Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы контроля в организации
1.1. Понятие, сущность, цели и задачи контроля
1.3. Особенности применения контроля в современной организации. Его отличие от ревизии
2. Анализ системы управленческого контроля в ООО «Консультант»
2.1. Общая характеристика ООО «Консультант»
2.2. Анализ методов контроля в ООО «Консультант». Автоматизация контрольной функции на предприятии
2.3. Анализ особенностей применения контроля в ООО «Консультант»
Целями контроля выступают: 1. Выявление слабых мест и ошибок в процессе производства и управления, своевременное их исправление и недопущение повторения. 2. Обеспечение соответствия между намеченными планами и проводимыми мероприятиями.
Для принятия решения о контроле и организации процессов контроля могут иметь значение ряд критериев: его эффективность, эффект влияния на людей, задачи контроля и его границы. Чаще всего выделяют три основных вида управленческого контроля: Предварительный, текущий и заключительный контроль. Отличие контроля от ревизии состоит в том, что ревизия – это строго определенная проверка хозяйственного участка, а контроль связан с общим регулированием отношений на предприятии.
В главе 2 мы ознакомились с действующей организацией ООО «Консультант», были рассмотрены особенности организации контроля и факторы, обуславливающие необходимость совершенствования контроля на предприятии ООО «Консультант».
Было установлено, что в ООО «Консультант» процессом контроля занимается в соответствии с иерархией и организационной структурой генеральный директор и руководители структур. В основном процессы контроля происходят в системе управления корпоративным контентом DIRECTUM и Мониторинг финансовой и операционной эффективности.
Проведенный анализ показал, что проблемами контроля в ООО «Консультант» являются: недостаточная гласность информации; делегирование руководителями, ответственными за принятие важных решений, своих обязанностей нижестоящим сотрудникам; отсутствие, который бы занимался непосредственным управленческим контролем исполнения стратегического плана, отсутствие стандартов контроля.
На основании выявленных проблем для устранения существующих в ООО «Консультант» недостатков системы управленческого контроля нами в главе 3 предложены следующие мероприятия:
В связи с отсутствием на предприятии стандартов контроля предлагается внедрить разработку показателей системы контроля на основе сбалансированной системы показателей. Для этого составлено дерево целей, определены стандарты контроля и ответственные за их выполнение лица. Список ответственных лиц, зафиксированный в дереве целей, определяет перечень сотрудников, с которыми должна вестись дальнейшая работа по отдельным показателям и их контролю.
Для определения числовых значений плановых показателей рекомендуется широкая работа с ответственными за них лицами, а также внедрение сравнительного бенчмаркетинга. Руководству предприятия рекомендовано применение показателей компаний - лидеров в области консалтинга. В связи с тем, что в процесс контроля не систематизирован, для его систематизации нами разработаны схемы организации Бизнес-процессов контроля системы показателей и контроля выполнения планов. Их необходимо зафиксировать в программном обеспечении на предприятии.
В целях закрепления и доведения до сведения сотрудников предприятия новой схемы контроля на предприятии ООО «Консультант» предложен Проект положения о внедрении системы показателей эффективности.
Также для эффективной реализации функций системы управленческого контроля в ООО «Консультант» необходимо учитывать следующее. Система управленческого контроля должна разрабатываться и функционировать строго в пределах утвержденной организационной структуры предприятия и в рамках выполняемых подразделениями и сотрудниками функций, что следует прописать в отдельном документе. Контролируемые центром ответственности параметры должны соответствовать стандартам, которые следует на предприятии разработать. Необходимо повысить гласность контроля, информированность сотрудников, внедрить новые формы контроля.
Предложенная для ООО «Консультант» система контроля направлена на повышение эффективности деятельности предприятия, рост его прибыльности, ликвидности и платежеспособности, увеличение значимости инструментов контроля. Несмотря на наличие ряда существенных трудностей при внедрении, предложенная программа все же имеет значительные преимущества.
Список использованных источников
- Басовский Л. Е. Менеджмент. – М.: Инфра-М, 2014.- 216 с.
- Бочаров В.В. Внутрифирменное финансовое планирование и контроль. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2013. - 39с.
- Веснин В.Р.Основы менеджмента. Учебник. – М.: Проспект, 2014. – 504 с.
