Файл: «Особенности политики мотивации персонала малых предприятий» ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экономические методы:

  • Материальное стимулирование;
  • Зависимость основной заработной платы от результатов труда;
  • Система премирования;
  • Участие в прибыли предприятия в виде процента от чистой прибыли организации или в виде дивиденда, когда распределение прибыли происходит между акционерами, собственниками, учредителями компании.
  • Социальные расходы-средства, которые тратит организация, заботясь о здоровье сотрудников, проявляя внимание к личности каждого сотрудника, а также к детям сотрудников, если речь идет о подарках или организации отдыха для детей сотрудников.

Социально-психологические методы- это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии [7]. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности.

По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы:

  • социальные методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека);
  • психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).

Социальные методы мотивации могут рассматривать вопросы относительно уровня жизни сотрудников; жилищных условий (возможности предоставления жилья за счет компании); условий дополнительного медицинского обслуживания; условий отдыха сотрудников и членов его семьи и др.

Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач фирмы [5].

Таким образом, к методам мотивации персонала относят экономические методы управления, обусловленные материальными стимулами; организационно-административные методы, связанные с условиями труда; социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников и психологического комфорта. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов.

В рамках этих групп методов сегодня разрабатываются отдельные методики и системы стимулирования персонала [4].


1.2. Понятие малого предприятия, критерии отнесения к сфере малого бизнеса в России и мире. Проблемы малого бизнеса

Малый бизнес — предпринимательская деятельность экономических субъектов, регулируемая федеральным законом о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ №209-ФЗ от 24.07.2007, опирающаяся на деятельность малых предприятий.

К малому предприятию в России относятся предприятия численностью до 100 человек (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек), с ограничением по выручке до 800 млн. руб. в год (для микропредприятий- до 120 млн. рублей в год).

Рассмотри теперь ситуацию в мире. Следует отметить, что стандартного единого определениея малого предприятия в мире до сих пор нет, хотя в последнее десятилетие в разных странах отмечается тенденция к унификации данного понятия. Большое число подходов к определению отчасти объясняется тем, что понятие «малый» должны соотноситься с размером экономики, и предприятие, которое является малым для Китая, может быть достаточно крупным, например, для Бельгии [23]

Поэтому основным направлением в данном вопросе- какие существуют критерии для отнесения к малому бизнесу. В мире наблюдается большое разнообразие подходов к отнесению компаний к сектору малых и средних предприятий (далее МСП). В подавляющем большинстве стран (за исключением четырех развивающихся экономик – Бразилии, Индии, Индонезии и Чили) одним из критериев (или даже единственным критерием) отнесения бизнеса к МСП является численность сотрудников. Однако, данный критерий плохо подходит для использования в развивающихся странах. В шести странах – в Австралии, Армении, Республике Беларусь, Канаде, Коста-Рике и Новой Зеландии – не используются финансовые критерии отнесения бизнеса к МСП. Это означает, что в этих странах единственным критерием отнесения бизнеса к МСП является численность сотрудников.

На сегодняшний день в мире отсутствует единый критерий для отнесения предприятий к сфере МСП. Критерии варьируются по странам и используются, как правило, с единственной целью – для получения поддержки (финансовой и не только) и льгот (преференций, упрощенных требований, сниженных пошлин). Иногда различные критерии в стране выдвигают разные организации/органы: например, в Канаде критерии государственных органов не совпадают с критериями институтов развития. При этом в зависимости от специфики программы поддержки или института развития к кандидатам на получение поддержки могут выдвигаться и другие требования: отраслевые, организационные, географические и др. По этой же причине в Евросоюзе, где поддержка МСП централизована, уже более 10 лет действуют единые критерии. Более того, в мире нет единого понимания сферы МСП. Например, в США для включения в программы поддержки нужно быть малым бизнесом, понятие «средний» как таковое отсутствует. В Японии выделяются микробизнес и вместе малые и средние предприятия. В Бразилии Национальный банк экономического и социального развития (BNDES) выделяет в отдельную категорию «крупные средние предприятия» (годовая выручка до 13,25 млн долл.). В ЮАР, помимо средних, малых и микропредприятий, выделяются «очень малые предприятия» (very small). Кроме того, под малыми и средними предприятиями понимаются организации разной юридической формы: в ЕС – любой хозяйствующий субъект, вовлеченный в экономическую деятельность (а значит, и семейный бизнес, и партнерства, и ассоциации). В качестве критериев МСП используются следующие параметры− численность работников. Она учитывается по-разному. В США, например, это среднее число трудоустроенных в компании в течение каждого отчетного периода сотрудников, за последний год, включая временных сотрудников, практикантов и т.д., независимо от длительности трудоустройства. В ЕС в число сотрудников входят только работавшие полный рабочий день весь год, а также владельцы-менеджеры и участвующие в работе фирмы партнеры; − годовая выручка (включены все типы доходов); − оборот (turnover) или общий баланс (активы); − уставный капитал; − объем инвестиций в завод или оборудование (Индия); − отраслевые критерии (США, Китай и др.). Применение отраслевых критериев позволяет сделать поддержку более адресной, варьировать выбор компаний, претендующих на льготы и преференции, в соответствии с национальными приоритетами. Для получения поддержки во многих странах малое или среднее предприятие должно соответствовать дополнительным критериям, например, таким, как: − независимость происхождения или отсутствие аффилированности с другими фирмами и (или) государственными предприятиями.


