Файл: Конкурентные стратегии фирм на мировом рынке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Важным атрибутом рыночной экономики является конкуренция. Сам рынок, механизм его действия не может нормально существовать без развитых форм конкуренции. Ученые утверждают, что конкуренция – это соперничество между участниками рынка за наиболее выгодные условия производства, а также за присвоение наибольших прибылей. Такой вид экономических отношений существует тогда, когда производители товаров выступают как самостоятельные, ни от кого не зависимые субъекты, а их зависимость связана только с конъюнктурой рынка, желанием выиграть у конкурентов позиции в производстве и реализации своей продукции.

В условиях формирования рыночной экономики, что предполагает самостоятельность предприятий в вопросах производственно-хозяйственной деятельности, для большинства из них актуальной становится проблема обеспечения формирования конкурентного поведения. Особенно эта проблема обостряется в связи с нарастанием неопределенности во внешней среде предприятий. Вместе с тем, с углублением экологических и социально-экономических проблем общества, определены проблемы, которые требуют развития новых подходов к формированию конкурентного поведения предприятия.

Международную конкурентоспособность страны предопределяет, прежде всего, инновационную региональную среду. Так, по оценкам Всемирного Экономического Форума ключевым инноватором на протяжении последних 10-ти лет являются США, хотя в этом государстве половина НИОКР осуществляется в 6-ти из пятидесяти штатов, а на двадцать штатов приходится лишь 5% всех научных исследований и разработок. Однако правительства штатов менее развитых регионов тоже пытаются приобщиться к инновационным процессам и создать надлежащие условия для промышленных исследований, а финансирование НИОКР рассматриваются ими как стратегическое инвестирование [16].

Конкурентоспособность является одним из главных измерителей успешной деятельности предприятия.

Объект исследования: Конкурентные стратегии.

Предмет исследования: конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках

Целью исследования является рассмотрение основных теоретических вопросов международной конкуренции и конкурентоспособности.

Задачи исследования:

проанализировать теоретико-методологическое понятие международной конкуренции;

определить формы, направления и преимущества международной конкуренции.


Методы исследования. Обоснованность полученных результатов обеспечены использованием научных методов: индукции – для выдвижения научной гипотезы о необходимости учета положений процессного подхода при формировании конкурентного поведения предприятия; морфологического анализа – для исследования сущности категории «конкурентное поведение предприятия»; классификации – для классификации конкурентных методов и стратегий;

Структура работы состоит из 40 страниц, титульный лист, содержания, введения, двух глав, и четырех параграфов, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 

1.1. Конкуренция как среда функционирования организации: сущность, виды, функции

В современной системе мирохозяйственных связей мировая торговля является одной из наиболее развитых и регулируемых сфер международного экономического сотрудничества, как на национальном, так и в мировом масштабе. Развитие мировой торговли как формы международных экономических отношений непосредственно связан с динамикой совокупного продукта: увеличение объемов мирового производства на 10 % способствует росту объемов мировой торговли на 16 % [1].

Конкурентное поведение предприятия является одной из важнейших категорий рыночной экономики и характеризует возможность и эффективность адаптации и развития предприятия в условиях конкурентной среды. В связи с этим, обоснование подходов к ее исследованию с целью дальнейшей разработки системы формирования конкурентного поведения предприятий, является актуальным [5].

Несмотря на важность конкурентного поведения и повышенное внимание к ней зарубежных и отечественных ученых, единого общепринятого понятия конкурентного поведения нет. Более того, в экономической литературе, ученые рассматривают конкурентное поведение под разным углом зрения [3].

Для реформирования экономики страны в направлении создания полноценной конкурентной среды и развития конкурентных отношений большое значение имеет исследование понятий «поведение», «конкуренция», «конкурентные поведения», «конкурентные стратегии», «конкурентные преимущества», «конкурентоспособность», и тому подобное.


Рассмотрим определения понятия «поведение» и «конкуренция».

Конкуренция − экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между предприятиями, которые выступают на рынке с целью обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли [1].

Поведение - это система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определенной функции и требующих его взаимодействия со средой [2].

На базе данных определений можно предложить следующее определение. Конкурентное поведение - это совокупность действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определенной функции, относительно своих конкурентов. Предприятие должно разработать концепцию конкурентного поведения, чтобы вовремя реагировать на изменение поведения конкурентов.

Современная мировая торговая сфера характеризуется развитием глобальных производственных систем с использования международной специализации стран, что существенно повышает их конкурентоспособность и способствует увеличению объемов экспорта, внедрению новых технологий и привлечению иностранных инвестиций [7].

В настоящее время в сфере международного торгового сотрудничества происходят значительные изменения, которые влияют не только на динамику и структуру мировой торговли, но и на возможности развития международной конкурентоспособности отдельных стран.

Сегодня существует большое количество трактовок термина «конкуренция». Как экономическая категория, конкуренция – это экономическое соревнование, соперничество производителей одинаковых видов продукции на рынке за привлечение большего числа покупателей и получение максимального дохода в краткосрочном или долгосрочном периодах [2].

Некоторые ученые рассматривают конкуренцию как процесс управления субъектами своими конкурентными преимуществами для содержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение своих потребностей в рамках законодательства.

