Файл: Гражданско-правовое регулирование вексельного обращения(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЕКСЕЛЬНОГО ОБРАЩЕНИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 422

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аналогичным образом, Стандарт о порядке раскрытия информации (в том числе о неплатежах, утрате, хищении и др.), утвержденный АУВЕР 29.04.1998г., обязывает членов Ассоциации направлять данную информацию в Технический центр (его информационный комитет)[24].

Следовательно, значительную часть в объеме торговых и неторговых операций с векселями занимают операции, связанные с натуральной (бумажной) их формой, из чего возникают и различные виды рисков.

В настоящее время электронные векселя в России запрещены. Центральный банк телеграммой от 5 июля 1996 г. N 99-96[25] указал коммерческим банкам, что институт бездокументарного векселя противоречит положениям Единообразного закона о переводном и простом векселе, утвержденного Женевской вексельной конвенцией 1930 г., и запретил кредитным организациям обязываться по таким векселям, а также совершать с ними любые другие сделки.

Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.

  1. Вексельный оборот проявляет циркулирующие свойства и дополняет денежное обращение в экономическом смысле, что должно в полной мере признаваться и гарантироваться государством.
  2. Регулирование вексельного обращения на уровне законов Российской Федерации явно недостаточно. Данное обстоятельство, с одной стороны, сглаживается правоприменительной практикой, но, с другой, усугубляется стихийным законотворчеством как федеральных органов исполнительной власти, так и органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в регионах.

Вексельное обращение во многом определяется формой векселя и его формальными признаками, т.е. реквизитами. В случае выдачи векселя, то есть ценной бумаги, содержащей ничем не обусловленное право требовать уплаты определенной денежной суммы, отношения сторон по векселю регулируются законом о переводном и простом векселе. Считаю, что закрепленное в ст. 815 ГК РФ определение векселя не совсем корректно, т.к. переводной вексель становится обязательством плательщика после процедуры его акцепта.

Как указывается в пункте 1.1.1. Концепция развития гражданского законодательства «Необходимо провести ревизию помещенных в различных разделах ГК норм о ценных бумагах, чтобы устранить имеющиеся в Кодексе внутренние противоречия цивилистической конструкции ценной бумаги; дополнить общие положения ГК о ценных бумагах другими нормами общего характера, которые имеются в нормативных актах, регулирующих отдельные виды бумаг (например, в вексельном законодательстве). Аналогичная ревизия должна быть проведена и в отношении норм о ценных бумагах, содержащихся в иных законах. При этом положения главы 9 ГК должны выполнять функцию своеобразной «общей части» права ценных бумаг[26].


2.2. Специфика вексельного обращения в вопросах правоприменительной практики

Вексельное обязательство от общегражданского денежного обязательства отличается тем, что местом исполнения вексельного обязательства по общему правилу является местожительство должника (ст. 2 Положения), а не местожительство кредитора (ст. 316 ГК РФ). Кроме того, допускается указание другого места, отличного от места жительства плательщика (доминированный вексель), согласно ст. 1 Положения. Таким образом, место исполнения вексельного обязательства определяется векселедателем по его усмотрению, т.е. полностью зависит от его волеизъявления.

Кроме того, текст Положения о переводном и простом векселе 1937 года не учитывает особенностей и тенденций развития грамматики русского языка за прошедшие более чем 60 лет. Перевод текста Единообразного вексельного закона с немецкого на русский язык также не выдерживает никакой критики, на что неоднократно обращалось внимание в специальной литературе.

Таким образом, несмотря на отдельное сходство с другими общегражданскими денежными обязательствами, вексель имеет отличительные черты.

Главное, что связывает вексель и общегражданское денежное обязательство, - его предмет, поскольку предметом вексельного обязательства также являются только деньги. В связи с этим следует подчеркнуть, что в судебно-арбитражной практике имеются разрешения вексельных споров, которые, как мы полагаем, не всегда являются бесспорными. Это, прежде всего, рассмотрение векселя как предмета, не имеющего стоимостной оценки, вследствие невозможности его рассмотрения в качестве дохода векселедержателя, например, как право требования исполнения обязательства по векселю. Хотя вексель в коммерческом обороте, как правило, используется в качестве платежного документа, но практика это не воспринимает и исключает возможность начисления процентов за пользование чужими денежными средствами. Таким образом, судебная практика не признает денежным средством вексель, который используется в качестве оплаты, ввиду чего суды отказываются присудить потерпевшей стороне законные проценты. Этот подход, на наш взгляд, является не совсем верным исходя из следующих обстоятельств. Предметом векселя всегда являются деньги. Пока вексель находится в обороте, он выполняет роль средства платежа, т.е. условно приравнивается к деньгам. Значит, должник, используя вексель для погашения долга, фактически экономит проценты, которые он должен был бы выплатить, если бы платеж производился денежными знаками.


