Файл: Гражданско-правовое регулирование вексельного обращения(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЕКСЕЛЬНОГО ОБРАЩЕНИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 426

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первый путь — наиболее простой и логичный. Суть его состоит в том, что Женевские конвенции устарели и должны быть заменены в России нормативными актами, которые бы детализировали в будущем правовое регулирование вексельного обращения (в сфере применения векселей, в контролирующих органах, в процедуре совершения протеста и др.). Вслед за денонсацией международных договоров началось бы формирование практики и обычаев вексельного оборота, включая «вексельный всеобуч», и, наконец — законодательное закрепление этих обычаев и выбор системы вексельного права (англо-американская, континентальная или собственная), к которой стоило бы присоединиться в последующем. С точки зрения логики, это наиболее верный путь. Сначала формируются обычаи делового оборота, нарабатывается практика, все это учитывается в нормативных документах, в вексельном законодательстве.

Однако, этим путем вряд ли можно воспользоваться для разрешения сложившегося противоречия, на что есть веские причины: во-первых, отсутствие вексельного права на рынке будет моментально заполнено другими видами — гражданским, торговым, финансовым правом: во-вторых, длительное отсутствие вексельной нормативной базы (понадобятся десятилетия для создания обычаев делового оборота) приведет к значительному росту злоупотреблений на вексельном рынке; в-третьих, мы вступим в противоречие с международным торговым правом (в конце 1996 г. Россия получила «режим наибольшего благоприятствования» в торговле, ратифицировав Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом, а также подала заявку на вступление во Всемирную торговую организацию).

Второй путь — традиционный, именно по нему сейчас и развивается российский вексельный рынок. Действующее вексельное законодательство остается в силе с 1937 г. Со временем происходит постепенная регламентация неурегулированных проблем вексельного оборота ведомственными нормативными актами — инструкциями, распоряжениями и постановлениями Правительства РФ, Минфина РФ, Банка России, ФКЦБ России — которые основываются на обобщениях практического опыта формирующегося вексельного оборота в стране. Данный путь не в полной мере отвечает потребностям и возможностям российской экономики. Это связано с тем, что, во-первых, соответствие российского вексельного законодательства нормам Женевских конвенций само по себе еще не является гарантией успешного правового регулирования вексельного обращения. Необходимо отметить, что Положение о переводном и простом векселе практически не является дословным воспроизведением текста Единообразного вексельного закона с языка оригинала на русский и требует в дальнейшем подготовки новой редакции его перевода.


Во-вторых, выход в свет многочисленных противоречивых подзаконных актов (например, постановление ФКЦБ России от 21 марта 1996 г. об обращении «бездокументарных простых векселей») уже породил определенные «напряжения» в вексельном обороте.

В-третьих, развитие вексельного рынка, пущенное «на самотек» без жестких регуляторов, привело к заполнению рынка «дружескими», «бронзовыми» и фальшивыми векселями, большинство из которых, по сути, стали криминальными денежными суррогатами или приняли вид «секъюритизированных» неплатежей. Действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по выпуску векселей, что позволяет государству, субъектам РФ и муниципальным образованиям размещать векселя в неограниченном количестве. Зачастую такая неурегулированность приводит к тому, что местная администрация выпускает векселей на сумму, превосходящую доходную часть своего бюджета, превращая «классический» вексель в эмиссионную ценную бумагу.

Третий путь представляется оптимальным и состоит из подготовки и проведения в стране вексельной реформы, то есть комплекса мор по созданию правовой, организационной, технологической, региональной и информационной инфраструктуры цивилизованного вексельного оборота в России. Целью реформы должны стать, с одной стороны, усиление защиты интересов векселедержателей, с другой, повышение ответственности всех обязанных по векселю лиц.

Реформа должна опираться на разработанную Концепцию развития вексельного рынка, увязанную с Концепцией развития рынка ценных бумаг в РФ[36], а также учитывать как внешние факторы (переключение денежных потоков в реальный сектор, проведение налоговой реформы, реструктуризацию предприятий, коммунальную и военную реформы в стране), так и внутренние факторы (рост объемов выпуска векселей и повышение доли корпоративных векселей, резкое увеличение необеспеченных «дружеских», «бронзовых» и фальшивых векселей, усложнение самого вексельного рынка, особенности бухучета и налогообложения операций с векселями).

Хотя уже сейчас можно назвать основные принципы проведения вексельной реформы, лучше ограничиться только принципами, на которых должна строиться система российского вексельного законодательства.

Первый — сохранение вексельного законодательства на основе Женевских конвенций (возможно, с применением ряда оговорок).

Второй — самодостаточность вексельного законодательства.

Третий — построение вексельного законодательства в основном на системе диспозитивных норм, а императивные нормы должны регулировать только минимум вексельных отношений, без которых невозможно избежание злоупотреблений.


Четвертый — нормы вексельного законодательства должны быть жестко привязаны к налоговому и валютному законодательству, а также регулировать вопросы, отсутствующие в регламенте вексельного права.

Пятый — вексельное законодательство должно адекватно отражать формирующиеся обычаи делового оборота, иначе получится система неработающих норм, которую все знают, но не выполняют.