Количественные критерии значительно варьируются по странам. По численности сотрудников самый широкий критерий для сферы МСП в Китае (до 2000 сотрудников), в Канаде (499 сотрудников), в Южной Корее и Японии (300); самый узкий – в Новой Зеландии и Норвегии (99 человек). Наиболее часто встречающийся за рубежом порог по численности сотрудников для сферы МСП – 250 человек. По финансовому критерию также наиболее широкий диапазон в Китае (для средних фирм годовой доход – до 318 млн долл.), за ним ЕС (61,7 тыс. долл.), Россия (32,6 тыс. долл.), Южная Корея (30 тыс. долл.). Максимально высокий порог для малых компаний – в США (38,5 млн долл.), в России (13 млн долл.), в Китае (12,7 млн долл.) и в ЕС (12,5 млн долл.). Самые крупные микропредприятия – в ЕС (2,5 млн долл.), в России (1,9 млн долл.) и в Китае (1,6 млн долл.). Закономерностей в применении различных критериев по определенным регионам, правовым системам, по уровню развития страны не просматривается. Зарубежная практика повсеместно отдельно выделяет малые и средние предприятия в сельском хозяйстве, предлагая собственные критерии для этой отрасли, по причине сезонности работы и, как следствие, большой вариативности в численности работников. В Японии сельскохозяйственные предприятия вообще не относятся к сфере МСП.

Используемые за рубежом показатели отражают основные функции, которые МСП выполняет в экономике. Это создание рабочих мест и обеспечение занятости, производство добавленной стоимости и обеспечение экспорта, экономический рост и повышение конкурентоспособности экономики, персонализированное удовлетворение потребностей потребителей, создание новых отраслей и диверсификация экономики, пополнение местных бюджетов.

В Европейском союзе малые и средние предприятия составляют более 99,8% всех предприятий, создают 57,5% добавленной стоимости и обеспечивает рабочими местами не менее 65% занятых. В России – около 21% ВВП и лишь 33% занятости, что существенно ниже при сопоставимых оценках с другими странами

В настоящее время Россия предъявляет к МСП требования, сравнимые с требованиями развитых стран. Это касается как численности сотрудников, так и годового оборота предприятий. По финансовым критериям российские МСП достаточно велики – 2 млрд руб.; выше российских критериев – только пороги для МСП стран – членов Европейского союза и США.

Отраслевой критерий в России является наименее проработанным и установлен только для отдельных отраслей легкой промышленности, он расширяет порог по численности занятых до 1 тыс. человек. Разумным представляется рассмотреть и другие отрасли, в том числе с наибольшим количеством занятых, и ввести дополнительные повышающие критерии для МСП в этих отраслях.


Современный малый бизнес в нашей стране нельзя назвать успешным. По разным статистическим данным, не менее 50% ИП закрываются или «замораживаются» в течение первого года своего существования. А до 5-летнего возраста доживает лишь 5-10% компаний. Такая ситуация в российской экономике носит хронический характер и наблюдается не первый десяток лет. И особенно тяжело предпринимателям оседлать волну успеха сегодня, в кризисное время 2018-2019 годов.