С момента наступления срока платежа и совершения протеста вексель может превратиться в реальные деньги. Следовательно, вексель имеет цену и стоимостную оценку. По-иному векселедержатель покупает доход в виде вещи - векселя, которая имеет определенные полезные свойства, например, отчуждать вексель по гражданско-правовой сделке, или в виде права на получение по ценной бумаге определенного денежного эквивалента.

Вексель от других общегражданских денежных обязательств отличают принципы привлечения к ответственности виновного лица. Если в гражданском праве действует принцип вины нарушителя обязательства (за исключением, как правило, обязательств с участием субъектов предпринимательства, возникающих из предпринимательской деятельности, п. 3 ст. 401 ГК РФ и в некоторых других случаях), то это не наблюдается в вексельном обязательстве. Прежде всего, вексельная ответственность, в отличие от другой гражданско-правовой ответственности, применяется независимо от вины и субъектного состава, т.е. не зависит от правового статуса участников вексельных правоотношений: физическое лицо, индивидуальный частный предприниматель или коммерческая организация. Основанием для привлечения к ответственности вексельного должника в силу ст. 48 Положения о переводном и простом векселе является несовершение платежа по векселю в обусловленный срок. Таким образом, вексельный закон не интересует, почему и по какой причине не совершен платеж должником и т.п. Кроме того, если исходить из норм указанной статьи, то вексельная ответственность распространяется на все субъекты вексельных правоотношений, включая и физических лиц.

Более того, обстоятельства непреодолимой силы также не являются основанием освобождения от ответственности вексельного должника, поскольку, как следует из толкования нормы ст. 54 Положения, вексельное обязательство, не исполненное ввиду непреодолимой силы, должно быть исполнено после окончания обстоятельств непреодолимой силы. Следовательно, фактически речь может идти только об отсрочке привлечения к ответственности за нарушение вексельного обязательства. Данные законоположения противоречат принципам ответственности за нарушение гражданско-правовых обязательств, закрепленных в нормах ст. 401 ГК РФ. Ввиду этого, как нам представляется, для нормального оборота следует применить нормы ст. 401 ГК РФ для установления оснований ответственности за нарушение вексельного обязательства.

Свою специфику имеют также санкции за нарушение вексельного обязательства. Положение о переводном и простом векселе (п. 4 ст. 48) предусматривает санкции за нарушение вексельного обязательства и санкции, согласно которым векселедержатель может требовать от того, кому он предъявляет иск, уплату пени. Размер и правила исчисления пени определены ст. 3 Федерального закона «О переводном и простом векселе»[27]. Согласно указанной норме Закона (ст. 48 Положения) пени выплачиваются в размере учетной ставки ЦБ РФ по правилам, установленным ст. 395 ГК РФ. Таким образом, вексельные пени являются одной из разновидностей гражданско-правовой законной неустойки. Они предписаны вексельным законом, уменьшать или увеличивать его размер по соглашению сторон нельзя. Судебно-арбитражная практика исходит из того, что суд вправе на основании ст. 333 ГК РФ уменьшить размер[28]. Таким образом, практика исходит из того, что нормы гражданского закона о привлечении к ответственности за нарушение обязательства имеют приоритет над нормами вексельного закона, поскольку Положением о переводном и простом векселе не предусмотрена возможность уменьшения размера пени. Думается, коллизии в применении мер вексельной ответственности устранимы только путем внесения соответствующих изменений в нормы вексельного закона либо путем придания нормам гражданского закона приоритета над нормами вексельного закона.


Вексельное обязательство от общегражданского денежного обязательства отличается тем, что при просрочке оплаты векселя происходит автоматическое начисление процентов со дня срока платежа и по день уплаты по правилам ст. 395 ГК РФ (п. 2 ст. 48 Положения, ст. 3 ФЗ «О переводном и простом векселе»). Размер этих процентов установлен на уровне учетной ставки ЦБ РФ и не зависит от соглашения сторон, как в большинстве случаев в общегражданских денежных обязательствах.

