Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Перспективы развития франчайзинга в России 

Если анализировать развитие франчайзинга в РФ, то хочется

отметить, что в России в ближайшее время следует ждать увеличения интереса к франчайзингу.

Причем, интерес со стороны физических лиц - потенциальных предпринимателей будет выражаться в росте реальных доходов и возможностями формирования накоплений, которые, по всей видимости, будут использовать для открытия компаний. Это утверждение основано на том, что в последнее время наблюдается готовность определенных слоев населения к открытию малых предприятий, которые способны обеспечить постоянный источник доходов. А вообще, может быть, изменить социальный статус предпринимателя.

Можно с полной уверенностью сказать, что население Центральной России большую часть своих средств тратит на продукты и услуги тех секторов, в которых преобладают франчайзинговые компании. Это [9]:

- продукты питания,

- фаст-фуд,

- продажа алкогольных напитков,

- аренда квартир.

Помимо рассмотренной торговой сети "Спар", разработкой экспансионных программ с использованием франчайзинга в настоящее время заняты или намерены заняться такие компании, как "Юнилэнд" (торговые сети "Дикси", "Мегамарт", "Юнисам"), "Фелма" (торговая сеть "Копейка"), "Пятерочка" (крупный акционер - Европейский банк реконструкции и развития), "Рамэнка" (торговая сеть "Рамстор"), "Перекресток", "Ароматный Мир".  

Необходимо заметить, что проекты развития с использованием франчайзинга разрабатываются сбытовыми подразделениями нефтяных компаний. Конечно, кроме компаний, занимающихся розничной торговлей продуктами питания.

Отдельно хотелось бы сказать о продолжающейся экспансии

франчайзинговых фирм, работающих в сегменте фаст-фуд. Наиболее

крупными субъектами данного сегмента рынка являются: "Сабвей" (вторая компания в мире по количеству франчайзинговых единиц и первая в США), "РосИнтер", "Кэй Эф Си", "Русское бистро", "Пицца-хат". В ближайшие 2-3 года ожидается:

- увеличение платежеспособного спроса населения в сегменте фаст-фуд,

- сокращение периода окупаемости заведений такого рода,

- снижение стоимости франшиз, вызванное главным образом уменьшением масштабов компаний-франчайзи.  

Также ожидается увеличение использования франчайзинга в рамках экспансионных кампаний фирм по следующим направлениям деятельности:


  • услуги в области спорта и здоровья;
  • розничная реализация товаров длительного пользования;
  • услуги в сфере информационных технологий;
  • гостиничный бизнес;
  • игорный бизнес;
  • туристический бизнес;
  • услуги в области аренды, ремонта и продажи автомобилей[22].  

Кроме того, в ближайшее время ряд компаний, активно использующих коммерческую концессию в центральном регионе, начнут развивать франчайзинговое направление деятельности в других регионах. После проведения анализа наиболее привлекательных регионов деятельности франчайзинговых компаний, были получены данные, которые доказывали перспективность для рассматриваемых организаций следующих городов и территорий: Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Самары, Тольятти, Перми, Екатеринбурга, Новосибирска, Владивостока, Иркутска, Черноморского побережья Краснодарского края.

Хочется надеяться, что франчайзинг будет способствовать уменьшению уровня частичного развития экономики страны и изменению структуры ВВП России. А именно увеличению доли малого и среднего бизнеса в его создании и уменьшению доли предприятий, ориентированных на экспорт сырья.

2.3.Путь развития франчайзинга в России в 2017 г.

Ключевые игроки франчайзингового рынка в России рассказали о возможных путях развития в 2017 г. и рисках. Необходимо добавить, что главной задачей РАФ в 2017 г. стало увеличение количества брендов в 2,5-3 раза, а также рост доли национальных концепций с 65% до 75%. В 2016 г. РАФ провела масштабную работу по развитию франчайзинга в России. В целом можно быть уверенным, что потенциал российского франчайзингового рынка велик, особенно в сегменте малого бизнеса. Предприниматели интересуются франшизами, а государство готово оказывать поддержку. В приоритете должно быть освоение новых рынков и доступность необходимой информации. В связи с этим в 2017 г. EMTG намерена организовать не только Международный Форум по Франчайзингу и выставку BUYBRAND Expo, но и 2 новых проекта — BUYBRAND Franchise Market и BUYBRAND Transcaucasia. При этом первый маркет состоится весной, так как осень – сезон для открытия новых предприятий, и для бизнесменов лучше иметь возможность определиться с выбором франшизы заранее. Ну а международная выставка BUYBRAND Transcaucasia, которая прошла в Грузии, является шагом на рынки Закавказья.