Реформа должна в первую очередь включать:

  • внесение изменений в Закон РФ «О банкротстве (несостоятельности) предприятий»[37] о порядке удовлетворения требований кредиторов и выделении требований кредиторов по векселям в отдельную очередь;
  • приведение в соответствии с ЕВЗ сроков совершения протеста и определение на законодательном уровне процедуры совершения протеста;
  • внесение изменений в Арбитражный процессуальный кодекс о введении ускоренной процедуры рассмотрения исков по векселям;
  • предоставление права уполномоченному государственному органу (ФКЦБ, ЦБ РФ, Минфину РФ) получать от нотариальных контор сведения о фактах совершения протеста и вменение в обязанность этому органу либо уполномоченному им лицу предоставлять полученную информацию всем заинтересованным лицам и средствам массовой информации;
  • ужесточение требований к профессиональной компетентности лиц, занимающих ведущие должности в организациях профессиональных участниках рынка; расширение и ужесточение системы квалификационных экзаменов для этих лиц;
  • введение процедур сертификации инвестиционных консультантов;
  • создание законодательной базы саморегулируемых организаций, объединяющих участников вексельного рынка (например, АУВЕР);
  • реформа налоговой системы и унификация налогообложения доходов физических и юридических лиц по различным ценным бумагам;
  • разработка и принятие Свода вексельных нормативных документов (Вексельного Кодекса).

Создание правовой, организационной, информационной инфраструктуры цивилизованного вексельного оборота невозможно без обучения специалистов, работников коммерческих структур, судей, руководителей государственных организаций, населения навыкам работы с векселями, изучения, как российского опыта, так и обычаев вексельного оборота других стран.

Исходя из современных условий и потребностей рынка, интересы нормального вексельного обращения в России требуют:

1) ускоренного вексельного процесса;

2) быстрого имущественного исполнения решений;


3) повышения защищенности от противоправных действий.

Так, например, если в экономически развитых странах на законодательном уровне установлен упрощенный порядок рассмотрения споров, то в Российской Федерации исковое требование к вексельному должнику является, наоборот более сложным, чем любой другой иск.[38] В соответствии со статьей 44 Положения о простом и переводном векселе, отказ в акцепте или платеже должен быть удостоверен публичным актом[39], после которого нотариальная контора предъявляет плательщику требования о платеже или акцепте векселя. При его отказе составляется акт, являющийся основанием для быстрого исполнения обязательства. В России необходимо существенным образом изменить правовой вакуум в данном вопросе, для этого целесообразно централизованно хранить и публиковать данные о подобных нарушениях и отказах.

Поскольку Законодательство в сфере интернет-экономики постоянно развивается, то имеют место все предпосылки для перевода части вексельного рынка в сферу электронной торговли. Для реализации указанного процесса в стране имеется необходимый базис, а также положительный опыт по аналогичным финансовым инструментам: акциям, облигациям, паям, закладным и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов, которые можно представить следующим образом.

Вопросы, связанные с теорией, правовой регламентацией и практикой вексельного обращения приобрели в настоящее время особую значимость. Регулирование вексельного обращения на уровне законов Российской Федерации явно недостаточно и тем более некоторые законодательные акты были приняты более 70 лет назад. Данное обстоятельство, с одной стороны, сглаживается положениями международного права и практикой вексельных расчетов, но, с другой, усугубляется стихийным законотворчеством как федеральных органов исполнительной власти, так и органов власти и местного самоуправления в регионах.

Сущность векселя составляет информация, в связи с чем представляется сомнительной целесообразность законодательно закрепленного правила о составлении векселя только на бумаге. Действующие международно- правовые акты данного требования не содержат, в то время как потребности хозяйственной жизни говорят о перспективности «бездокументарного» вексельного обращения. В пользу данного вывода говорит практика безналичных денежных расчетов и оборота «бездокументарных» ценных бумаг, а также значительность и возрастание роли информационной компоненты в рассматриваемой сфере общественных отношений. Рассмотрение электронного вексельного обращения через призму схожих экономико-правовых конструкций свидетельствует о перспективности и эффективности его использования. Полемика о перспективах использования «бездокументарных» векселей есть выражение трансформации современного общества в общество информационное.


Понятие «форма векселя» - отличное от гражданско-правового термина «форма ценной бумаги», что должно найти свое отражение в законодательстве, в частности, в законе «О переводном и простом векселе». Форму векселя можно определить, как совокупность важнейших признаков данной ценной бумаги, нарушение или отсутствие которых лишает документ силы векселя.

Возможен переход от одной формы выражения векселя к другой, причем может иметь место как трансформация «бумажного» векселя в элек­тронный, так и наоборот. При этом переход не порождает каких-либо векселъно-правовых последствий, т.е. весь спектр правоотношений, связанных с трансформацией векселя, регулируется общегражданскими, административ­но-правовыми и иными невексельными нормами. Данный вывод можно сде­лать исходя из равенства юридического содержания электронного и состав­ленного на бумаге векселей. Юридически значимые действия, связанные с оборотом векселя, будут производиться так же, как и при традиционном «бумажном» обращении с поправкой на специфику электронного документа.

Обеспечение «бездокументарного» вексельного оборота могут осуществлять как депозитарии, так и специализированные операторы, причем объем их полномочий в рассматриваемой сфере общественных отношений представляется тождественным. Государственное вмешательство в данной области видится разумным осуществлять только в виде упрощенной (по сравнению с депозитарной деятельностью) процедурой лицензирования спе­циализированных операторов, тогда как все иные характеристики электронного вексельного обращения должны определяться согласно потребностям хозяйствующих субъектов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

НОРМАТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

О государственном нотариате: Закон СССР от 19.07.1973 // Ведомости ВС СССР. 1973. N 30. Ст. 10.

О кооперации в СССР: Закон СССР от 26.05.1988 // Ведомости ВС СССР. 1988. N 32. Ст. 32.

О предприятиях в СССР: Закон СССР от 04.06.1990 // Ведомости СНД И ВС СССР. 1990. N 25. Ст. 27.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ в ред. от 03.08.2018 №339-ФЗ

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ в ред. от 17.07.2019 №77-ФЗ

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ в ред. от 18.03.2019 №34-ФЗ