Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные понятия социального страхования в Российской Федерации
1.1 Основы социального страхования в России
1.2. Принципы и значение социального страхования в РФ
Глава 2. Значение социального страхования в современной жизни
2.1. Функции социального страхования
2.2. Перспективы развития социального страхования в России
Глава 3. Проблемы системы социального страхования Российской Федерации
С 1 февраля 2018 года выплаты пенсионерам, сидящим дома, ЕДВ ветеранам труда, гражданам со званием «Герой» и прочих льготников были проиндексированы на 5,5 процента. Удалось повысить стоимость ИПК до 78,58 руб. Для пятипроцентного повышения гарантированных пособий выделено более двадцати миллиардов рублей, а на все виды ЕДВ боле четырехсот миллиардов рублей. В 2018 году страховое содержание планировалось увеличить на 5,8 процентов в два этапа. Первый шаг прошел безболезненно, второй этап – в апреле, когда добавили еще 0,4 %. Трудоголикам, вышедшим на покой, приплюсовали 3 балл вместо индексации. Причем средний размер пенсионного довольствия достиг 13,6 тыс. рублей.
Страховые выплаты по временной нетрудоспособности и в связи с материнством вырос.
Рост связан с изменением установленного двухгодичного расчетного периода. В 2017 году пособия рассчитываются из заработка за 2015 и 2016 годы. Предельная база для начисления страховых взносов за эти годы составляет 670 000 рублей и 718 000 рублей соответственно. В 2018 году пособия считаются из заработка за 2017 и 2016 годы. Предельная база – 755 000 рублей и 718 000 рублей соответственно.
Кроме того, вырастут пособия по беременности и родам и временной нетрудоспособности – в 2018 году их максимальный размер составил 61 375 рублей в среднем за месяц.[34]
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
В 2017 году тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для основной категории плательщиков составлял в размере 22 % в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов и в размере 10 % сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов. Таким образом, тариф страховых взносов поддерживается на приемлемом для субъектов экономической деятельности уровне страховой нагрузки, что предусмотрено Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.
Аналогичный тариф будет действовать и в 2018 году. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Федеральном Собрании Российской Федерации.
Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.
В 2018 году в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний действовали 32 страховых тарифа (от 0,2 % до 8,5 %), дифференцированных по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска. Также действовала льгота по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 60 % от размера страховых тарифов для общественных общероссийских организаций инвалидов и принадлежащих им организаций, а также для всех других работодателей с выплат в пользу работников, являющихся инвалидами.[35]
Аналогичные тарифы будут действовать и в 2019 году. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Федеральном Собрании Российской Федерации.
Страховые выплаты пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
В 2018 году страховые выплаты пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний проиндексированы с 1 февраля исходя из инфляции за 2017 год.
Электронный больничный.
С 2017 года началось поэтапное внедрение системы электронного листка нетрудоспособности.
Такой электронный документ имеет равную юридическую силу с листком нетрудоспособности, оформленным на бумажном носителе.
Постепенное внедрение технологии электронного листка нетрудоспособности позволит сделать обмен информацией о страховых случаях прозрачным; снизит трудозатраты на оформление бумажных листков нетрудоспособности в медицинских организациях; исключит необходимость для страхователя проверять правильность оформления листка нетрудоспособности и вести учет и хранение бланков строгой отчетности; минимизирует временные затраты застрахованного лица на оформление документа.[36]
По уточненной Фондом социального страхования Российской Федерации информации на 19 декабря 2017 года количество электронных листков нетрудоспособности, сформированных в 3 529 медицинских организациях (29,8 % от общего количества медицинских организаций в Российской Федерации, имеющих лицензию на оказание медицинских услуг, включая работы по проведению экспертизы временной нетрудоспособности), превысило 203 тыс. штук, из них 120,5 тыс. штук обработано страхователями. При этом в 19 субъектах Российской Федерации свыше 60 % медицинских организаций формируют электронные листки нетрудоспособности.
"Система социального страхования не представлена только Фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС), она представлена всеми тремя государственными внебюджетными фондами, и считать нужно, если уж на то пошло, обсуждать сбалансированность системы социального страхования в целом. Неважно, как внутри неё будут распределяться страховые взносы"
ФОМС, ФСС и ПФР должны все вместе существовать, или они могут быть каким-то образом объединены. Это реформирование системы социального страхования и как следствие — системы выплат из системы социального страхования, о которой надо сегодня говорить"
надо обсуждать эту реформу, поскольку простое снижение ставки страховых взносов может не решить всех проблем.
