Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 3
Введение
Вопрос о выборе стиля и руководства организации в наши дни крайне актуален. Результаты деятельности организации очень часто напрямую зависят от стиля руководства. Грамотный руководитель, подобрав правильный стиль управления, способен помочь коллективу пробудить и развить стратегические способности, и тем самым улучшить производительность предприятия. Но также кик и правильно подобранный стиль руководства может благотворно повлиять на ситуацию в организации, так и неправильно подобранный стиль может помешать отлаженной работе или усугубить изначально неэффективную.
В данной курсовой работе мы изучим структуру стиля управления организацией и проанализируем следующие его виды: авторитарный, демократический и либеральный. Мы также рассмотрим плюсы и минусы каждого из перечисленных стилей руководства.
На примере взятой организации, Филиал ОАО «Южная телекоммуникационная компания» «Кубаньсвязьсервис», проанализировав её характеристики, определим стили руководства и сделаем выводы об успешности применения данных стилей руководства.
Объект- Филиал ОАО «Южная телекоммуникационная компания» «Кубаньсвязьсервис»
Предмет исследования. Стиль руководства, применяемый руководителями данного предприятия.
Цель работы. Определить стиль руководства организации, помогающий эффективной работе организации - Филиал ОАО «Южная телекоммуникационная компания» «Кубаньсвязьсервис».
1. Теоритические основы
1.1.Понятие стиля руководства и определяющие его факторы
В древней Греции слово «стиль» первоначально означало стержень для писем на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». Толковый словарь по управлению дает следующее определение: «Стиль управления - совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач и проблем, используемых руководителями организаций и предприятий в своей практической деятельности».
Майкл Мескон определял стиль руководства как привычную манеру поведения руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению стилей организации. Владимир Кнорринг использует следующее определение: «Стиль руководства - привычная для конкретного руководителя система методов, реакций на возникающие ситуации, используемая им в своей практической деятельности». Стиль руководства является частью всякого аппарата управления. Различают индивидуальный и общий стиль руководства. Понятие стиля уместно применить, прежде всего, в приложении к личности руководителя, причем индивидуальный стиль предстаёт как особая форма сочетания производственной функции руководителя с его функцией регулирования личностных взаимоотношений между членами подчинённого ему коллектива. Однако нельзя сводить целиком к личности руководителя и оценивать как своеобразную форму проявления его индивидуальности. Дело в том, что особенности личности руководителя при всей их значимости далеко не исчерпывают компоненты, формирующие присущий ему стиль руководства. Компоненты эти составляют субъективное начало и субъективный элемент стиля, а между тем стиль всегда имеет и общую объективную основу.
К субъективным факторам, определяющим стиль в управлении можно отнести:
- Принципы и установки, обуславливающие умение пользоваться властью.
- Специфика психического склада руководителя (темперамент, характер).
- Выбор форм и методов воздействия на подчинённых в каждой конкретной ситуации.
- Неповторимые личные качества, определяющие «управленческий почерк».
- Индивидуальные особенности исполнения социальных ролей руководителя.
- Уровень профессиональных знаний, интеллекта и культуры, определяющий характер поведения.
Как видно, субъективные факторы зависят от личности руководителя, а объективные факторы формируются под влиянием окружающей среды. Объективно стиль руководителя диктуется, прежде всего, сознательной целью, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю.
В общем, объективные слагаемые стиля могут быть сведены к следующим:
- Специфика системы, её цели и задачи, управленческой структуры.
- Окружающая производственная среда (технологический уровень производства, формы организации труда, обеспеченность материальными ресурсами). [5, с. 233-234].
- Закономерности управления.
- Специфика (функциональное назначение) сферы конкретной деятельности.
- Особенность руководимого коллектива (структура, уровень подготовки, характер взаимоотношений, социально-психологические черты исполнителей).
- Уровень практики управления.
- Способы и приёмы управления, используемые вышестоящим руководством.
Следовательно, каждая организация - это уникальная комбинация индивидов, целей и задач, а каждый управляющий - это уникальная комбинация способностей. Каждый руководитель создает свой собственный уникальный стиль управления, который может быть авторитарным или либеральным, демократическим или вообще иметь черты каждого.
