Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММЕРЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современный этап развития мировой экономики характеризуется основополагающим значением научно-технического прогресса и возрастающей интеллектуализацией ключевых факторов производства, которые служат предпосылками перехода общества в постиндустриальную информационную эпоху. В США, Японии и европейских странах на долю инновационных знаний, реализуемых в новейших технологиях, оборудовании и организации производства, приходится свыше 75% прироста ВВП. В общей сложности развитые государства концентрируют около 90% общемирового научного потенциала и контролируют 80% глобального рынка высоких технологий, объем которого оценивается в 4-5 триллионов долларов[1].

Россия с огромным опозданием входит в систему инновационных тенденций, оставаясь на периферии современных информационных технологий и наукоемкого производства. Сегодня Россия занимает лишь 0,3% мирового рынка продукции наукоемких отраслей, при этом инновационная активность российских предприятий сводится преимущественно к перекупке устаревшего зарубежного оборудования, призванного заменить еще менее эффективные отечественные образцы[2].

Предпосылки такого отставания целесообразно искать не только в современной политической и экономической ситуации, но и в самих процессах становления и развития предпринимательства в России и за рубежом. Это обусловливает актуальность выбранной тематики исследования.

Целью данной работы является выявление предпосылок и факторов развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть экономическую и правовую сущность коммерции и предпринимательства;
  • выявить исторические предпосылки возникновения предпринимательской деятельности;
  • проанализировать этапы развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России.

Объектом исследования в данной работе является предпринимательство и коммерция.

Предметом исследования выступает история предпринимательской деятельности за рубежом и в России.

Теоретическую базу исследования составляют монографии, учебные пособия и статьи таких авторов как И.А. Благих, В.Ю. Буров, Г.Г. Иванов, Р.Р. Садыкова, А.А. Тимофеева и другие.

Методология исследования представлена общенаучными диалектическим и формально-логическим методами, а также методами исторического, сравнительного и системного анализа и обобщения.


Структура и объем работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММЕРЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1. Экономическая и правовая сущность коммерции и предпринимательства

Основополагающим конституционным принципом в сфере экономики является принцип свободы экономической деятельности. В соответствии со ст.34 Конституции Российской Федерации[3] каждый вправе заниматься предпринимательской деятельностью и иной не запрещенной экономической деятельностью.

В экономической литературе термин «предприниматель» в первый раз возник во Всеобщем словаре коммерции, опубликованном в Париже в 1723 году. Научное обоснование данного понятия было дано в начале XVIII века в трудах британского экономиста Ричарда Кантильона (Cantillon). Предполагается, что именно Кантильон ввел в современный лексикон термин «предпринимательство» и охарактеризовал его как деятельность особого рода, всегда осуществляющуюся в условиях риска[4].

Большое влияние на формирование представлений о предпринимательстве оказал французский исследователь К. Бодо[5]. Он отмечал, что предприниматель обязан обладать высоким уровнем интеллекта интеллектом, владеть комплексными знаниями и актуальной информацией. Еще один французский экономист Ж. Тюрго полагал, что предпринимательство предполагает обладание не только необходимой информацией, но и капиталом. Тюрго отмечал, что капитал является базисом всей экономической, прибыль – цель успеха предпринимателя и основа развития производства. Неоклассики А. Маршалл и его последователи большое внимание уделяли организаторской функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может быть предпринимателем, выделяя предпринимательские способности[6].


Научное исследование предпринимательства впервые осуществил австрийский экономист Й. Шумпетер (1883–1950) в своей работе «Теория экономического развития» (1912). Он считал, что предпринимательство, как одна из конкретных форм проявления общественных отношений, способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости[7]. Для понимания природы предпринимательства многое сделали Людвиг фон Мизес, Фридрих Август фон Хайек и другие представители австрийской школы экономистов, рассматривавшие предпринимательство в качестве одного из основных ресурсов экономики наряду с землей, трудом, капиталом, информацией и временем[8].

Следует отметить, что единый подход к определению феномена «предпринимательства» отсутствует до сих пор. Так, в широком смысле предпринимательство понимается как специфический фактор общественного воспроизводства, который обеспечивает необходимую динамику воспроизводственных процессов через создание новых более эффективных комбинаций производственно-сбытовых факторов. В более узком смысле, предпринимательство – это система хозяйствования, основанная на рисковой деятельности, целью которой является получение предпринимательского дохода, и затрагивающая либо весь процесс воспроизводства, либо отдельные его стадии (производство, распределение, обмен и потребление).

