Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы контроля в организации
1.1. Понятие, сущность, цели и задачи контроля
1.3. Особенности применения контроля в современной организации. Его отличие от ревизии
2. Анализ системы управленческого контроля в ООО «Консультант»
2.1. Общая характеристика ООО «Консультант»
2.2. Анализ методов контроля в ООО «Консультант». Автоматизация контрольной функции на предприятии
2.3. Анализ особенностей применения контроля в ООО «Консультант»
Введение
Усиление конкуренции на мировых и отечественных рынках, стремительное развитие и смена технологий, растущая диверсификация бизнеса, усложнение бизнес-проектов и другие факторы обусловливают новые требования к системе контроля предприятия. В современных условиях контроль на предприятии должен присутствовать на всех уровнях управления, так как он является гарантией успешной деятельности предприятия.
Развитие контроля в России и последние его преобразования естественно способствовали его улучшению. Но проблема контроля остается актуальной и по сей день.
Из истории экономики известно, что концепция контроля за деятельностью предприятия сформировалась к началу XX столетия в виде совокупности трех элементов: разделение полномочий, ротация персонала, использование и анализ учетных записей. Позже функции контроля значительно расширились, преобразовавшись в организацию и координирование действий, направленных на обеспечение сохранности активов, проверку надежности учетной информации, повышение эффективности операций, следование предписанной политике и процедурам компании. Новые функции вывели понятие контроля за рамки бухгалтерского учета. В настоящее время концепция контроля существенно преобразовалась, вобрав в себя сферу контроля за рисками.
Однако на практике акценты влияния контроля чаще всего смещаются в сторону проверки финансовой составляющей деятельности предприятия, тогда как материально-технической и социальной составляющим уделяется меньше внимания. Такое видение системы контроля не в полной мере отвечает современным требованиям, хотя вполне приемлемо для небольших предприятий и организаций семейного бизнеса. Там же, где используется труд множества работников, необходим более высокий уровень организации контрольной функции управления. В этой связи становится необходимой организация контроля, которая обеспечивала бы принятие оперативных управленческих решений. Контроль, выявляя слабые стороны, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а также избегать кризисных ситуаций.
От того, как организована система контроля, зависит не только сохранность материальных и денежных средств предприятия, но и вся его деятельность. Правильно организованный контроль позволяет не только своевременно обнаружить недостатки в деятельности предприятия, но и вовремя принять меры к их устранению. В условиях, когда последствия мирового финансового кризиса, до конца не преодолены, сопровождающихся усилением рыночной конкуренции, отечественные предприятия вынуждены для своего выживания уделять повышенное внимание построению эффективной системы контроля.
Все вышесказанное в достаточной степени подчеркивают высокую степень актуальности изучения представленной в данной работе проблематики.
Целью данной работы является изучение понятия контроля и его видов, отличия его от ревизии, а также совершенствование контроля на примере ООО «Консультант».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть понятие контроля на предприятии, его цели и задачи;
- изучить методы и виды контроля на предприятии;
- рассмотреть особенности осуществления контроля, отличие его от ревизии;
- представить анализ системы контроля на предприятии ООО «Консультант»;
- разработать предложения по совершенствованию системы контроля на ООО «Консультант».
Объектом исследования выступает предприятие Общество с ограниченной ответственность «Консультант». Предмет исследования – процесс контроля в ООО «Консультант».
Теоретической и методической базой для написания работы послужили учебная, научная и периодическая литература, источники Интернет по разным направлениям, тем или иным образом затрагивающая рассматриваемую проблематику.
Большинство использованных в нашей работе источников (учебников, пособий и монографий) изданы в таких известных изданиях, как «Проспект», «Кнорус», «Питер», «ИНФРА-М», «Бератор», «Юрайт» и др. Данные книги изданы известными авторами, учебники рекомендованы к изучению в вузах и имеют гриф МО. Ряд пособий изданы известными вузами – СПбГУЭФ, РГГУ и др. Данные источники можно считать надежными.
Были исследованы статьи из достаточно известных печатных и интернет-изданий, таких как «Менеджмент в России и за рубежом», «Управление человеческим потенциалом», «Вектор науки ТГУ», «Финансы и кредит» и др. Данные издания выпускаются давно и заслуживают доверия. Некоторые из них входят в перечень ВАК, являются цитируемыми.
Наименее достоверными можно назвать Интернет-ресурсы. В работе использованы материалы таких сайтов, как http://gaap.ru (информационно-деловой журнал, издается с 1999г.), http://sbiblio.com (библиотека учебной и научной литературы), http://dis.ru (издательская группа «Дело и сервис»), http://www.elitarium.ru (центр дополнительного образования «Элитариум»), http://www.rusnauka (цитируемое электронное издание) и др. Их также можно считать надежными источниками.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. Теоретические основы контроля в организации
1.1. Понятие, сущность, цели и задачи контроля
Контроль – одна из важнейших функций менеджмента, связанная с учетом и количественно-качественной оценкой результатов деятельности работников и организации в целом. Часть руководителей ставят его на первое место и для большей убедительности, цитируя Ф. Тейлора, добавляют от себя, что хороших работников не бывает по определению. За каждым, даже лучшим сотрудником организации нужен глаз да глаз 9, с.266.
Процесс контроля - это деятельность субъектов контроля, направленная на выполнение принятых решений путем реализации определенных задач, принципов, методов, применения технических средств и технологии контроля.
Управленческий контроль устанавливает законность, достоверность и экономическую эффективность, целесообразность совершенных или планируемых операций в организации, а также правильность действий сотрудников, участвующих в их осуществлении 27.
