Файл: Управление женским коллективом (ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЖЕНСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ)).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 1473
Скачиваний: 45
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЖЕНСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
1.1 Отличительные черты женских трудовых коллективов
1.2. Психология женского трудового коллектива
1.3. Решение конфликтов в женском коллективе
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЖЕНСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ООО «МЕДИКО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР»
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Медико - реабилитационный центр»
2.2. Описание проблемной ситуации в женском коллективе ООО «Медицинский реабилитационный центр»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы очевидна, так как результат управления персоналом во многом зависит от того, какой коллектив – мужской или женский. Как мы знаем, коллектив – это группа людей, объединенная обязательствами по достижению общей цели, совместной работой, распределением обязанностей и прав, которые способствуют удовлетворению как личных, так и общественных интересов. Многие трудовые коллективы состоят преимущественно из женщин, где остро выражены особенности социально-психологических отношений, проблемы взаимоотношений в женском коллективе, а также сложность управления в таком коллективе. Существует специфика руководства коллективом, где есть только женщины. Этот факт и предопределяет социальную значимость данной проблемы.
Предмет исследования – управление трудовым коллективом в менеджменте.
Объект исследования – взаимоотношения в женском коллективе.
Основная цель работы – рассмотреть особенности управления женским коллективом в современном менеджменте.
По структуре работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка литературы.
В первой главе курсовой работы рассматриваются проблемы гендерных особенностей управления, различия управления женским и мужским коллективами. Также, рассматривает способы стимулирования женщин-подчиненных, и причины конфликтов в женском коллективе. Таким образом, следует вывод, что для повышения выработки и работоспособности, к женщинам руководитель должен относиться более мягко, лояльно, чем к мужчинам, поскольку женщины более эмоционально относятся ко всему происходящему.
Во второй главе рассмотрена внутренняя ситуация в женском коллективе ООО «Медицинский реабилитационный центр».
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЖЕНСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
1.1 Отличительные черты женских трудовых коллективов
В обыденном сознании сложилось множество представлений и стереотипов о женском трудовом коллективе. Подобный коллектив воспринимается как далеко неоднозначное явление с превалированием негативных особенностей, что подтверждает целый ряд исследований. Например, в исследование К.Е. Легчакова, посвященного гендерным дисбалансам в трудовых коллективах, многие респонденты отмечали такие недостатки женских коллективов, как повышенная эмоциональность, завистливость, склочность[1]. Кроме того, существует распространенное убеждение, что конфликты в женских коллективах происходят чаще, чем в мужских или смешанных, однако достоверных данных, подтверждающих данный тезис, нет. Вместе с тем, респонденты отмечают и положительные черты таких коллективов, а именно коммуникабельность, исполнительность, доброжелательность.
В рамках исследования Злобиной, Савина и Нижегородова были названы такие преимущества женских коллективов перед мужскими, как повышенная ответственность, внимание к деталям и дисциплинированность[2]. Как видно из всего выше сказанного, в массовом сознании существует немало убеждений о специфике женских коллективов.
Чаще всего женский коллектив можно встретить в образовательных, медицинских учреждениях, налоговых, в сфере продаж и т.д. Последние исследования отмечают, что женщинам комфортный климат в коллективе намного важнее, чем мужчинам, женщины стремятся работать в комфортной для себя атмосфере. На новом рабочем месте, женщины изначально стараются наладить эмоциональные связи с новыми коллегами, что позволяет им полностью погрузиться в работу. Удовлетворенность отношениями с руководством и коллегами - один из основополагающих факторов, удовлетворенности женщин своим рабочим местом. Этот фактор порой перевешивает все остальные:
- уровень заработной платы;
- перспектива карьерного роста и т.п.
По мнению исследователей в области управления персоналом, в мужских коллективах программы по удержанию сотрудников более целесообразны, чем в женских. В случаях ограниченного бюджета лучше пустить денежные средства на реализацию программ командообразования и признания заслуг сотрудников.
