Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (Особенности коммерческой работы на розничном рынке)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики в качестве основного компонента организации бизнеса выступает механизм организации коммерческой деятельности. Коммерция в области товарного обращения представляет собой систему коммерческих операций и процессов, нацеленных на результативную куплю-продажу и доведение товаров до потребителей с ориентацией на спрос и получение реальной прибыли.

Коммерческая деятельность – это основополагающая сфера человеческой деятельности, которая появилась в результате разделения труда. Ее сущность сводится к выполнению определенных торгово-организационных операций, направленных на процесс купли-продажи товаров и оказание торговых услуг для получения прибыли. От продуктивности организации данных процессов зависит рентабельность торговых организаций.

Актуальность обращения к сущности коммерческой деятельности торговых предприятий вытекает из того обстоятельства, что роль торговых операций внутри страны и за ее пределами постоянно возрастает, что требует повышенного внимания к вопросам цены, продвижения, сбыта, качества товаров, то есть к вопросам организации коммерческой работы.

Развитие рыночных отношений в нашей стране создает новую экономическую ситуацию, связанную со свободным формированием хозяйственных связей торговли с промышленными предприятиями и гибким ценообразованием. Торговые предприятия действуют в условиях свободы договоров, конкуренции, жесткой экономической ответственности. Такое положение требует экономико-организационных условий, без которых невозможно повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов рынка, в том числе розничной торговли.

Вышеуказанные положения свидетельствуют об актуальности

выбранной нами темы исследования.

В качестве объекта данной работы выступает коммерческая

деятельность. Предметом курсовой работы является коммерческая деятельность розничного торгового предприятия.

Целью курсовой работы является изучение особенностей коммерческой

деятельности розничного торгового предприятия и ее совершенствование.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи

курсовой работы:

1) раскрыть понятие коммерческой деятельности и ее содержание в розничной торговле;

2) рассмотреть особенности коммерческой работы на розничном рынке;

3) выявить пути совершенствования коммерческой деятельности торгового предприятия в современных условиях;


4) проанализировать особенности организации коммерческой деятельности организации ООО «Новый Книжный Центр»;

5) разработать мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности организации ООО «Новый Книжный Центр».

В курсовой работе использовались следующие методы: теоретический

анализ по проблеме исследования, формально-логический и системный методы научного познания, описание, сравнение, анализ и синтез.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили

работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в области теории анализа и оценки коммерческой деятельности. Источники, используемые в курсовой работы, можно считать надежными, так как они являются публикациями в серьезных издательствах, академиях наук. В основе работы – специальная, учебная литература, публикации в периодической печати. Кроме того, использована лишь актуальная литература, изданная за последние 3-4 лет.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что

содержащиеся в нём выводы и рекомендации могут быть использованы в целях совершенствования коммерческой деятельности розничных торговых предприятий.

Особенности коммерческой деятельности розничных

торговых предприятий

Понятие коммерческой деятельности и ее содержание в розничной торговле

Коммерческой деятельностью можно считать все покупки товаров, которые совершаются для их последующей продажи в том же виде или после их обработки и доведения до необходимых свойств, кондиций, качества, или даже просто для сдачи их в аренду, напрокат [10, 72].

Коммерческим можно назвать предприятие, деятельность которого состоит как в добыче, производстве, так и просто покупке и последующей продаже для получения в конечном итоге дохода.

Необходимо отметить, что коммерческая деятельность представляет собой ключевую область человеческой деятельности, которая появилась в результате разделения труда. Она заключается в выполнении ряда торгово-организационных операций, направленных на процесс купли-продажи товаров и оказание торговых услуг для получения прибыли [7, 14].

В отечественной экономической литературе существуют разнообразные определения коммерческой деятельности. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

В монографии Ф.Г. Панкратова и Т.К. Серегиной наблюдается объективный подход к коммерческой деятельности [20, 36]. Сущность изучаемой проблемы сводится к тому, что коммерческая деятельность торговых организаций включает вопросы анализа спроса населения и рынка сбыта товаров, выявления и исследования источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей с поставщиками, включая разработку и представления им заявок и заказов на товары, заключения договоров на поставку товаров, организации учёта и контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств.


Вместе с тем, коммерческую деятельность в торговле ряд авторов выделяют отдельно и характеризуют её как обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленную на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли. Такой подход конкретизирует и предопределяет направленность функций коммерческой деятельности, связанных с закупкой, продвижением товаров от поставщика до потребителя и продажей их конечному покупателю [15, 12].

С.Н. Виноградова рассматривает вопросы организации коммерческой работы и дает определение применительно к условиям административно-командной системы. Однако эти определения не отвечают современным требованиям и не отражают сущности коммерческой работы, ее целей и задач в условиях рыночной экономики [6,  19].

Другие ученые определяют коммерческую деятельность в условиях рыночной экономики как совокупность элементов торговой деятельности, направленной на получение доходов. Так, Л.В. Балабанова считает, что коммерческая деятельность – это «совокупность элементов торговой деятельности, направленной на получение доходов» [25,  132].

При рассмотрении коммерческой деятельности целесообразно выделить ту её часть, которая взаимосвязана с торгово-денежным обменом в условиях конкурентной среды рынка и получением реальной прибыли. От коммерческой деятельности требуется адекватная реакция на изменения рыночной ситуации, что способствует устойчивому положению торговой организации на рынке. Не менее важным моментом является и ориентация на покупателя. Торговая организация любой формы собственности существует для потребителей и благодаря потребителям.

