Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Менеджмент: понятие и особенности. Менеджмент как организационно-целевое управление
1.1 Понятие, цель и функции менеджмента
1.2 Организационное управление
1.4 Типология управленческих задач и ее особенности
Глава 2. Анализ типологии управленческих решений на примере ОАО Московского завода Микромашина
2.1.Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ организационной структуры управления
2.3 Совершенствование организационно-управленческой структуры управления
ВВЕДЕНИЕ
Перед тем, как приступить к рассмотрению данной темы исследования, для начала необходимо обратить внимание на ту характерную особенность, что в настоящее время менеджмент общепринятым является рассматривать в пяти основных аспектах:
- в качестве социального и экономического института, оказывающего влияние на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики;
- в качестве совокупности лиц, которые заняты процессом организации управленческого труда в сфере частного и общественного бизнеса (данные роли во многом определяют функции менеджера, его действия и поведение);
- менеджмент представляет собой научную дисциплину, имеющую свой предмет исследования;
- менеджмент является организационно-экономическим поведением, осуществляющим взаимосвязь экономических, организационных и социальных процессов в производстве и с окружающей социальной средой;
- менеджмент выступает в качестве организаторского, руководящего и исполнительского искусства (стоит обратить в данном случае внимание на то, что суть указанного аспекта заключается в том, что в искусстве возникает необходимость в наличии не только знаний, опыта и сознания, но и интуиции).
Фактор многоаспектности менеджмента выражается в наличии множества тенденций, которые одновременно развиваются и действуют на предприятиях и учреждениях.
Актуальность темы исследования можно подчеркнуть тем, что на практике достаточно большое количество руководителей используют научный подход к управлению предприятием, проходят обучение с целью получения возможности (посредством расширения своих знаний) принимать более грамотно решение вопросов, с которыми приходится сталкиваться предприятию/организации.
Цель исследования: раскрыть различные факторы, оказывающие влияние на эффективность менеджмента на предприятии.
Предмет исследования: ООО «Завод «Микромашина».
Объект исследования: система управления организацией.
Методы исследования: сопоставительный анализ и аналитическое прогнозирование (в качестве критерия анализа уровня менеджмента в данном случае является показатель качества управленческих решений).
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие, цель и функции менеджмента;
- раскрыть понятие и сущность организационного управления;
- раскрыть понятие и сущность целевого управления;
- рассмотреть типологию управленческих задач и ее особенности;
- раскрыть понятие и особенности типологии управленческих решений;
- сделать анализ типологии управленческих решений на примере ОАО Московского завода Микромашина т рассмотреть мероприятия по совершенствованию организационно-управленческой структуры управления.
Глава 1. Менеджмент: понятие и особенности. Менеджмент как организационно-целевое управление
1.1 Понятие, цель и функции менеджмента
Менеджмент является управлением социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики, цели которых, как правило, являются экономическими[3, с.116].
Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Первоначально менеджмент начал развиваться как теория управления производством, а затем трансформировался в теорию управления деятельностным поведением людей[5, с.82].
Под основной целью менеджмента общепринятым является понимать обеспечение гармонии в развитии организации (говоря другими словами, - согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации).
Задача гармонизации по отношению к организации наделена внутренним (эндогенным) и внешним (экзогенным) аспектами[8, с.106].
На содержание менеджмента оказывается непосредственное прямое влияние со стороны двух групп факторов[3, с.118]:
- тенденции развития организации;
- специфических национальных факторов развития экономики.
Категория менеджмента представляет собой наиболее общие и фундаментальные понятия, посредством которых отражаются существующие свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.
Состав основных категорий менеджмента является следующим [5, с.87]:
- объекты и субъекты менеджмента;
- функции менеджмента;
- виды менеджмента;
- методы менеджмента;
- принципы менеджмента.
Содержание, формы и методы менеджмента находятся в непосредственной прямой зависимости от иерархического уровня его осуществления в организации. Как правило, на предприятии уместно выделить наличие трех иерархических уровней менеджмента: высшего, среднего и низового[8, с.109].
Субъекты менеджмента, менеджеры являются руководители различного уровня, которые занимают постоянную должность в организации и наделены полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации[3, с.121].
Категория «менеджер» распространяется на:
- руководителей организации;
- руководителей структурных звеньев и центров прибыли;
- организаторов определенных видов работ (администраторов).[5, с.93]
Виды менеджмента представляют собой специальные области управленческой деятельности, имеющие непосредственное отношение к решению определенных задач менеджмента.
По признаку объекта принято различать общий и функциональный менеджмент (рис. 1.1) [8, с.112].
Общий (или генеральный) менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (центров прибыли).
