Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (на примере ООО «Мариэль»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что в условиях нестабильности экономической системы страны перед предприятиями стоит необходимо искать возможности повышать свои конкурентные преимущества, устранять «узкие» места работы, усиливать свои позиции на рынке.

Целью настоящего исследования является Анализ внешней и внутренней среды организации ООО «Мариэль».

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

  1. Провести анализ теоретических аспектов анализа внутренней и внешней среды предприятия при подготовке проекта.
  2. Осуществить анализ внешней и внутренней среды предприятия ООО «Мариэль».
  3. Разработать проект развития компании на рынке.
  4. Представить оценку эффективности разработанных мероприятий.

Объектом исследования является предприятие ООО «Мариэль».

Предметом исследования выступает анализ внутренней и внешней среды.

Теоретико-методологической основой данной работы являются концепции и гипотезы, обоснованные и представленные в современной экономической литературе. В исследовании использованы методы сравнительного и экономического анализа, SWOT-анализ, экспертные оценки.

Информационной основой исследования выступают статистические данные объекта исследования, рынка цветочной продукции в России и за рубежом, материалы научных конференций и сети Интернет.

Нормативно-правовую основу исследования составляют локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность компании ООО «Мариэль» и другие документы.

1. Теоретические аспекты анализа внутренней и внешней среды предприятия при подготовке проекта

1.1.Основные понятия и сущность стратегического анализа внутренней и внешней среды предприятия при разработке проекта

Рассматривая организацию как систему, необходимо учитывать все составляющие ее подсистемы, их взаимодействие между собой и внешним окружением. К внешней среде системы (организации, фирмы и т.п.) относятся макросреда и микросреда. Компоненты внешней среды оказывают влияние на эффективность и устойчивость функционирования организации.


Микро внешняя среда (внешняя среда прямого воздействия) включает в свой состав совокупность субъектов и факторов, непосредственно воздействующих на возможность организации обслуживать своих потребителей (сама организация, поставщики, маркетинговые посредники, клиенты, конкуренты, банки, СМИ, правительственные организации и др.). Иногда организации придерживаются более активного, и даже агрессивного подхода в своих стремлениях воздействовать на внешнюю среду. Здесь прежде всего имеется ввиду микро внешняя среда, стремление изменить общественное мнение о деятельности организации, установить более тесные отношения с поставщиками и т.п. [26, с. 60]

Чем больше удельный вес организации в объеме производства региона или страны, тем большее влияние она будет оказывать на эту форму внешней среды и, наоборот, микро внешняя среда будет оказывать большее влияние на организацию.

К факторам микросреды, на которые организации нужно обратить особое внимание, относятся: непосредственные конкуренты организации по выпускаемым ею товарам; все конкуренты поставщиков («входа»); маркетинговые посредники по «входу» и «выходу» системы; контактные аудитории (общество потребителей, контролирующие органы, профсоюзы, пресса и т.п.).

Чем выше сила конкуренции по «входу» и «выходу» системы, тем выше будет конкурентоспособность выпускаемых товаров.

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности [21, с. 416].

Таким образом, анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Для успешного формирования стратегии руководство должно иметь полное представление о существенных внешних проблемах.

Совокупное действие всех факторов внешней среды формирует уровень ее нестабильности и определяет целесообразность и направленность оперативного вмешательства в происходящие процессы.

В свою очередь, степень нестабильности внешней для предприятия экономической и политической среды характеризуется привычностью ожидаемых событий, предполагаемыми темпами изменений, возможностями предсказания будущего. Чем выше нестабильность внешней среды, тем сложнее выработать адекватные стратегические решения, направленные на устойчивое функционирование предприятия, чтобы правильно оценить конъюнктуру, складывающуюся в том или ином сегменте финансового рынка.


1.2 Особенности процесса анализа внутренней и внешней среды, прямого и не прямого влияния

В ходе исследования внутренней и внешней среды используются так называемые методики PEST и SWOT анализа.

В ходе PEST-анализа предприятие старается выявить благоприятные и неблагоприятные тенденции по каждому из основных факторов «макросреды» (политические, экономические, социальные и технологические), и на этой основе решить вопрос о продолжении своей работы (например, осуществлении инвестиций в разработку нового продукта) или, наоборот, об уходе с данного рынка [24, с. 3].

При проведении PEST-анализа необходимо проанализировать возможное влияние на деятельность предприятия четырех основных факторов макроэкономической среды: Political политический; Economic экономический; Social социальный; Technological технологический. В качестве информационных средств предприятию следует выбирать наиболее полные и доступные в регионе источники данных. Воздействие тех или иных факторов «макросреды» зависит от вида выбранной деятельности, и далеко не всегда нужно учитывать все эти элементы.

