Файл: «Особенности политики мотивации персонала малых предприятий» ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чтобы улучшить состояние малого бизнеса в России, нужно поработать и Правительству, и предпринимателям. Небольшие компании – двигатели экономики. Поэтому чиновниками должны приниматься законопроекты, оптимизирующие налогообложение для малого бизнеса, делающие финансовые ресурсы и страховые услуги более доступными. А предпринимателям необходимо повышать свою компетенцию в вопросах менеджмента, маркетинга и приступать к запуску собственного дела, когда будут найдены надежные источники поступления средств и сформированы команды квалифицированных сотрудников, готовых работать со 100% отдачей ради достижения общей цели!

Например, ряд исследователей в своей работе «Мотивация персонала в инновационном бизнес-климате» сравнил в своей работе 2 зарубежные фирмы JTI (Japan Tobacco International), METRO AG и 2 российские компании «Норильск-Никель» и «Евросеть» и выявили ряд общих признаков. Для всех компаний в мотивационных системах есть общие черты, такие как карьера, репутация компании, профессионализм коллег и обучающие центры. Однако, согласно проведенного в 2015 году исследованию РАН в России существует так называемая триада преобладающих мотиваторов: размер зарплаты, значимость (интересность) работы и хорошие условия труда. Эта российская особенность объясняется низким уровнем жизни, социальными и экономическими проблемами.

Современные руководители (менеджеры) должны создавать условия, которые улучшают эффективность персонала компании и его участие в реализации корпоративных задач, обеспечивать прозрачность подходов к управлению и мотивации. Следует подчеркнуть, что не существует универсального «рецепта» или пошаговой инструкции о том, как мотивировать сотрудников. Инновационная среда требует инновационных методов мотивации и способов их реализации. Факторы и формы мотивации, которые идеально работают в одной компании, могут демотивировать персонал другой компании. На основе теоретических разработок и использования опыта ведущих компаний, российские компании, стремящиеся к успеху, должны создавать свои собственные мотивационные системы, которые учитывают их собственные вплоть до мельчайших деталей [28]

2. Анализ системы мотивации в ООО «КРУИСАД» и предприятии Х


2.1. Общая характеристика ООО «КРУИСАД» и элементы мотивации сотрудников в ООО «КРУИСАД»

ООО «КРУИСАД» с численностью 11 человек является в соответствии с законодательством Российской Федерации к микропредприятиям.

Форма собственности – частная. Организационно-правовая система – общество с ограниченной ответственностью. Сфера деятельности предприятия- аренда коммерческой недвижимости. В собственности находится два здания, которые сдаются в аренду. В компании два учредителя, члены одной семьи. Один из учредителей- директор предприятия, второй- главный бухгалтер. Поскольку целью деятельности предприятия является извлечение прибыли за счет сдачи помещений в аренду, весь персонал состоит из сотрудников, необходимых для обслуживания зданий.

Директор (руководитель) осуществляет общее руководство фирмы, переговоры с арендаторами, найм сотрудников.

В функции главного бухгалтера входит ведение бухгалтерской и налоговой отчетности, заключение договоров с арендаторами, предоставление им ежемесячно счетов и актов, кроме этого он осуществляет работу с кадровой документацией.

В штат ООО «КРУИСАД» входят также:

  • инженер по работе с обслуживающими организациями;
  • заведущий хозяйством;
  • два вахтера;
  • пять уборщиц.

Заведующий хозяйством отвечает за проведение инструктажа по пожарной безопасности, технике безопасности, производит закупку канцелярских принадлежностей и хозяйственного инвентаря, осуществляет мелкий ремонт.

Инженер по работе с обслуживающими организациями заключает договора с коммунальными службами- электросбытовые, водоканал, теплоэнергетические организации, прочими обслуживающими организациями. В его обязанности входит обеспечение бесперебойной работы оборудования, подготовка к отопительному сезону, организация мытья фасадов и расчеты с коммунальными службами.

