Файл: Конкурентные стратегии фирм на мировом рынке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экономическая конкуренция является одним из регуляторов пропорций общественного производства, что стимулирует его эффективность, фактором образования средней нормы прибыли, формирование рыночной стоимости товара, дифференциации товаропроизводителей по доходам, реализации материального интереса товаропроизводителей. Конкуренция как средство успешного функционирования рыночной экономики во всех своих конкретных проявлениях опирается на объективные процессы и закономерности, не вступает в противоречия с основными тенденциями прогресса производительных сил (Приложение А). Конкуренция (от лат. Сопсигеге — сталкиваюсь) — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между предприятиями, выступают на рынке с целью обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли [7].

Объективной необходимостью, что на практике выступает как следствие экономической конкуренции товаропроизводителей, является постоянное ускорение процессов обновления производства и продукции [8]. Следовательно, конкуренция диктует жесткую технологическую дисциплину, требует высокого качества изделий, современного дизайна, способности предвидеть перспективные потребности, а не только торговать тем, что производится и пока находит спрос.

Впервые конкуренцию как силу, способную устанавливать и регулировать равновесие на рынке определил А. Смит.

Он отмечал, что сокращение предложения вызывает конкуренцию среди покупателей — погоню за ограниченным предложением, что поднимает цены, а избыток предложения

вызывает соперничество между производителями ради избавления от избытка, что приводит к снижению цен.

Конкуренция лишает участников рыночного процесса власти над ценой. Как составная часть хозяйственного механизма, конкуренция действует через спрос, предложение и цены. Адам Смит в работе [5] рассматривал конкуренцию как соперничество между продавцами и покупателями за наиболее выгодные условия продажи и покупки соответственно.

И. Шумпетер определял конкуренцию как соперничество старого с новым, с инновациями [6].

Нобелевский лауреат по экономике 1974 г., австрийский ученый Фридрих А. фон Хайек отмечает, что конкуренция — это процесс, посредством которого люди получают и передают знания [4].

В работе [3] Н. Портер отмечает, что конкуренция – это динамический процесс, который развивается; это ландшафт, который непрерывно изменяется, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты [5].


С переходом в конце ХХ века наиболее развитой части мирового общества к новой постиндустриальной цивилизационной эре объективно видоизменяются парадигма и стратегия трансформации мирового и национального развития. Соответственно, зарождается и эволюционирует глобальная девелопматика и стратегика. Объективные природные процессы глобализации по масштабам и силе воздействия уже вполне определяют характер и законы мирового, глобального развития [3]. Они порождают как реальные положительные последствия - глобальную интеграцию и экономическую синергию, так и отрицательные последствия - внутренне конфликтную силовую систему нового, корпоративно-конкурентного глобализма, который является самой большой угрозой нынешним региональным и национальным структурам и, особенно, нациям-государствам [1].

Быстрое развитие названных выше процессов способствовал разработке первооснов теории глобалистики и глобализации, политической экономии глобализма. Проведены исследования течения глобализации и глобальной интеграции раскрывают новую парадигму глобального постиндустриального и постэкономические цивилизационного развития. На основе выявленных объективных закономерностей и законов глобализации уже выработаны научные рекомендации по глобальной ориентации национальной стратегии развития России, ее конкурентоспособной интеграции в европейские, евроатлантические и региональные структуры, эффективного преодоления конфликтов между глобальным постиндустриализмом и национальным консервативным индустриализмом [2].

Базируясь на основных принципах разработанной нами концепции глобализма, в исследованиях последних лет последовательно раскрываются генезис, эволюция, закономерности, перспективы и внутренние конфликты этой новой всемирной общественно-политической системы, ее влияние на мировое и национальное развитие, а также проблемы стратегической адаптации России к новым жестким условиям глобального конкурентного развития.

Исследуя влияние глобализации и системы глобализма на мировой интеграционный процесс, следует уделять особое внимание анализу социально-экономических последствий глобализма, проблем глобальной экономической интеграции и глобальной конкуренции, раскрывать сущность и специфику международных стратегий силовой глобализации и глобализма как ультрамодерных форм экономического и политического империализма [9]. Предложенная концепция глобально ориентированной национальной стратегии России, рекомендации по реализации интеллектуально-инновационных стратегий развития в условиях глобального корпоративизма постепенно получают практическое воплощение, в том числе и в законодательных проектах [11].


На наш взгляд, природа и сущность глобализации заключается в интеграции. Отсюда современная силовая глобализация/глобализм - это силовая международная интеграция высшего этапа, а глобальная конкуренция - новый силовой экономический тоталитаризм корпоративного характера. Очевидно, именно глобальную конкуренцию, а не только создание единого финансово-информационного пространства следует считать критерием развития процессов глобализации и формирования системы глобализма [5].

1.2. Конкурентоспособность организации и факторы ее формирования

Конкурентоспособность зависит от ряда факторов, которые объективно влияют на предприятие, а также субъективных, которые зависят от команды управления предприятия, организации, целеустремленности работ, связанных с обеспечением конкурентоспособности. Проблема повышения конкурентоспособности имеет несколько аспектов: технологический, организационный, экономический, социальный, юридический и коммерческий. И хотя все они составляют единую систему обеспечения конкурентоспособности продукции, существует определенная очередность решения вопросов каждого из аспектов. Однако решение экономических вопросов является первоочередной [7].

