Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММЕРЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первые машиностроительные заводы возникли в Петербурге. В основном это были заводы для производства механических ткацких станков и паровых машин. Строились они и в других городах России. Например, в 1849 году возник Сормовский судостроительный завод в Нижнем Новгороде, ставший первым российским предприятием в данной отрасли.

Постепенно начала развиваться и металлургия, однако её расцвет пришелся только на 1890-е годы.

Начало промышленного переворота совпало с формированием
нового социального слоя – наемных рабочих.

Одной из причин этого стало предоставление крестьянам свободы передвижения и хозяйственной деятельности в начале царствования Николая I. Ранее, при Петре I, крестьянам было запрещено совершать сделки и введено правило, по которому любой крестьянин, оказавшийся на расстоянии более 30 верст от своей деревни без отпускного свидетельства (паспорта) от помещика, считался беглым и подлежал наказанию[41].

Паспортная система затрудняла миграцию крестьянского населения и на долгие годы затормозила формирование рынка рабочей силы. Эти строгие ограничения были отменены во второй четверти XIX в., что способствовало появлению массового феномена крестьян-предпринимателей и крестьян-наемных рабочих.

Кроме того, до XIX века существовала введенная при Петре I практика применения на фабриках труда «приписных» крестьян из числа крепостных. Такой принудительный труд был невыгоден: крепостные работные люди не хотели приобретать необходимые навыки, часто ломали и портили порученные им механизмы. Только с развитием наемного труда можно было перейти к эффективному фабричному производству[42].

В 1830-х гг. начался быстрый процесс вытеснения из промышленности неэффективного крепостного труда: число фабрик, применявших труд крепостных, сократилось до 15%. В 1840 г. было принято решение Государственного совета о закрытии всех посессионных фабрик, использовавших крепостной труд, после чего только в период 1840-1850 гг., по инициативе правительства, было закрыто более 100 таких фабрик.

Вместо крепостных крестьян на мануфактуры и фабрики нанимались жители городов, государственные крестьяне и крепостные, уходившие на заработки с разрешения господ. К концу первой половины XIX века 4/5 рабочих составляли наемные.

На основе применения наемного труда начали формироваться
новые промышленные районы в России – Северо-Западный
(Петербургский), Центральный (Московский) и Харьковский. Другие
регионы России (кроме Урала) не имели, как правило, крупных
промышленных предприятий. Концентрация промышленности в отдельных
регионах России была специфической особенностью ее экономической
истории[43].


Вдали от городских центров и главных торговых путей люди
продолжали жить при натуральном хозяйстве: питались собственными
продуктами, одевались в домотканную одежду, своими руками
возводили жилища. В этих районах процветало кустарное
производство. Наряду с фабричным, оно было характерно для многих
отраслей легкой промышленности (текстильной, кожевенной,
деревообрабатывающей и др.). Даже некоторая часть металлических
изделий производилась кустарным способом.

В многочисленных деревенских кузницах ковались плуги, лемехи, ножи, топоры и другие предметы крестьянского быта. Жители некоторых деревень специализировались на художественных промыслах. Так возникали
центры, известные до сегодняшнего дня: Палех, Гжель и другие[44].

Большое влияние на развитие российского предпринимательства в первой половине XIX века оказало развитие транспортной системы.

Внешняя торговля России осуществлялась в основном через
балтийские и черноморские порты, завоеванные в XVIII веке. Внутренняя система путей сообщения оставалась мало развитой
и в первой половине XIX в. Ее усовершенствование было связано,
главным образом, с развитием водного транспорта.

В 1810 г.открылась Мариинская система каналов, связавшая Петербург с волжским торговым путем. Тихвинская система соединила центр
России с Балтийским морем. На реках России появились первые
пароходы, которых стало к середине века более 10.

