Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации учения в младшем школьном возрасте
1.1. Формирование мотивов к учению в младшем школьном возрасте
1.2. Педагогические средства формирования мотивации к учению у младших школьников
Глава 2. Практические аспекты исследования мотивов учения у младших школьников
2.1. Выявление ведущих мотивов будущих первоклассников
2.2. Взаимосвязь общей способности к учению и мотивации в младшем школьном возрасте
2.3. Учет возрастных особенностей младших школьников при формировании мотивации к учению
2.4. ТРИЗ-уроки в начальной школе как средство повышения мотивации к учению
Игра хорошо сочетается с другими видами детской деятельности: двигательной, коммуникативной, музыкально-эстетической. Игра может быть длительной - как, например, «Снежные баталии», «Путешествие к звездам»; такие игры могут оформить и занять целый учебный день. Кратковременные, ситуативные игры, например «Телеграф», «Снежный ком», «Третий лишний», эмоционально насыщают, дополняют и расширяют урок или занятие кружка.
Систематическое и целенаправленное включение игр в педагогические
взаимодействия способствует плавному смещению социальных мотивов младших школьников к мотивам познавательного рода. Результат будет получен за счёт специально подобранного содержания игры и грамотной педагогической тактики её ведения. При этом ребенок сможет увидеть, что удача в игре достигается путём прояснения сложных вопросов на фоне позитивных межличностных отношений со сверстниками. А это уже этап осознания детьми значимости знаний в жизни человека и необходимости приобретать их систематически в совместной деятельности, что прямо указывает на формирование субъектных характеристик у школьников[14].
Подводя итог, сделаем следующие выводы:
1. мотивы учения являются предпосылкой учебной деятельности и её результатом, что в совокупности обеспечивает позитивную динамику формирования субъектных характеристик младших школьников;
2. в младшем школьном возрасте становление учебной мотивации идёт путём смещения акцентов с социальных на познавательные мотивы, с дальнейшим укреплением их в качестве ведущих;
3. учителю в практике формирования у младших школьников мотивации к учению следует отдавать приоритет таким педагогическим средствам, которые обеспечивают оптимальную теплоту взаимоотношений и адекватную трудность учебных задач.
Учебная деятельность обладает неоценимым потенциалом для развития
личности младшего школьника и учителю следует начать с главного - поддерживать ростки учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
Глава 2. Практические аспекты исследования мотивов учения у младших школьников
2.1. Выявление ведущих мотивов будущих первоклассников
Нами была выполнена опытно-поисковая работа по определению ведущего мотива будущих первоклассников. Исследование проводилось с применением методики М. Р. Гинзбурга в подготовительных группах детских садов
(всего было обследовано 78 детей старшего дошкольного возраста). В результате обработки данных были сделаны следующие выводы.
У будущих первоклассников с большим отрывом доминирует мотив
получения отметки. Причина этого очевидна: старшие дошкольники стремятся к признанию их достоинств и сильных сторон, им требуется отметка как подкрепление важности и правильности их поведения и результатов деятельности. Иначе говоря, они готовы принять отклик о своей жизнедеятельности со стороны общества. Однако из-за того, что в первый год обучения отметки не выставляются, дети могут попасть в противоречивую дня себя ситуацию неоправданных ожиданий по поводу оценки результата их работы в баллах, что негативно скажется на формировании инициативности, самостоятельности, активности - важнейших субъектных характеристик.
Вторым по распространённости у будущих первоклассников является
познавательный мотив. И это объяснимо. От взрослых старшие дошкольники неоднократно слышат, что в школе они многому научатся, получат новые знания; у большинства есть опыт обучения на подготовительных курсах в школе; и, конечно, дети приобрели опыт получения знаний и навыков на занятиях в детском саду. Казалось бы, школьная позиция детей, имеющих в качестве ведущего познавательный мотив, наиболее крепка, но в школе предстоит не только изучать то, что интересно, но и осваивать трудный или не очень привлекательный материал. Это может стать фактором риска в становлении субъектности будущего школьника.
