Файл: Теория обучения и воспитания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

500 лет назад в Голландии жил один ученый Ян ван Гельмонт. Он очень любил ставить опыты с растениями. Однажды он поставил такой опыт: взвесил землю в горшке и посадил туда побег ивы. Оказалось, что масса горшка, земли и ивы составила 80 кг. Пять лет он поливал деревце дождевой водой. Потом ученый высушил землю и снова взвесил горшок, землю и подросшее деревце. Оказалось, что масса земли уменьшилась всего на 100 граммов! А вот общая масса составила 140 кг. Как вы думаете, за счет чего произошло увеличение массы растения?

а) Установление противоречия (по модели ТРИЗ «Противоречие»). Масса растения увеличилась за счет питательных веществ, которые мы не видим, но знаем, что они есть, потому что растение выросло. Вопрос: откуда растение получало питательные вещества?

б) Поиск путей выхода из противоречия. Допустим, учащиеся выдвигают три гипотезы решения исследовательской задачи. Питательные вещества были получены растением: из воды, почвы, воздуха. В результате анализа первые две гипотезы отсечены как малоправдоподобные. Необходимо было доказать или опровергнуть третью гипотезу.

в) Игра «Да-нетка». Ребята должны отгадать орган растений, участвующий в воздушном питании. Задать можно не более трех сильных вопросов, которые бы отсекли большие области ненужной в данный момент информации.

Примерный круг вопросов: 1. Этот орган зеленого цвета? (да) 2. В нем содержится хлорофилл? (да) 3. Это лист? (да)

По результатам этой игры формулируется тема и цель урока: изучить строение листа и его значение для жизни растения.

III. Содержательная часть. Эта часть содержит программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развитие творческих способностей.

В данном уроке – это поиск путей решения исследовательской задачи:

а) Наблюдение над природными объектами. Учащиеся после краткого объяснения учителя внешнего строения листа составляют «паспорт» объекта «лист», применив ТРИЗ-модель «Элемент – Имя признака – Значение признака». Инструкционная карта представлена на рис. 1.

б) Групповая работа. Учащиеся в группах изучают строение листьев гербарных и комнатных растений, составляют «паспорт» для листьев березы бородавчатой и лилии комнатной, овса посевного и фиалки комнатной, рябины обыкновенной и амариллиса комнатного. Дети записывают слова в инструкционную карту. В результате проделанной работы у учащихся сформируется копилка объекта «лист» (ее пополнение целесообразно запланировать на последующие учебные занятия), формулируется вывод о том, что все листья имеют похожее строение.


Рисунок 1 - Инструкционная карта на уроке-ТРИЗ

IV. Головоломка. Эта часть урока направлена на мотивацию творческой деятельности, развитие смекалки, осознанного воображения младших школьников.

Учащиеся разгадывают секретики учителя, спрятанные в конверты и закрепленные рядом с каждым признаком листа в модели «Элемент – Имя признака – Значение признака».

Первый секретик (ворота со стражниками) объясняет то, что в листьях тоже есть ворота – устьица. Через них одни вещества поступают в клетки листа, а другие - выделяются. Они как стражники предохраняют лист от высыхания.

Второй секретик (два движущихся навстречу поезда) объясняет функцию жилок, которые являются транспортной системой листа: вверх по восходящим потокам поднимаются и вниз по нисходящим потокам опускаются вода и минеральные вещества.

Третий секретик (солнце) поясняет то, что содержание хлорофилла и соответственно цвет листа зависит от условий обитания, а черешок помогает листу поворачиваться к солнцу.

V. Содержательная часть.

После того, как проанализированы три секретика, учащимися предлагается привести полученные по этой теме знания в систему. Работа ведется с использованием «Многоэкранной схемы сильного мышления» («Волшебного телевизора»). Учащиеся заполняют экраны «Волшебного телевизора» (среднюю вертикаль). На их основе дети высказывают некоторые предположения по решению исследовательской задачи.

Рисунок 2 - Многоэкранной схемы сильного мышления на уроке-ТРИЗ

На этапе решения исследовательской задачи учащиеся формируют решение открытой задачи, воспользовавшись последним секретиком учителя. Рисунок кастрюли должен убедить детей в том, что листья растений – это своеобразная кухня, на которой они «готовят» пищу.

