Файл: Гражданско-правовое регулирование вексельного обращения(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЕКСЕЛЬНОГО ОБРАЩЕНИЯ).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 426
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЕКСЕЛЬНОГО ОБРАЩЕНИЯ
1.1. История вексельного обращения в России
1.2. Теоретические основы вексельного обращения
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЕКСЕЛЬНОГО ОБРАЩЕНИЯ
2.1. Источники современного вексельного права
2.2. Специфика вексельного обращения в вопросах правоприменительной практики
Первый путь — наиболее простой и логичный. Суть его состоит в том, что Женевские конвенции устарели и должны быть заменены в России нормативными актами, которые бы детализировали в будущем правовое регулирование вексельного обращения (в сфере применения векселей, в контролирующих органах, в процедуре совершения протеста и др.). Вслед за денонсацией международных договоров началось бы формирование практики и обычаев вексельного оборота, включая «вексельный всеобуч», и, наконец — законодательное закрепление этих обычаев и выбор системы вексельного права (англо-американская, континентальная или собственная), к которой стоило бы присоединиться в последующем. С точки зрения логики, это наиболее верный путь. Сначала формируются обычаи делового оборота, нарабатывается практика, все это учитывается в нормативных документах, в вексельном законодательстве.
Однако, этим путем вряд ли можно воспользоваться для разрешения сложившегося противоречия, на что есть веские причины: во-первых, отсутствие вексельного права на рынке будет моментально заполнено другими видами — гражданским, торговым, финансовым правом: во-вторых, длительное отсутствие вексельной нормативной базы (понадобятся десятилетия для создания обычаев делового оборота) приведет к значительному росту злоупотреблений на вексельном рынке; в-третьих, мы вступим в противоречие с международным торговым правом (в конце 1996 г. Россия получила «режим наибольшего благоприятствования» в торговле, ратифицировав Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом, а также подала заявку на вступление во Всемирную торговую организацию).
Второй путь — традиционный, именно по нему сейчас и развивается российский вексельный рынок. Действующее вексельное законодательство остается в силе с 1937 г. Со временем происходит постепенная регламентация неурегулированных проблем вексельного оборота ведомственными нормативными актами — инструкциями, распоряжениями и постановлениями Правительства РФ, Минфина РФ, Банка России, ФКЦБ России — которые основываются на обобщениях практического опыта формирующегося вексельного оборота в стране. Данный путь не в полной мере отвечает потребностям и возможностям российской экономики. Это связано с тем, что, во-первых, соответствие российского вексельного законодательства нормам Женевских конвенций само по себе еще не является гарантией успешного правового регулирования вексельного обращения. Необходимо отметить, что Положение о переводном и простом векселе практически не является дословным воспроизведением текста Единообразного вексельного закона с языка оригинала на русский и требует в дальнейшем подготовки новой редакции его перевода.
Во-вторых, выход в свет многочисленных противоречивых подзаконных актов (например, постановление ФКЦБ России от 21 марта 1996 г. об обращении «бездокументарных простых векселей») уже породил определенные «напряжения» в вексельном обороте.
В-третьих, развитие вексельного рынка, пущенное «на самотек» без жестких регуляторов, привело к заполнению рынка «дружескими», «бронзовыми» и фальшивыми векселями, большинство из которых, по сути, стали криминальными денежными суррогатами или приняли вид «секъюритизированных» неплатежей. Действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по выпуску векселей, что позволяет государству, субъектам РФ и муниципальным образованиям размещать векселя в неограниченном количестве. Зачастую такая неурегулированность приводит к тому, что местная администрация выпускает векселей на сумму, превосходящую доходную часть своего бюджета, превращая «классический» вексель в эмиссионную ценную бумагу.
Третий путь представляется оптимальным и состоит из подготовки и проведения в стране вексельной реформы, то есть комплекса мор по созданию правовой, организационной, технологической, региональной и информационной инфраструктуры цивилизованного вексельного оборота в России. Целью реформы должны стать, с одной стороны, усиление защиты интересов векселедержателей, с другой, повышение ответственности всех обязанных по векселю лиц.
