Файл: Теория обучения и воспитания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие
мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации
личности, в конечном счете, в подростковом возрасте приводит к правонарушениям. На сегодняшний день проблема общей способности к учению является актуальной, так как обусловлена потребностями практики. Во-первых, интерес исследователей прикован к названной проблеме в связи с изучением готовности детей к учению в школе, во-вторых, с возможностями формирования обшей способности к учению в младшем школьном возрасте как основы для субъектного вхождения в учебную деятельность.

Цель работы – исследовать особенности мотивации к учению у младших школьников.

Задачи работы:

  • исследовать процесс формирования мотивов к учению в младшем школьном возрасте;
  • рассмотреть педагогические средства формирования мотивации к учению у младших школьников;
  • выявить ведущие мотивы будущих первоклассников;
  • исследовать взаимосвязь общей способности к учению и мотивации в младшем школьном возрасте;
  • дать рекомендации по учету возрастных особенностей младших школьников при формировании мотивации к учению;
  • рассмотреть возможности применения ТРИЗ-уроков в начальной школе как средства повышения мотивации к учению.

Объект исследования – мотивационная сфера младших школьников.

Предмет исследования: особенности мотивации к учению у младших школьников.

В работе использовались общенаучные методы познания – индукции и дедукции, анализа и синтеза, методы структурного, системного и ситуационного анализа, методика выявления ведущих мотивов будущих первоклассников М. Р. Гинзбурга, методика диагностики обучаемости А. И. Иванова; методика «Вербальный выбор»; методика диагностики мотивов Н. Г. Лусканова.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили научные работы, учебники по педагогике, возрастной психологии, публикации в периодической печати, информация в сети Интернет.


Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты мотивации учения в младшем школьном возрасте

1.1.​ Формирование мотивов к учению в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст ассоциируется с началом систематического обучения, которое вносит неоценимый вклад в становление субъектности растущего человека.

Как известно из работ Б. Г. Ананьева, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова,
Д. Б. Эльконина для младшего школьника ведущим видом деятельности следует считать учебную деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Иными словами, в недрах учения зарождается субъектность ребёнка. В учебной работе младший школьник проявляет способность ставить учебные задачи и корректировать их; обучается самостоятельно выстраивать действия в соответствии с задуманным; может контролировать и оценивать свою работу в рамках выполняемых заданий[1]. В целом ребёнок впервые осознанно выступает деятелем и несёт ответственность за результаты своего труда перед обществом и самим собой.

Учебная деятельность, способствующая становлению субъектности, не складывается в одночасье с поступлением ребёнка в 1 класс - она разворачивается постепенно, открывая новые грани для развития личности младшего школьника. И это во многом зависит от динамики формирования учебной мотивации как исходного звена учения, поскольку именно мотивы определяют, какие варианты деятельности будут предпочитаться учеником и какие - отклоняться.

Зарождение учебных мотивов как желания постигать новое можно увидеть уже в дошкольном возрасте, который называют «возрастом почемучек». Пяти-шестилетние дети открыты к познанию мира, они активно задают вопросы «кто такой?», «что такое?», «отчего?» и «почему?» и тем самым проявляют познавательный интерес, составляющий основу мотивации к учебной деятельности. Несмотря на то, что такой интерес носит ситуативный характер, он обращен к будущей школьной жизни ребёнка, который в ходе обучения будет открывать тайны предметного мира. Однако текущие интересы дошкольников сосредоточены на «мире людей», и в этом возрасте у детей преобладают широкие социальные мотивы, которые носят опосредованный
характер, слабо осознаются[2].


К 6-7 годам на фоне разных желаний и потребностей дошкольники начинают более дифференцированно подходить к деятельности и выбирать
именно то дело, которое для них привлекательно. Д. Б. Эльконин по этому
поводу писал: «В качестве мотивов могут выступать содержание самой деятельности, её общественное значение, успех или неуспех в её проведении,
личностные достижения (самооценка)»[3]. К концу дошкольного возраста возникает соподчинение мотивов - иными словами, ребёнок способен выделять ведущих мотив среди многих других. Более того, направленность мотивации кристаллизуется: для детей становятся привлекательными исполнение роли ученика, достижение признания со стороны взрослых, предметное общение и взаимодействие со сверстниками.

Таким образом, у будущих первоклассников складываются отдельные
мотивы, определяющие характер учебной деятельности, - познавательные мотивы, позволяющие заглянуть в сущность мироздания, и социальные мотивы, создающие основу для совместной учебной работы. Между тем, эти мотивы слабо связаны между собой, ситуативны, неустойчивы[4].

Дети, поступившие в 1-й класс, сначала стремятся занять новое значимое место в обществе стать школьниками. Здесь основой становятся такие мотивы, как «буду ходить в школу - буду взрослым и самостоятельным», «получу хорошую отметку - и мама (папа) меня похвалят», «буду хорошо вест и себя на уроке — и учитель меня заметит и одобрит моё поведение». И вчерашние дошкольники старательно выполняют задания учителя, пытаясь соответствовать школьным требованиям и получать только «пятёрки». Но уже к концу 1-го класса становится ясно, что успешны в учебе не те, кто горит желанием «быть школьником», а те, для кого учёба является увлекательным занятием. Делается очевидным закономерный переход от решающей
роли социальных мотивов в учении первоклассников в первые месяцы пребывания в школе к повышению значения познавательного интереса к концу учебного года. При этом социальные мотивы необходимо рассматривать как отправную точку зарождения учения - деятельности по самоизменению субъекта учения[5].

