Файл: Конкурентные стратегии фирм на мировом рынке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Инновационные механизмы разработки и реализации стратегий повышения международной конкурентоспособности

Под инновационной конкурентоспособностью региона мы понимаем способность субъектов региона проводить активную инновационную деятельность и тем самым влиять на рост экономики территории и повышать конкурентоспособность страны в целом [6]. Следовательно, конкурентоспособность региона в отличие от конкурентоспособности национальной экономики, отличается косвенной конкуренции регионов в рамках единой экономической системы.

Значение в теории конкурентоспособности отводится кластерам, как сконцентрированным по географическим признакам группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу [13].

Высокую конкурентоспособность и экономический рост обусловливают факторы, которые стимулируют оперативное распространение новых технологий, особое значение приобретают характер и структура взаимодействия науки, образования, финансирования, государственной политики и промышленности. Именно инновационные кластеры имеют в своей основе устойчивую систему передачи новых знаний, технологий, продукции, которую называют технологической сетью. Предприятия кластера имеют возможность получить дополнительные конкурентные преимущества, осуществляя внутреннюю специализацию, стандартизацию, минимизируя затраты на внедрение инноваций [8].

Особенностью кластеров является наличие в их составе гибких малых инновационных предприятий, особенно венчурных, что дает возможность формировать инновационные «точки роста», получать синергические эффекты [3].

Большинство ученых, которые исследуют преимущества кластеров, прежде всего, выделяют инновации. Участники кластера имеют доступ к новым технологиям, методам работы и тому подобное. Самая главная особенность — это наличие в кластерах венчурного капитала, с помощью которого и финансируются нововведения. Следует отметить, что в США более 50 % биотехнологических фирм финансировались венчурным капиталом в кластерах на начальных этапах («startup»).


Однако М. Портер предостерегает, что, при определенных условиях, участие в кластере может и замедлять процессы нововведений, особенно, если в кластере применяется один подход к конкуренции. Предприятия кластера могут не поддерживать внедрение радикальных инноваций, которые меняют старую рутинную поведение [6].

Но, несмотря на некоторые негативные факторы, кластеры играют важную роль в конкурентной борьбе, что ведет к повышению конкурентных преимуществ субъектов кластера.

Современная международная статистика, используя значительные базы данных о мировом развитии, разрабатывает и постоянно совершенствует методики расчета международной конкурентоспособности страны, которые отражают их потенциал и сравнительные преимущества. Особого внимания заслуживает индекс роста конкурентоспособности Growth Competitiveness Index — GCI, который ежегодно определяется Всемирным Экономическим форумом (ВЭФ) и отражают способность национальных экономик в течение среднесрочного периода достигать устойчивого развития на основе новых знаний и технологий [7].

Благодаря этому его еще называют индексом инновационной восприимчивости стран. Ведь с помощью новых технологий и изготовления на их основе новых видов товаров можно обеспечить устойчивые темпы экономического роста и повышать благосостояние населения [3].

Первый кластер включает в себя высокоразвитые страны мира, которые являются ключевыми инноваторами – США, Финляндия, Сингапур, Тайвань, Австралия, Швеция, Швейцария и Канада. Средняя оценка общего индекса конкурентоспособности составляет — 5,46, индекс общественных институтов — 5,98 и индекс макроэкономической среды — 4,98. Кластер 2 является крупнейшим, охватывает большое количество высокоразвитых стран мира. К нему присоединились и постсоциалистические страны — Эстония, Словения и Венгрия. К неконкурентоспособным – страны 7 и 8 кластеров (ряд южноафриканских и южноамериканских стран и Россия) [4].

Однако важно учитывать и бизнес среде, где фирмы могут повышать свои конкурентные преимущества, используя эффективные стратегии и реализуя свою продукцию на глобальных рынках. Эти аспекты включает расчет Business Competitiveness Index — индекс бизнес-конкурентоспособности.

Заслуживает внимания и методика определения международной конкурентоспособности Европейского Союза. Так, в Отчете по конкурентоспособности ЕС (2003 г.) для определения международной конкурентоспособности используется новый показатель – производительность труда, который рассчитывается за час работы, и определяется на макро, микро, мезо и мегоуровнях [14].


Важнейшим этапом формирования Национальной Инновационной Системы является ее первичный уровень — региональная инновационная составляющая. Региональные инновационные системы создаются для консолидации активов региона и оптимального использования его потенциала, что, во-первых, увеличивает поступления в местные бюджеты; во-вторых, обеспечивает привлечение и сохранение высококвалифицированного персонала; в-третьих, повышает конкурентоспособность экономики и др. [9].

