Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
1.1. Конкуренция как среда функционирования организации: сущность, виды, функции
1.2. Конкурентоспособность организации и факторы ее формирования
2.1. Методологические основы исследования конкурентной среды
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.2. Инновационные механизмы разработки и реализации стратегий повышения международной конкурентоспособности
Под инновационной конкурентоспособностью региона мы понимаем способность субъектов региона проводить активную инновационную деятельность и тем самым влиять на рост экономики территории и повышать конкурентоспособность страны в целом [6]. Следовательно, конкурентоспособность региона в отличие от конкурентоспособности национальной экономики, отличается косвенной конкуренции регионов в рамках единой экономической системы.
Значение в теории конкурентоспособности отводится кластерам, как сконцентрированным по географическим признакам группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу [13].
Высокую конкурентоспособность и экономический рост обусловливают факторы, которые стимулируют оперативное распространение новых технологий, особое значение приобретают характер и структура взаимодействия науки, образования, финансирования, государственной политики и промышленности. Именно инновационные кластеры имеют в своей основе устойчивую систему передачи новых знаний, технологий, продукции, которую называют технологической сетью. Предприятия кластера имеют возможность получить дополнительные конкурентные преимущества, осуществляя внутреннюю специализацию, стандартизацию, минимизируя затраты на внедрение инноваций [8].
Особенностью кластеров является наличие в их составе гибких малых инновационных предприятий, особенно венчурных, что дает возможность формировать инновационные «точки роста», получать синергические эффекты [3].
Большинство ученых, которые исследуют преимущества кластеров, прежде всего, выделяют инновации. Участники кластера имеют доступ к новым технологиям, методам работы и тому подобное. Самая главная особенность — это наличие в кластерах венчурного капитала, с помощью которого и финансируются нововведения. Следует отметить, что в США более 50 % биотехнологических фирм финансировались венчурным капиталом в кластерах на начальных этапах («startup»).
Однако М. Портер предостерегает, что, при определенных условиях, участие в кластере может и замедлять процессы нововведений, особенно, если в кластере применяется один подход к конкуренции. Предприятия кластера могут не поддерживать внедрение радикальных инноваций, которые меняют старую рутинную поведение [6].
Но, несмотря на некоторые негативные факторы, кластеры играют важную роль в конкурентной борьбе, что ведет к повышению конкурентных преимуществ субъектов кластера.
Современная международная статистика, используя значительные базы данных о мировом развитии, разрабатывает и постоянно совершенствует методики расчета международной конкурентоспособности страны, которые отражают их потенциал и сравнительные преимущества. Особого внимания заслуживает индекс роста конкурентоспособности Growth Competitiveness Index — GCI, который ежегодно определяется Всемирным Экономическим форумом (ВЭФ) и отражают способность национальных экономик в течение среднесрочного периода достигать устойчивого развития на основе новых знаний и технологий [7].
Благодаря этому его еще называют индексом инновационной восприимчивости стран. Ведь с помощью новых технологий и изготовления на их основе новых видов товаров можно обеспечить устойчивые темпы экономического роста и повышать благосостояние населения [3].
Первый кластер включает в себя высокоразвитые страны мира, которые являются ключевыми инноваторами – США, Финляндия, Сингапур, Тайвань, Австралия, Швеция, Швейцария и Канада. Средняя оценка общего индекса конкурентоспособности составляет — 5,46, индекс общественных институтов — 5,98 и индекс макроэкономической среды — 4,98. Кластер 2 является крупнейшим, охватывает большое количество высокоразвитых стран мира. К нему присоединились и постсоциалистические страны — Эстония, Словения и Венгрия. К неконкурентоспособным – страны 7 и 8 кластеров (ряд южноафриканских и южноамериканских стран и Россия) [4].
Однако важно учитывать и бизнес среде, где фирмы могут повышать свои конкурентные преимущества, используя эффективные стратегии и реализуя свою продукцию на глобальных рынках. Эти аспекты включает расчет Business Competitiveness Index — индекс бизнес-конкурентоспособности.
Заслуживает внимания и методика определения международной конкурентоспособности Европейского Союза. Так, в Отчете по конкурентоспособности ЕС (2003 г.) для определения международной конкурентоспособности используется новый показатель – производительность труда, который рассчитывается за час работы, и определяется на макро, микро, мезо и мегоуровнях [14].
Важнейшим этапом формирования Национальной Инновационной Системы является ее первичный уровень — региональная инновационная составляющая. Региональные инновационные системы создаются для консолидации активов региона и оптимального использования его потенциала, что, во-первых, увеличивает поступления в местные бюджеты; во-вторых, обеспечивает привлечение и сохранение высококвалифицированного персонала; в-третьих, повышает конкурентоспособность экономики и др. [9].