Несмотря на то, что бизнес по франшизе в России активно развивается, в настоящий момент существуют определенные риски, особенно в кризисных условиях. Перечислим основные моменты [24]:


- последствия санкций, валютных скачков и роста инфляции;

- падение доходов населения и покупательского спроса;

- высокие ставки на кредиты и аренду помещений;

- сложность в освоении новых рынков;

- рост спроса на сырье, что может увеличить стоимость конечного

продукта в связи с ограниченностью предложения;

- некачественные франчайзинговые продукты;

- масса подделок под бренды;

- слабое обеспечение экономической и интеллектуальной защиты франчайзи и франчайзеров и др.

Таким образом, часть рисков бьет по определенному типу франшиз, например, сетям ресторанов и кофеен, сильно зависимых от цен на сырье, стоимости аренды и т.д. Другие же риски, такие как снижение доходов населения, являются универсальными. Поэтому к этому предпринимателям нужно быть готовыми. Но есть и свои плюсы: эксперты, например, отмечают, что в кризисных условиях предприниматели стараются выбирать более стабильные бизнес-модели.

Бизнес в сфере франчайзинга в России довольно молод, а потому участники регулярно сталкиваются со сложностями не только экономического, но и юридического характера. Например [19]:

- трудности в составлении грамотного договора франчайзинга с учетом всех тонкостей;

- проблемы недобросовестной конкуренции;

- необходимость защиты интеллектуальной собственности и авторских прав для франчайзеров;

- недостаточность законодательной базы для урегулирования возникающих вопросов.

Наконец, можно с уверенностью сказать, что развитие франчайзингового рынка в России – дело времени. Однако на данный момент в этой области немало рисков, связанных как с кризисом, так и с недостаточно грамотным подходом к заключению договоров франчайзинга и разработке таких бизнес-моделей в целом. Юристы по франчайзингу и авторскому праву достаточно часто сталкиваются с подобными проблемами.

Таким образом, ситуация, сложившаяся на рынке на сегодняшний день, позволяет с уверенностью говорить о том, что в данный период наблюдается ускоренный рост применения франчайзинга, как на зарубежных, так и на отечественном рынках товаров и услуг. Франчайзинг – это эффективная система, позволяющая малому бизнесу в кратчайшие сроки повысить свою репутацию и статус, а более крупным компаниям подтвердить свою значимость на рынке и приумножить капитал. Все это подчеркивает значимость франчайзинговой системы в условиях глубокого экономического спада, которую можно рассматривать как один из инструментов выхода из кризиса и развития мировой экономики.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сказать, что франчайзинг является разновидностью арендных отношений в бизнесе. Если рассматривать франчайзинг как объект аренды, то необходимо подчеркнуть, что объектом аренды выступает не имущество, а торговая марка, которая является нематериальным активом. При этом с торговой маркой связаны:

  • реклама,
  • технологии,
  • стандарты и др.

Франчайзинг не имеет законодательного регулирования не только в России, но и в мире. Эта проблема должна решаться юридически и экономически. Договор коммерческой концессии является объектом самостоятельного правового регулирования (гл.54 ГК РФ). При этом по ряду позиций оказывает сдерживающие влияние на формирование системы. Вообще франчайзинг предполагает длительные и стабильные отношения партнеров. И это, как правило, позволяет обеспечить предсказуемость развития системы и дает возможность установления длительных и перспективных целей.

В мировой практике различают три основных типа франчайзинга.