Администрирование страховых взносов, которые сейчас составляют 30% от фонда оплаты труда, с текущего года передано от внебюджетных фондов в ФНС. При этом Счетная палата отмечает рост задолженности как по стразовым взносам, так и по налогам. По ее словам, ФНС должна представить свои расчёты в правительство, прежде чем власти будут принимать решение о ставках страховых взносов.[37]
"Мы должны получить целостную информацию о том, что же все-таки происходит с теми традиционными налоговыми доходами, которые администрировала налоговая служба классически и тем, что администрировали государственные внебюджетные фонды. Какие есть проблемы и есть ли вообще ресурс, чтобы, с одной стороны, максимально мобилизовать то, что недособрали, с другой стороны — как можно модернизировать систему платежей в государственные внебюджетные фонды, чтобы она была максимально эффективна и необременительна для бизнеса",
Глава 3. Проблемы системы социального страхования Российской Федерации
Система социального страхования реализует функции по охране здоровья, социального обеспечения граждан и влияет на качество их жизни. Согласно докладу ООН от 2014 года, Россия занимает 57-е место из 144 в общем списке рейтинга по уровню жизни. Это позволяет сделать предположение о слабости отечественной системы социальной защиты населения и системы социального страхования, а также объясняет безусловную актуальность выбранной темы. Для раскрытия данной темы необходима реализация следующих этапных задач:
- выявить природу и содержание системы социального страхования как императива системы социальной защиты,
- на основе представленных статистических данных провести сравнительный анализ систем социального страхования в России и за рубежом,
- изучить тенденции развития социального страхования РФ,
- оценить эффективность государственного регулирования социального страхования как системообразующего элемента социальной защиты;
- оценить перспективы развития социального страхования в России в условиях реформирования системы социальной защиты.[38]
Конституция определяет Российскую Федерацию как социальное государство, поэтому социальной защите уделяется серьезное внимание. Согласно ФЗ РФ «Об основах обязательного социального страхования» от 9 июня 1999 г. №165-ФЗ,[39] обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. В России предусмотрены различные виды социального государственного страхования населения: обязательное пенсионное страхование; обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности (болезни) или материнства; обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обязательное медицинское страхование.
Системы государственной социальной поддержки в каждой стране имеют различия в подходах и методах. В таблице 5, содержащей данные Организации экономического сотрудничества и развития, приведена сравнительная характеристика систем социального страхования России и ряда развитых стран (данные на 20 апреля 2015 г., по курсу валюты: доллар - 61,47, евро - 68,41, шведская крона - 15,89 руб.). Из данных таблицы можно сделать вывод о том, что в России, как и в европейских странах, система социальной защиты населения финансируется в основном за счет страховых взносов. Но в России эти страховые взносы уплачивают только работодатели, работники при желании могут вносить свои средства в негосударственные фонды. В России наблюдается самое наименьшее ограничение по размеру облагаемого взносами дохода и высокая степень государственного вмешательства в систему социальной защиты населения.
Таблица 1.
Сравнительная характеристика систем социального страхования (данные в пересчете на 20 апреля 2018 г., по курсу валюты: доллар - 62,47, евро - 69,41, шведская крона - 15,89 руб.)
Параметры сравнения |
США |
Германия |
Франция |
Швеция |
Россия |
Основные источники финансирования |
Социальный налог и |
Страховые |
Страховые |
Страховые |
Страховы |
другие налоги |
взносы |
взносы |
взносы и налоги |
е взносы |
|
Плательщик |
Работодатель и работник |
Работодатель и работник |
Работодатель и работник |
Работодатель и работник |
Работодатель |
Степень |
|||||
государственног |
Высокая |
Низкая |
Средняя |
Высокая |
Высокая |
о вмешательства |
|||||
Максимальная база в месяц в нац. валюте |
9750 долларов |
4462.5 евро |
3129 евро |
36718 шведских крон |
53333 рублей |
в рублях |
501833 |
247267 |
173378 |
216275 |
53333 |
Относительный |
|||||
показатель |
|||||
сравнения (в сравнении с Россией), раз |
9,4 |
4,6 |
3,3 |
4,1 |
1 |
Распределение тарифов страховых взносов в 2018 г. представлено в таблице 2.
Таблица 2.
Распределение тарифов страховых взносов в 2017 г.
Страны |
Работодатели, % |
Работники, % |
США |
13,65 |
7,65 |
Германия |
19,28 |
20,18 |
Франция |
41,00 |
18,80 |
Швеция |
31,42 |
7,00 |
Россия |
30,00 |
0,00 |
Наибольшая нагрузка на работодателей наблюдается во Франции. В отличие от зарубежных стран, в России страховые взносы платят работодатели: в Пенсионный фонд - 22% от фонда оплаты труда, в ФФОМС - 5,1%, в ФСС - 2,9%. Итого 30%. В Германии работодатель и работник платят примерно по равной ставке.[40]
В отличие от других стран, в России ПФР и ФСС одновременно выполняют функции, как фонда, так и органа управления и контроля. ПФР администрирует взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. Взносы на другие виды обязательного страхования администрирует ФСС. В других странах этим занимаются отдельные органы. Во всех рассматриваемых странах общий контроль над всей системой социального страхования осуществляют министерства. В России этим занимается Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной защиты.
В таблице 3 представлен уровень расходов на социальное обеспечение.
Таблица 3.
Расходы на социальное обеспечение на 2017 год
Страны |
Удельный вес затрат на все виды социального обеспечения, % ВВП |
США |
20,0 |
Германия |
26,2 |
Франция |
33,0 |
Швеция |
28,6 |
Россия |
17,0 |
Доля ВВП, которая используется на социальные цели в России, составляет лишь 17%, и это самый низкий показатель среди развитых стран.
Уровень страховых выплат в зарубежных странах замещает около 60-80% прежнего заработка. Этого в нашей стране пока еще нет. Следовательно, можно говорить о том, что в России не создана эффективная система социального страхования, поскольку страна не достигла соответствующего экономического развития.