Для России с ее огромной территорией особое значение имело
создание железнодорожной сети. Железнодорожное строительство
началось в конце 30-х годов. В 1837 г. была открыта первая
опытно-показательная ветка между Петербургом и Царским Селом. С
1839 г. начали строить Варшавско-Венскую железную дорогу, которая
должна была соединить Россию с Западной Европой. В 1843-1851 гг.
была построена Петербургско-Московская железная дорога[45].

В отличие от Запада, строительство железных дорог
производилось в первую очередь государством, которое и в
дальнейшем активно вмешивалось в ведущие отрасли промышленности.
Начиная с железнодорожного строительства, в России стал
появляться так называемый «государственный капитализм» [46].

В целом, в первой половине XIX в. социально-политическая
система России мешала развитию производительных сил и
развитию хозяйства. Господство дворянства, владевшего большей
частью земель в России, денежными средствами и другими формами
собственности, крепостное право и сохранение устаревших методов
хозяйствования были основными причинами экономической отсталости
страны[47].


Тем не менее Россия не переживала в первой половине XIX
в. острого экономического кризиса. В ее хозяйственной структуре
наряду с разлагающимся феодальным развивался новый,
капиталистический уклад, появлялись новые производительные силы, развивалось предпринимательство, которое стало господствующим течением во второй половине XIX в.

60-80-е годы XIX века характеризуется развитием производительных сил России, подъемом торговли, сельского хозяйства, отечественной промышленности, укреплением экономической независимости России Ключевыми факторами, оказавшими влияние на развитие предпринимательской деятельности это время, являются, на мой взгляд, следующие:

1) Большая территория России;

2) Отмена крепостного права Манифестом от 19 февраля 1861 г.;

3) Строительство железных дорог;

4) Формирование особого предпринимательского сословия – промышленной буржуазии;

5) Развитие частного предпринимательства в условиях доминирования государственных предприятий;

6) Развитие банковской системы;

7) Развитие акционерной формы предпринимательства;

8) Формирование законодательной базы предпринимательства (в частности – утверждение Положения о пошлинах за право торговли и других промыслов[48] и других документов).

На мой взгляд, наибольшее влияние на развитие предпринимательства в 60-80-е годы XIX века оказала отмена крепостного права.

В соответствии с Манифестом «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля (3 марта) 1861 крестьяне перестали считаться крепостными и получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всем, что не относилось к особым сословным правам и обязанностям.

Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью. Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел. Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей которого было сельское общество, высшей (административной) единицей – волость. Сельское общество имело право выкупа земли у помещика от имени крестьянина. Крестьяне, получившие свой надел в собственность, именовались «крестьянами-собственниками». Таким образом, отмена крепостного права позволила крестьянину выходить из общины вместе с землей, которая становилась его собственностью.


Втягивание крестьянства в товарно-денежные отношения способствовало разложению этого класса и создавало необходимые условия для развития капиталистического сельского хозяйства – фермерства. Этот процесс находил выражение в расширении посевных площадей, росте валовых объемов сельскохозяйственных культур, повышении урожайности, использовании удобрений, машин и т.д.

Кроме того, до отмены крепостного права промышленность, служившая основой развития капиталистических отношений, была лишена необходимого ей рынка свободной рабочей силы. Освобождение крестьян позволило им свободно распоряжаться своим трудом, в частности – работать на промышленных предприятиях[49].

Важным фактором стало также то, бывшие крепостные крестьяне теперь смогли осуществлять предпринимательскую деятельность, занимаясь торговлей или открывая собственные мануфактуры. Именно благодаря этому в 60-80-е годы XIX века окончательно сформировалась промышленная буржуазия, социальной базой которой явились представители купечества, отчасти мещанства, но преимущественно – разбогатевшего крестьянства.

Крестьянская реформа повлекла за собой необходимость проведения ряда других реформ, в частности – земской, судебной, финансовой, военной.