Выводы к разделу 2. Конкурентные стратегии – важная и неотъемлемая часть современных рыночных отношений. Это способ получения устойчивых конкурентных преимуществ путем конкурентной борьбы, удовлетворения потребностей потребителей, которые становятся все требовательнее к товару или услуги. Конкурентные стратегии компании помогают осуществить путь от той позиции на рынке, которая будет желаема. Это осуществляется путем адаптации к внешним силам: конкуренции, рыночным переменам, развитию технологии, а также с помощью определения и приведения ресурсов компании в соответствии с возможностями, которые открываются перед компанией.

ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Эффективность функционирования таких систем требует не только высоких расходов на научную и образовательную деятельность, но и институциональных условий, среди которых ученые, преимущественно, выделяют [5]:

конкурентоспособный предпринимательский сектор;

интеграцию в глобальную инновационную систему.

Правительства США, Японии, стран ЕС, НИК способствующих инновациям на основе использования инструментов экономической, инвестиционной, кредитной политики, а также с помощью создания организационных условий для быстрой коммерциализации новинок (широкое использование налоговых и амортизационных льгот, правовая защита интеллектуальной собственности, содействия международному научно-техническому сотрудничеству, поддержка инновационных проектов и тому подобное) [4].

Однако, если страна и ее регионы пытаются получить глобальные конкурентные преимущества в условиях “новой экономики”, то необходима соответствующая стратегия, как на общенациональном, так и на местных уровнях, с помощью которой можно эффективно привлекать инвестиции в научные исследования и инфраструктуру, что способствует разработке и коммерциализации новых продуктов или процессов. Региональная инновационная стратегия является необходимым инструментом для успешного развития местной экономики, а особенно эффективна для регионов, имеющих высокий инновационный потенциал [15].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На базе данных проведенного исследования было предложено следующее определение. Конкурентное поведение - отношение компании к ее конкурентам, то есть, как предприятие реагирует на действия конкурента в определенном роде. Конкурентное поведение фирмы на рынке характеризуется специфической комбинацией стратегических идей. Существуют разные варианты достижения успеха в конкурентной борьбе.

Эффективно сформированная конкурентная стратегия согласно потенциальных конкурентных возможностей и преимуществ предприятия, включающая долгосрочные программы действий, по всем возможным функциональным направлениям деятельности, направленная на действенную реализацию, обеспечит предприятию достижение рыночного успеха и превосходства над предприятиями-соперниками.

Процесс формирования и реализации конкурентных стратегий, следует рассматривать как комплекс организационно-экономических мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, преобразование факторов и факторов конкурентного поведения в их конкурентные преимущества.

Каждая компания должна дифференцировать типы (формы) рынка для того чтобы выстоять в борьбе с конкурентами. По формам конкуренции экономическая теория выделяет четыре модели рынка: чистая конкуренция; монополистическая конкуренция; олигополия и чистая монополия.

Анализ конкурентного поведения позволяет оценить масштаб конкурентного преимущества предприятия относительно самых опасных конкурентов и понять направленность их действий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Портер М. Конкуренция: Пер с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2014. — с. 85108, 161205.
  2. Белорус А., Мацейко Ю. Конкурентоспособность в современном глобальном мире // Экономический журнал XXI. 2002. №9. С.713.
  3. Гальвановский М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспрособность в микро, мезо и макроуровневом измерениях // Росийский экономический журнал. 2013. №3. С.6777.
  4. Захаров А.Н., Зокин А.А. Конкурентоспособность страны в мировой экономике (учебное пособие Всероссийской академии внешней торговли). М., 2013г., стр.5
  5. Ноздрева Р.Б. Современные аспекты международного маркетинга. М. РОССПЭН. 2014г., стр. 55
  6. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. М.-СПб. ПИТЕР. 2014 г., стр. 110.
  7. Маркетинг. Под ред. А.Н. Романова. Вып.5 М., ЮНИТИ, 2015г., стр.159
  8. Ноздрева Р.Б. Курс лекций по международному маркетингу. М., 2013 http//www.marketing-research.ru/article¬¬¬_735day/int_57/info
  9. Benchmarking enterprise policy. European Commission. ­ 2013. ­ C.7­10.
  10. European competitiveness report 2003 SEC (2003) 1299 Commission staff working document. Luxembourg, 2013.
  11. European innovation Scoreboard 2003, SEC (2013) 1255 European Composition, Luxembourd, 2013.
  12. IMD. World Competitiveness Yearbook. Methodology. www.02.imd.ch/wcy/methodology.
  13. Prter M. Building the Microeconomic Foundations of Prosperity: Findings from the Microeconomic Competitiveness Index. www.weforum.org.
  14. Powell W. The spatial clustering of science and capital: Accounting for biotech film – VC. // Regional studies association. – 2012. ­ №36. – р.293­297.
  15. Presidency Conclusions, Lisbon European Council, 23­24 March 2000, www.europa.eu.int/comm/off/index
  16. The World Economic Forum. Report 2013­2014. www.weforum.org