Два вахтера работают посменно на вахте здания. В их обязанности входит снятие и постановка на сигнализацию объекта, прием почтовой и прочей корреспонденции, прием заявок от арендаторов в отношении необходимых работ или ремонта.

За каждой из пяти уборщиц закреплен один или два этажа здания, уборка осуществляется ежедневно.

В ООО «КРУИСАД» применяются следующие методы и формы мотивации сотрудников.

Материальная монетарная

Повременная оплата труда для вахтеров и бухгалтера.

Сдельная оплата труда для всех остальных сотрудников

Премия к юбилею

Материальная немонетарная

Оборудованные рабочие места для вахтеров и бухгалтера (стол, кресло, кондиционер)

Оборудованные места для переодевания и хранения инвентаря для уборщиц и завхоза

Аппарат с горячими и прохладительными напитками в холле (для сотрудников и арендаторов- платный)

Подарки на Новый год для детей сотрудников

Нематериальная

Соблюдение работодателем норм трудового законодательства

Уважительное отношение к сотрудникам со стороны руководства компании

Гибкий график

Ранние пятницы (сокращенный рабочий день)


Повременная оплата труда используется только в отношении трех сотрудников: вахтеров и бухгалтера. Все остальные сотрудники имеют гибкий график работы и носят сдельный характер. На работу в качестве вахтеров и заведующего хозяйством, а также двух уборщиц приняты люди пенсионного возраста, проживающие рядом. Три другие уборщицы- женщины с маленькими детьми, также проживающие рядом. Все уборщицы и завхоз организует свою работу в удобно для них и арендаторов время. ООО «КРУИСАД» никак не препятствует работе своих сотрудников в других предприятиях. Заработная плата выплачивается ежемесячно и в полном объеме. В Новому году руководитель организует украшение холлов праздничной атрибутикой и подарки детям сотрудников. По заявлению сотрудников предприятие может выдать беспроцентный займ на лечение или отдых.

Так как штат небольшой и большинство сотрудников не находятся на рабочем месте в течение рабочего дня, на предприятии отсутствует корпоративная культура. Бизнес нацелен исключительно на прибыль.

2.2. Общая характеристика предприятия Х и элементы мотивации сотрудников в фирме «Х»

В качестве сравнения мировой и Российской практики я предлагаю рассмотреть предприятие с аналогичной численностью, которое находится в Лондоне, Великобритания. Из-за коммерческой тайны, называю предприятие условно Х.

Форма собственности – частная. Организационно-правовая система – общество с ограниченной ответственностью (Ltd- Limited). Сфера деятельности предприятия- интерьерный дизайн. Бизнес принадлежит одному владельцу, который является также руководителем предприятия. Деятельность ориентирована на разработку дизайна интерьера частных резиденций и коммерческих объектов обеспеченных клиентов из постсоветского пространства.

В штате предприятия 11 человек:

  • директор;
  • два старших дизайнера;
  • два младших дизайнера;
  • четыре менеджера;
  • два архитектора.

В функции старших дизайнеров входит: разработка проекта дизайна интерьера: разработка общей концепции, подбор материалов и цветовой палитры, разработка дизайна или подбор мебели, изготовление чертежей и проектов дизайна интерьера, руководство младшими дизайнерами.


Младшие дизайнеры являются помощниками старших дизайнеров и выполняют те же функции, но в отношении не всего проекта, а его отдельных частей.

Архитекторы отвечают за соответствие проектов строительных и санитарно- техническим нормам, отвечают за доработку проектов в части установки оборудования, прокладки кабелей, контроль за строителями в части работ, связанных с технической стороной проектов.

Менеджер- ведет проект, осуществляет медиацию между дизайнерами и клиентами, занимается работой с поставщиками, заказывает и принимает все комплектующие, контролирует работу строителей в части соответствия проекту и качества, занимается логистикой.

Руководитель осуществляет общее руководство фирмой, отвечает и контролирует все финансовые вопросы и вопросы по бюджету.

При большом объеме работ фирма привлекает временно дополнительный персонал. Строители и бухгалтер в штат фирмы не входят, на все данные работы заключаются договоры с другими фирмами.