Реформа должна опираться на разработанную Концепцию развития вексельного рынка, увязанную с Концепцией развития рынка ценных бумаг в РФ[36], а также учитывать как внешние факторы (переключение денежных потоков в реальный сектор, проведение налоговой реформы, реструктуризацию предприятий, коммунальную и военную реформы в стране), так и внутренние факторы (рост объемов выпуска векселей и повышение доли корпоративных векселей, резкое увеличение необеспеченных «дружеских», «бронзовых» и фальшивых векселей, усложнение самого вексельного рынка, особенности бухучета и налогообложения операций с векселями).
Хотя уже сейчас можно назвать основные принципы проведения вексельной реформы, лучше ограничиться только принципами, на которых должна строиться система российского вексельного законодательства.
Первый — сохранение вексельного законодательства на основе Женевских конвенций (возможно, с применением ряда оговорок).
Второй — самодостаточность вексельного законодательства.
Третий — построение вексельного законодательства в основном на системе диспозитивных норм, а императивные нормы должны регулировать только минимум вексельных отношений, без которых невозможно избежание злоупотреблений.
Четвертый — нормы вексельного законодательства должны быть жестко привязаны к налоговому и валютному законодательству, а также регулировать вопросы, отсутствующие в регламенте вексельного права.
Пятый — вексельное законодательство должно адекватно отражать формирующиеся обычаи делового оборота, иначе получится система неработающих норм, которую все знают, но не выполняют.
Реформа должна в первую очередь включать:
- внесение изменений в Закон РФ «О банкротстве (несостоятельности) предприятий»[37] о порядке удовлетворения требований кредиторов и выделении требований кредиторов по векселям в отдельную очередь;
- приведение в соответствии с ЕВЗ сроков совершения протеста и определение на законодательном уровне процедуры совершения протеста;
- внесение изменений в Арбитражный процессуальный кодекс о введении ускоренной процедуры рассмотрения исков по векселям;
- предоставление права уполномоченному государственному органу (ФКЦБ, ЦБ РФ, Минфину РФ) получать от нотариальных контор сведения о фактах совершения протеста и вменение в обязанность этому органу либо уполномоченному им лицу предоставлять полученную информацию всем заинтересованным лицам и средствам массовой информации;
- ужесточение требований к профессиональной компетентности лиц, занимающих ведущие должности в организациях профессиональных участниках рынка; расширение и ужесточение системы квалификационных экзаменов для этих лиц;
- введение процедур сертификации инвестиционных консультантов;
- создание законодательной базы саморегулируемых организаций, объединяющих участников вексельного рынка (например, АУВЕР);
- реформа налоговой системы и унификация налогообложения доходов физических и юридических лиц по различным ценным бумагам;
- разработка и принятие Свода вексельных нормативных документов (Вексельного Кодекса).
Создание правовой, организационной, информационной инфраструктуры цивилизованного вексельного оборота невозможно без обучения специалистов, работников коммерческих структур, судей, руководителей государственных организаций, населения навыкам работы с векселями, изучения, как российского опыта, так и обычаев вексельного оборота других стран.
Исходя из современных условий и потребностей рынка, интересы нормального вексельного обращения в России требуют:
1) ускоренного вексельного процесса;
2) быстрого имущественного исполнения решений;
3) повышения защищенности от противоправных действий.
Так, например, если в экономически развитых странах на законодательном уровне установлен упрощенный порядок рассмотрения споров, то в Российской Федерации исковое требование к вексельному должнику является, наоборот более сложным, чем любой другой иск.[38] В соответствии со статьей 44 Положения о простом и переводном векселе, отказ в акцепте или платеже должен быть удостоверен публичным актом[39], после которого нотариальная контора предъявляет плательщику требования о платеже или акцепте векселя. При его отказе составляется акт, являющийся основанием для быстрого исполнения обязательства. В России необходимо существенным образом изменить правовой вакуум в данном вопросе, для этого целесообразно централизованно хранить и публиковать данные о подобных нарушениях и отказах.