Изучая понятие о стилях руководства на примере управления детским коллективом вместе с Р. Липпитом и Р. К. Уайтом, немецкий психолог К. Левин выделил две основные составляющих руководства:
- решения, предложенные лидером
- способы осуществления предложенных решений
С тех пор стилям руководства в психологии уделяется большое внимание. Различные авторы предлагают свои основания для описания стилей руководства:
- комплекс систематически используемых методов принятия решения (И. П. Волков, А. Л. Журавлев, А. А. Русалинова и др.);
- совокупность типичных и относительно устойчивых методов и приемов воздействия руководителей на подчиненных, т.е. стиль общения;
- личностные качества руководителя, обусловливающие выбор тех или иных приемов и методов деятельности (Д. П. Кайдалов и Е. И. Сулименко, 1979; Д. Каунд [D. M. Cound, 1987]);
- совокупность норм и правил, которых придерживается руководитель по отношению к подчиненным (Дж. Перселл [J. Purcell, 1987]);
- ориентация на производственные задачи либо на человеческие отношения в коллективе (Ф. Фидлер [F. Fiedler, 1967]);
- представления о человеческой природе как таковой (Д. Мак-Грегор [D. Мас-Gregor, I960]).
1.2. Характеристика стилей по Курту Левину.
Классификация стилей управления базируется на теориях, основанных на поведенческом подходе, при котором эффективность лидерства определяется скорее манерой поведения руководителя по отношению к его подчиненным, чем личными качествами. В своей статье В.В. Косякова описывает три классических стиля руководства, обозначенных К. Левином:
- авторитарный
- демократический
- попустительский (нейтральный)
Степень сосредоточенности функций управления у руководителя и участия в принятии решений его и коллектива - основное различие между тремя упомянутыми ранее стилей руководства.
При авторитарном стиле управления распоряжения и инструкции данные руководителем подлежат неукоснительному выполнению. Руководитель, практикующий данный стиль управления собственноручно определяет деятельность группы, принимает решения и предопределяет способы осуществления поставленных задач.
Характерные черты авторитарного стиля управления:
- четкая постановка задач
- энергичная форма отдачи
- нетерпимость к альтернативному мнению и видению
- постоянное чувство неопределенности в коллективе, где каждый осведомлен исключительно о своих частных задачах и целях
- сведение связи между участниками группы до минимума, которое способствует постоянному посредничеству и контролю со стороны руководителя
- похвала и критика базируются только на мнении руководителя
Как считает К. Левин, авторитарный стиль управления не является откровенно враждебным, но обезличенным и отчужденным.
В этот стиле мы можем выделить три подтипа:
- жесткий
- хозяйский
- непоследовательный
При жестком авторитарном стиле управления руководитель поощряет субординацию и подчиненных, знающих свое место в иерархии. Многих устраивает такой стиль управления, так как он снижает личную ответственность каждого из подчиненных, выполняющих свои индивидуальные функции и обязательства, за неудачу коллектива.
При хозяйском авторитарном стиле управления руководитель склонен к навязыванию своей позиции отеческой заботы, зачастую вмешиваясь в личные дела своих подчиненных. Такая форма управления очень распространена среди тренеров спортивных команд. Очень часто хозяйский стиль руководства встречает сопротивление и даже агрессивную реакцию у подчиненных. Другие же подчиненные привыкают к такому стилю управления и даже стремятся его сохранить. Таким образом хозяйский стиль руководства негативно сказывается на деловой и общественной активности подчиненных.
При непоследовательном авторитарном стиле управления руководитель чаще всего неумел, деспотичен, не уверен в себе, мелочно придирчив и готов к компромиссу, если это снимет с него ответственность в случае провала. Такой руководитель проявляет лишь видимость могущества и отдает предпочтение более слабым, но покорным, чем более знающим, но самостоятельным подчиненным.
Недостатки авторитарного стиля управления:
- вероятность ошибки при принятии решения очень высока
- подавление инициативы подчиненных, замедление или полное отсутствие прогресса
- низкий уровень удовлетворенности сотрудников своим положением в коллективе
- неблагоприятный или даже пагубный психологический климат, который ведет к повышенной психологически-стрессовой нагрузке
Мы можем сделать вывод, что авторитарный стиль управления эффективен исключительно в таких критических ситуациях, как авария и боевые военные действия или в организационных структурах, требующих жесткой субординации (армия, спасательно-аварийные службы, исправительные учреждения).