Наиболее интенсивное развитие управленческого контроля произошло в последние десятилетия XX в. Этому способствовали внутренние и внешние факторы, приведенные на рисунке 1.
Основная причина необходимости контроля — это неопределенность, являющаяся неотъемлемым элементом будущего и присущая любому управленческому решению, выполнение которого предполагается в будущем.
Между прогнозировавшимся развитием ситуации при принятии управленческого решения и реальным развитием ситуации принятия решения всегда неизбежен некоторый зазор, некоторые отклонения, поскольку принятие решения осуществляется на основании того или иного видения ситуации, той или иной модели ситуации, которая всегда является неполной. Насколько удачна модель и эффективно принятое управленческое решение, зависит от профессионализма менеджера, принимающего решения 18, с.19.
Рис. 1. Факторы развития контроля 24
Поэтому при осуществлении контроля оценивается и измеряется как ход выполнения принятых организацией решений, так и соответствие принятых ранее решений реализовавшемуся развитию ситуации принятия решения.
Процесс контроля – это деятельность субъектов контроля, направленная на выполнение принятых решений путем реализации определенных задач, принципов, методов, применения технических средств и технологии контроля.
Процесс контроля характеризуют три составляющие:
- Содержательная (что выполняется в процессе контроля);
- Организационная (кем и в какой последовательности осуществляется);
- Технологическая (как производится) 16, с.115.
Цель контроля – обеспечение единства решения и исполнения, предупреждение возможных ошибок и недоработок, своевременное выявление отклонений от заданной программы, поставленных задач и установленных сроков.
Содержание контроля проявляется в выполняемых им функциях:
- Диагностика состояния дел;
- Ориентирование;
- Стимулирование;
- Корректировка действий;
- Распространение передового опыта;
- Осуществление авторского надзора;
- Педагогическая функция;
- Правоохранительная функция 14, с.214.
Диагностическая функция контроля состоит в выявлении фактического состояния дел по выполнению принятого решения. Ориентирующая направлена на указание ориентиров, то есть тех проблем, которые в данный момент заслуживают наибольшего внимания. Стимулирующая функция контроля проявляется в выявлении и вовлечении в работу всех неиспользованных резервов, и в первую очередь человеческого фактора. Корректирующая функция контроля заключается в уточнении самого решения, если обстановка изменилась 13, с.312.
В ходе проверки следует внимательно отнестись к передовому опыту менеджмента. Опыт может переноситься механически. Таким образом, в ходе контроля можно не только проверять, но и рекомендовать более рациональные методы выполнения работы, то есть распространять положительный опыт.
Авторский надзор – одна из функций контроля, в ходе которого автор не только проявляет внимание к воплощению замысла, но и критически оценивает упущения, обсуждает с заинтересованными лицами сомнения, учится, повышает свою квалификацию. Контроль выполняет в этом случае и педагогическую функцию.
Контролю свойственна и правоохранительная функция, так как руководитель должен стоять на позиции соблюдения и защиты существующих норм права 4, с.86.
Для дальнейшего рассмотрения проблемы введем понятие «идеальная модель». Это некое состояние объекта контроля, при котором цели управленческой системы достигаются полностью и при минимальных ресурсах. Оно может совпадать или не совпадать с желаемым состоянием. Отклонение между ними определяется главным образом двумя факторами:
а) субъективным — качеством принятого решения;
б) объективным — имеющимися на предприятии ресурсными ограничениями, которые заставляют определить желаемое состояние с отклонением от идеальной модели 20 с.23.
Основными составляющими процесса контроля являются выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов, осуществление корректирующих действий.
Стандарты - это конкретные цели, степень достижения которых может быть измерена. Для каждой из таких целей должны быть определены временные рамки их выполнения и критерии, позволяющие оценить степень их достижения при выполнении работы. Только четкие количественные показатели позволяют сопоставить конкретные результаты работы, конкретные результаты принятых решений с запланированными 2, с.21.
Отсутствие же возможности измерить результат принятого ранее решения и выполненной работы делает невозможным реальное осуществление контроля. Измеримость степени достижения цели позволяет определить, выполнены ли установленные стандарты, т. е. реализовать вторую составляющую процесса контроля.
Систему контроля с учетом этого можно представить в виде рисунка 2. Данная схема позволяет делать вывод о том, что задачей управленческого контроля является приведение существующей трехзвеньевой модели контроля к двухзвеньевой модели, приближая желаемое состояние к идеальной модели или к фактическому состоянию, в зависимости от уровня достижения целей управленческой системы 6, с.203.
Рис. 2. Алгоритм деятельности системы управленческого контроля 2, с.24
На этой же стадии также важно определить норму допустимого отклонения от стандарта, которая устанавливается с учетом масштаба и поэтому часто может выражаться в процентах или долях единицы.
На стадии контроля принимается решение о целесообразности корректировки принятых ранее решений.
Основная задача контроля состоит в том, чтобы выявить действительно важные отклонения, а не мелочи, которые практически не оказывают влияния на достижение поставленных организацией целей 23.
Следующая составляющая контроля - принятие необходимых корректирующих решений.
В зависимости от сопоставления результатов выполненной работы, принятого ранее решения со стандартом, если отклонения незначительны, можно ничего не предпринимать. Если отклонения превышают допустимую норму, то необходимы корректирующие действия. Однако может случиться, что изменившаяся ситуация принятия управленческого решения потребует пересмотра принятых ранее стандартов и установленных норм.
Объектом контроля являются:
1. Средства и предметы труда.