Файл: Социальное страхование и его функции в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Материнством.

Пенсионный фонд контролирует взносы по медицинскому страхованию и пополнению пенсионного фонда.[10]

Таким образом, функционирование данных организаций жизненно необходимо для проведения внутренней политики по социальной защите населения. Внебюджетные фонды имеют децентрализованный характер и закреплены за каждым субъектом Российской Федерации. Благодаря их функционированию происходит стратегическое перераспределение доходов государства. И каждый человек застрахован от большинства обстоятельств, которые могут являться следствием потери трудоспособности.[11]

1.2. Принципы и значение социального страхования в РФ

Мировой, более чем столетний опыт, опыт становления и развития социального страхования позволяет в качестве основополагающих принципов, составляющих ядро его построения, выделить следующие:
• личной (индивидуальной) материальной ответственности;

• солидарной взаимопомощи;

• оптимальной поддержки (субсидиарности);

• взаимной ответственности (реципрокности).[12]

Принцип личной ответственности. Основополагающая роль в организации социального страхования принадлежит принципу личной ответственности работников. Это обусловлено природой экономических отношений капиталистической формации. Предоставленная (формальная) правовая свобода гражданам, сопряжена с ответственностью каждого индивидуума принимать самостоятельные решения по поводу того, каким образом ему участвовать в экономической жизни общества и как обустраивать свою жизнь (выбор профессии, нацеленность на образование, готовность смены места жительства и места работы) в итоге накладывает на каждого бремя ответственности за индивидуально принятые решения.[13]
Данный принцип проистекает из базовых ценностей естественного и позитивного права: свободное развитие личности подразумевает личную ответственность человека перед собой, семьей и обществом. Считается, что человек наделен свободой, которая тесно сопряжена с ответственностью. Самостоятельное формирование и обустройство своей жизни неразрывно связано с личной предусмотрительностью и ответственностью за правильные решения и совершенные поступки.


Одной из сфер реализации принципа личной ответственности в рыночной экономике является сфера материального положения человека и, особенно, те жизненные ситуации, когда он не может своим трудом зарабатывать себе на жизнь: старость, болезнь, инвалидность, безработица. Человек должен учитывать саму возможность наступления неблагоприятных периодов в своей жизни и заранее предусматривать упреждающие меры: резервировать материальные ресурсы, заботиться о своем здоровье, помогать членам общины и т.д.[14]

По мнению западногерманских ученых, для рыночной экономики принцип личной ответственности является основным принципом построения и развития национальных систем социального страхования, который воплощен в финансовом механизме компенсации последствий социального риска усилиями самих работников. Для этого сами работники должны делать взносы, т.е. выступать одновременно и страховщиками и застрахованными. Аргументируется это тем, что выплачиваемые пособия должны быть правом, а не помощью, а взносы самих застрахованных – служить средством для поддержания достоинства получателя пособия.

Участие работников в уплате страховых взносов имеет чрезвычайно важное воздействие на формирование мотивационных установок работников. Делая регулярные страховые взносы, они приобретают чувство сопричастности и ответственности за формирование лично-коллективной системы социальной защиты, какой для них выступает социальное страхование, а страховые взносы - формой резервирования части заработной платы на строго определенные по закону виды страховых выплат.[15]
Одним из органических недостатков советской системы социального страхования являлось отсутствие на практике применения принципа личной ответственности. Основным принципом, обосновывающим право на пенсию и пособия, являлся принцип алиментарности или безвозмездной помощи, применяемый в большинстве развитых стран исключительно в рамках института социальной помощи, то есть для уязвимых слоев населения (инвалиды детства, ранние формы инвалидности и т.д.), которые в силу обстоятельств не могут заработать право на социальную защиту с помощью социального страхования.[16]

Экономической предпосылкой такой подмены служила ролевая ситуация «государство – монопольный собственник и работодатель», которая породила функцию «государство – монопольный распорядитель социальных выплат» и трансформировала различные страховые формы, сочетающие в себе ответственность и солидарность, до упрощенной единой формы солидарности всего населения.


Трудозанятое население как активный творец национального богатства, при отказе от экономико-правовых взаимоотношений, предусматривающих зарабатывание прав на социальное страхование с помощью уплаты фиксированных индивидуальных страховых взносов, ставится в унизительное положение получателя пособий по государственному социальному обеспечению.[17]17

Деятельность государства мифологизируется с помощью большевистской концепции «бесплатности для трудящихся социального обеспечения», для чего оно узурпирует функции и деформирует роли основных социальных субъектов (работодателей и работников) в формировании финансовых источников социальной защиты и лишает их возможности учитывать индивидуальный характер страховых взносов.[18]
В результате, в сознании широких масс населения страны прочно укоренились определенные социалистические стереотипы, связанные с «бесплатностью социального обеспечения» и «обязанностью государства предоставлять социальное обеспечение», что в итоге серьезно деформировало представления о роли личности и ее ответственности за свое материальное благополучие в случае наступления болезни, инвалидности, старости.
Опасность таких иллюзий в том, что большинство граждан продолжает наивно верить в мифы, которые безвозвратно канули в прошлое вместе с социалистическим государством. Многочисленные социологические исследования подтверждают: общество все еще не осознало, что живет в принципиально иных экономических и социальных реалиях, при которых государство с помощью своего бюджета может обеспечить только очень невысокий уровень социальной защиты.

