Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (Особенности коммерческой работы на розничном рынке)).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Особенности коммерческой работы на розничном рынке
1.3 Пути совершенствования коммерческой деятельности торгового предприятия в современных условиях
2. Организация коммерческой деятельности организации
2.1. Характеристика розничной организации
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики в качестве основного компонента организации бизнеса выступает механизм организации коммерческой деятельности. Коммерция в области товарного обращения представляет собой систему коммерческих операций и процессов, нацеленных на результативную куплю-продажу и доведение товаров до потребителей с ориентацией на спрос и получение реальной прибыли.
Коммерческая деятельность – это основополагающая сфера человеческой деятельности, которая появилась в результате разделения труда. Ее сущность сводится к выполнению определенных торгово-организационных операций, направленных на процесс купли-продажи товаров и оказание торговых услуг для получения прибыли. От продуктивности организации данных процессов зависит рентабельность торговых организаций.
Актуальность обращения к сущности коммерческой деятельности торговых предприятий вытекает из того обстоятельства, что роль торговых операций внутри страны и за ее пределами постоянно возрастает, что требует повышенного внимания к вопросам цены, продвижения, сбыта, качества товаров, то есть к вопросам организации коммерческой работы.
Развитие рыночных отношений в нашей стране создает новую экономическую ситуацию, связанную со свободным формированием хозяйственных связей торговли с промышленными предприятиями и гибким ценообразованием. Торговые предприятия действуют в условиях свободы договоров, конкуренции, жесткой экономической ответственности. Такое положение требует экономико-организационных условий, без которых невозможно повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов рынка, в том числе розничной торговли.
Вышеуказанные положения свидетельствуют об актуальности
выбранной нами темы исследования.
В качестве объекта данной работы выступает коммерческая
деятельность. Предметом курсовой работы является коммерческая деятельность розничного торгового предприятия.
Целью курсовой работы является изучение особенностей коммерческой
деятельности розничного торгового предприятия и ее совершенствование.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи
курсовой работы:
1) раскрыть понятие коммерческой деятельности и ее содержание в розничной торговле;
2) рассмотреть особенности коммерческой работы на розничном рынке;
3) выявить пути совершенствования коммерческой деятельности торгового предприятия в современных условиях;
4) проанализировать особенности организации коммерческой деятельности организации ООО «Новый Книжный Центр»;
5) разработать мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности организации ООО «Новый Книжный Центр».
В курсовой работе использовались следующие методы: теоретический
анализ по проблеме исследования, формально-логический и системный методы научного познания, описание, сравнение, анализ и синтез.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили
работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в области теории анализа и оценки коммерческой деятельности. Источники, используемые в курсовой работы, можно считать надежными, так как они являются публикациями в серьезных издательствах, академиях наук. В основе работы – специальная, учебная литература, публикации в периодической печати. Кроме того, использована лишь актуальная литература, изданная за последние 3-4 лет.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что
содержащиеся в нём выводы и рекомендации могут быть использованы в целях совершенствования коммерческой деятельности розничных торговых предприятий.
Особенности коммерческой деятельности розничных
торговых предприятий
Понятие коммерческой деятельности и ее содержание в розничной торговле
Коммерческой деятельностью можно считать все покупки товаров, которые совершаются для их последующей продажи в том же виде или после их обработки и доведения до необходимых свойств, кондиций, качества, или даже просто для сдачи их в аренду, напрокат [10, 72].
Коммерческим можно назвать предприятие, деятельность которого состоит как в добыче, производстве, так и просто покупке и последующей продаже для получения в конечном итоге дохода.
Необходимо отметить, что коммерческая деятельность представляет собой ключевую область человеческой деятельности, которая появилась в результате разделения труда. Она заключается в выполнении ряда торгово-организационных операций, направленных на процесс купли-продажи товаров и оказание торговых услуг для получения прибыли [7, 14].
В отечественной экономической литературе существуют разнообразные определения коммерческой деятельности. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
В монографии Ф.Г. Панкратова и Т.К. Серегиной наблюдается объективный подход к коммерческой деятельности [20, 36]. Сущность изучаемой проблемы сводится к тому, что коммерческая деятельность торговых организаций включает вопросы анализа спроса населения и рынка сбыта товаров, выявления и исследования источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей с поставщиками, включая разработку и представления им заявок и заказов на товары, заключения договоров на поставку товаров, организации учёта и контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств.
Вместе с тем, коммерческую деятельность в торговле ряд авторов выделяют отдельно и характеризуют её как обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленную на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли. Такой подход конкретизирует и предопределяет направленность функций коммерческой деятельности, связанных с закупкой, продвижением товаров от поставщика до потребителя и продажей их конечному покупателю [15, 12].
С.Н. Виноградова рассматривает вопросы организации коммерческой работы и дает определение применительно к условиям административно-командной системы. Однако эти определения не отвечают современным требованиям и не отражают сущности коммерческой работы, ее целей и задач в условиях рыночной экономики [6, 19].
Другие ученые определяют коммерческую деятельность в условиях рыночной экономики как совокупность элементов торговой деятельности, направленной на получение доходов. Так, Л.В. Балабанова считает, что коммерческая деятельность – это «совокупность элементов торговой деятельности, направленной на получение доходов» [25, 132].
При рассмотрении коммерческой деятельности целесообразно выделить ту её часть, которая взаимосвязана с торгово-денежным обменом в условиях конкурентной среды рынка и получением реальной прибыли. От коммерческой деятельности требуется адекватная реакция на изменения рыночной ситуации, что способствует устойчивому положению торговой организации на рынке. Не менее важным моментом является и ориентация на покупателя. Торговая организация любой формы собственности существует для потребителей и благодаря потребителям.
