Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММЕРЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.3. Предпринимательство в советской и современной России

После Октябрьской революции декретами ВЦИК и СНК несколькими приемами примерно в течение трех лет были национализированы организации крупной, средней и частично мелкой промышленности, транспорта, торговли, ликвидированы все банковско-кредитные учреждения, фондовые и товарные биржи. За время гражданской войны экономика пришла в окончательный упадок, поэтому после ее окончания Советское государство вынуждено было перейти от политики военного коммунизма к новой экономической политике (НЭПу)[53].

Можно выделить следующие основные факторы, повлиявшие на развитие предпринимательской деятельности в период НЭПа:

1) Легализация свободной торговли;

2) Восстановление товарооборота между городом и деревней;

3) Восстановления товарно-денежных отношений;

4) Переход от административных к экономическим методам хозяйствования;

5) Установление разрешительного порядка открытия торговых заведений;

6) Ликвидация продразверстки и замена её продналогом;

7) Ликвидация множественного налогообложения сельского хозяйства;

8) Отмена государственной монополии на различные виды товаров;

9) Денационализация мелких и кустарных предприятий;

10) Появление трестов – объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получивших полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов;

11) Установление определённых правовых гарантий для частной собственности;

12) Преодоление международной изоляции;

13) Стабилизация валютно-кредитных отношений СССР с другими странами;

14) Финансирование капитальных вложений и долгосрочное кредитование.

На мой взгляд, ключевым фактором, повлиявшим на развитие предпринимательства в исследуемый период, стала легализация рыночных отношений. Легализуя торговлю, РКП(б) ставило перед собой цель – снять социальную напряжённость, укрепить социальную базу советской власти в виде союза рабочих и крестьян.

Экономическими целями перехода к НЭПу являлись предотвращение усугубления разрухи, выход из кризиса и восстановление хозяйства. Также свободная торговля должна была обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества и восстановление нормальных внешнеполитических связей.


НЭП рассматривался не как вынужденное отступление перед капитализмом, а как путь строительства социализма через торговлю, хозрасчет, кооперацию. В этом новом социализме находили место не только торговля и кооперация, но даже промышленные корпорации типа капиталистических монополий[54].

В июле 1921 г. был установлен разрешительный порядок открытия торговых заведений. Постепенно отменялись государственные монополии на различные виды продукции и товаров. Для мелких промышленных предприятий был установлен упрощённый порядок регистрации, были предусмотрены допустимые размеры использования наёмного труда – 20 работников[55].

Возможность свободной торговли возродила российское предпринимательство. Стали появляться мелкие и крупные предприятия, а также промышленные объединения – тресты. Постепенно была налажена торговля между городом и деревней.

После возникновения реального рынка сбыта у крестьян появился стимул работать. У многих увеличился земельный надел – основное средство производства. Легализация свободной торговли способствовала восстановлению разрушенной экономики и снижению социальной напряженности в обществе.

Вторым важным фактором, повлиявшим на развитие предпринимательства в эпоху НЭПа, стала отмена продразверстки, оказывавшей крайне негативное влияние на положение деревни. В условиях продразверстки крестьянин был материально заинтересован лишь в том, чтобы производить минимум продукции, который был необходим для его собственного потребления, чтобы не отдавать хлеб городу. И насильственные меры здесь помочь уже не могли: у крестьянина нельзя было отобрать то, чего он не произвел.

Новая экономическая политика была, в сущности, признанием провала попытки административным путем установить коммунизм. Оказалось, что этим путем нельзя восстановить сельское хозяйство, получить необходимый для города, для промышленности хлеб[56].

Декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года, принятым на основании решений X съезда РКП(б)[57], продразвёрстка была отменена и заменена натуральным продналогом, который был примерно вдвое ниже. Столь значительное послабление дало определённый стимул к развитию производства уставшему от войны крестьянству.

Третий важный фактор развития предпринимательства – перевод предприятий на хозрасчет, т.е. переход от административных к экономическим методам хозяйствования.


В итоге реализация готовой продукции, закупка сырья, материалов, оборудования стала производиться на полноценном рынке, по каналам оптовой торговли. Возникла широкая сеть товарных бирж, ярмарок, торговых предприятий. Организация труда начала строиться на принципах материального стимулирования, пришедших на смену внеэкономическому принуждению «военного коммунизма». Это позволило возродить находившуюся в полном упадке промышленность и заложить экономические основы советского государства.

Однако в дальнейшем советское государство отказалось от идеи новой экономической политики и запретило любую коммерческую деятельность. Отдельные элементы предпринимательской активности сохранились только в теневой сфере.

Предпринимательство начало возрождаться только в эпоху перестройки (1985 – 1991 гг.). Основными факторами, повлиявшими на развитие предпринимательской деятельности в эпоху перестройки, являются:

1) Демократизация жизни в стране;

2) Введение частной собственности на средства производства

3) Переход к рыночной экономике;

4) Узаконение кооперации;

5)  Узаконение индивидуальной трудовой деятельности;

6) Развитие теневой экономики.

Важнейшими из перечисленных факторов являются, на мой взгляд, принятие узаконение кооперации и индивидуальной трудовой деятельности. Причиной данных действий со стороны руководства СССР стал крайне усилившийся в этот период дефицит товаров и продуктов, вызванный, прежде всего, резким ростом номинальных доходов и накоплений населения и спадом производства.

В связи с этим 19 ноября 1986 года был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», а 5 февраля 1987 года Советом Министров СССР – постановление «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления»[58].

