Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

деятельности на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Договор франчайзинга может представлять собой смешанный договор, в котором соединены элементы франчайзинга, лицензионного договора. Надо сказать, что разобраться в сущности такого договора непросто даже специалистам. В итоге сторонам договора франчайзинга имеет смысл взять на заметку тот факт, что операции по передаче права использования ноу-хау и (или) программы для ЭВМ можно освободить от обложения НДС. И естественно в рамках договора коммерческой концессии. Чтобы это осуществить потребуется отдельно прописать в договоре стоимость прав, не облагаемых и облагаемых НДС. Что касается передачи в пользование исключительных прав на товарный знак и коммерческое обозначение, то здесь получается, что эти объекты точно не подпадают под освобождение от обложения НДС. Хотя можно найти решение – заключить отдельные лицензионные и франчайзинговые договоры. Обучение персонала франчайзером является также серьезным моментом в финансовых взаимоотношених участников франшизы и их налогообложения. Франчайзер обязан обучить работников франчайзи своим технологиям за счет паушального взноса и отражаться в расходах в его составе. Хотя бывает и так, что в договоре ее указывают отдельно и перечисляют независимо от стоимости франшизы. Тогда стоимость обучения персонала можно учесть у франчайзи в составе расходов на оплату труда согласно п. 25 ст. 255 НК РФ. Согласно п. 25 ст. 255 НК РФ в качестве расходов на оплату труда признаются также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, при условии, что они предусмотрены трудовым или коллективным договором.

Поэтому, франчайзи получает право учитывать их в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, только тогда, если включит условие об обязательном обучении сотрудников у франчайзера в трудовые договоры. Образовательные услуги должны быть получены по договору с образовательным учреждением, получившим государственную аккредитацию, в случае если этого нет или франчайзи применяет упрощенную систему налогообложения. То, что франчайзер будет иметь такую аккредитацию можно засомневаться и тогда затраты на обучение, которое он проведет самостоятельно, учесть не удастся. В том случае, когда франчайзер привлекает для этого аккредитованный обучающий центр, и если у этого центра имеется лицензия на образовательную деятельность , то франчайзи сможет учесть плату за обучение сотрудников как необходимые для начала деятельности расходы. Для упрощенной системы налогообложения эти расходы можно учесть в соответствии с подп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Для этого необходимы следующие документы:


  • договор, по которому образовательное учреждение обязуется провести семинар на определенную тему;
  • акт об оказанных услугах и счет-фактуру с теми же формулировками, что и в договоре на обучение;
  • нотариально заверенную копию лицензии образовательного учреждения;
  • нотариально заверенную копию свидетельства (сертификата) о повышении квалификации, выданного слушателям семинара.

Если посмотреть в плане налогообложения в целом такая схема обучения сотрудников получается выгодной. Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ компенсационные выплаты, возмещающие расходы на повышение профессионального уровня работников, НДФЛ не облагаются. Поэтому удерживать этот налог со стоимости обучения своего персонала франчайзи не нужно. Налоговые базы по страховым взносам в ПФР и ЕСН совпадают (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ). В базе расчета ЕСН учитываются выплаты и вознаграждения в пользу работников независимо от формы. К ним относится и стоимость учебы в интересах работника (п. 1 ст. 237 НК РФ). Однако в данном случае, инициатива исходит от работодателя, поэтому ЕСН не начисляется в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ. По той же причине плата за учебный семинар не облагается взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев (п. 10 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 г. № 765).

Следовательно, можно сказать, что в целом франчайзинг оказывается весьма выгодным делом для предпринимателей, к тому же не требующим крупных финансовых вложений на начальном этапе. Вместе с правами на товарный знак приобретается [11]:

  • опыт,
  • деловая репутация
  • помощь в ведении бизнеса от правообладателя.

Кстати, франчайзинг позволяет сохранить независимость бизнеса, в отличие от слияния или поглощения.

Сегодня франчайзинг стал одной из самых важных и актуальных тем для обсуждения профессиональным сообществом. Сегодня можно сказать о франчайзинге мирового уровня и качественного продукта, который проверен временем и востребован. В этом случае не возникает столь серьезных опасений относительно рентабельности ни у франчайзеров, ни у франчайзи. На подобные франшизы всегда был и будет постоянный спрос и предложение. Самая большая ошибка большинства франчайзеров заключается в том, что, продав франшизу, они не считают необходимым следить за поддержанием бизнеса франчайзи. А это в итоге приводит к снижению деловой активности франчайзи. Очень важна юридическая поддержка: необходимо заключать качественные, подробные договоры, тщательно продумывать каждый пункт договора, каждый нюанс. В условиях юридической защищенности франчайзера у компании всегда будет уверенность в процветании бренда. Ну и конечно отношения внутри франчайзинговой системы должны быть партнерскими.


Франчайзинг – эффективная система, позволяющая малому бизнесу в

кратчайшие сроки повысить свою репутацию и статус, а более крупным

компаниям подтвердить свою значимость на рынке и приумножить капитал. Все это подчеркивает значимость франчайзинговой системы.

1.3. Франчайзинг и вертикальные ограничения

Вертикальные ограничения в отношениях между производителями и дистрибьюторами возникают в результате применения системы франчайзинга. Франчайзинг как особая форма вертикальных ограничений предусматривает приобретение франчайзи (как правило, относительно мелкой фирмой) права действовать, используя торговую марку крупной авторитетной фирмы – франчайзера. Обязанности франчайзи могут сводиться к реализации продукции франчайзера и поддержанию его торговой марки. Вертикальный контроль со стороны франчайзера может быть различным в зависимости от типа контракта. Франчайзер может устанавливать [7]:

  • план продаж,
  • стандарты производства и качества,
  • форму отчетности,
  • предусматривать полную регламентацию деятельности.