- Галенко В.П., Страхова О.А., Файбушевич С.И. Как эффективно управлять организацией. – М.: Бератор, 2015. – 176 с.
- Глухов В.В. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2013. – 608 с.
- Зверев С. М. Справочник руководителя (менеджера) предприятий / С. М. Зверев. - М.: Издательство ЛДР, 2013. – 325 с.
- Ивасенко А.Г. Разработка управленческих решений. - М.: КНОРУС, 2015. – 168 с.
- Коротков Э.М. Менеджмент. Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2014. – 640 с.
- Лапыгин Ю. Н. Теория менеджмента. – М.: Рид Групп, 2014. – 336 с.
- Менеджмент / Под ред. проф. М.П.Переверзева. - М: ИНФРА-М, 2014. – 330 с.
- Менеджмент / под ред.: Н.Ю. Чаусова, О.А. Калугина; рец.: И.Ю. Беляева и др. - М.: КноРус, 2013. – 496 с.
- Пужаев А.В. Управленческие решения. - М.: КНОРУС, 2013. – 256 с.
- Тебекин А.В. Касаев Б.С. Менеджмент организации. - М.: КноРус, 2015. – 420 с.
- Управленческие решения: технология, методы и инструменты / Под ред. П.В.Шеметова. - М: Омега-Л, 2013. – 400 с.
- Шинкевич О.К. Курс лекций по дисциплине Основы менеджмента. – М.: МГТУ «СТАНКИН», 2014. - 142с.
- Шишкова Г.А. Менеджмент: Управленческие решения. Учебно-методический модуль «Я иду на занятия», факультет управления РГГУ. М.: Изд-во Ипполитова, 2015. – 352 с.
- Выгонова Е.Е. Методика и организация внутреннего контроля на предприятиях // Вектор науки ТГУ. – 2011. - No 2(16). – С. 348-350.
- Головина Т.А., Головин Р.А. Организация системы управленческого стратегического контроля затрат на производство и реализацию продукции промышленного предприятия // Экономика предприятия, проблемы собственности, корпоративного управления. – 2013. - №2. – С. 17-21.
- Едронова В.Н., Воробьев А.В. Генезис зарубежных концепций стратегического финансового планирования // Финансы и кредит. – 2011. – С.3 -8.
- Карапетян З. Контроль и анализ ключевых показателей персонала как инструмент эффективного управления // Управление человеческим потенциалом. - 2011. - № 1. - С.20-24.
- Кулик О.С. Применение индикаторов сбалансированной системы показателей в совершенствовании методики финансового планирования деятельности предприятия // Финансы и кредит. – 2010. - № 24. – С.18-25.
- Муллахметов Х.Ш. Некоторые подходы к организации управленческого контроля // Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. - №6. – С. 27-30.
- «Золотые правила» управленческого планирования и контроля. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gaap.ru/articles/zolotye_pravila_upravlencheskogo_planirovaniya_i_ kontrolya/. (Дата обращения: 10.06.2017).
- Бурцев В.В. Управленческий контроль как система. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/burcev_uprcontrassystem/.(Дата обращения: 10.06.2017).
- Бурцев В.В. Управленческий контроль на предприятии: методология и организация. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dis.ru/library/detail.php?ID=26015. (Дата обращения: 10.06.2017).
- Груздева С. Виды контроля в менеджменте, его методы и принципы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fb.ru/article/4439/vidyi-kontrolya-v-menedjmente-ego-metodyi-i-printsipyi. (Дата обращения: 10.06.2017).
- Методы контроля реализации управленческих решений. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kycherova.ru/Metodu_kontrolya/index.html. (Дата обращения: 10.06.2017).
- Система электронного документооборота Директум. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.directum.ru/.(Дата обращения: 10.06.2017).
- Травин В.В. Принципы и технология управленческого контроля. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2008/08/20/upravlencheskij_kontrol.html. (Дата обращения: 10.06.2017).
- Травкина М.С. Бенчмаркетинг как основа получения информации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/28_PRNT_2009/Economics/53417.doc.htm/. (Дата обращения: 10.06.2017).
- Шеметов П.В. Эффективный управленческий контроль. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2009/05/06/upravlencheskijj_kontrol.html. (Дата обращения: 10.06.2017).