Выводы к разделу 2. Конкурентные стратегии – важная и неотъемлемая часть современных рыночных отношений. Это способ получения устойчивых конкурентных преимуществ путем конкурентной борьбы, удовлетворения потребностей потребителей, которые становятся все требовательнее к товару или услуги. Конкурентные стратегии компании помогают осуществить путь от той позиции на рынке, которая будет желаема. Это осуществляется путем адаптации к внешним силам: конкуренции, рыночным переменам, развитию технологии, а также с помощью определения и приведения ресурсов компании в соответствии с возможностями, которые открываются перед компанией.
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Эффективность функционирования таких систем требует не только высоких расходов на научную и образовательную деятельность, но и институциональных условий, среди которых ученые, преимущественно, выделяют [5]:
конкурентоспособный предпринимательский сектор;
интеграцию в глобальную инновационную систему.
Правительства США, Японии, стран ЕС, НИК способствующих инновациям на основе использования инструментов экономической, инвестиционной, кредитной политики, а также с помощью создания организационных условий для быстрой коммерциализации новинок (широкое использование налоговых и амортизационных льгот, правовая защита интеллектуальной собственности, содействия международному научно-техническому сотрудничеству, поддержка инновационных проектов и тому подобное) [4].
Однако, если страна и ее регионы пытаются получить глобальные конкурентные преимущества в условиях “новой экономики”, то необходима соответствующая стратегия, как на общенациональном, так и на местных уровнях, с помощью которой можно эффективно привлекать инвестиции в научные исследования и инфраструктуру, что способствует разработке и коммерциализации новых продуктов или процессов. Региональная инновационная стратегия является необходимым инструментом для успешного развития местной экономики, а особенно эффективна для регионов, имеющих высокий инновационный потенциал [15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На базе данных проведенного исследования было предложено следующее определение. Конкурентное поведение - отношение компании к ее конкурентам, то есть, как предприятие реагирует на действия конкурента в определенном роде. Конкурентное поведение фирмы на рынке характеризуется специфической комбинацией стратегических идей. Существуют разные варианты достижения успеха в конкурентной борьбе.
Эффективно сформированная конкурентная стратегия согласно потенциальных конкурентных возможностей и преимуществ предприятия, включающая долгосрочные программы действий, по всем возможным функциональным направлениям деятельности, направленная на действенную реализацию, обеспечит предприятию достижение рыночного успеха и превосходства над предприятиями-соперниками.
Процесс формирования и реализации конкурентных стратегий, следует рассматривать как комплекс организационно-экономических мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, преобразование факторов и факторов конкурентного поведения в их конкурентные преимущества.
Каждая компания должна дифференцировать типы (формы) рынка для того чтобы выстоять в борьбе с конкурентами. По формам конкуренции экономическая теория выделяет четыре модели рынка: чистая конкуренция; монополистическая конкуренция; олигополия и чистая монополия.
Анализ конкурентного поведения позволяет оценить масштаб конкурентного преимущества предприятия относительно самых опасных конкурентов и понять направленность их действий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Портер М. Конкуренция: Пер с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2014. — с. 85108, 161205.
- Белорус А., Мацейко Ю. Конкурентоспособность в современном глобальном мире // Экономический журнал XXI. 2002. №9. С.713.
- Гальвановский М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспрособность в микро, мезо и макроуровневом измерениях // Росийский экономический журнал. 2013. №3. С.6777.
- Захаров А.Н., Зокин А.А. Конкурентоспособность страны в мировой экономике (учебное пособие Всероссийской академии внешней торговли). М., 2013г., стр.5
- Ноздрева Р.Б. Современные аспекты международного маркетинга. М. РОССПЭН. 2014г., стр. 55
- Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. М.-СПб. ПИТЕР. 2014 г., стр. 110.
- Маркетинг. Под ред. А.Н. Романова. Вып.5 М., ЮНИТИ, 2015г., стр.159
- Ноздрева Р.Б. Курс лекций по международному маркетингу. М., 2013 http//www.marketing-research.ru/article¬¬¬_735day/int_57/info
- Benchmarking enterprise policy. European Commission. 2013. C.710.
- European competitiveness report 2003 SEC (2003) 1299 Commission staff working document. Luxembourg, 2013.
- European innovation Scoreboard 2003, SEC (2013) 1255 European Composition, Luxembourd, 2013.
- IMD. World Competitiveness Yearbook. Methodology. www.02.imd.ch/wcy/methodology.
- Prter M. Building the Microeconomic Foundations of Prosperity: Findings from the Microeconomic Competitiveness Index. www.weforum.org.
- Powell W. The spatial clustering of science and capital: Accounting for biotech film – VC. // Regional studies association. – 2012. №36. – р.293297.
- Presidency Conclusions, Lisbon European Council, 2324 March 2000, www.europa.eu.int/comm/off/index
- The World Economic Forum. Report 20132014. www.weforum.org