Проблема становления мотивации к учению у младших школьников кроется в отсутствии прямой мотивационной линии от дошкольного к школьному возрасту. Есть и другая трудность, определяемая влиянием характера деятельности на ведущий мотив. Мотивы тесно связаны с эмоциональными переживаниями, возникающими в ситуации деятельности. В учебной работе младших школьников решающее значение в создании положительного эмоционального фона имеют два фактора: степень трудности решаемых учебных задач и теплота отношений со стороны взрослых (прежде всего, учителя)[6].


Степень трудности учебных задач определяется зоны актуального и зоны ближайшего развития младшего школьника и влияет на мотивацию следующим образом. Учебные задачи, лежащие в зоне актуального развития ребёнка, лишь в первый момент вызывают у него положительную учебную мотивацию, которая очень скоро сменятся потерей интересе к деятельности. Слишком трудные задачи также в большинстве случаев резко снижают уровень мотивации к учению. Наибольший уровень мотивации учащиеся демонстрируют, когда задача соответствует их зоне ближайшего развития и они могут через преодоление прийти к решению, выстраивая последовательность действий самостоятельно или при косвенном руководстве со стороны учителя[7].

Теплота отношений со стороны учителя выражается в открытости и
приоритете диалоговых форм в общении с детьми и совместной с ними деятельности, а также в гибкости предъявления разумных требований к ученикам, в поощрении их инициативности, самостоятельности, творчества. Теплота отношений в педагогических взаимодействиях непосредственно влияет на характер мотивации к учению у младших школьников. При этом наибольший рост мотивации происходит при отказе учителя от категоричных суждений при оценке ученических работ, при усилении поддержки учеников, при сближении позиций взрослого и детей в достижении общих целей. Оптимальный уровень мотивации к учению у младших школьников сопряжён с психологически комфортной обстановкой в классе. Однако дальнейшее сближение учителя и школьников может привести к снижению уровня мотивации у последних[8].

В связи с вышесказанным подчеркнём, что формирование мотивации к
учению в начальной школе должно идти по пути «осознаваемого сдвига» социальных мотивов в сторону познавательных. При этом следует обеспечивать оптимальную теплоту отношений со стороны учителя и адекватную
трудность учебных задач. Осознавая это как проблему, учитель должен будет осуществлять систематическую работу по формированию устойчивых внутренних мотивов учения у младших школьников, ведя ученика от класса к классу по пути становления у него субъектной позиции[9].


1.2. Педагогические средства формирования мотивации к учению у младших школьников

Остановимся подробнее на некоторых педагогических средствах формирования у младших школьников мотивации к учению.

С общих позиций при формировании учебной мотивации младших школьников учителю стоит обратиться к новым возможностям образовательной среды, так как жизнедеятельность детей разворачивается на основе полимотивированности. Иначе говоря, детей интересуют различные стороны окружающего мира, и они стремятся браться за разные дела, порой не доводя их до конца. Собственно, эта черта и может определить положительное становление мотивации к учению. Об этом точно писал С. Л. Рубинштейн: «Интересы не являются продуктом будто бы в себе замкнутой природы ребёнка. Они возникают из контакта с окружающим миром; особенное влияние на
них оказывают окружающие люди»[10]. Для младших школьников значимым лицом является учитель, именно он в ответе за то, какие интересы преобладают у детей и какими способами они их выражают.

Учителю для поддержания разнообразных интересов детей необходимо
активизировать весь арсенал детской деятельности (игровой, познавательной, коммуникативной, художественной) и потенциал общения в группе сверстников, тем самым позволив учащимся проявить свои возможности по школьным предметам и в отношении связанного с ними практического материала. Как следствие, у детей ожидается проявление и закрепление внутренних мотивов учения, источником которых является сам ребёнок, выступающий в этот момент истинным субъектом жизнедеятельности[11].

Детская активность проявится отчётливее, если строить педагогическое взаимодействие в форме занятия как «занимательного дела». Это само по себе вызывает у детей интерес, даёт простор для их активности, позволяет им проявить себя в роли деятеля, то есть реализовать свои возможности в процессе работы и зафиксировать полученный результат. В этом отношении рекомендуем проводить уроки-соревнования, уроки-викторины, уроки-путешествия и, конечно же, экскурсии. Наиболее ярко происходят такие занятия с насыщением их наглядностью: peaльными объектами и мультимедийными моделями[12].

Для того чтобы занятия были достаточно разнообразными и дети смогли
проявить свою познавательную активность, имеет смысл использовать игры. Нужно понимать, что игры привлекательны для младших школьников тогда, когда дают возможность освоить новые способы общения и позволяют продемонстрировать компетентность в какой-либо области знания. Игра в школе - своего рода конкурент учению, и учителю нужно насытить такую игру материалом для расширения кругозора и пополнения опыта детей. Только в этом случае игра станет источником формирования познавательных мотивов, которые поддерживают интерес к учению[13].