Следовательно, всё внимание и средства коммерческой деятельности

должны быть направлены на реализацию пожеланий и запросов покупателей.

Итак, коммерческая деятельность является неотъемлемым условием потребительского рынка, сферы коммерческого предпринимательства, где происходит обмен денег на товары и товаров на деньги. Под ней следует понимать процессы, связанные с куплей и продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров,

минимизацией издержек обращения и получением прибыли [24, 456-457].

Необходимо выделить, что термин «коммерция» (от лат. commercium – торговля) имеет двоякое значение: в одном случае он охватывает отрасль торговли, в другом – торговые процессы, направленные на активизацию и осуществления купли-продаж товаров. Традиционно коммерческая деятельность связана со вторым значением коммерции [23, 39].


Итак, в процессе коммерческой деятельности торговые организации и предприятия, а также физические лица, занимающиеся предпринимательством, изучают спрос населения и рынок сбыта товаров, определяют потребность в них, выявляют источники поступления и поставщиков товаров, устанавливают с ними хозяйственные связи, ведут оптовую и розничную торговлю, занимаются рекламно-информационной деятельностью. Кроме того, проводится кропотливая работа по формированию ассортимента и управлению товарными запасами, оказанию торговых услуг. Все эти операции взаимосвязаны между собой и выполняются в определенной последовательности.

В качестве субъектов коммерческой деятельности выступают как юридические, так и физические лица, наделенные правом ее совершения. Объектами коммерческой деятельности на потребительском рынке являются товары и услуги [19, 51].

Основными принципами коммерческой деятельности являются:

1) соблюдение действующего законодательства;

  1. высокая культура обслуживания покупателей;
  2. оптимальность коммерческих решений;
  3. доходность, прибыльность.

Переход от административно-командной системы к рыночной системе хозяйствования потребовал перестройки коммерческой деятельности. В современных условиях она должна строиться на основе принципов полного равноправия торговых агентов, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств [2, 44].

Следует отметить, что правовая база коммерческой деятельности существенно изменилась, чему, в первую очередь, способствовало принятие в 1993 году Конституции РФ, введение в действие нового Гражданского кодекса РФ, а также принятие других законов и нормативных актов, регламентирующих коммерческую деятельность торговых организаций и предприятий, физических лиц, имеющих на это право. При этом значительно расширился круг коммерческих структур, появились их новые организационно-правовые формы [11, 147].

Коммерческие службы предприятий должны формировать свои отношения с партнерами на взаимовыгодной основе, вовлекая в товарооборот продукцию предприятий-изготовителей и других поставщиков различных форм собственности, а также граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, зарубежных поставщиков.

В свою очередь, операции, связанные с осуществлением коммерческой деятельности, можно разделить на ряд блоков.

В каждый из них входят операции, выполняемые на соответствующем этапе коммерческой деятельности. При этом следует отметить, что коммерческая деятельность, осуществляемая структурами, занимающимися оптовой торговлей, в значительной степени отличается от коммерческой деятельности розничных торговых предприятий. Это особенно характерно для операций, связанных с формированием ассортимента и продажей товаров.


Представим на рисунке 1 содержание коммерческой деятельности.

Рисунок 1 – Содержание коммерческой деятельности

Следует выделить, что вхождение на рынок представляет собой сложный и многофакторный процесс, охватывающий все стороны коммерческой деятельности торгового предприятия.

С этих позиций Ю.А. Аванесов и Е.В. Васькин дают следующую трактовку коммерческой деятельности [1, 10]: «Цель коммерческой деятельности – максимизация выгоды. Достижение этой цели должно постоянно сопровождать весь процесс коммерческой деятельности с каждым контрагентом по каждому конкретному поводу в конкретных условиях. Гарантией реализации этих целей является содержание коммерческой деятельности, состоящее в изучении процесса формирования рынка товаров и услуг, обосновании направлений и масштабов развития их производства в соответствии с потребностями общества и отдельных потребителей, доведении товаров до потребителей и организации самого процесса потребления, коммерческом посредничестве и установлении договорных связей на рынке товаров и услуг».

Более широкое толкование сущности коммерческой деятельности дал профессор Б.А. Райзберг: «Сейчас термин «коммерческая деятельность» стал толковаться расширительно и означает не только непосредственную торговую, но и другие виды предпринимательской деятельности» [13, 237]. Далее автор конкретизирует, что при простой формуле торговой сделки: «товар – деньги» при продаже и «деньги – товар» при покупке – реальная картина коммерческого бизнеса более сложная. Коммерческое предпринимательство включает поиск и закупку конкретного товара, обеспечение его сохранности, транспортировку к месту продажи, продажу и послепродажное обслуживание.

Таким образом, коммерческая деятельность охватывает торговую деятельность и разнообразные виды предпринимательства, связанные со сбытом, перепродажей товаров и предоставление услуг.

В зарубежных источниках подчеркивается стратегический подход к решению задач коммерции. Понятие коммерческой деятельности сформулировано представителем Гарвардской школы бизнеса в 1985г.: «Коммерческая деятельность существует для того, чтобы с прибылью удовлетворить потребительские требования» [6, 18].

Разные толкования коммерции определяются ее многоаспектностью. Категорию коммерции можно рассматривать с позиций предпринимателя, экономиста, финансиста, товароведа. Несмотря на отмеченные различия, многие исследователи сходятся во мнении, что предметами коммерции служат купля-продажа товаров в сфере товарного обращения с учетом удовлетворения запросов потребителей, поступление их в собственность торгового предприятия для последующей реализации [9, 47].