По мнению Мазараки А. А., возможность выживания предприятия в условиях постоянной конкурентной борьбы зависит от его конкурентоспособности. Для выживания в условиях рынка субъекты хозяйствования должны уметь побеждать конкурентов. Способность достигать экономических, организационных или технических преимуществ означает достижение субъектами хозяйствования конкурентоспособности на рынке [3].


Конкурентоспособность предприятия – это возможность эффективно распоряжаться собственными и заемными ресурсами в условиях конкурентного рынка, то есть основное внимание уделяется финансовой стороне деятельности предприятия, отмечает Азов Г.Л. [1].

Российские ученые И. Должанский и Т. Загорная трактуют конкурентоспособность предприятия как способность производить и реализовывать продукцию быстро, в достаточном количестве, при высоком технологическом уровне обслуживания и как возможность эффективно распоряжаться собственными и заемными ресурсами в условиях конкурентного рынка [2].

Справедлива мысль С. Шевелевой, которая считает, что конкурентоспособность предприятия – это его способность поддерживать устойчивые позиции на рынке, функционировать прибыльно, быть привлекательным для инвесторов, заслужить хороший имидж среди потребителей и различных субъектов хозяйствования [5].

Обобщив взгляды авторов, конкурентоспособность предприятия определяется следующими параметрами:

- способность предприятия эффективно функционировать на внутреннем и внешнем рынках;

- способность продукции данного предприятия конкурировать на рынке с аналогичной продукцией;

- получения предприятием конкурентных преимуществ на основе продукции соответствующего качества.

- эффективное использование технологий, ресурсов, методов управления, навыков и знаний персонала, компонентов маркетинговой деятельности, которые отражаются в качестве и конкурентоспособности продукции, доходности предприятия.

Ученые определяют три уровня субъектов конкурентной борьбы: микроуровень (определенные виды продукции предприятия); мезоуровень (отрасли, корпоративные объединения предприятий и организации конгломеративного уровня); макроуровень (народнохозяйственные комплексы) [8].

Рост конкурентоспособности предприятия зависит, с одной стороны, от управленческих решений на уровне самих предприятий, с другой – от государственной и региональной политики в сфере создания соответствующей экономико-правовой среды и государственной поддержки усилий субъектов хозяйствования относительно повышения их конкурентоспособности.

В постиндустриальном обществе XXI века характер международной трудовой миграции существенно меняется. Прежде всего, это связано с тем, что знания становятся объектом и фактором конкуренции, и хозяйствующие субъекты все чаще создают системы мониторинга и маркетинга данного ресурса. Настоящим капиталом развитой экономики выступают знания, а работники интеллектуального труда превратились в группу, определяющую ценности и нормы общества. [1, с. 53]. При этом на современном этапе развития общества работник становится интересным не как носитель способности к малоквалифицированной, монотонному труду, а как обладатель уникальных интеллектуальных способностей (что является результатом обучения и творческого поиска, а также особой природной одаренности), которые все в большей степени вовлекаются в процесс обмена на мировом рынке интеллектуального капитала, формируя потоки международной интеллектуальной миграции [4].


Современные отечественные и зарубежные исследователи указывают на ближайшие и отдаленные последствия данного явления, связанные с тем, что эмигрируют, главным образом, научно-технические кадры, которым принадлежит наибольший вклад в научно-технический прогресс [5]. Так, например, в первый год после распада СССР в общей численности специалистов, выехавших, 52 % составляли специалисты в области физики, математики и программирования, 27 % – специалисты в области биологии и биотехнологии, 12 % – в области химии, 9 % – представители гуманитарных наук. Согласно оценкам экспертов, потери стран-экспортеров рабочей силы от эмиграции человеческого потенциала на сегодня оцениваются на уровне 10 % национального дохода [2, с. 260]. Данная тенденция, очевидно, продолжится, несмотря на разрыв в уровне теоретического образования в развитых и странах, что развиваются.

Таким образом, проявлениями трансформационных сдвигов на международном рынке труда, связанными с движением человеческого потенциала в мировой экономике, является интеллектуальная миграция, в рамках которой интеллектуальный потенциал циркулирует на соответствующем сегменте мирового рынка труда.

Конкуренция является основным инструментом регулирования рыночной экономики и важной частью рыночной среды деятельности промышленного предприятия. Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой — повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.

Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые влияют на деятельность организации и которые не могут управляться организацией. Рыночный механизм конкуренции имеет основополагающее значение для предпринимательской деятельности, что определяет как неизбежное системное значение условий конкуренции для концептуального обоснования предпринимательской этики [3]. Понятие «конкуренция» связано с такими понятиями как «рынок» и «товарное производство». Конкурентные отношения возникли одновременно с рыночными, однако, первые теоретические положения конкурентной борьбы были сформулированы только в XVIII ст. сторонниками классической политической экономии [9].

Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма хозяйствования, но характер и формы ее на различных рынках и в различных рыночных ситуациях неодинаковы. В условиях рыночной экономики конкуренция является важным механизмом экономических связей между производителями и потребителями. Хотя конкуренция и связана с определенными издержками (в частности, с усилением социально-экономической дифференциации в обществе), она обеспечивает немалый экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышение качества и ассортимента мы пускаем продукции, внедрение научно-технических достижений [1].