Файл: Управление женским коллективом (ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЖЕНСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 1345

Скачиваний: 44

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для женщины ее семья всегда будет стоять на первом месте в списке ее приоритетов. И иногда совмещение роли работника и жены-матери дается нелегко, поскольку каждая роль требует полной отдачи. Трудовому коллективу необходимо постоянное присутствие сотрудницы на рабочем месте, его высокая компетентность и работоспособность, а семье - внимательная жена, хорошая хозяйка и любящая мать. Выполнение обеих ролей связано с расходованием огромных физических, душевных, моральных и эмоциональных сил. Жизнь в таком постоянном напряжении приводит к дисгармонии ролей и внутренним конфликтам, необходимости жертвовать одной ролью ради другой, что в любом случае приводит к отрицательным последствиям либо для семьи, либо для карьеры.

Авторитет руководителя выступает фактором надежности системы управления, так как признание работниками руководителя создает у них психологическую предрасположенность к подчинению и сотрудничеству. Проблема авторитета - это не вопрос морального комфорта или личного престижа руководителя, она имеет социально-психологический характер. Уровень авторитета руководителя в женском коллективе тем выше, чем выше степень адекватности его поведения в процессе работы ожиданиям подчиненных. Широта авторитета измеряется количеством работающих женщин, среди которых руководитель пользуется доверием и уважением. Установка руководителя на коллектив влияет на уровень удовлетворенности взаимоотношениями, уровень взаимоотношений с руководителем, на выполнение производственных заданий, а также на уровень конфликтности в коллективе.

Для руководителя женским коллективом главное – мотивировать своих подчиненных, сделать так, чтобы они работали в полную силу и были заинтересованы в результатах своей работы. Но в женском коллективе непросто реализовать соревновательные элементы. Будучи натурами эмоциональными и тонкими, женщины хотят быть успешными во всем. И если руководитель кого-то выделяет из своих сотрудников по результатам соревновательной деятельности, то это должно быть обосновано и понятно всем членам женского коллектива. В противном случае, успех одной может быть воспринят как проигрыш другой.

От руководителя и его способностей зависит эффективность управленческой деятельности, которая заключается в соотношении результатов деятельности органов, подразделений, работников управления и затрат на их достижение.

Основной показатель эффективности труда руководителя - это результаты труда коллектива в целом и каждого члена в отдельности.


Необходимо помнить, что женский коллектив - это, прежде всего коллектив, а не команда. Он должен быть построен по принципу семьи, потому что женщины ожидают от коллег по работе понимания, помощи и эмоциональной теплоты.

Отношения руководства со своими сотрудницами должны быть теплыми и одинаковыми со всеми. Необходимо более осмотрительно внедрять элементы соревнования, чтобы не разрушить систему взаимоотношений в коллективе. В женском коллективе начальник должен быть толерантным и гибким.

Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от руководителя и от его личных способностей. Руководить женским коллективом сложнее, чем в нем работать. Установить рамки дозволенного под силу человеку только с незаурядными организационными способностями. Управлять женщинами – это значит жить с ними одной семьей, переживать радость и боль каждой как свою собственную, но при этом держать некую дистанцию, быть образцом порядочности и мудрости, ненавязчиво обучая этому всех членов женского коллектива.

1.3. Решение конфликтов в женском коллективе

В современных условиях развития общества, технологического прогресса и компьютеризации производственных процессов по-прежнему актуальной остается тема межличностных отношений в трудовых коллективах. От того, насколько продуктивными будут эти отношения, напрямую зависит производительность труда и успешность предприятия. Отрицательное воздействие на микроклимат в трудовых коллективах оказывают различные конфликтные ситуации. Конфликты негативно сказываются на его участниках, сопричастных лицах, на трудовой дисциплине и общем производственном процессе, а также влияют на психическое здоровье людей.

Под конфликтом принято понимать столкновение сторон, мнений или сил. Спровоцировать его могут различные факторы, такие как социальные отношения и взаимодействия людей, материальные вопросы, статусные и личностные различия.

Как правило, конфликты между сотрудниками коллектива, в котором женщин значительно больше, нежели мужчин, либо в чисто женском коллективе возникают из-за излишней эмоциональности, меньшей психологической устойчивости и других особенностей женской психологии.

Считается, что в женских коллективах категорически запрещено следующее, представленное на рис. 1.


Рисунок 1. То, что запрещено в женских коллективах

Рассмотрим примеры конфликтов в женском коллективе и возможные пути их разрешения на примере студенток педагогических вузов, проходящих практику в образовательном учреждении. Шесть студенток, обучающихся на разных курсах и в разных вузах, приступили к производственной практике в одной школе[9].

В ходе практики девушкам часто приходится вместе участвовать в различных школьных мероприятиях, посещать уроки других учителей и друг друга. Кроме того им предстоит совместно выполнять некоторые задания руководства школы.

Первым фактором, который может спровоцировать конфликт, является различный уровень образования и опыта работы. В частности, одна из студенток старше остальных, до поступления в вуз она работала в школе, следовательно, у нее есть некоторый практический опыт педагогической деятельности. В ходе производственной практики студентка часто перебивает и исправляет других девушек, часто далеко не с положительной стороны комментирует их действия на пробных уроках.

