Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММЕРЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Появление денег и их функционирование позволило преодолеть узкие рамки взаимного бартерного обмена непосредственных товаропроизводителей и создать необходимые условия для появления полноценного предпринимательства.

1.3. Этапы развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России

На протяжении истории человечества институт предпринимательства и коммерции прошел целый ряд этапов становления и развития, которые можно соотнести с ключевыми эпохами всемирной истории (рис.2).

Древний мир (3000 г. до н.э. – 476 г. н.э.)

Средние века (476 г. – XV в.)

Новое время (конец XV в. — XIX в.)

Новейшее время (XX в. — XXI в.)

Развитие торговли в Древней Месопотамии, Египте, Греции, Риме, Персии

Развитие морской торговли, ярмарки, банки

Международная торговля, акционерные общества, промышленный переворот

Индустриализация, новые финансово-кредитные системы, глобализация

Рис.2. Этапы развития коммерции и предпринимательства в мире[17]

Указанные этапы будут подробно рассмотрены в следующей главе курсовой работы.

Для российской экономической практики такая классификация не может быть применима, поскольку предпринимательство начало развиваться в стране существенно позже, чем в Европе, и имело собственный путь развития. Вследствие указанных факторов исследователи предлагают иную, более детальную периодизацию. Так, исследователь О.В. Арсенина[18] выделяет следующие этапы развития предпринимательской деятельности в России:

1) Истоки предпринимательской деятельности в Древней Руси IX – XII веках;

2) Предпринимательство на Руси в период ее феодальной раздробленности (XII – XV вв.);

3) Возрождение торговли и ремесел на Руси после монголо-татарского нашествия (XIV – XVII вв.);

4) Развитие предпринимательства в России в эпоху Петровских преобразований (начало XVIII в.);

5) Мануфактурный период предпринимательства и развитие государственного предпринимательства (XVIII в.);

6) Промышленный переворот и капитализм в России (XIX в.);

7) Угнетение предпринимательства (1917 – 1985 гг.);

8) Современный период предпринимательства (1985 г. – н.в.).


С точки зрения А.А. Тимофеевой[19], в процессе развития предпринимательства в России также должны выделяться восемь этапов:

I этап – появление предпринимательства в сфере ремесла и торговли (до XV в.).

II этап (XV в. – начало XIX в.) – образование сообщества предпринимателей, состоящего из ремесленников, купцов, ростовщиков и др. В данное время появляется термин «предпринимательство», который относится ко всем лицам, занятым деятельностью, направленной на развитие производства, торговли и получение дохода. Наибольшее развитие предпринимательства пришлось на годы правления Петра I (1689–1725). В это время в России создаются мануфактуры, бурно развиваются такие отрасли, как горная, оружейная, суконная, полотняная.

III этап (вторая половина XIX в.). Здесь можно отметить новые методы корпоративного финансирования, которые способствовали образованию предпринимательских союзов. В данных союзах капиталисты не всегда выступали в роли предпринимателей, а предприниматели не всегда являлись капиталистами. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала отмена крепостного права в 1861 г. Начинается строительство железных дорог, оживляется акционерная деятельность. Развитию и перестройке промышленности способствует появление иностранного капитала. В начале XX в. предпринимательство становится массовым явлением в России, предприниматель формируется как собственник[20].

IV этап (с октября 1917 г.) – установление государственной монополии и централизация экономики, что лишило производителей экономической самостоятельности и устранило конкуренцию между ними. В этот период был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей.

V этап – период новой экономической политики. Данная политика предусматривала становление предпринимательства в форме смешанных и частных концессий, акционерных обществ. Частное предпринимательство было представлено такими организационными формами, как аренда, кооперативы, акционерные общества, товарищества.

VI этап (конец 1920 – вторая половина 1980-х гг.) характеризуется перемещением предпринимательской деятельности из легального в нелегальное положение (сервис, услуга) и теневую экономику. Теневая экономика – это определенная часть незаконно действующей экономики, которая показывает совокупность производственных отношений и действия которой не подлежат фиксированию в официальной финансовой отчетности. Главным источником теневой экономики был дефицит товара, который определялся диспропорциями между растущими потребностями и ограниченными возможностями производства, между спросом и предложением, между сервисом и производством.


VII этап (1980-е гг.) – поставлена задача по формированию экономического мышления на базе социалистической предприимчивости. В рамках плановой модели экономики возрождались такие забытые формы хозяйствования, как подряд, аренда, кооперация.

VIII этап (1990-е гг.) – характеризуется переходом к рыночной экономике, который коренным образом изменил отношение к частной собственности, конкуренции, предпринимательству. Предпринимательство является составным и основным компонентом рыночной экономики.

В рамках третьей главы данного исследования будут подробно рассматриваться все перечисленные этапы развития российского предпринимательства и факторы, обусловившие переход между ними.

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И КОММЕРЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

2.1. Развитие предпринимательства и коммерции в Древнем мире

Первые сведения о существовании предпринимательских отношений встречаются очень рано. Уже за три с половиною тысячелетия до н. э. первый царь Месопотамии из сумерийской династии завел торговые сношения с севером и с югом из своей столицы Сиртеллы. Тысячелетием позже можно уже констатировать довольно сложную систему обмена. До нас дошло огромное количество документов (клинообразных), о покупках земли, рабов, строений; мы знаем о существовании кредита, о размерах процентов (17 — 20 % годовых). Три отрасли производства особенно процветали в Месопотамии: выделка оружия, керамика и выделка тканей (вавилонские ковры и крашеные материи). Эти ткани в цветущую эпоху страны, начиная приблизительно с 2000 года до н. э., получают широкое распространение по всему Востоку, а несколько позднее проникают и в Европу[21].