В целом приходится констатировать, что приступающие к обучению первоклассники уже обладают стремлением к учебной деятельности, но в
большинстве случаев не имеют устойчивой осознаваемой мотивации к учению. Более чем в половине случаев (59%) школа привлекательна для них наличием отметок - однако это внешний социальный и, как стало ясно, рискованный мотив. Ещё 34% детей ждут получения новых знаний, но при этом у большинства из них отсутствует чёткое представление о том, какие это будут знания и какой ценой он и достаются. И только у 7% будущих первоклассников значимое место в структуре школьной мотивации занимают внутренние мотивы социальной направленности: позиционный (или статусно-ролевой) и мотив общественной ценности учения. Это указывает на то, что круг учебных мотивов современных будущих первоклассников сужается из-за слабой
выраженности социальных мотивов учения (мотивы «много знать», «повзрослеть», «получить похвалу учителя») и неустойчивости познавательных мотивов вследствие доступности разнообразной информации об окружающей действительности[15].
2.2. Взаимосвязь общей способности к учению и мотивации в младшем школьном возрасте
Общая способность к учению – это индивидуально-личностное свойство, характеризующее уровень развития общих способностей, проявляющихся как способность к усвоению знаний и способов учебной деятельности (обучению). Ее основу составляет система (ансамбль) интеллектуальных свойств, формирующихся качеств ума, образующих структуру общих способностей как ее компонентов. Различия же обучаемости у детей выражаются в темпе приобретения знаний.
Вместе с тем исследователи отмечают, что на процессы мышления оказывают влияние мотивационные факторы. Способности к деятельности обязательно включают в себя свойства личности, так как успешность деятельности предопределяется отношением человека к ней и лишь на основе позитивного отношения к предмету деятельности происходит формирование системы способов достижения значимых для человека целей. Становление ребенка как субъекта учебной деятельности непременно связано с достижением такого уровня развития, который позволяет ему принимать требования педагога в процессе организации обучения как свои собственные. В этом и состоит основной путь формирования ребенка – субъекта учебной деятельности и в то же время важнейший путь формирования способности учиться (или обучаемости). Общая способность к учению – это интегративное личностное образование, структура которого содержит три компонента: интеллектуальный и два неинтеллектуальных. Интеллектуальный выражен формирующимися у ребенка качествами ума, которые представляют собой качественные особенности собственно мышления (мыслительных операций). Неинтеллектуальные компоненты: положительное эмоциональное отношение к интеллектуальной деятельности и более или менее упрочившиеся, и ставшие привычными способы самоконтроля на всех этапах деятельности – от принятия задачи до завершения работы. Указанные компоненты относительно устойчивыми характеристиками внутренних условий формирования самоуправляемой интеллектуальной деятельности, несущими в себе определенные возможности для полноценного умственного развития и являющимися предпосылками к становлению субъектной позиции в учебной деятельности. Поэтому нам представляется важным изучение психологических особенностей взаимосвязи общей способности к учению и мотивации в младшем школьном возрасте.
Мы изучили психологические особенности взаимосвязи общей способности к учению и мотивации в младшем школьном возрасте. Для этого использовались следующие методики:
1) Диагностика обучаемости А. И. Иванова;
2) «Вербальный выбор»;
3) Диагностика мотивов Н. Г. Лусканова.
Результаты анализа способности ребенка к овладению новыми знаниями в содружестве со взрослым показали, что большинство детей имеют средний уровень обучаемости (36,5 %), у ребенка недостаточно сформированы способности к самостоятельному выделению обобщенного принципа, то есть не вызывают трудностей простые обобщения, но они затрудняются и нуждаются в некоторой помощи со стороны взрослого к формированию сложно-обобщенных категорий. У меньшего количества младших школьников выявился высокий уровень обучаемости (34,3%), для которого характерна способность к самостоятельному выделению обобщенного принципа, сформированности простых обобщений, и способность к формированию сложно-обобщенных категорий. В наименьшей степени проявился низкий уровень обучаемости (29,2 %), который говорит о неспособности ребенка к самостоятельному выделению обобщенного принципа, сформированности простых обобщений, и способность к формированию сложно-обобщенных категорий.