Данное поведение способно вызвать конфликтную ситуацию с другой студенткой, которая хорошо учится, но из-за переживаний и страхов не всегда верно проводит уроки и внеклассные мероприятия.

В качестве путей разрешения данного конфликта целесообразно посоветовать опытной студентке воздержаться от категорических суждений и выражения своего мнения относительно деятельности других практиканток. Руководитель практики от школы может провести с девушками беседу, в ходе которой сравнит преимущества, а также недостатки наличия и отсутствия педагогического опыта для студентов.

Вторая проблемная ситуация может возникнуть из-за социального статуса девушек. Замужние девушки менее расположены к конфронтации с другими женщинами, поскольку их личная жизнь налажена, круг их интересов в основном заключен в семейных событиях и обязанностях. Если же одна из студенток недавно вышла замуж, то она периодически будет рассказывать о своей свадьбе, о семейной жизни и т. д. А это может спровоцировать конфликт с другой студенткой, у которой личная жизнь не складывается. И на фоне зависти она будет пытаться найти способ обидеть или оскорбить замужнюю студентку.

Разрешить данную ситуацию можно путем объяснения замужней студентке истинных причин, которые спровоцировали конфликт, и посоветовать ей не затрагивать личные темы в беседах с другими практикантками.


Конфликтные ситуации могут возникнуть и в результате конкуренции из-за понравившегося мужчины. К примеру, двум студенткам понравился учитель технологии, неженатый. Мужчина общительный, с чувством юмора, легко идет на контакт со студентками, которые его манеру общения воспринимают как проявление симпатии к себе. Возникает конкуренция и, как следствие, разгорается конфликт.

Выходом из данной ситуации можно считать вмешательство кого-то из сотрудников школы, кто в доходчивой форме пояснит студентам, что не следует искать в действиях мужчины скрытого или тайного смысла, что для него характерно подобное поведение со всеми без исключения членами трудового коллектива. Более наглядно данный факт можно продемонстрировать на перемене, когда учителя собираются в методическом кабинете.

Конфликт может возникнуть и в том случае, если одна из студенток-практиканток более привлекательна внешне и одевается лучше других. В данном случае возможен конфликт не с одной коллегой, а сразу с несколькими. Стараясь компенсировать внешние различия, девушки могут предпринимать попытки морально унизить или эмоционально подавить выделяющуюся внешне студентку.

Поскольку данный женский коллектив недолговременный, для выхода из конфликтной ситуации можно ограничить совместное пребывание девушек, свести к минимуму их общение.

Еще одним важным фактором, из-за которого могут возникнуть разногласия в женском коллективе, является внимание и похвала руководителя практики. Если руководство школы будет регулярно отмечать успехи и хвалить деятельность лишь одной студентки, другие будут добиваться расположения и похвалы любыми доступными способами. Не только усердной работой, но и подарками, комплиментами, лестью. Данное поведение деструктивно и еще более усугубит конфликт.

Решением в данной ситуации может стать изменение поведения руководителя практики. Если он будет уделять равное внимание каждой студентки, хвалить всех даже за незначительное достижение, при этом не выделяя кого-то особенно, конфликт утихнет.

В целом при управлении конфликтами в женских трудовых коллективах рекомендуется определить цели и структуру деятельности, доказать ее эффективность и четко следовать выбранному плану.

Форма поведения для разрешения конфликта определяется с помощью специальной технологии и включает в себя следующие этапы, представленные на рис. 2.

Рисунок 2. Этапы, которые включает в себя форма поведения для разрешения конфликта


Если конфликт в женском коллективе возник между равными по горизонтали членами коллектива, то стороны, как правило, рассматриваются как равноправные, паритетные. При этом разрешение конфликта направлено на достижение оптимального результата - компромисса. В таком подходе основной целью становится перевод возникшей деструктивной ситуации в плоскость делового и конструктивного обсуждения проблемы.

Избежать конфликтов в женском коллективе совсем невозможно. Поскольку, учитывая особенности женской психологии, конфликты сопровождают их не только в рабочей деятельности, но и в повседневной. Оставлять конфликты без решения нельзя, их необходимо разрешать в кратчайшие сроки. Иначе конфликты могут привести к непредсказуемым последствиям, перерасти из межличностных в межгрупповые или общеорганизационные.

Причин конфликтов в женском коллективе великое множество, а последствия возникшего конфликта порой проявляются не только в виде ссор и разногласий в коллективе, но и психологических проблем и комплексов у девушек.

Таким образом, в первой главе курсовой работы были рассмотрены основные особенности женских трудовых коллективов, которые имеют научное обоснование и учет которых поможет руководителю достигнуть взаимопонимания с персоналом и заручиться его поддержкой, что в конечном итоге весьма благоприятно отразиться на трудовом процессе в целом.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЖЕНСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ООО «МЕДИКО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР»

2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Медико - реабилитацион­ный центр»

Полным фирменным наименованием «Медико-реабилитационный центр» является: Общество с ограниченной ответственностью «Медико - реабилитацион­ный центр».

Сокращенным фирменным наименованием «Медико-реабилитационный центр» является: ООО "МРЦ".

Местонахождение «Медико-реабилитационный центр»: Российская Федерация, 630099, г. Новосибирск, ул.М. Горького,д.91.