Решение исследовательской задачи. В клетках зеленого листа содержится хлорофилл. На свету в листовых пластинах из воды и углекислого газа образуется органическое вещество глюкоза. Им и питается растение. По жилкам вверх поднимается вода с минеральными веществами, а опускается органическое вещество. Оно поступает ко всем остальным органам растения, питая их. За счет накопления в иве органического вещества и увеличилась масса растения. Решение исследовательской задачи приводит учащихся к осознанию того, что листья растения выполняют важную функцию – образование органической массы, которую потом используют травоядные животные и человек.


Таким образом, рефлексивный анализ учебной деятельности на данном этапе урока помогает учащимся осмыслить собственную познавательную активность, воспитывает понимание причин успеха – неуспеха, зафиксировал неразрешенные затруднения как направление будущей учебной деятельности.

По результатам проведенного исследования могут быть сделаны следующие выводы.

Для выявления ведущих мотивов будущих первоклассников нами использована методика М. Р. Гинзбурга в подготовительных группах детских садов (всего было обследовано 78 детей старшего дошкольного возраста). Нами получены следующие результаты. У будущих первоклассников с большим отрывом доминирует мотив получения отметки. Однако из-за того, что в первый год обучения отметки не выставляются, дети могут попасть в противоречивую дня себя ситуацию неоправданных ожиданий по поводу оценки результата их работы в баллах, что негативно скажется на формировании инициативности, самостоятельности, активности - важнейших субъектных характеристик. Вторым по распространённости у будущих первоклассников является познавательный мотив. Здесь следует учитывать, что в школе предстоит не только изучать то, что интересно, но и осваивать трудный или не очень привлекательный материал. Это может стать фактором риска в становлении субъектности будущего школьника.

Для изучения психологических особенностей взаимосвязи общей способности к учению и мотивации в младшем школьном возрасте использовались следующие методики: 1) Диагностика обучаемости А. И. Иванова; 2) «Вербальный выбор»; 3) Диагностика мотивов Н. Г. Лусканова.

Результаты анализа способности ребенка к овладению новыми знаниями показали, что большинство детей имеют средний уровень обучаемости, у ребенка недостаточно сформированы способности к самостоятельному выделению обобщенного принципа, то есть не вызывают трудностей простые обобщения, но они затрудняются и нуждаются в некоторой помощи со стороны взрослого к формированию сложно-обобщенных категорий.

У большинства младших школьников преобладает социально-внешний мотив (социальный мотив, мотив успеха, игровой мотив, мотив взрослости, внешний мотив), который не связан с учебной деятельностью, но пока побуждает ее и в меньшей степени внутренний мотив (учебный мотив). Вместе с тем устремление младших школьников на учебный мотив, игровой и позиционный мотив у младших школьников выражены в различной степени.

При этом у большинства младших школьников с высоким и средним уровнем обучаемости преобладает учебный мотив, хотя у младших школьников с низким уровнем обучаемости так же в большей степени выраженный учебный мотив. На наш взгляд, это связано с тем, что уровень мотивации у первоклассника на начальном этапе очень высокий и позволяет определить положительное отношение детей к учебной деятельности, хотя познавательный интерес пока отсутствует.


Таким образом, у подавляющей части детей в период обучения реализуется возрастной потенциал развития познавательного интереса как ведущего мотива учебной деятельности. А он в структуре общей способности к учению выступает как условие становления познавательной активности учащегося, которая стимулирует оптимальный уровень инициативности, самостоятельности и творчества в учебно-познавательной деятельности.

В плане формирования мотивации к учению младших школьников целесообразно использовать групповую работу, так как это потенциально располагают возможностями для проявления компетентности каждого ребёнка в условиях совместной деятельности и общения на познавательные темы. Более того, в групповой форме достигается разделение труда, что позволит выполнить работу в срок, технологически правильно и эстетично, при этом каждый внесёт свой вклад, будет причастен к позитивному результату и учтет свои недочёты. Это значит, что у школьников будет укрепляться внутреннее стремление к получению новых знаний, освоению новых способов действий собственно внутренняя потребность к учению как характерная черта субъекта жизнедеятельности.