Первый тип - товарный франчайзинг. Эта ситуация следующая: когда вместо того, чтобы продавать свои товары различным оптовым и розничным компаниям, франчайзер работает непосредственно с компаниями. Причем эти компании торгуют только его товаром, и не занимаются реализацией такой же продукции конкурентов. Товарный франчайзинг широко используется для:

  • сбыта ГСМ,
  • сельскохозяйственной техники,
  • программного обеспечения.

Второй тип - производственный франчайзинг. Это компания, которая поставляет франчайзи:

  • оборудование,
  • рецептуру,
  • право пользования товарным знаком,
  • общим рекламным фондом при производстве и сбыте продукции.

Основным условием является обязательный контроль качества со стороны франчайзера.

Третий тип - деловой франчайзинг. Здесь франчайзер не поставляет оборудование, а только дает право работать под своим товарным знаком, обучает своим методам ведения торговли или предоставления услуг.

Можно сказать, что франчайзинг широко распространен в ЕС, США, Австралии и других странах мира. При этом крупные фирмы - франчайзеры имеют по тысяче и более партнеров – франчайзи. И конечно, обеспечивают региональное распространение своих марочных товаров и услуг. Если говорить о России, то на сегодняшний день успехи очень скромны. И это - одна из причин того, что малый и средний бизнес у нас развиваются медленно.


Учитывая все перечисленное, можно сказать, что успешное развитие экономики в значительной степени определяется интеграцией крупных и малых компаний. Причем эти компании являются основными элементами системы западной экономики. Например, крупные фирмы обеспечивают эту систему стабильностью и управляемостью. А вот малый бизнес:

  • формирует конкурентную среду,
  • обеспечивает гибкость и индивидуализацию производства.

В связи с этим, можно утверждать, что усиление взаимодействия крупного и малого бизнеса необходимо и для успешного развития России.

Если опираться на опыт проведения российских реформ, то можно с полной уверенностью констатировать тот факт, что отсутствие должного внимания к обеспечению устойчивости проведения реформ влечет за собой неэффективно используемые средства и усилия. А также ставит определенные преграды на пути дальнейшего их проведения, порождая определенное недоверие к ним со стороны тех или других субъектов рынка, как российских, так и иностранных.

В связи с этим очень важно, чтобы начинающая формироваться тенденция развития франчайзинга в крупных городах России приобрела необходимую устойчивость и помогла одним из российских предприятий перенять лучшие образцы западных технологий, а другим - создать свои марки и в недалеком будущем

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти

  1. Гражданский кодекс РФ ( с изменениями и дополнениями от 28.12.2016 N 497-ФЗ ).
  2. Налоговый кодекс РФ от 28.12.2016 N 475-ФЗ.
  3. Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 20.07.2004) "Об авторском

праве и смежных правах".

  1. Постановление ГД ФС РФ от 16.03.2016 N 8479-6 ГД "О проекте федерального закона N 503845-6 "О франчайзинге"

Книг одного автора

  1. Ашуров Ф.А. Франчайзинг – инструмент развития бизнеса // Вестник университета. – 2013. – №4. – с. 32-33.
  2. Батраченко Д.К.Анализ преимуществ и недостатков франчайзинга// Международный Научный Институт "Educatio" VII, 2014. –С.6.
  3. Бодина К.В. Проблемы развития франчайзинга как формы предпринимательской деятельности в России// Международный студенческий научный вестник.-2014. – № 1
  4. Гориславцева И.М. Вертикальные ограничения в франчайзинговых системах // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки.- 2012.№2.-С.110-116.
  5. Дзагурова Н. Б. Практика регулирования вертикальных взаимодействий: вертикальные ограничения с точки зрения координации согласованных действий// Вопросы экономики, 2011. № . C. 103—113.
  6. Кибирева А.А. Франчайзинг как способ организации и ведения бизнеса // Вестник магистратуры. – 2014. – №5-3(32). – с. 57-59.
  7. Самурин В.К. Франчайзинг. Актуальные проблемы и мировой опыт. М., Издательство «Юнити», 2013. – 300 с.
  8. Санготра Д.Проблемы и перспективы развития франчайзинга в России в условиях кризиса "Управление собственностью: теория и практика",