Следовательно, всё внимание и средства коммерческой деятельности
должны быть направлены на реализацию пожеланий и запросов покупателей.
Итак, коммерческая деятельность является неотъемлемым условием потребительского рынка, сферы коммерческого предпринимательства, где происходит обмен денег на товары и товаров на деньги. Под ней следует понимать процессы, связанные с куплей и продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров,
минимизацией издержек обращения и получением прибыли [24, 456-457].
Необходимо выделить, что термин «коммерция» (от лат. commercium – торговля) имеет двоякое значение: в одном случае он охватывает отрасль торговли, в другом – торговые процессы, направленные на активизацию и осуществления купли-продаж товаров. Традиционно коммерческая деятельность связана со вторым значением коммерции [23, 39].
Итак, в процессе коммерческой деятельности торговые организации и предприятия, а также физические лица, занимающиеся предпринимательством, изучают спрос населения и рынок сбыта товаров, определяют потребность в них, выявляют источники поступления и поставщиков товаров, устанавливают с ними хозяйственные связи, ведут оптовую и розничную торговлю, занимаются рекламно-информационной деятельностью. Кроме того, проводится кропотливая работа по формированию ассортимента и управлению товарными запасами, оказанию торговых услуг. Все эти операции взаимосвязаны между собой и выполняются в определенной последовательности.
В качестве субъектов коммерческой деятельности выступают как юридические, так и физические лица, наделенные правом ее совершения. Объектами коммерческой деятельности на потребительском рынке являются товары и услуги [19, 51].
Основными принципами коммерческой деятельности являются:
1) соблюдение действующего законодательства;
- высокая культура обслуживания покупателей;
- оптимальность коммерческих решений;
- доходность, прибыльность.
Переход от административно-командной системы к рыночной системе хозяйствования потребовал перестройки коммерческой деятельности. В современных условиях она должна строиться на основе принципов полного равноправия торговых агентов, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств [2, 44].
Следует отметить, что правовая база коммерческой деятельности существенно изменилась, чему, в первую очередь, способствовало принятие в 1993 году Конституции РФ, введение в действие нового Гражданского кодекса РФ, а также принятие других законов и нормативных актов, регламентирующих коммерческую деятельность торговых организаций и предприятий, физических лиц, имеющих на это право. При этом значительно расширился круг коммерческих структур, появились их новые организационно-правовые формы [11, 147].
Коммерческие службы предприятий должны формировать свои отношения с партнерами на взаимовыгодной основе, вовлекая в товарооборот продукцию предприятий-изготовителей и других поставщиков различных форм собственности, а также граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, зарубежных поставщиков.
В свою очередь, операции, связанные с осуществлением коммерческой деятельности, можно разделить на ряд блоков.
В каждый из них входят операции, выполняемые на соответствующем этапе коммерческой деятельности. При этом следует отметить, что коммерческая деятельность, осуществляемая структурами, занимающимися оптовой торговлей, в значительной степени отличается от коммерческой деятельности розничных торговых предприятий. Это особенно характерно для операций, связанных с формированием ассортимента и продажей товаров.
Представим на рисунке 1 содержание коммерческой деятельности.
Рисунок 1 – Содержание коммерческой деятельности
Следует выделить, что вхождение на рынок представляет собой сложный и многофакторный процесс, охватывающий все стороны коммерческой деятельности торгового предприятия.
С этих позиций Ю.А. Аванесов и Е.В. Васькин дают следующую трактовку коммерческой деятельности [1, 10]: «Цель коммерческой деятельности – максимизация выгоды. Достижение этой цели должно постоянно сопровождать весь процесс коммерческой деятельности с каждым контрагентом по каждому конкретному поводу в конкретных условиях. Гарантией реализации этих целей является содержание коммерческой деятельности, состоящее в изучении процесса формирования рынка товаров и услуг, обосновании направлений и масштабов развития их производства в соответствии с потребностями общества и отдельных потребителей, доведении товаров до потребителей и организации самого процесса потребления, коммерческом посредничестве и установлении договорных связей на рынке товаров и услуг».
Более широкое толкование сущности коммерческой деятельности дал профессор Б.А. Райзберг: «Сейчас термин «коммерческая деятельность» стал толковаться расширительно и означает не только непосредственную торговую, но и другие виды предпринимательской деятельности» [13, 237]. Далее автор конкретизирует, что при простой формуле торговой сделки: «товар – деньги» при продаже и «деньги – товар» при покупке – реальная картина коммерческого бизнеса более сложная. Коммерческое предпринимательство включает поиск и закупку конкретного товара, обеспечение его сохранности, транспортировку к месту продажи, продажу и послепродажное обслуживание.
Таким образом, коммерческая деятельность охватывает торговую деятельность и разнообразные виды предпринимательства, связанные со сбытом, перепродажей товаров и предоставление услуг.
В зарубежных источниках подчеркивается стратегический подход к решению задач коммерции. Понятие коммерческой деятельности сформулировано представителем Гарвардской школы бизнеса в 1985г.: «Коммерческая деятельность существует для того, чтобы с прибылью удовлетворить потребительские требования» [6, 18].
Разные толкования коммерции определяются ее многоаспектностью. Категорию коммерции можно рассматривать с позиций предпринимателя, экономиста, финансиста, товароведа. Несмотря на отмеченные различия, многие исследователи сходятся во мнении, что предметами коммерции служат купля-продажа товаров в сфере товарного обращения с учетом удовлетворения запросов потребителей, поступление их в собственность торгового предприятия для последующей реализации [9, 47].