В целях развития мотивации младших школьников к учению, на наш взгляд, целесообразно использование современных метапредметных инновационных технологий, которые способны превратить любую деятельность в креативную, настроить школьников на успех. К таким технологиям относится теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Заключение

Мотивы учения являются предпосылкой учебной деятельности и её результатом, что в совокупности обеспечивает позитивную динамику формирования субъектных характеристик младших школьников. В младшем школьном возрасте становление учебной мотивации идёт путём смещения акцентов с социальных на познавательные мотивы, с дальнейшим укреплением их в качестве ведущих.

Учителю в практике формирования у младших школьников мотивации к учению следует отдавать приоритет таким педагогическим средствам, которые обеспечивают оптимальную теплоту взаимоотношений и адекватную трудность учебных задач.

Для выявления ведущих мотивов будущих первоклассников нами использована методика М. Р. Гинзбурга в подготовительных группах детских садов (всего было обследовано 78 детей старшего дошкольного возраста). Нами получены следующие результаты. У будущих первоклассников с большим отрывом доминирует мотив получения отметки. Однако из-за того, что в первый год обучения отметки не выставляются, дети могут попасть в противоречивую дня себя ситуацию неоправданных ожиданий по поводу оценки результата их работы в баллах, что негативно скажется на формировании инициативности, самостоятельности, активности - важнейших субъектных характеристик. Вторым по распространённости у будущих первоклассников является познавательный мотив. Здесь следует учитывать, что в школе предстоит не только изучать то, что интересно, но и осваивать трудный или не очень привлекательный материал. Это может стать фактором риска в становлении субъектности будущего школьника.


Для изучения психологических особенностей взаимосвязи общей способности к учению и мотивации в младшем школьном возрасте использовались следующие методики: 1) Диагностика обучаемости А. И. Иванова; 2) «Вербальный выбор»; 3) Диагностика мотивов Н. Г. Лусканова.

Результаты анализа способности ребенка к овладению новыми знаниями показали, что большинство детей имеют средний уровень обучаемости, у ребенка недостаточно сформированы способности к самостоятельному выделению обобщенного принципа, то есть не вызывают трудностей простые обобщения, но они затрудняются и нуждаются в некоторой помощи со стороны взрослого к формированию сложно-обобщенных категорий.

У большинства младших школьников преобладает социально-внешний мотив (социальный мотив, мотив успеха, игровой мотив, мотив взрослости, внешний мотив), который не связан с учебной деятельностью, но пока побуждает ее и в меньшей степени внутренний мотив (учебный мотив). Вместе с тем устремление младших школьников на учебный мотив, игровой и позиционный мотив у младших школьников выражены в различной степени.

При этом у большинства младших школьников с высоким и средним уровнем обучаемости преобладает учебный мотив, хотя у младших школьников с низким уровнем обучаемости так же в большей степени выраженный учебный мотив. На наш взгляд, это связано с тем, что уровень мотивации у первоклассника на начальном этапе очень высокий и позволяет определить положительное отношение детей к учебной деятельности, хотя познавательный интерес пока отсутствует.

Таким образом, у подавляющей части детей в период обучения реализуется возрастной потенциал развития познавательного интереса как ведущего мотива учебной деятельности. А он в структуре общей способности к учению выступает как условие становления познавательной активности учащегося, которая стимулирует оптимальный уровень инициативности, самостоятельности и творчества в учебно-познавательной деятельности.

В плане формирования мотивации к учению младших школьников целесообразно использовать групповую работу, так как это потенциально располагают возможностями для проявления компетентности каждого ребёнка в условиях совместной деятельности и общения на познавательные темы. Более того, в групповой форме достигается разделение труда, что позволит выполнить работу в срок, технологически правильно и эстетично, при этом каждый внесёт свой вклад, будет причастен к позитивному результату и учтет свои недочёты. Это значит, что у школьников будет укрепляться внутреннее стремление к получению новых знаний, освоению новых способов действий собственно внутренняя потребность к учению как характерная черта субъекта жизнедеятельности.