Американский ученый Роберт Хизрич определяет предпринимательство как «процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя – как человека, который затрачивает на это необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым»[9]. В английском языке термин «предпринимательство» обозначается словом «business» («бизнес»), поэтому понятия «бизнес» и «предпринимательство» можно рассматривать как равнозначные.

Следует отметить, что единый подход к определению феномена «предпринимательства» отсутствует до сих пор. Так, в широком смысле предпринимательство понимается как специфический фактор общественного воспроизводства, который обеспечивает необходимую динамику воспроизводственных процессов через создание новых более эффективных комбинаций производственно-сбытовых факторов.


В более узком смысле, предпринимательство – это система хозяйствования, основанная на рисковой, инновационной деятельности, целью которой является получение предпринимательского дохода, и затрагивающая либо весь процесс воспроизводства, либо отдельные его стадии (производство, распределение, обмен и потребление). В соответствии со ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), под предпринимательством понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»[10].

Наряду с понятием предпринимательской деятельности в российской экономической и юридической практике активно используется смежный термин «коммерческая деятельность» или «коммерция». Первоначально он подразумевал купеческую деятельность, реализуемую с целью извлечения прибыли из торговых операций на внутреннем и международном рынке[11].

В дальнейшем понятие коммерции стало использоваться для обозначения деятельности, связанной с реализацией товаров и услуг, а также посредничеством. В этом смысле коммерческая деятельность понимается часть предпринимательской деятельности, которая тесно связана с торговлей и не охватывает сам процесс производства товара[12].

В то же время в юридической практике имеет место расширенная трактовка понятия коммерческой деятельности, выраженная в разделении юридических лиц на коммерческие (ориентированные на извлечение прибыли) и некоммерческие (преследующие различные социальные цели, не связанные с получением прибыли) (ст. 50 ГК РФ). Также в гражданском законодательстве закреплены такие понятия как «коммерческая тайна» (ст. 727 ГК РФ), «коммерческий кредит» (ст. 823 ГК РФ), «коммерческая концессия» (ст. 1027 ГК РФ) и т.п. В указанных случаях имеет место отождествление понятий коммерческой и предпринимательской деятельности.

В рамках данного исследования понятия «предпринимательство», «коммерция» и «бизнес» будут рассматриваться как синонимы и трактоваться как особый вид экономической активности, целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Предпринимательская (коммерческая) деятельностью базируется на процессе поиска новых возможностей, в ходе которого внедряются новые технологии, развивается кадровый потенциал и преодолеваются устаревшие стереотипы. 


1.2. Исторические предпосылки возникновения предпринимательской деятельности

Историческую основу возникновения предпринимательской деятельности заложили процессы обмена товарно-материальными ценностями, известные еще с каменного века. Возникновение торгового предпринимательства можно считать одним из наиболее надежных индикаторов культурного развития народа[13].

Изначально торговля носила исключительно натуральный характер, а ее истоком были традиции символического обмена подарками, утверждающими союз, мир и дружбу. Позднее люди стали обмениваться предметами равноценными, например, молоток взамен топора или мясо животного вместо овощей или фруктов. Специализация людей в определенных, наиболее сложных и востребованных сферах деятельности (изготовление посуды, украшений и т.п.) привела к возникновению первичного производственного предпринимательства.

Главными предпосылками для развития торгового предпринимательства стало углубление промышленной специализации и возникновение денег – специфического универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров[14].

Деньги появились в результате схожих экономических процессов, которые происходили практически в одно и то же время во всех цивилизованных человеческих обществах, таких как Древний Китай, Вавилонское царство, Древний Египет, Древняя Греция и Рим. Это свидетельствует о том, что деньги имеют объективную экономическую сущность, они универсальны и бесспорно необходимы в процессе обмена, который немыслим без отношений собственности.

В историческом развитии денег можно выделить три основных этапа (см. рис.1).

Рис.1. Этапы исторического развития денег[15]

На начальном этапе товарного производства разнообразные продукты труда непосредственно обменивались друг на друга. Впоследствии в общей массе товаров выделились некие особые товары – общие эквиваленты. Как правило, это были наиболее популярные территориальные товары-посредники (мех, зерно, домашний скот, различные металлы и т.д.). Указанные товары выступали в качестве посредников в процессе предпринимательской деятельности, связанной с обменом товарами. Далее в ходе дальнейшего развития товарного производства и обмена роль всеобщего эквивалента начали выполнять золото и серебро, и лишь в новейшее время возник современный наличный и безналичный оборот[16].