Принцип солидарной взаимопомощи работодателей и работников. Индивидуальная ответственность за социальные риски не всегда может гарантировать страховую защиту. В жизни бывают ситуации, которые не зависят от отдельного человека, например, опасность техногенных катастроф или профессиональных рисков. Природа этих рисков обусловливается сложным комплексом технических, экономических и социальных причин.[19]
Кроме того, страховое событие может наступить для застрахованного на ранних этапах его трудовой деятельности, когда он еще не накопил достаточных страховых прав, а значительная величина утраты трудоспособности и продолжительные временные периоды предстоящих выплат приводят к уязвимому положению застрахованного.

В этой связи требуется применение принципа солидарной взаимопомощи при организации социального страхования. Его смысл состоит во взаимной помощи: «сегодня я материально помогаю другим, ожидая при этом, что в случае, если наступит страховой случай со мной, то и мне будет оказана материальная помощь». [20]


При этом, принцип солидарной взаимопомощи охватывает собой индивидуально-групповой, профессионально-отраслевой и государственный уровни. Его сильными сторонами выступают: проявление справедливости и сочувствия между людьми, практическое воплощение реализации прав человека и его основных свобод.

Возникающее при этом чувство сплоченности позволяет выявлять и оценивать одинаковые для отдельных слоев и групп населения виды социальных рисков и сообща противостоять таким опасностям.
Основой солидарной взаимопомощи выступает общепризнанная установка и «догмат» устройства человеческого общежития: в любом обществе его члены взаимосвязаны, а поэтому должны отвечать друг за друга. Следовательно – социальные риски наиболее удобно компенсировать, распределять и блокировать организованными сообществами. В этой связи считается, что солидарность опирается на укорененную в общественном сознании моральную установку на взаимопомощь людей друг другу.
Принцип субсидиарности. В формировании национальных систем социального страхования важное место занимает принцип субсидиарности (subsidium от лат. – помощь, поддержка, субсидии),[21] или оптимальной поддержки.
Его суть состоит в том, что индивид и общественные структуры передают свои функции вышестоящим структурам и государству в исключительных случаях. Только там, где индивид, семья, община и т.д. не в состоянии должным образом выполнять обязанности, в их пользу должны выполнять соответствующие функции вышестоящие общественные и государственные структуры.[22]

Таким образом, принцип субсидиарности призван обеспечивать сохранение неослабного стремления индивидуума к самоответственности и самореализации и предотвращать перенесение ответственности на более высокие общественные и государственные структуры. Для этого в социальном государстве чувство собственного достоинства и личной ответственности граждан должны «культивироваться», а для этого государство должно принимать все возможные меры пор расширению возможностей для граждан реализовывать личную ответственность и обеспечивать их функциональную способность выполнять широкую гамму обязанностей.
Применительно к общественному устройству принцип субсидиарности позволяет обеспечивать баланс основополагающих принципов функционирования социальных образований и государственных структур: солидарности и самоответственности, справедливости и общего блага.
Такой подход к пониманию роли человека определяющим образом влияет на формирование структурного устройства общества и государства, которое предполагает передачу вышестоящим инстанциям (например, в системе: семья-община-регион-республика-федеральный центр) только тех полномочий, которые не могут быть выполнены на нижестоящем уровне.


В системе социального страхования принцип субсидиарности реализуется в самоуправляемых товариществах взаимного страхования, в которых ключевую роль играют представители работников и работодателей, а также в автономии финансовых ресурсов по отношению к госбюджету; в многообразии страховых его видов: пенсионного, медицинского, по безработице, от несчастных случаев на производстве.[23]

Применительно к общественному устройству принцип субсидиарности позволяет обеспечивать баланс основополагающих принципов функционирования социальных образований и государственных структур: солидарности и самоответственности, справедливости и общего блага.

Принцип взаимной ответственности (реципрокности) по исполнению законом установленных обязанностей субъектами страховых отношений проистекает из публичного правового характера института обязательного социального страхования.

Институт социального страхования может эффективно функционировать только в случае, когда все субъекты правоотношений социально ответственны за исполнение установленных обязанностей. В российском социуме государственная власть еще не сформировала механизмов, основанных на реципрокном поведении. Так, часто и зачастую без должной методологической и правовой проработки государство меняет законодательство в сфере социального обеспечения: вводит и отменяет страховой взнос работников (в размере 1% заработной платы) в Пенсионный фонд России; вводит и отменяет страхование по безработице; использует не по назначению финансовые ресурсы Фонда социального страхования, Пенсионного фонда России, не обеспечивает реализации накопленных пенсионных прав, заработанных по ранее действовавшим пенсионным законам.
Ответственность государства за надлежащую организацию социальной защиты населения зафиксирована в Конституции Российской Федерации и международных документах. Так, в преамбуле Всеобщей декларации прав человека отмечается, что «государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод».[24]

Эти и ряд других характеристик социального страхования позволяют оценить основные задачи по формированию института обязательного социального страхования в России, который в нынешнем своем виде еще не приобрел в должной мере присущих ему черт.