Платеж по векселю может быть гарантирован полностью или частично посредством аваля. Аваль - это вексельное поручительство. Понятие аваля изложено в ст. 881 Гражданского кодекса РФ, гл. IV Положения о переводном и простом векселе, а также в гл. III Инструкции Внешторгбанка СССР от 25.12.1985 N 1 «О порядке совершения банковских операций по международным расчетам» (ред. от 05.02.1991). Гарантия платежа (аваль) может даваться любым лицом за исключением плательщика.

Согласно разъяснениям совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.12.2000 N 33/14 все выдавшие, акцептовавшие, индоссировавшие переводной вексель или поставившие на нем аваль являются солидарно обязанными перед векселедержателем. Если, например, векселедатель в срок не погасил сумму по векселю и проценты, то страховая организация имеет право предъявить иск ко всем этим лицам - к каждому из них в отдельности и ко всем вместе. При этом можно не соблюдать последовательность, в которой эти лица принимали обязательства.

В зависимости от предполагаемого срока выплаты денежных средств векселя разделяются на подлежащие оплате в определенный при составлении векселя день или оплате по предъявлении документа.

Срок платежа по векселю должен быть единым. Запрещается выставлять векселя с оплатой в последовательные сроки. Срок платежа не может быть также обусловлен какими-либо условиями, например выполнением обязательств по договору, распродажей товара и т.п. Если вексель выдан сроком на один или на несколько месяцев от составления или от предъявления, то срок платежа наступает в соответствующий день того месяца, в котором платеж должен быть произведен. При отсутствии в данном месяце соответствующего дня срок платежа наступает в последний день этого месяца. Векселя, содержащие иное назначение срока либо последовательные сроки платежа, недействительны.

Векселедержатель должен предъявить вексель к оплате в течение установленного срока на предъявление векселя. Держатель векселя сроком на определенный день или во столько-то времени от составления или от предъявления должен предъявить вексель к платежу в день, когда он должен быть оплачен, или в один из двух следующих рабочих дней (ст. ст. 38, 77 Положения о переводном и простом векселе).


Если векселедержатель допустит просрочку предъявления векселя, то возникают последствия, установленные ст. ст. 20, 53, 78 Положения о переводном и простом векселе и ст. ст. 386, 390, 406 Гражданского кодекса РФ.

Векселедатель может установить в векселе, что он должен быть предъявлен к акцепту в определенный срок или без назначения срока. Акцепт - это обязательство оплатить вексель в срок. Таким образом, акцептуя вексель, плательщик выражает согласие на его оплату. Акцепт может быть ограничен частью суммы.

Если плательщик, который поставил на векселе надпись о своем акцепте, зачеркнул ее до возвращения векселя, то считается, что в акцепте было отказано. Признается, что зачеркивание было сделано до возвращения векселя.

Право требования через суд вексельных процентов за период после наступления срока платежа ограничивается истечением срока на предъявление векселя (п. 19 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ N 33 и Высшего Арбитражного Суда N 14 от 04.12.2000). Представляется, что на законодательном уровне существуют еще ограничения вексельной правоспособности.

Согласно ст. 41 Положения о переводном и простом векселе[29], если переводный вексель выписан в валюте, не имеющей хождения в месте платежа, то сумма его может быть уплачена в местной валюте по курсу на день наступления срока платежа. Курс иностранной валюты определяется согласно обыкновениям, действующим в месте платежа. Однако векселедатель может обусловить, что подлежащая платежу сумма будет исчислена по курсу, обозначенному в векселе. Часть 3 указанной статьи гласит, что указанные выше правила не применяются в случае, когда векселедатель обусловил, что платеж должен быть совершен в определенной, указанной в векселе, валюте (оговорка эффективного платежа в какой-либо иностранной валюте).

Подпунктом «б» п. 4 ст. 1 ранее действовавшего Закона РФ N 3615-1 от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, в том числе векселя, признавались валютными ценностями. При этом Законом относили операции по приобретению таких ценных бумаг (портфельные инвестиции), а также все иные валютные операции, не входящие в перечень текущих валютных операций, к валютным операциям, связанным с движением капитала. То есть, по сути, приобретение векселедержателем (ремитентом) векселя в иностранной валюте считалось операцией, связанной с движением капитала.

В соответствии с п. 2 ст. 6 этого Закона валютные операции, связанные с движением капитала, должны были осуществляться резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ. При этом в том же пункте приведен перечень валютных операций, которые могли осуществляться без ограничений. Операции с векселями в иностранной валюте туда не входят. Поэтому логично предположить, что этот перечень являлся исчерпывающим, и на совершение операций с векселями в иностранной валюте необходимо было получать разрешение Центрального банка РФ.