Специфика руководства женским коллективом предопределена психологическими особенностями развития личности женщины. «Женский подход» к управлению можно охарактеризовать как гуманный менеджмент. Если рассматривать принципы, на которых строится управление женским коллективом, то можно увидеть следующее:
- руководитель в случае конфликта, допускает мирный исход, стремится не навредить, прибегает к мерам психологического и морального воздействия;
- руководитель осознает ценность и место каждого сотрудника, независимо от иерархического статуса;
- руководитель старается создать благоприятную атмосферу во взаимодействии с коллективом, делится властью и информацией, поощряет участие в делах организации, стимулирует развитие способностей работниц.
Женский коллектив чаще всего основан на личных отношениях. Идеальный коллектив для женщины - тот, который построен по семейному принципу, т.к. женщины обычно на рабочие отношения проецируют семейные и ожидают поддержки, эмоциональной теплоты и понимания от коллег. В организациях, где подавляющее число сотрудников это женщины, по-прежнему назначают надбавки за определенные заслуг, а также платят за стаж работы на данном предприятии. Программа оценки по результатам работы в женском коллективе могут быть встречены скептически.
В женских коллективах обычно очень ярко проявляется такая особенность женской психологии, как ценить свое стабильное положение. Поначалу все перемены в женском коллективе могут восприниматься негативно. Привычки к устоявшимся порядкам обычно оборачивается тем, что даже если условия труда не совсем приемлемы, они готовы мириться с этим ради уже имеющихся преимуществ[3].
Развитие новых направлений в видах деятельности организации и существенные изменения сложнее принимаются в женском коллективе. Руководству намного сложнее будет найти управляющего проекта и получить одобрение по внедрению изменений, нежели в мужском коллективе.
Рассмотрим первый пример. Очень часто в женском коллективе сотрудницы банка показывают свое недовольство, когда финансовый директор собирается внедрять какую-нибудь новую систему банковского учета. Не смотря на то, что новая система позволяет существенно увеличить производительность, они с очень большим сожалением вспоминают прошлую версию программного обеспечения. Но при этом сотрудницы банка соглашаются с тем, что дело совсем не в объективном удобстве, а в прежних привычках к прошлой системе.
Сопротивление и эмоциональная реакция на внедрение новых технологий преодолеваются специфически в женском коллективе. В коллективах, привязанных к привычным, старым системам, большее внимание стоит уделить опыту руководителя данного проекта, примерам успешного использования новшеств, сделать наибольший акцент на образовательных программах по изучению нововведений, чтобы они стали более удобными и привычными.
Подчиненные-женщины обращают свое внимание не только на смысл и содержание решения, но и на форму в значительной мере, в которой до них руководство доводит это решение. Конечно, руководитель принимает все решения, но процесс принятия должен быть демократичным. Необходимо, чтобы руководитель советовался с подчиненными, узнавал мнения своих подчиненных и старался их учесть, а при принятии решения нужно ссылаться на экспертов, которые помогали определяться с решением, и, конечно, донести его до коллектива вежливо и корректным способом[4].
Аналогично отношение сотрудниц к замечаниям, которые поступают от руководства. Подчиненные-женщины достаточно чувствительно относятся к грубому порицанию и унижению. Женщины почти всегда воспринимают все замечания как несправедливые, в независимости от их содержания. Если руководитель в женском коллективе регулярно будет проводить оценку деятельности сотрудников, то целесообразно устроить специальный тренинг для управленцев, предложив им коммуникативные приемы и технологии для деликатного обеспечения негативной обратной связи.
Способы стимулирования, являющиеся действенными в мужском коллективе, нельзя механически переносить на женский коллектив. Также, чтобы не разрушить сложившиеся системы отношений нужно осторожно вводить элементы соревнования. Если руководители выделяют каких-то подчиненных, такой жест обязательно должен быть обоснован, иначе его могут воспринять как несправедливый. Женщина всегда ценит стабильность в механизмах компенсации. Больше, чем агентских процентов и бонусов, женщина предпочитает постоянный оклад.
Существует достаточно распространенное убеждение, что конфликты в женских коллективах происходят чаще, чем в мужских. Хотя практика показывает, что в частоте таких конфликтов серьезных различий нет, зато их природа существенно отличается. Женщины в основном конфликтуют на личной основе и из-за условий работы: распределения отпусков, премий, графика работы и т.п. Чаще всего у мужчин причинами конфликтов становятся производственные моменты, неожиданное расширение круга выполняемых обязанностей, перспективы роста. В мужских коллективах конфликты протекают открыто, как вызов, протест против иерархии, лидера или нарушения правил игры, в женских коллективах - более скрытно, с использованием интриг, слухов, и только иногда путем эмоциональных открытых всплесков и скандалов (что, определенно, негативно сказывается на работе коллектива в целом)[5].