Таким образом, из полученных результатов, можно сделать вывод, что высокие и средние уровни обучаемости будут способствовать продуктивному усвоению первоклассниками знаний, умений, навыков и учебной деятельности, следовательно, это позволит им сформироваться как субъектам учебной деятельности, а низкий уровень обучаемости говорит о неусвоении учебной деятельности, и не реализации возрастных возможностей ребенка.
В процессе обработки данных полученных на основе указанной методики было установлено, что у большинства младших школьников представлен учебный мотив (46,5 %) ребенок в основном положительно относится к обучению в школе, среди мотивов обучения преобладает познавательный: «хочу много знать», «хочу знать все», в меньшей степени представлен социальный мотив (17 %), связанный с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меняются социальные установки в обществе, меняются социальные мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа. В наименьшей степени мотив успеха (12,1 %) и игровой мотив (12,1 %), учебная деятельность воспринимается как игра. Мотив взрослости проявился у 7,3 % испытуемых, то есть стремление быть взрослым и самостоятельным, и внешний мотив (5 %) – учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, выражены всех меньше.
Таким образом, у большинства младших школьников преобладает социально-внешний мотив (социальный мотив, мотив успеха, игровой мотив, мотив взрослости, внешний мотив) (53,5 %), который не связан с учебной деятельностью, но пока побуждает ее и в меньшей степени внутренний мотив (учебный мотив) (46,5 %). Вместе с тем устремление младших школьников на учебный мотив, игровой и позиционный мотив у младших школьников выражены в различной степени. Мы проанализировали данные каждого испытуемого по шкале оценки, сообразно которой выделили 5 групп (5 уровней) в направлении от самого высокого к низкому: на 1-м (высоком) уровне присутствует достаточно устойчивая познавательная мотивация, последний (5-й) характеризуется доминированием внешней, либо устойчивой игровой мотивацией.
Полученные результаты свидетельствуют, что у большинства испытуемых (41,4 %) преобладает 4-й уровень мотивации это доминирование иных мотивов учения, кроме познавательного, в числе которых могут присутствовать социальный, позиционный, мотив получения оценки; в меньшей степени у младших школьников выражен 1-й уровень – 34,1 %, для которого характерна достаточно устойчивая познавательная мотивация, выражающаяся в устойчивом троекратном выборе познавательного мотива с развернутым его обоснованием либо двукратный выбор познавательного мотива в сочетании с мотивом осознания общественной значимости учения; в наименьшей меньшей степени присутствуют 2-й (12,1 %) – относительно устойчивая познавательная мотивация, характеризующаяся двумя предпочтениями познавательного мотива в сочетании с иными факторами, обусловливающими учение; и 3-й (10 %) уровень мотивации – слабо выраженная познавательная мотивация, регистрируемая при однократно показанной устремленности на получение знаний и выбор других мотивов; у остальной части детей преобладающим является 5-й уровень мотивации (2,4 %) – доминирование внешней либо устойчивой игровой мотивации.
Сопоставление обучаемости и ведущих мотивов в младшем школьном возрасте показало, что у большинства младших школьников с высоким уровнем обучаемости выражен учебный мотив 12,1 %, в меньшей степени – мотив успеха 9,7 % и мотив взрослости 7,3 %, и в наименьшей степени – игровой мотив 2,4 % и социальный мотив 2,4 %; у детей со средним уровнем обучаемости наиболее выражен учебный мотив 19,5%, в меньшей степени – социальный мотив 9,7 %, и в наименьшей степени выражен – игровой мотив 7,3 %; для младших школьников с низким уровнем обучаемости характерен учебный мотив 14,6 %, менее выраженный – внешний мотив 4,8 % и социальный мотив 4,8 %, и в меньшей степени – выражен игровой мотив 2,4 % и мотив успеха 2,4 %.