Классификация контроля
Признак классификации |
Элементы класса контроля |
Уровень автоматизации контроля (признак типологии контроля) |
1. Неавтоматизированный контроль 2. Неполностью автоматизированный контроль 3. Полностью автоматизированный контроль |
Методические приемы контроля |
1. Общенаучные методические приемы контроля (анализ, синтез, индукция, дедукция, редукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, эксперимент и др.) 2. Собственные эмпирические методические приемы контроля (инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов служебное расследование, экспертизы различных видов, сканирование, логическая проверка, письменный и устный опросы и др.) |
Значимость субъектов контроля (с точки зрения контрольной деятельности) |
1. Контроль, осуществляемый субъектами контроля 1-го, 2-го, 3-го, 4-го и 5-го уровней |
Иерархичность объектов контроля |
1. Контроль системы объектов в целом (всей коммерческой организации) |
Стадии проведения контроля |
1.Предварительный контроль |
Функциональная направленность контроля |
1.Администраторский контроль 2. Финансово-экономический контроль 3.Бухгалтерский контроль 4.Правовой контроль 5.Технический контроль 6.Технологический контроль 7.Кадровый контроль 8. Контроль, направленный на обеспечение безопасности коммерческой организации |
Характер взаимоотношений контролирующего контролируемого работников |
1. Контроль, обусловленный отношениями подчиненности |
Временная направленность контроля |
1.Стратегический контроль 2.Тактический контроль 3. Оперативный контроль |
Пространственный аспект |
1.Входной контроль 2.Процессный контроль 3. Выходной контроль |
Окончание Приложения 1 |
|
Величина (сложность) объекта контроля |
1.Тематический контроль 2. Комплексный контроль |
Источники данных контроля |
1.Документальный контроль 2.Фактический контроль 3. Автоматизированный контроль |
Способ взаимоотношений работников |
1. Односторонний (функционально-принудительный) контроль 2. Взаимный (двусторонний или многосторонний) контроль |
Этапы получения информации |
1. Первичный контроль 2. Сводный контроль |
Характер отношения к объекту |
1. Направляющий контроль 2. Фильтрующий (этапный) контроль |
Характер контрольных мероприятий |
1. Плановый контроль 2. Внезапный контроль |
Периодичность проведения контрольных мероприятий |
1. Систематический контроль 2. Периодический контроль 3. Эпизодический контроль |
Полнота охвата объекта контроля |
1.Сплошной контроль 2. Несплошной контроль |
Время осуществления контрольных действий |
1. Предварительный контроль 2. Текущий контроль 3. Последующий контроль |
Интенсивность проведения контроля |
1. Контроль, осуществляемый в облегченном режиме |
Фазы воспроизводственного цикла |
1. Контроль снабженческо-заготовительной деятельности |
Приложение 2
Дерево целей ООО «Консультант»
№ |
Цели |
Подцели 1 |
Подцели 2 |
Показатель |
Ответственный |
1 |
Увеличение масштабов бизнеса |
Реализация |
Исполнительный директор |
||
Маржинальная прибыль |
|||||
Чистая прибыль |
|||||
1.1 |
Увеличение реализации за счёт офф-лайн продаж |
Реализация офф-лайн |
Начальник отдела развития |
||
1.1.1 |
Увеличение потенциала клиентской базы |
Потенциал клиентской базы |
Менеджер по развитию |
||
1.1.2 |
Увеличение степени использования потенциала клиентской базы |
% использования потенциала клиентской базы |
Начальник отдела развития |
||
1.1.3 |
Увеличение количества технических действий |
Количество звонков |
Менеджер по развитию |
||
Количество визитов |
|||||
Количество заказов |
|||||
1.2 |
Увеличение реализации за счет он-лайн продаж |
Реализация он-лайн |
Начальник отдела IT |
||
1.2.1 |
Увеличение посещаемости сайта |
Посещаемость сайта |
Руководитель проектов |
||
1.2.2 |
Увеличение ситуаций «посетитель-вход-заказ» |
Ситуация «посетитель-вход-заказ» |
Руководитель проектов |
||
Средняя сумма заказа |
|||||
1.3 |
Снижение % отказов от заказа |
% отказов |
Начальник отдела развития |
||
1.3.1 |
Оптимизация ценообразования |
% отказов по деловым условиям |
Начальник отдела развития |