Торговые пути, удовлетворявшие в то же время и стратегическим целям, были проложены по всем направлениям: в Бактрию, в Мидию, в Персию, в Армению, в Индию, в Аравию, в Переднюю Азию. Халдейская монархия, благодаря своему географическому положению, служила посредницей между Востоком и Западом. Караваны доставляли туда продукты Аравии и восточной Африки (золото, курения), Индии (ткани, металлы и изделия из них, драгоценные камни). Оттуда они перевозились тоже на караванах в Финикию. Персидский залив у ассирийцев мало эксплуатировался в качестве торгового пути. Внутри страны торговля шла главным образом по двум великим рекам Месопотамии: Тигру и Евфрату.


В Египте в эпоху постройки пирамид господствовало натуральное хозяйство; незначительный внутренний обмен имел меновой характер. Только в начале XVI века до н. э. обнаруживается в египте влияние азиатского востока; появляется монета (медные слитки). В эту эпоху торговля – по преимуществу сухопутная. Главные пути её сосредоточиваются у Мемфиса и Фив.

С финикиянами торговля вступает в новую фазу развития. Раньше она почти не выходила из рамок простого обмена продуктами между различными государствами и племенами Востока; теперь она становится всемирной и делается по преимуществу морской. Первоначально, впрочем, финикияне не отваживались пускаться в долгие морские путешествия; они посещали ближайшие места: Индию, Палестину, Аравию, Египет, Грецию — морем, Месопотамию, Армению – сухим путём. Особенно тесные торговые связи существовали у финикиян с евреями.

В обмен на местные (строевой лес, плоды и металлы) и привозные (слоновая кость, драгоценности, стекло и прочее) продукты финикияне получали из Палестины зерно, масло, вино и всякого рода сырье. Из Сирии они получали вино и тонкую шерсть, которую окрашивали своей знаменитой пурпуровой краской и развозили по всему миру, из Каппадокии – лошадей, с Кавказа – мулов[22].

Торговля в Древней Греции также активно развивалась. Факт существования отношений между финикиянами и греками в микенскую эпоху можно считать, по-видимому, установленным. Финикияне привозили восточные товары, увозили сырье. Настоящий торговый подъём в Греции начинается вместе с колонизацией. Эллины постепенно заселяют чуть не все побережье Средиземного моря, берега Эвксинского Понта и Пропонтиды, острова Эгейского Архипелага, открываются торговые сношения со скифами, с фракийцами, с туземными племенами Малой Азии и Кавказа, с ливийцами, с обитателями Италии, южной Франции, Испании. В середине VII века до н. э. сюда присоединяется Египет. Аттика доставляла масло и серебро, Беотия — хлеб, острова — вино, Кифера — пурпур, Лакония — железо. Импорт состоял, главным образом, из всевозможного сырья и рабов.

К началу новой эры одним из крупных промышленных и торговых центров стал Рим. В I—III веках Римская империя представляла из себя величайшую область свободной торговли, какую только знает история. Единство монеты, меры и веса, свободное плавание всех повсюду, цветущее состояние промышленности в Испании, Малой Азии, Сирии, Египте, Северной Италии, отчасти Греции, высокий уровень земледелия в Африке и на прибрежье Чёрного моря — все это способствовало процветанию торговли.


Случайное открытие Цейлона при Клавдии указало новый путь в Индию. Но это благосостояние продолжалось недолго. При Диоклетиане наступил экономический кризис, от которого римская торговля уже не смогла оправиться.

Таким образом, предпринимательство Древнего мира характеризовалось высоким уровнем развития и активной международной торговлей.

2.2. Развитие предпринимательства в Средневековье и Новое время

Предпринимательские отношения были характерны для средневекового общества во все века его существования. Даже в период раннего феодализма, при полном господстве натурального хозяйства, коммерция окончательно не исчезала, хотя и не носила регулярного характера. Ее роль увеличилась с появлением товарно-денежных отношений, вызванных возникновением и развитием средневековых городов; торговая деятельность становится неотъемлемой чертой феодального общества[23].

Средневековая торговля имела ряд специфических особенностей. Ведущая роль принадлежала в ней внешней, транзитной торговле; натуральностью хозяйства, в принципе существовавшей в любом феодальном обществе, объясняется тот факт, что основная масса предметов потребления производилась в самом хозяйстве, на рынке приобреталось лишь то, чего не было (или не хватало) в данной местности. Это могло быть вино, соль, сукно, хлеб (в неурожайные годы), но чаще всего это были левантийские восточные товары.

Восточные товары (специи) подразделялись на две группы. К «грубым специям» относились различные ткани (шелк, бархат и пр.), квасцы, редкие металлы, т. е. те предметы, которые отмеривались и отвешивались на локти, квинталы или поштучно. Собственно «специи» измерялись на унции и гроссы; это были главным образом пряности (гвоздика; перец, имбирь, корица, мускатный орех), красители (индиго, бразиль), благовонные смолы, лекарственные травы. Роль восточных товаров в быту западноевропейских народов была чрезвычайно велика.

Целые отрасли европейской экономики (шерстоткацкое производство, например) зависели от заморских красителей и квасцов, мясная по преимуществу пища самых разнообразных слоев населения требовала большого количества острых приправ, наконец, ряд снадобий восточного происхождения (разные травы, истолченный рог носорога, даже сахар) являлись редкими и, как тогда казалось, единственными лекарствами. Но, несмотря на потребность европейского рынка в этих товарах, масштабы торговли ими, как будет показано ниже, были незначительны.