Функциональный (или специальный) менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев. К примеру, инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т. п.
Рис. 1.1 Объекты и виды менеджмента
В соответствии с признаком содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.
Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений[9, с.52].
Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией[3, с.124].
Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, действие которых направлено на осуществление практической реализации принятых стратегий развития организации[12, с.98].
Методы менеджмента представляют собой систему правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации[5, с.91].
Под принципами менеджмента принято понимать общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых наблюдается обеспечение эффективного развития организации[3, с.132].
К числу важнейших принципов эффективного менеджмента относят следующие принципы[9, с.58]:
- целостности;
- иерархической упорядоченности;
- целевой направленности и оптимальности;
- сочетания централизации и децентрализации;
демократизации.
Также нужно отметить и существование нескольких подходов в управлении[5, с.105]:
- процессный подход: управление рассматривается как процесс (планирование, организация, мотивация, контроль);
- системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме (строится дерево цели, где имеет место разбивка системы на подсистемы, к примеру, организация – на подразделения (рис. 1.2)) [8, с.119]:
Рис. 1.2. Дерево целей
Посредством функций менеджмента определяется устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характерной особенностью которых является однородность целей, действий или объектов их приложения. Они наделены общими задачами и направлениями управленческих работ, состав и предложение которых в наименьшей степени зависит от специфики конкретной организации (ее отраслевой принадлежности, размера, организационно-правовой формы и т. п.).
Посредством дифференциации функций менеджмента предоставляется возможность выделить отдельные задачи и виды управленческой деятельности, а также регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.
Посредством рассмотрения менеджмента в качестве совокупности процесса взаимосвязанных функций обеспечивается синтез различных школ научного управления и появление возможности реализации ситуационного подхода в процессе принятия управленческих решений[16, с.148].
Различными концепциями менеджмента предусматривается наличие большого разнообразия состава и содержания функций менеджмента.
При системном рассмотрении уместно выделить три группы функций менеджмента, которые можно назвать наиболее общими для всех видов организаций и любых условий функционирования (рис. 1.3) [12, с.106]:
- общие функции менеджмента;
- социально-психологические функции менеджмента;
- технологические функции менеджмента.
Рис. 1.3. Система функций менеджмента
1.2 Организационное управление
Под организационным управлением принято понимать совокупность решений, посредством которых определяется, какими людьми, в какое время и какие технологические процессы осуществляются для получения некоторого конкретного, совместного конечного результата[16, с.152]. Как следствие, - организационное управление представляет собой управление персоналом организации.
Персонал как объект управления. Персонал представляет собой личный состав организаций, который включает в себя всех наемных рабочих, а также работающих собственников и совладельцев. В качестве признаков персонала можно назвать следующие[5, с.112]:
- наличие трудовых отношений с работодателем, которые должны быть законодательно оформлены;
- обладание определенными качественными характеристиками;
- присутствие целевой направленности деятельности персонала, т.е. обеспечение достижения целей организации.
Классификацию персонала организации можно провести и на основании качественных признаков[8, с.123]:
- по месту в управленческой структуре персонал можно подразделить на руководителей, специалистов, технический персонал, рабочих, обслуживающий персонал;
- по профессиональной структуре – инженерно-технические работники, маркетологи, экономисты;
- по уровню квалификации;
- по половозрастной структуре;
- по стажу работы;
- по уровню образования.
Управление персоналом на предприятии является процессом воздействия, оказываемого на потенциальных и фактических сотрудников с использованием совокупности специальных методов, способствующих оперативному и эффективному достижению целей, стоящих перед организацией.
Нужно отметить, что современные службы управления персоналом существенно отличаются от традиционных отделов кадров по своему функционалу, методологии, принципам, технологии функционирования и т.д. Свойственный советской эпохе отдел кадров осуществлял, в основном, деятельность, направленную на ведение учета или кадровую работу[5, с.159].
Характерной же особенностью настоящего этапа развития науки управления персоналом является факт включения управления сотрудниками в общую стратегию организации. Суть современного этапа управления персоналом составляют[8, с.127]:
- отнесение функции управления человеческими ресурсами к высшему уровню руководства организацией;
- вовлечение управления человеческими ресурсами в определение стратегии и организационной структуры компании;
- участие всех руководителей различных уровней в реализации единой кадровой политики;
- интеграция деятельности кадровиков и руководителей, постоянное участие первых в качестве советников руководителей при решении вопросов, связанных с персоналом во всех подразделениях и на всех уровнях корпорации;
- системное, комплексное решение вопросов управления человеческим капиталом на основе единой кадровой концепции предприятия.