Конкурентоспособность предприятия определяется такими факторами, как потребительские свойства товаров, мера маркетинговой поддержки, характеристика целевых рынков, поведение потребителей, потенциал и ресурсы предприятия.

Набор факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия, оказывается столь значительным и своеобразным, что невозможно предложить единую методику сбора данных относительно их обработки и идентификации для принятия соответствующих решений [9].

Достаточно широкий круг таких факторов сужается концентрацией внимания на так называемых конкурентных преимуществах предприятия, то есть таких характеристиках или свойствах, которые обеспечивают предприятию преимущество над прямыми конкурентами [3].

Несмотря на большое количество исследований по данной теме недостаточно рассмотренным остается вопрос управления конкурентными преимуществами предприятий. Вместе с тем, важнейшей проблемой для российских предприятий на современном этапе является проблема их выживания и дальнейшего развития. В основе ее эффективного решения лежит формирование и реализация конкурентных преимуществ. Конкурентные преимущества определяют конкурентную позицию предприятия на рынке, что позволяет им преодолевать давление конкурентных сил. Концепция конкурентного преимущества должна базироваться на предупредительном, превентивном характере тактических и стратегических действий фирмы в конкурентной среде [11]. Конкурентные преимущества — это совокупность ключевых отличных от соперников факторов успеха, которые способствуют обеспечению предприятию устойчивой лидирующей конкурентной позиции на рынке в определенный период [6].


Концепция конкурентных преимуществ, впервые была разработана Н. Портером.

В своих работах он анализировал факторы, употребление которых позволит предприятию получить преимущество перед конкурентами. По его мнению, конкурентное преимущество «возникает как результат нахождения и использования уникальных, отличных от соперников, способов конкуренции, которые могут содержаться некоторый период времени» [4]. М. Портер выделяет два основных источника преимуществ: маркетинг и издержки. Преимущество в маркетинге — это конкурентное преимущество в товарах и услугах, которые лучше удовлетворяют потребности потребителей, чем товары конкурентов. Данное преимущество основано на уникальности товара или услуги, что достигается с помощью прочной репутации товарной марки, предоставления более качественных услуг, технологического лидерства, предложение полного ассортимента товаров, создание уникальных распределительных мощностей. Преимущество в издержках — это конкурентное преимущество благодаря более низким производственным и маркетинговым затратам, чем затраты конкурентов, что позволяет компании снизить цены или использовать экономию на рекламу и распределение. Такое конкурентное преимущество может быть обусловлено экономией от увеличения масштабов деятельности, наличием опыта ведения дел в данной сфере деятельности, повышением производительности труда, введением новых технологий. Также Н. Портер определил третий путь к достижению конкурентных преимуществ — сочетание преимуществ в маркетинге или расходах в определенном рыночном сегменте [3].

Основными задачами в сфере повышения конкурентоспособности можно определить такие [4]:

- устранение барьеров предпринимательской деятельности, уменьшение налогового давления;

- совершенствование законодательства в области предпринимательской деятельности, разработка антимонопольного законодательства;

- обеспечение платежеспособного спроса населения;

- государственная поддержка вновь созданных предприятий: создание служб информации о новейшие технологии, изменения в законодательстве, перспективные рынки сбыта;

- финансовое стимулирование инновационной деятельности предприятий по созданию новых товаров и услуг.

Решения, имеющие противоречий в международной торговой сфере, по мнению автора, возможно, за счет реформирования всей системы регулирования международного торгового сотрудничества путем реформирования, как деятельности международных организаций в сфере торговли (ВТО, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ) [6], так и системы международного правового обеспечения торговых отношений между странами, направленное на достижение конструктивного диалога между ними и обеспечения устойчивого развития мировой экономики.


Вывод к главе 1. Следовательно, в условиях усиления влияния глобализации на развитие мировой экономики обостряется проблема поиска действенных механизмов эффективного сотрудничества между странами с целью повышения уровня интегрированности национальных экономик в международное экономическое пространство. Для России как субъекта мирохозяйственных связей учета вышеприведенных противоречий будет способствовать разработке и реализации гибкой внешнеторговой политики для обеспечения устойчивых конкурентных позиций на мировом рынке.

Обострение конкурентной борьбы на рубеже ХХІ века обусловлено неравномерностью экономического и социального развития, который проявляется в диспропорциональности развития не только отдельных стран, но и регионов и отраслей через разнообразные накопления капитала. В этих условиях формирование и реализация эффективных конкурентных стратегий международными компаниями и государствами ради обеспечения своего высокого конкурентного статуса является приоритетной задачей в международной политике практически всех развитых стран мира. Конкурентоспособность является определяющим критерием.

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАК ОСНОВЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

2.1. Методологические основы исследования конкурентной среды

На сегодняшний день торговые предприятия потребительской кооперации работают в условиях острой конкуренции, для которой характерно насыщение рынка товарами, появление все большего количества субъектов торговли, расширения торговых сетей магазинов известных ретейлоров, рост уровня требовательности покупателей. Несмотря на то, что торговля всегда была ключевым видом деятельности для системы потребительской кооперации, приоритетным задачей для ее торговых предприятий является избрание конкурентных стратегий, которые обеспечат достижение конкурентных преимуществ торговыми заведениями сети [1].