||
1.4.1 |
Оптимизация ассортиментного предложения |
% отказов по причине отсутствия услуги в ассортименте |
Начальник отдела развития |
||
1.4.2 |
Развитие услуг |
% отказов по причине низкого качества услуги |
Начальник отдела развития, начальник отдела IT |
||
2 |
Повышение эффективности бизнеса |
Рентабельность активов |
Исполнительный директор |
||
2.1 |
Минимизация расходов |
Рентабельность продаж по чистой прибыли |
Исполнительный директор |
||
2.1.1 |
Минимизация управленческих расходов |
Стоимость управленческих расходов на 1 руб. продаж |
Начальник отдела развития, Главный бухгалтер |
||
2.1.2 |
Оптимизация текущих издержек |
% превышения издержек в Бюджете Доходов и Расходов |
Начальник отдела развития, Главный бухгалтер |
||
2.1.3 |
Минимизация себестоимости |
Прибыль за счет снижения себестоимости |
Начальник отдела развития, Главный бухгалтер |
||
Окончание Приложения 2 |
|||||
2.1.4 |
Минимизация расходов на постпродажное обслуживание |
Расходы на Постпродажное обслуживание |
Начальник отдела развития, Главный бухгалтер, руководитель проектов |
||
2.2 |
Повышение оборачиваемости рабочего капитала |
Оборачиваемость оборотных средств |
Исполнительный директор |
||
2.2.2 |
Отсутствие просроченной задолженности (ПДЗ) |
Сумма ПДЗ |
Главный бухгалтер, менеджер по развитию |
||
2.2.3 |
Привлечение авансов |
Оборачиваемость авансов |
Главный бухгалтер, менеджер по развитию |
||
2.3 |
Повышение эффективности использования рабочего капитала |
Рентабельность рабочего капитала |
Начальник отдела развития, Главный бухгалтер |
||
2.3.1 |
Повышение рентабельности продаж |
Рентабельность продаж |
Менеджер по развитию |
Приложение 3
Бизнес-процесс контроля за показателями
Приложение 4
ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ООО «КОНСУЛЬТАНТ»
1. Общие положения
Положение о системе ключевых показателей эффективности деятельности ООО «Консультант» (далее по тексту - «Положение») разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом ООО «Консультант» (далее по тексту «Общество»).
- В настоящем Положении используются следующие понятия:
Эффективность деятельности представляет собой отношение достигнутого результата к произведенным затратам и ресурсам, обусловливающим его получение.
Система ключевых показателей эффективности (Система КПЭ) - совокупность взаимосвязанных индивидуальных численных показателей, сформированных на основе стратегии ООО «Консультант», с помощью которых оценивается эффективность деятельности Общества, его структурных подразделений и работников Общества.
Ключевой показатель - оценочный критерий достижения цели, используемый для определения эффективности деятельности, поддающийся количественному измерению и являющийся значимым с точки зрения долгосрочных и среднесрочных задач предприятия.
- Настоящее Положение выполняет следующие функции:
- устанавливает методические основы системы КПЭ деятельности Общества, определяет ее цели, задачи, предъявляемые к ней требования;
- определяет перечень КПЭ для различных уровней управления и структурных единиц Общества;
- устанавливает распределение ответственности за значения КПЭ по должностным лицам Общества;
- определяет методику расчёта вознаграждения на основе план-фактных значений КПЭ,
- определяет процедуру анализа план-фактных значений КПЭ и расчёта вознаграждения.
2. Цели и структура Системы ключевых показателей эффективности
Система ключевых показателей эффективности деятельности представляет собой иерархически организованную структуру показателей деятельности, соответствующих целям Общества и предназначенных для регулярного планирования и контроля их исполнения.
Главная цель внедрения системы КПЭ - перевод стратегии развития предприятия в форму конкретных показателей оперативного управления, оценка текущего состояния в их достижении и создание основы для принятия управленческих решений на долгосрочном и среднесрочном уровнях.
Второстепенной целью внедрения системы является обеспечение возможности разработки системы мотивации, связывающей интересы сотрудников и Общества.