Отмена крепостного права и другие реформы значительно изменили социальный и экономический уклад России. Реформирование страны, ее модернизация вели к устранению сословных перегородок. Постепенно падало экономическое и культурное значение землевладельческого дворянства, и одновременно увеличивались численность и влияние в обществе представителей средних классов, которых называли разночинцами.

Только после ликвидации крепостного права началось медленное, но неуклонное превращение России в страну с современной капиталистической промышленностью.

Вторым фактором развития предпринимательства в России стало развитие акционерной формы предпринимательства.

По официальным сведениям, в 1876 году в России было 550 акционерных компаний.  Эта форма организации предпринимательства считалась весьма полезной для государства, поэтому акционерным предприятиям предоставлялись различные льготы и преимущества – предоставление исключительной монополии на определенный срок, освобождение от налогов и сборов, выдача беспроцентных ссуд и кредитов[50].

На основе акционерного капитала в 70-80-е гг. XIX в. появляются новые для России отрасли промышленности: угольная, химическая, нефтедобывающая, машиностроение. К старым экономическим центрам (Санкт-Петербург, Москва, Прибалтика, Урал) добавляются новые: Донбасс, Бакинская нефтедобыча, Украина. Крупными центрами машиностроения становятся Коломна, Сормово, Харьков, Одесса. Общий объем производства за 60—90-е гг. XIX в. возрос в 8 раз. Особенно быстро развивалась горнодобывающая отрасль.


Развитие промышленности способствовало формированию промышленного пролетариата и промышленной буржуазии. Возникают постоянные кадры рабочих, которые навсегда порывают с деревней. Растет удельный вес потомственных пролетариев. Социальной базой формирования промышленной буржуазии служили главным образом купечество и зажиточное крестьянство. Именно из крестьянской среды вышли российские предприниматели конца ХIХ – начала ХХ в.: Морозовы, Прохоровы, Гучковы, Рябушинские, Коноваловы

Третьим важным фактором развития предпринимательства в исследуемый период стало, на мой взгляд, развитие железнодорожного сообщения.

За короткий срок страна покрылась сетью железных дорог, связавшей в единое целое разрозненные прежде экономические районы страны. Уже в 1861—1865 гг. было построено более 2 тыс. верст дорог. К 1895 г. общая протяженность российских железных дорог с 1488 верст, в год реформы, возросла до 22093 верст[51].

В результате железнодорожного строительства была создана коммуникационная сеть в центре страны, тесно связанная с Прибалтикой, южными и западными районами страны. Большинство новых дорог строилось непосредственно в интересах промышленности и торговли (Новки – Шуя, Кинешма – Иваново – Москва – Нижний Новгород), причем крупнейшие текстильные районы уже в конце 60-х гг. соединялись между собой общей сетью железнодорожных путей. За один 6-летний период – с 1861 по 1877 гг. – грузооборот железных дорог увеличился в 25 раз, в то время как оборот речного транспорта лишь на 59%[52].

Железные дороги существенно облегчили сообщение между районами российского государства, и, соответственно, способствовали эффективному налаживанию экономических связей между Россией и другими странами. Железнодорожные магистрали стали прокладывать не только между отдаленными городами, но и между континентами. Программа строительства железных дорог позволила завершить образование единого экономического пространства, наладить более простую связь с зарубежными странами.

Таким образом, 60-80-е годы XIX века характеризовались активным развитием предпринимательства, и в особенности – промышленного производства. Этому способствовали множество различных факторов, важнейшими из которых стала отмена в 1961 году крепостного права и развитие железнодорожного сообщения.

Осуществление комплекса прогрессивных реформ ускорило развитие товарно-денежных отношений в России, формирование рынка труда, капиталов, товаров, ценных бумаг. Период конца XIX – начала XX вв. характеризовался быстрым ростом экономики, существенными изменениями ее структуры, размахом железнодорожного строительства. Его развитие было резко подорвано Первой мировой войной и Октябрьской революцией.