При демократическом стиле руководства сотрудники в той или иной мере подключаются к организации деятельности. Руководитель поощряет заинтересованность сотрудников в участии в их деятельности, распределяет между подчиненными ответственность, способствует развитию межличностных отношений в коллективе и стремится уменьшить напряжение внутри группы, чтобы создать атмосферу делового сотрудничества.
Характерные черты демократического стиля управления:
- Каждый сотрудник знает все основные этапы деятельности.
- руководитель предлагает на выбор не один, а несколько способов достижения цели.
- Сотрудники разбиваются на группы по их желанию.
- Руководитель старается быть объективным в своей похвале и критике их участников.
Позицию руководителя, придерживающегося демократического стиля, можно охарактеризовать как «первого среди равных». Его власть необходима для рационального выполнения стоящих перед коллективом задач, но не основывается на приказах и репрессиях. Такой руководитель более доступен для подчиненных, которые чувствуют себя с ним свободно и общаются охотно. Предоставление подчиненным в ряде случаев самостоятельности и инициативы способствует формированию у них зрелого в социальном плане поведения.
Однако отсутствие жесткости и агрессивности подобный руководитель должен компенсировать большей, чем обычно, включенностью в работу. Настойчивость, последовательность и такт — главное «оружие» руководителей, демонстрирующих этот стиль руководства.
Одним из наиболее знаменитых был эксперимент, проведенный Левином вместе с коллегами Липпитом и Уайтом в 1939 году по выяснению влияния авторитарного и демократического климата на отношения членов группы и групповые явления.
…В одном случае лидер целиком определял деятельность группы, он должен был говорить, что и как делать, распределять задания, формировать работающие пары, оценивать и критиковать работу; одним словом, доминировать над группой — так создавалась атмосфера авторитарного лидерства. Во втором случае цели и средства их достижения устанавливались в результате группового обсуждения, участники всегда имели право выбора действий, сами распределяли работу и подбирали себе напарников; в своих оценках руководитель стремился к объективности и старался быть скорее членом группы, чем ее руководителем, что в целом, по мнению исследователей, и составляло суть демократического стиля лидерства.
Одиннадцатилетние дети, которые собирались после школы и мастерили разные поделки, были разделены на две группы по пять человек в каждой. Они встречались одиннадцать раз, и ими руководил один и тот же человек (Липпит), который в одной группе играл роль демократического лидера и создавал демократическую атмосферу, а в другой — роль авторитарного лидера. Пятеро наблюдателей фиксировали особенности поведения лидера и детей, количество и характер действий лидера и т. д.
В этом стиле мы можем выделить два подтипа:
- Партисипативный или совещательный стиль
- Консультативный или участвующий стиль
При партисипативном стиле все проблемы, стоящие перед коллективом, обсуждается сообща. Руководитель не проявляет своего превосходства и правильно реагирует на критику, обращается к подчиненным за советом. За последствия принятых решений ответственность не перекладывается на подчиненных [7, с. 496];
Консультативный или участвующий стиль руководства предполагает максимальное вовлечение коллектива сотрудников в принятие решений и контроль за их использование. Полное доверие своим работникам. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов коллектива. Ответственность за неудачи в работе руководитель разделяет со своими подчиненными [15, с. 307].
При либеральном стиле руководитель вмешивается, участвует в организации деятельности группы только в том случае, когда члены последней обращаются к нему, причем его вмешательство реализуется в форме совета и объяснения. Членам группы дается полная свобода принимать свои собственные решения. Материалы и информация предоставляется им только тогда, когда об этом они просят сами. Руководители, демонстрирующие такой стиль, замечания делают редко. Становление руководителя-либерала может объясняться многими причинами. По характеру такие руководители люди нерешительные, добродушные, боящиеся ссор и конфликтов. Они недооценивают значимости деятельности коллектива и то, что коллектив нуждается в них. Но может оказаться, что это высоко творческая личность, захваченная какой-то сферой своих интересов, но лишенная организаторского таланта. По этой причине обязанности руководителя оказываются для данного руководителя непосильными [15, с. 309].