Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 2

Состояние франчайзинга по направлениям

Направления франчайзинга

Средний размер паушальных платежей, $

Средний объем инве­стиций, $

Средний размер роялти, %

Автосервис

23600

208300

5,3

Прокат автомобилей

23300

307100

9,0

Телекоммуникации

26700

86400

20,2

Отели

41400

9245400

20,0

Образование (развитие детей)

27700

323000

16,3

Образование (тренинги)

35300

139400

7,8

Услуги персонала

24700

103100

10,0

Рестораны (мороженое)

26100

196400

4,4

Рестораны (быстрого питания)

23100

401000

4,9

Фитнес-центры

24100

189600

6,0

Парикмахерские (салон красоты)

26900

137400

5,4

Химчистки (прачечная)

23000

296500

4,5

Клининг (чистка)

22100

69800

6,8

Оперативная полиграфия

28600

250700

6,1

Агентства недвижимости

15900

117000

5,9

Можно предложить усовершенствованную модель регионального франчайзинга ( приложение 1). На ней четко прослеживается обратная связь между франчайзером и франчайзи. Также видны их позиции на региональном уровне.

Исследование, которое было проведено международной франчайзинговой ассоциацией IFA (США), показало, что среди ее членов количество банкротств составляет менее 1%. Но если провести тщательный анализе франчайзинговых отношений, можно убедиться в то, что сотрудничество дает не только полезный эффект. Можно сказать, что оно может также создавать определенные трудности и ограничения, которые, как правило, образуются из данной системы. В этом случае каждый партнер должен [6]:


  • подчинить себя общей цели,
  • подчинить общим правилам,
  • подчинить общим договоренностям,
  • согласовывать свои интересы с интересами противоположной стороны.

Необходимо перечислить предпосылки для развития регионального франчайзинга:

  • экономические:

- непрерывное возрастание:

  • личных,
  • производственных,
  • общественных потребностей,

- усиливающаяся конкуренция,

- возрастание роли и темпов научно-технического прогресса в развитии:

  • науки,
  • техники,
  • производства,
  • экономики,
  • мирового сообщества,

- усложнение конструкций выпускаемой продукции и повышение требований к их надежности,

- увеличение мировых объемов производства продукции,

- непринятие потребителями продукции с относительно невысоким уровнем качества,

- ужесточение требований к эффективности производства;

  • организационные:

- интеграция малого бизнеса в более крупные и мощные экономические системы для минимизации затрат и сокращения производственного цикла;

  • социальные:

- эмоциональный фактор и личностный характер;

  • маркетинговые:

- продвижение уникальности товара или услуги,

- улучшение качества;

  • правовые:

- построение договорных отношений,

- построение организационной структуры;

  • финансовые:

-высвобождения финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на другие стратегически важные сферы деятельности:

  • исследования и разработки,
  • маркетинг продукции,
  • сотрудничество в промышленной области,
  • сотрудничество в сфере товарного обращения,
  • сотрудничество в сфере услуг;
  • региональные:

- географическая особенность территории,

- деловая активность региона,

- демографические особенности [10].

Хочется отметить тот факт, что эти предпосылки выявили проблемы, которые, по всей видимости, препятствуют развитию франчайзинга в России. Основными из них являются:

  • Экономические проблемы:
  • процесс структурирования рынков и нестабильность конкурентной ситуации;
  • отсутствие у большинства предпринимателей необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему;
  • сложность (невозможность) получения кредитов для создания стартового капитала.
  • Организационно - правовые проблемы. Необходимо заметить, что в России сдерживание развития франчайзинга происходит, как нам кажется, в правовой сфере. Причем, данные проблемы, могут быть связаны с практически полным отсутствием правового обеспечения франчайзинга в России. По мнению ведущих российских юристов, фактическое использование отношений франчайзинга в отечественных условиях потребовало специального законодательного оформления этих отношений.
  • Социально - психологические проблемы:
  • отсутствие отечественного опыта и опасение провала у субъектов франчайзинговой системы - франчайзера и франчайзи;
  • отсутствие серьезного отношения к интеллектуальной собственности;
  • опасение франчайзера потерять контроль над франчайзи;
  • опасение франчайзи потерять самостоятельность и собственное «лицо» предпринимателя и менеджера.

Из анализа, проведенного в западных странах, становится видно, что три из четырех обычных фирм закрываются в течение пяти лет. А вот франчайзинговые компании, практически, не разоряются. Причем раскрученный франчайзинговый бренд как «раскрученный механизм» легко преодолевает все спады и кризисы и помогает своим партнерам в реализации поставленных задач.

В итоге, для развития и формирования франчайзинговых сетей необходимо придерживаться его принципов [12]:

  • профессионализм,
  • организации системы повышения квалификации,
  • информационное обеспечение,
  • равенство,
  • маркетинговое обеспечение,
  • планирование потенциала роста,
  • постоянный обмен опытом,
  • контроль,
  • поддержка франчайзи.

Франчайзинг основан на копировании какой-либо технологии, доказавшей свою коммерческую эффективность.

Однако, полное воспроизведение такой технологии невозможно, т.к. каждая фирма работает в определенных географических условиях и имеет свою потребительскую аудиторию. В таблице 3 показана сравнительная

стоимость франчайзинга некоторых компаний, которые уже пришли в

Россию и на территорию края.

Таблица 3

Сравнительная стоимость франчайзинга некоторых предприятий в России в 2016 году

Наимено-вание бренда

Сфера деятельности

компании

Стоимость франшизы, $ тыс.

Размер стартовых инвестиций, $ тыс.