Франчайзинг применяется в легкой промышленности, торговле, сфере обслуживания и т.д. Плата за пользование франчайзингом складывается из двух частей – фиксированной суммы (франшизы) и отчислений от выручки франчайзы (роялти). Изменяя величину этих параметров, франчайзинг может влиять на конкуренцию между франчайзи и их ценовую политику. Чем ниже роялти и выше франшиза, тем больше заинтересованы франчайзи в увеличении объема продаж. Наоборот, высокий процент роялти приведет к снижению объема продаж франчайзи и повышению цены. Франчайзинг имеет свои преимущества и недостатки (табл. 1).

Институциональный анализ взаимоотношений франчайзера и франчайзи имеет следующие особенности. Имя и торговая марка франчайзера, снижая неопределенность качества услуг, предоставляемых потребителям, служат общественным благом для всех франчайзи (операторов).

Таблица 1

Преимущества и недостатки франчайзинга

Преимущества

Недостатки

1. Сохранение самостоятельности франчайзи и права на остаточный доход

1. Франчайзи должен учитывать интересы франчайзера и регулярно отчислять ему часть дохода, что может вести к финансовым трудностям первого

2. Снижение риска франчайзи

2. Ограничение инициативы и возможностей выбора франчайзи при обязательствах иметь контакты исключительно с франчайзером

3. Преодоление барьеров входа на рынок, связанных с инвестициями в репутацию

3. Постоянный контроль со стороны франчайзера вплоть до проверки финансовой документации

4. Поддержка крупной фирмы, а значит, преимущества в переговорных процессах по сравнению с самостоятельными мелкими фирмами

4. Зависимость от успешности деятельности франчайзера и его обязательств в рамках соглашений

5. Франчайзеры осуществляют вертикальный контроль, не прибегая к методам, запрещенным антимонопольным законодательством

5. Наличие стартового капитала и стартовых издержек


Возникает ситуация, когда отдельный оператор может в своих частных интересах использовать репутацию франчайзера. При этом снижается качество предоставляемых услуг. Причем выгоду от этого он получает один, а издержки несут все участники системы франчайзинга. В результате можно наблюдать отрицательный горизонтальный внешний эффект, который может быть и перекрестным. Результатом всего этого является подрыв репутации. Поэтому требуются специальные институциональные меры, которые способны блокировать стимулы к враждебному поведению операторов, в рамках системы контроля со стороны франчайзера. Например, оператор получает вознаграждение в виде процента от суммарного дохода (объема продаж) всей системы франчайзинга. Кроме горизонтального может возникать отрицательный вертикальный внешний эффект, в связи с тем, что негативное поведение каждого оказывает неблагоприятное влияние на доходы партнера. Или, например, франчайзи, снижает качество услуг. При этом может объяснить сокращающийся объем продаж ухудшением спроса потребителей. В итоге, франчайзер использует систему двойного распределения: франчайзер создает определенную конкуренцию и снимает эффект асимметрии информации.

Альтернативные формы расчетов. Немаловажной основой формирования структур в российской экономике служит использование альтернативных форм расчетов:

  • бартера,
  • неучтенного наличного оборота,
  • векселей,
  • казначейских обязательств и др.

Предприятия вынуждены использовать эти виды расчетов, чтобы смягчить проблему неплатежеспособности. Отрицательные последствия применения альтернативных форм расчетов включают [18]:

  • возможность уклонения от налогов и уход российских предприятий в теневую экономику,
  • ограничение выбора вариантов поставки сырья, оборудования и сбыта продукции,
  • снижение потенциальной конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности предприятий, как для институциональных, так и для индивидуальных инвесторов,
  • криминализацию хозяйственной деятельности.

Интересный факт: все отмеченные негативные черты альтернативных

форм расчетов приводят к росту трансакционных издержек. 

Франчайзинг не имеет законодательного регулирования не только в России, но и в мире, что требует серьезной юридической и экономической проработки многих вопросов, которые определяют существо вышеназванных отношений. Франчайзинг предполагает длительные и стабильные отношения партнеров, что позволяет обеспечить предсказуемость развития системы и дает возможность установления длительных и перспективных целей.


Однако он регулируется следующими нормативными документами: Гражданский кодекс Российской Федерации [1], Налоговый кодекс РФ [2], Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 20.07.2004) "Об авторском праве и смежных правах"[3]; Постановление ГД ФС РФ от 16.03.2016 N 8479-6 ГД"О проекте федерального закона N 503845-6 "О франчайзинге" [4],

Подводя итог анализу проблем франчайзинга, можно еще раз высказать точку зрения, что для развития франчайзинга в России имеются достаточно определенные условия и широкие возможности. При этом можно сделать следующие выводы:

  • нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты;
  • необходимо включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга;
  • очень важно создание системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы;
  • целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета;
  • требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России.

2. Региональная диверсификация бизнеса на основе стратегии развития франчайзинга

2.1. Региональный франчайзинг и его модель

На сегодняшний день франчайзинг для российской экономики стал одним из перспективных направлений бизнеса, а также выгодным обеим его сторонам. Партнеры:

  • франчайзи получают в управление уже хорошо известный на рынке бренд,
  • франчайзер получает:

- новые возможности для развития бизнеса,

- концентрацию усилий на запуске и развитии новых брендов,

- увеличение продаж существующих.

Состояние мирового франчайзинга по направлениям бизнеса представлено в таблице 2. Как видно из таблицы 2, самые высокие инвестиции во франчайзинг отелей – более 9 млн. долл. США. Причем самым распространенным направлением франчайзинга является развитие сетей ресторанов быстрого питания. Это можно объяснить относительно низким размером роялти и оригинальность технологий.