Вывод из всей информации - что для повышения выработки и работоспособности, к женщинам руководитель должен относиться более мягко, лояльно, чем к мужчинам, поскольку женщины более эмоционально относятся ко всему происходящему. Руководитель должен постараться создать благоприятные дружеские условия в женском коллективе, для увеличения эффективности производительности.
1.2. Психология женского трудового коллектива
Ученые неоднократно отмечали, что женский коллектив обычно слабо иерархичен и держится на личных отношениях. Это связано с тем, что женщины склонны проецировать семейные отношения на отношения рабочие и ожидать от своих коллег поддержки, понимания, эмоциональной теплоты. Они искренне интересуются своими коллегами в первую очередь как людьми, а не трудовыми ресурсами, что больше свойственно в работе мужчинам. Женщине также важно иметь в коллективе сотрудников, с которыми можно обсудить как рабочие, так и личные проблемы и вопросы, откровенно поговорить о том, что беспокоит. Все эти проявления неформальных, межличностных отношений дают женщине чувство психологического комфорта. Любопытно отметить, что субъективный подход в оценке своих коллег работает и по отношению к руководителю. Это подтвердило исследование К.Е. Легчакова, результаты которого показали, что женщины отдают предпочтение личностным качествам руководителя, нежели профессиональным.
Для них важны такие черты руководителя, как «интеллигентность», «внимательность», «коммуникабельность», «ответственность». Мужчины же сначала оценивают уровень профессионализма, а только потом человеческие качества. В руководителе для них важны «объективность оценки», «умение брать ответственность на себя», «лидерство», «организаторские способности».
Ю.А. Брязгунова и А.В. Быкова отмечают, что деловое соперничество само по себе не является специфической чертой женских коллективов и свойственно больше мужчинам[6]. Однако если основной причиной соперничества на работе в мужском коллективе является профессиональная деятельность (карьерный рост, принятие стратегических решений, премии и т.д.), то у женщин деловая борьба происходит на личной основе (симпатии и антипатии по отношению к другим сотрудникам, желание понравиться или произвести впечатление на других членов коллектива или начальство, борьба за авторитет среди сотрудников)[7]. При этом нередко методы соперничества у женщин носят менее явный характер, чем у мужчин, и часто сопровождаются сплетнями, клеветой и даже активными, но скрытыми деструктивными действиями.
Женщины отличаются повышенной эмоциональностью, и излишне эмоциональная реакция на какое-либо событие или действие может спровоцировать недопонимание и конфликты. Кроме того, эмоциональность препятствует объективной оценке ситуации, которая крайне важна в любой профессиональной деятельности, особенно в ситуации принятия стратегически важных для организации решений.
Повышенная эмоциональность также проявляется в более болезненной и острой реакции на критику, которая воспринимается женщинами личностно, то есть претензии, по ее мнению, предъявляются ей не только как работнику, но и как человеку[8]. Эмоциональность обнаруживается и в более отзывчивой реакции на похвалу, вознаграждение, проявление чуткости, поэтому женщинам важно слышать положительные оценки, причем как их профессиональным, так и личностным, женским качествам. В то же время эмоциональная открытость позволяет женщинам умело считывать и чувствовать эмоциональное состояние других, что позволяет им найти подход к любому клиенту, в каком бы эмоциональном состоянии он ни был, а также находить компромиссные решения и сглаживать противоречия.
Нередко в рабочее время женщины могут обсуждать личные проблемы и вопросы, говорить на отвлеченные темы, никак не связанные с трудовыми функциями и задачами. Это сказывается на эффективности выполняемой работы, производительности труда, а также может привести к росту напряженности в коллективе и конфликтам, поскольку предметом разговоров могут стать сами коллеги, что способствует появлению многочисленных сплетен и слухов. В то же время обсуждение личных тем, возможность выговориться после стрессовой работы или неприятного разговора с начальством поднимают женщине настроение и повышают работоспособность.