Но в чем же причины того, что малый бизнес в РФ характеризуется столь низкой выживаемостью? Одно дело – кризис, другое – даже в те времена, когда наша экономика была более-менее стабильной, львиная доля новоиспеченных организаций все равно прогорала. Мы решили разобраться в этом вопросе подробнее. И обнаружили немало проблем, характерных для большинства субъектов малого предпринимательства.

В данную категорию можно отнести все те проблемы, которые извне создают преграды для эффективного развития небольших организаций. Основные из них:

  • Кризисное состояние экономики
  • Высокие ставки налогообложения
  • Бюрократические проволочки и бумажная волокита
  • Высокая стоимость страхования
  • Дефицит квалифицированных кадров на отечественном рынке труда и др

Когда экономика в целом находится в кризисе, в стране проигрывают все! Платежеспособность граждан снижается, а стоимость потребительской корзины повышается. В результате, у подавляющего большинства организаций стабильно падают объемы продаж. Те игроки, которые имеют достаточный финансовый запас, еще продолжают держаться на плаву. А «зеленые» предприниматели, под натиском жестокой конкуренции, быстро уходят с рынка. Доходы небольших компаний оставляют желать лучшего – а тут еще и налоги сумасшедшие приходится платить. Вдобавок, организации вынуждены страховать свою деятельность и активы, что еще сильнее истощает имеющийся бюджет. Внешние же источники долгосрочного финансирования удается найти крайне редко: доверие банков, инвестиционных институтов к субъектам малого предпринимательства РФ очень низкое.

Еще одной проблемой является бюрократия. Чтобы вести деятельность «по белому», необходимо собирать множество справок, печатей, разрешительных документов. И проблема не в том, что везде нужно осуществлять взносы – не так уж они велики – а в том, что на это уходит уйма времени. В одной инстанции требуемый сотрудник ушел в отпуск, в другой – длинная очередь… Пока соберешь все бумаги, не один месяц пройдет – уже и рвение к ведению собственного дела пропадет!


Наконец, как можно рассчитывать на успех в бизнесе, если у предпринимателя нет в распоряжении верной команды профессиональных сотрудников? Найти линейный персонал сегодня не составляет труда. Но вот высококвалифицированных кадров в России не хватает, что вполне соответствует несовершенству образовательной системы. В результате, фирма располагает преимущественно посредственными работниками и не способна оказывать клиентам действительно качественный сервис по адекватной стоимости.

Одних лишь вышеперечисленных проблем достаточно, чтобы понять: запуск и ведение собственного дела в нашей стране – непростая задача. Неудивительно, что так много предпринимателей быстро прогорают. Но бизнесмены еще больше усугубляют ситуацию, допуская различные ошибки. Основные внутренние проблемы малого предпринимательства:

  • Отсутствие четкого планирования
  • Неэффективное управление
  • Финансовые сложности

О том, что без четкого бизнес-плана запускать собственное дело нельзя, знает каждый. Но далеко не все предприниматели действительно планируют свои действия максимально тщательно и на много месяцев вперед. Естественно, до мельчайших деталей всего не распланируешь, тем более, на долгий срок. Однако четкая стратегия развития и поэтапные тактические планы должны быть обязательно подготовлены изначально. Большинство же новичков планируют недальновидно – и без подробной карты местности отправляются в путешествие в мир бизнеса. А когда неприятности начинают наваливаться со всех сторон, они быстро погибают.

Еще одна большая проблема – неэффективный менеджмент. Даже имея нужные ресурсы в избытке, ими необходимо правильно управлять. Неопытные предприниматели часто нерационально распределяют отдельные бизнес-задачи между участниками своей команды. И главное, нередко они подают себя как менеджеров, связывающих всех в одно целое, но не лидеров, способных добиться повести за собой. Рьяные бизнесмены берутся за все подряд и выполняют преимущественно практические задачи, забывая о формальностях. В результате, перегрузка приводит к скорому выгоранию, а формальные погрешности – к финансовым и бюрократическим сложностям.

Ну и одной из основных проблем, характерных для более чем 90% небольших организаций, является нехватка финансовых ресурсов. Неутешительная статистика, отсутствие четких бизнес-планов, кризисное состояние экономики – по этим и другим причинам инвесторы не очень-то склонны доверять свои капиталы субъектам малого предпринимательства. В итоге, у новоиспеченных компаний наблюдается дефицит или даже катастрофическая нехватка средств. А для успешного развития фирмы, желательно, иметь финансовый запас минимум на 18 месяцев без учета запланированных прибылей.