В фирме «Х» применяются следующие методы и формы мотивации сотрудников.

Материальная монетарная

Повременная оплата труда

Пересмотр заработной платы минимум раз в год

Денежный бонус после завершение каждого проекта

Оплата дополнительных часов работы

Материальная немонетарная

Оборудованные рабочие места

Офис в центре города с консьержем

Корпоративные вечеринки с дорогими напитками и едой

Доступ на вечеринки, выставки и другие мероприятия, организуемые поставщиками

Безлимитный доступ к кофе и чаю

Посещение выставок, связанных с индустрией (выставка в Италии) с оплатой перелета, отеля топ-класса, расходов на питание

Оплата расходов на общественный транспорт в течение рабочего дня

Мобильный телефон и контракт с сотовым оператором за счет компании

Подарки на день рождение, 8 Марта и Новый год (цветы и подарочные сертификаты)

Рожественская вечеринка (банкет в элитном ресторане в отдельном зале)

Частная медицинская страховка

Скидки в спортивные залы

Использование скидок оптового закупщика (50 процентов и выще)

Нематериальная

Ранние пятницы (сокращенный рабочий день)

20 дней оплачиваемого отпуска+ национальные выходные

Как видно, работодатель широко использует материальные (монетарные и немонетарные) формы мотивации сотрудников, однако практически не пользуется нематериальными. Отсутствие медиатора между руководителем и сотрудниками приводит к возникновению конфликтов и недопониманию.


Заключение

С каждым годом все больше внимания уделяется мотивации сотрудников, так как мотивированные сотрудники могут предоставить предприятию характерное и конкурентное преимущество, и благодаря увеличенной продуктивности они могут помочь предприятию выжить во время экономического кризиса. Недостаток мотивации у сотрудников также может привести к увеличению уровня текучести кадров, что в свою очередь по данным из научной статьи Е.А. Герасимовой, И.В. Додориной и Л.П. Синяевой «Текучесть кадров как индикатор адекватности управления предприятием», может стать причиной излишних затрат на подбор кадров и адаптацию сотрудников, потери ресурсов, задействованных на обучение сотрудников, сбоя в производственном механизме, снижения качества трудовых ресурсов предприятия и проблем сотрудников, «оторванных от привычной работы несущих определенные материальные и психологические потери». [25]

Грамотно выстроенная модель мотивации сотрудников на малых предприятиях является одним из наиболее эффективных способов повышения производительности труда на предприятии. В.В. Уфимцев и Е.М. Мезенцев также считают, что сотрудники «должны видеть четкую связь между получаемым материальным вознаграждением и производительностью труда». [26] На примере компании Х мы видим, как используется обязательное условие, обговоренное в научной статье «Эффективная мотивация персонала на малом предприятии важнейшее условие успешного развития организации» – заработная плата зависит и от личных результатов и от коллективных результатов. Так монетарная материальная мотивация для стимуляции личных результатов присутствует в виде повременной оплаты труда, пересмотра заработной платы минимум раз в год и оплаты дополнительных часов работы, и для стимуляции коллективных результатов в виде денежного бонуса после завершения каждого проекта в срок. На примере ООО «Круисад» мы видим использование монетарной материальной мотивации исключительно для стимуляции личных результатов в виде повременной оплаты труда для вахтеров и бухгалтера, сдельной оплаты труда для остальных сотрудников и премии к юбилею. Мы можем заключить, что монетарная материальная форма мотивации более эффективна в компании Х. Но также можно предположить, что для малых предприятий типа ООО «Круисад» стимуляция коллективных результатов не применима, так как компания работает по принципу процессного подхода, который наиболее характерен для анализа операционной деятельности предприятия и рассчитан на повторяемость процессов, а не проектного подхода характерного для компании Х, который имеет определенную временную продолжительность, стоимость и конкретный ожидаемый результат [27] (модернизация 2-х комнатной квартиры в стиле лофт стоимостью 20000 фунтов, в течение 5 месяцев).