PEST-анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности.

Основная причина изучения экономики – это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST – анализа.

Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

Таким образом, основные положения PEST – анализа: «Стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны». Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее.

Методика SWOT-анализ. В процессе SWOT-анализа проводится как качественный, так и количественный анализ деятельности организации и окружающей среды. SWOT-анализ включает следующие этапы [19, с. 77]:


  1. Анализ внутренней среды организации;
  2. Анализ внешней среды, который включаете макро- и микросреду
  3. Сводный анализ бизнеса организации в контексте окружающей среды.
  4. Определение ведущих стратегических активностей по результатам анализа.

Рис. 1. Матрица SWOT-анализа [16, с. 52]

Так как конкурентоспособность предприятия относится к объективным инструментам ее оценки, то данный показатель представлен в виде оценочной величины. Многоугольник конкурентоспособности строится исходя из отображения процессов развития анализируемого предприятия по сравнению с аналогичным конкурентом. Принимается во внимание степень удовлетворения своей продукцией, товарами либо услугами некоторой личной или производственной потребности, а также учитывается эффективность хозяйственной деятельности.

1.3. Анализ факторов внутренней среды

Сильные стороны предприятия – это его возможности развития, его конкурентные преимущества. Но наряду с этим у предприятия есть и слабые стороны, это «узкие» места в его работе.

Для достижения определенного успеха в современной рыночной экономике решающим элементом должно становиться эффективное использование различных факторов, оказывающих влияние на предприятие [14, с. 48].

Повышение эффективности деятельности организации подразумевает создание таких целей, как экономические, коммуникационные и социальные. К экономическим целям можно отнести следующие: лидерские позиции на рынке, охват определенной доли рынка, исследование новых сегментов рынка, повышение эффективности сбыта, рост объема продаж, получение прибыли не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде.

Коммуникационные цели включают в себя поддержание репутации организации, повышение ее имиджа и престижа, а также производимых ею услуг (товаров). Социальные цели предполагают способствование занятости населения, предоставление услуг (товаров), рассчитанных на слои населения с низким доходом, охрану труда и окружающей среды.

Учитывая эти цели можно образовать систему факторов конкурентоспособности предприятия, которая включает внешние и внутренние факторы. Внешними факторами являются, рис. 2.

Рис. 2. Внешние факторы, влияющие на предприятие [11, с. 44]

К главным внутренним факторам предприятия относятся конкурентная стратегия предприятия, а также степень эффективности использования всех ресурсов предприятия (трудовых, материальных, нематериальных и финансовых), создающих его конкурентные преимущества на рынке.


Внутренние факторы организации условно подразделяют на следующие группы, рис. 3.

Рис. 3. Группы внутренних факторов, влияющих на предприятие [13, с. 45]

Таким образом, целью деятельности любой коммерческой организации является выпуск продукции, оказание услуг, выполнение работ определенного объема и качества в установленные сроки. Оценивать качество работы предприятия следует, прежде всего, посредством определения экономической эффективности производимой продукции, оказанных услуг.

1.4. Роль анализа сильных и слабых сторон предприятия при подготовке проекта

Роль анализа сильных и слабых сторон предприятия при подготовке проекта состоит в повышении конкурентоспособности.

Ф. А. Хайек отмечает, что «конкуренция – процесс, посредством которого люди получают и передают знания». По его мнению, «на рынке только благодаря конкуренции скрытое становится явным. Конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания, конкуренции. Конкуренция требует рационального поведения как условия пребывания на рынке. Конкуренция стимулирует рациональность» [25, с. 9].

«Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам», – считает современный американский экономист П. Хейне [25, с. 10].

Ф. Найт определяет конкуренцию как «ситуацию, в которой конкурирующих единиц много, и они независимы» [25, с. 10].

К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю считают, что «конкуренция – это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его» [25, с. 11].

В первой половине ХХ в. выходит ряд фундаментальных работ Дж. Робинсона [22], Э. Чемберлина [30] и Дж. Кейнса [12], в которых авторы указывают на то, что при расширении масштабов производства крупные предприятия получают дополнительные преимущества, которые они могут реализовать только за рамками модели совершенной конкуренции.

Суть экономической конкуренции удачно раскрыл Г.Л. Азоев. «Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения хозяйственной организации такой целью является максимизация прибыли в результате легальных действий по завоеванию предпочтений потребителей» [1, с. 70].