии решений в условиях отсутствия информации о вероятности появления тех или иных событий используются критерии и правила: максимин (максимум из минимума) – выбор альтернативы из всех худших значений; максимакс (максимум из максимума) – выбор альтернативы с лучшим значением; минимакс (минимизация сожалений по поводу упущенной прибыли) и правило Гурвица (правило оптимизма-пессимизма).
Рассмотрим проблему принятия управленческого решения в условиях неопределённости спроса на фототехнику и фото услуги. В условиях неопределённости директору рассматриваемого предприятия необходимо принять решение по выпуску в продажу новой фототехники и фото услуг из нескольких альтернатив.
Возможны следующие варианты решений:
а1: Продолжать реализовывать фототехнику и фото услуги, соответствующую по качеству и количеству прежним выпускам.
а2: Добиться снижения цены путём снижения издержек на данные товары изделие и увеличить объём выпуска продукции на 10%.
а3: Улучшать качество фототехники и фото услуг и сервисного обслуживания (с соответственным увеличением цены) при снижении объёма выпуска на 15%.
В таблице 3.6 (Приложение 7) приведены прогнозируемые показатели прибыли (в т.р. в день) по каждой альтернативе в зависимости от изменения спроса на данную продукцию.
Выберем необходимое решение, используя критерии и правила принятия управленческих решений в условиях неопределённости.
По правилу максимин (критерий Ваальда) из данных альтернатив выбираем ту, которая при самом неблагоприятном состоянии спроса имеет наибольшее значение прибыли. С этой целью в каждой сточке матрицы фиксируем альтернативы с самым маленьким значением прибыли, и из отмеченных минимальных выбираем максимальное. Результаты расчётов представлены в таблице 3.7 (Приложение 7).
Максимумом минимальных значений является значение прибыли для альтернативы а2. Следовательно, руководствуясь правилом Ваальда, следует принять вторую альтернативу.
В соответствии с правилом максимакс выбирается альтернатива с наивысшим достижимым значением прибыли. Используя это правило, определяют максимальные значения для каждой строки и выбирают наибольшее из них. Данные расчётов представлены в таблице 3.8 (Приложение 7).
Следуя правилу максимакса, необходимо выбрать третью альтернативу.
В отличие от максимина минимакс (критерий Севиджа) ориентирован на минимизацию не столько потерь, сколько сожалений по поводу упущенной прибыли.
Расчёт минимакса происходит в четыре этапа:
- находится лучший результат каждой графы в отдельности;
- определяется отклонение от лучшего результата каждой отдельной графы;
- для каждой строчки матрицы сожалений находится максимальное значение;
- выбирается решение, при котором максимальное сожаление будет меньше других.
Результат расчётов представлен в таблице 3.9 (Приложение 7).