26 мая 1988 года был принят Закон СССР «О кооперации в СССР», разрешивший кооперативам заниматься любыми не запрещёнными законом видами деятельности, в том числе и торговлей. Данный закон стал опорным пунктом развития предпринимательства в эпоху перестройки.

Достаточно необычны были обстоятельства принятия этого законодательного акта. Все экономические союзные законы до и после закона о кооперации готовились правительственным аппаратом и выражали его интересы. Роль кооперации аппарат видел в том, что она будет на подхвате у государственных предприятий, поможет вытягивать у населения деньги и остатки трудовых ресурсов – словом будет «замазывать щели» в системе. Этот закон представлялся малозначительным, и его доверили составить группе ученых, во главе с академиком В. Тихоновым.


Напротив, составители этого закона считали его частью будущего пакета законов о радикальной экономической реформе, где кооперации отведена роль одного из секторов в будущей многоукладной рыночной экономике. Они составили закон таким образом, что кооперация действительно могла осуществиться.

Проект закона был утвержден тогдашним Верховным Советом, также как любой другой закон, который был бы подан ему на утверждение. Раз подан, значит надо, и депутаты утвердили его, не ведая, что творят. Больше аппарат не повторял такой ошибки и никому, кроме себя, не доверил готовить тексты законов. Когда с ростом демократизации дело дошло до альтернативных проектов, новый союзный Верховный Совет, в сущности своей такой же аппаратный, как и старый, исправно голосовал за правительственные варианты, так что почти ни одного годного закона больше принято не было.

Так благодаря оплошностям правительства и Верховного Совета закон о кооперации был принят в работоспособной форме. Внутрь тоталитарной, командно-карательной, административной бюрократической системы был введен экономический «троянский конь», из которого впоследствии развилось всё современное предпринимательство.

По мнению разработчиков законов об индивидуальной трудовой деятельности и о кооперации, возрождение кооперативного движения и разрешение индивидуально-трудовой деятельности в стране мыслились как приводные механизмы, которые способны насытить рынок потребительскими товарами, необходимыми услугами. Дополнительный приток товаров должен был решительно сократить дефицит, стабилизировать ситуацию с потребительским спросом.

Однако желательный эффект был достигнут лишь в незначительной мере. Это было обусловлено тем, что созданные в годы перестройки кооперативы стали заниматься не производством, а перепродажей, что приводило к вымыванию из государственной торговли дешевых товаров и увеличению дефицита.

Появление в массовом порядке «частника» и кооперативов вызвало неоднозначную реакцию в советском обществе. При опросе общественного мнения 45% респондентов поддержали кооперативное движение благодаря легальной возможности «получать не лимитированные доходы в соответствие с трудовым вкладом»[59].

С другой стороны, большинство граждан обвиняло возникшие кооперативы в спекуляции, и 40% опрошенных выступили против них из-за реальной опасности роста имущественного расслоения. Действительно, заработная плата кооператоров и промышленных рабочих за аналогичный вид деятельности стала резко разниться – соответственно 350-500 руб. и 150-160 руб.[60]


Значительный перекос в заработной плате в пользу кооперативного и «теневого» сектора экономики привел к оттоку квалифицированных кадров из государственных предприятий, организаций. Государственные предприятия и учреждения фактически лишались самых мобильных и конкурентных специалистов, которых уже не привлекал сложившийся уровень оценки их трудового вклада.

Еще одним из объективных следствий развития кооперации и индивидуально-трудовой деятельности являлась углубляющаяся имущественная и социальная дифференциация. Пользуясь полученной свободой предпринимательства, бесконтрольностью со стороны властных структур, многие из новых кооператоров в качестве приоритета своей деятельности поставили личное обогащение, уклонение от уплаты различных пошлин и налогов, запутывание бухгалтерской отчетности.

Либерализация внешнеэкономической деятельности в стране способствовала осуществлению отдельными кооперативами, организациями, совместными предприятиями крупных спекулятивных операций. Так, на предприятиях расхищалось сырье для перепродажи за границей. На вырученную валюту закупалась очень дефицитная в СССР импортная бытовая техника (телевизоры, видеомагнитофоны), которая затем реализовывалась через кооперативные, комиссионные магазины, спекулянтов.

Таким образом, начиная с 1986 г. власть делает ставку на внедрение новых форм хозяйствования, среди которых в том числе оказались кооперация и индивидуально-трудовая деятельность. Это явилось фактическим выводом из подполья нелегальной экономики. Однако в условиях существенной пробуксовки реформ в государственном секторе экономики, кооперативы и «индивидуальщики» были фактически изначально обречены на спекулятивные сделки, финансовые махинации и др. хозяйственные преступления. Несмотря на такие неоднозначные результаты, перестройка всё же привела к масштабному развитию предпринимательства в стране. Важнейшими итогами деятельности нового кооперативного предпринимательства стали:

1) Демонстрация того, что возможно вложение средств преимущественно самого населения в развитие производства и сферу услуг;

2) Легализация многих ранее теневых предпринимательских структур. Однако в то же время наблюдалось активное создание новых теневых конгломератов, куда было вовлечено и кооперативное и государственное хозяйство;

3) Доказательства того, что в стране сохранились мощные социальные силы, включающие разные слои населения, готовые и способные развернуть широкую предпринимательскую деятельность в разных социально-экономических формах. Это означало наличие социальных основ движения страны к смешанной экономике и обществу смешанного типа.