Поскольку Законодательство в сфере интернет-экономики постоянно развивается, то имеют место все предпосылки для перевода части вексельного рынка в сферу электронной торговли. Для реализации указанного процесса в стране имеется необходимый базис, а также положительный опыт по аналогичным финансовым инструментам: акциям, облигациям, паям, закладным и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов, которые можно представить следующим образом.
Вопросы, связанные с теорией, правовой регламентацией и практикой вексельного обращения приобрели в настоящее время особую значимость. Регулирование вексельного обращения на уровне законов Российской Федерации явно недостаточно и тем более некоторые законодательные акты были приняты более 70 лет назад. Данное обстоятельство, с одной стороны, сглаживается положениями международного права и практикой вексельных расчетов, но, с другой, усугубляется стихийным законотворчеством как федеральных органов исполнительной власти, так и органов власти и местного самоуправления в регионах.
Сущность векселя составляет информация, в связи с чем представляется сомнительной целесообразность законодательно закрепленного правила о составлении векселя только на бумаге. Действующие международно- правовые акты данного требования не содержат, в то время как потребности хозяйственной жизни говорят о перспективности «бездокументарного» вексельного обращения. В пользу данного вывода говорит практика безналичных денежных расчетов и оборота «бездокументарных» ценных бумаг, а также значительность и возрастание роли информационной компоненты в рассматриваемой сфере общественных отношений. Рассмотрение электронного вексельного обращения через призму схожих экономико-правовых конструкций свидетельствует о перспективности и эффективности его использования. Полемика о перспективах использования «бездокументарных» векселей есть выражение трансформации современного общества в общество информационное.
Понятие «форма векселя» - отличное от гражданско-правового термина «форма ценной бумаги», что должно найти свое отражение в законодательстве, в частности, в законе «О переводном и простом векселе». Форму векселя можно определить, как совокупность важнейших признаков данной ценной бумаги, нарушение или отсутствие которых лишает документ силы векселя.
Возможен переход от одной формы выражения векселя к другой, причем может иметь место как трансформация «бумажного» векселя в электронный, так и наоборот. При этом переход не порождает каких-либо векселъно-правовых последствий, т.е. весь спектр правоотношений, связанных с трансформацией векселя, регулируется общегражданскими, административно-правовыми и иными невексельными нормами. Данный вывод можно сделать исходя из равенства юридического содержания электронного и составленного на бумаге векселей. Юридически значимые действия, связанные с оборотом векселя, будут производиться так же, как и при традиционном «бумажном» обращении с поправкой на специфику электронного документа.
Обеспечение «бездокументарного» вексельного оборота могут осуществлять как депозитарии, так и специализированные операторы, причем объем их полномочий в рассматриваемой сфере общественных отношений представляется тождественным. Государственное вмешательство в данной области видится разумным осуществлять только в виде упрощенной (по сравнению с депозитарной деятельностью) процедурой лицензирования специализированных операторов, тогда как все иные характеристики электронного вексельного обращения должны определяться согласно потребностям хозяйствующих субъектов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
НОРМАТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
О государственном нотариате: Закон СССР от 19.07.1973 // Ведомости ВС СССР. 1973. N 30. Ст. 10.
О кооперации в СССР: Закон СССР от 26.05.1988 // Ведомости ВС СССР. 1988. N 32. Ст. 32.
О предприятиях в СССР: Закон СССР от 04.06.1990 // Ведомости СНД И ВС СССР. 1990. N 25. Ст. 27.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ в ред. от 03.08.2018 №339-ФЗ
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ в ред. от 17.07.2019 №77-ФЗ
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ в ред. от 18.03.2019 №34-ФЗ