Размер роялти

1

2

3

4

5

«Ароматный мир»

Винный супермаркет

5

10-30

$250+1% от месячного оборота

Bagatelle

Магазин подарков

Бесплатно

80

нет

"Лавка жизни"

Магазины и киоски по продаже товаров для здоровья; производство товаров для здоровья

Торговая - бесплатно; Производственная - 3-30;

По договоренности

от 0 до 5 в зависимости от стоимости франшизы

ЛУКойл

АЗС

0,72

25

$1000 в месяц

"Эконика"

Обувные магазины

Бесплатно

30

нет

"Шоколад-ница"

Кофейня

25

150-200

5

Kodak

фотоуслуги

Бесплатно

40-120

$200 в год

Subway

Ресторан быстрого питания

10

50-70

8+2,5% от продаж в рекламный фонд

"Якитория"

Японский ресторан быстрого питания

По договоренности

480

нет

"1С"

Продажа, установка и сопровождение программного обеспечения

0,25-1

От 0,25 до 1

$100 в месяц

"Красный куб"

Магазин подарков

15-25 (залог за товар)

10-12

нет

"Копейка"

Универсам эконом класса

10

100-180

2,5-10 (от оборота)

Аldo Coppola

Итальянский салон красоты

сотрудничают только с регионами

€ 12

€ 1

"Ростикс"

Ресторан быстрого питания

25

250-350

6 + 2-5% в рекламный фонд

"Баскин-Роббинс"

Кафе-мороженое

10-50

60-100

нет

Tommy Hilfiger

Магазин одежды

Бесплатно

100

€ 500 в год

CafeMax

Интернет-кафе

Бесплатно

300-400

5-10% от месячного оборота


В результате представляем основные направления повышения привлекательности франчайзингового предложения для франчайзи [16]:

- предоставление франчайзером помещения,

- создание франчайзинговой точки «под ключ»,

Большинство франчайзи отдают предпочтение получению уже готового к работе бизнеса;

- представление документации, необходимой для работы точки;

- сопровождение деятельности франчайзи;

- маркетинговая поддержка;

- бухгалтерское сопровождение.

Схема взаимодействия элементов франчайзинговой системы представлена в приложении 2. Предложенная схема обеспечивает рост конкурентных преимуществ бизнеса при построении договорных отношений и связи с субъектами рыночной среды территории. Этого добились известные мировые бренды, такие как McDonald’s, Subway, Baskin-Robbins.

  • При формировании стратегии продвижения франчайзингового

бизнеса необходимо разработать алгоритм региональной экспансии, представленный в приложении 3.

Конечным результатом является определение задач региональной экспансии, которые бывают следующими [20]:

  • организация стабильного канала сбыта собственной продукции;
  • расширение присутствия, или экспансия на новые территории;
  • франчайзинг как этап слияния или поглощения компаний.

При этом, критериями определения экономического потенциала и привлекательности регионов являются:

  • среднеотраслевая рентабельность,
  • интенсивность конкуренции,
  • скорость его роста,
  • технологические требования в отрасли,
  • демографические характеристики,
  • емкость рынка,
  • влияние общего внешнего окружения,
  • среднегодовой доход,
  • сведения о деловой активности региона,
  • информация о базовых предприятиях региона,
  • данные об уровне жизни,
  • структура бюджета,
  • культура потребления продуктов,
  • консерватизм потребителей,
  • наличие локальных производителей,
  • уклад жизни населения региона (культурные, религиозные различия),
  • экономические перспективы региона.

Определение бюджета экспансии состоит в:

- определении затрат на инвестиции,

- маркетинговой деятельности,

- финансировании операционных затрат.

Затем необходимо отдельно сказать об определении формы стратегии региональной экспансии. При этом категории объединяются в три большие группы:

1) создание собственного предприятия (филиала);

2) создание удаленного партнера, работающего на определенных условиях:


- дистрибьютор,

- дилер,

- франчайзи;

3) совместное предприятие с местным партнером:

- удаленный склад,

- собственная торговая команда,

- участие в капитале.

К слову, выбор способа региональной экспансии зависит от таких факторов, как:

- тип продукции,

- каналы и методы ее распространения,

- размеры необходимых инвестиций в начало проекта и другие.

После определения способа экспансии, компания может приступить к расчетам проекта. Способы региональной экспансии различаются по [17]:

- показателям стоимости проекта,

- скорости запуска,

- периоду окупаемости.

Разработка оптимальных условий для работы в регионе заключается в следующем:

- срок контракта;

Надо сказать, что зависимость условий контракта от сроков можно объяснить так: при долгосрочном контракте и жестких условиях расторжения

обеспечивается достаточный уровень контроля, а также уменьшается риск

невозможности пролонгирования контракта;

- политика ценообразования;

- вопросы ассортимента и взаимодействия партнеров между собой для достижения более высокого результата для бизнеса компании.

Структура регионального отдела продаж должна быть сформирована в соответствии с:

- выбранной областью деятельности,

- опытом франчайзи на данном рынке,

- наличием специалистов и с учетом сложившегося уровня оплаты труда [23].

Таким образом, франчайзинг связан с деятельностью системы, а не индивидуального звена. Причем механизм внедрения стратегии региональной экспансии подразумевает определенную последовательность:

- централизованный сбор идей от всех франчайзи,

- рассмотрение и разработка единых для всей системы нововведений,

- внедрение в практику всех франчайзи.

Франчайзинг как вид совместной деятельности партнеров имеет для российского бизнеса определенные последствия, которые возникают в результате особенности российского налогового и инвестиционного законодательства. При этом создание франчайзинговой компании, торговых или производственных предприятий – отличный ход для тестирования рынка перед осуществлением крупных инвестиций. Одновременно, франчайзинг позволяет резко снизить финансовый и политический риск компании, которая является новичком на новой территории. Например, для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей – это стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний – возможность расширить и упрочить свои позиции на рынке.