Файл: Понятие и задачи комплексного анализа).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время наблюдаются коренные изменения в экономической жизни страны, которые вызваны развитием рыночных отношений, включением в деловой оборот большого числа новых контрагентов, усложнением хозяйственных связей и операций. Управление любой организации нуждается в своевременном выявлении возникающих финансово-экономических проблем и позитивных возможностей деятельности. Возрастание роли экономического анализа в оценке хозяйственной деятельности и происходящие изменения в формировании информационной базы привели к необходимости обращения к комплексному экономическому анализу на уровне первичной структурной экономической единицы – хозяйствующего субъекта, поскольку любой уровень управления направлен в конечном итоге на конкретный субъект хозяйствования, характеризуемый определенными показателями.

При комплексном анализе очень важно выделить и измерить влияние внутренних (зависящих от деятельности предприятия) и внешних (отраслевых) факторов. От этого будет зависеть правильность оценки деятельности организации, подсчет резервов и перспектив развития.

  • Выявление резервов роста эффективности производства. Анализ лишь тогда действителен, когда приносит организации реальную пользу. Она заключается в выявлении неиспользованных возможностей на всех участках производства.

Новые задачи комплексного экономического анализа хозяйственной

деятельности возникают в связи с переходом экономики на рыночные условия:

    • выбор партнеров по публикуемой о них информации;
    • оценка и проверка приобретаемой организации (бизнеса);
    • разработка методики анализа эффективности сделок;
    • совершенствование методики экономического анализа с учетом

международного опыта;

    • совершенствование методик по анализу качества, надежности продукции, ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке;

В число задач комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности также входит: объективная оценка финансового состояния хозяйствующего объекта, его платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности; выявление возможностей увеличения собственного капитала, чистых активов, доходности акций и улучшения использования заемных средств; прогнозирование финансовых результатов, потенциальной угрозы банкротства и др.

Несмотря на имеющиеся многочисленные работы в области экономического анализа, на сегодняшний день можно констатировать отсутствие единой методологической основы и информационных моделей анализа отраслевого назначения. К сожалению, мощное развитие торговли и сферы услуг в России не вызвало адекватного возрастания отраслевых методических работ в области бухгалтерского учета и экономического анализа. В условиях динамичного развития сферы торговли нельзя оставлять без должного внимания основные показатели деятельности торговых организаций, одним из которых является показатель издержек обращения, являющийся индикатором конкурентного преимущества. По сути, все традиционные методики анализа издержек обращения сводятся к оценке их общего объема и уровня, анализу издержек обращения по статьям и факторному анализу. Отдельные методики отличаются друг от друга количеством и составом факторов, определяющих размер издержек обращения, что не позволяет в полной мере использовать результаты анализа для принятия управленческих решений.


Целью данной работы является разработка методики комплексного

экономического анализа издержек обращения предприятий торговли на основе системы показателей.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

раскрыть понятие комплексного анализа и определить его задачи;

  1. изучить содержание комплексного экономического анализа издержек обращения;

3) предложить факторную модель комплексного экономического анализа издержек обращения предприятий торговли в качестве модели, позволяющей установить взаимосвязь издержек обращения, товарооборота и прибыли.

Глава 1. Понятие и задачи комплексного анализа

1.1 Роль анализа в управлении предприятием

 Анализ – метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого, лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.

 Деятельность любой фирмы целенаправленна, то есть предполагается, что будет получен определенный результат, зависящий от ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия, степени учета и условий факторов риска, а также состояния внешней и внутренней среды фирмы.

В результате влияния факторов социально-экономического и политического характера возникают проблемные ситуации, когда полученные результаты отличаются от результатов ожидаемых.

В связи с этим возникает ряд вопросов, решение которых без анализа просто невозможно, например: причины сложившейся ситуации, выбор среди множества альтернатив, целесообразное использование ресурсов фирмы.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что анализ в управлении предприятием имеет очень большое значение и является важным этапом в ходе принятия любого управленческого решения.

Анализ как суть, изучается многими науками. Но анализ экономики, анализ финансово-хозяйственной деятельности и ее конечных результатов – область исключительно экономического анализа. Анализ в более широком смысле, должен обосновывать с научных позиций решения и действия в области экономики, социально-экономическую политику, способствовать выбору лучших вариантов действий. Макроэкономический анализ охватывает экономику страны или даже мировую экономику, целые отрасли хозяйства и социальную сферу.


Экономический анализ тесно связан с планированием, а в любом планировании должна быть системность.

Системный анализ – это научный метод исследования сложных,

многоуровневых, многокомпонентных систем и процессов, опирающийся на комплексный подход, учет взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы.

На основе анализа и исследования делается прогноз и обоснование по изменению и оптимизации существующей организационно-экономической подсистемы предприятия.

Системный анализ делится на [7]:

1. Анализ экономической подсистемы и диагностика предприятия.

2. Анализ организационной подсистемы, включающий в себя:

– анализ политики (задачи);

– анализ концепции, т.е. системы взглядов, оценок, идей по достижению намеченных задач, способы решения;

– анализ методов управления;

– анализ способов организации труда;

– анализ структурно-функциональной схемы;

– анализ системы подбора и расстановки кадров;

– анализ информационных потоков;

– анализ системы маркетинга;

– анализ системы безопасности.

Анализ – метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. В экономике анализ применяется с целью выявления сущности, закономерностей, тенденций экономических и социальных процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях. Анализ служит исходной отправной точкой прогнозирования, планирования, управления экономическими объектами и протекающими в них процессами. Экономический анализ призван обосновывать с научных позиций решения и действия в области экономики, социально-экономическую политику, способствовать выбору лучших вариантов действий. Микроэкономический анализ распространяется на отдельные объекты и процессы, чаще всего имеет место в форме анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, фирм, включая анализ объемов производства, издержек, прибыльности. Ретроспективный анализ представляет собой изучение сложившихся в прошлом тенденций. Перспективный анализ направлен на изучение будущего.

Нестабильность и неопределенность будущего привела к тому, что планирование от прошлого к будущему, широко практиковавшееся в нашей стране ранее, стало неэффективным. Отсюда стала вполне очевидна невозможность принятия решения без предварительного определения стратегического плана на перспективу.

Стратегическое планирование – это процесс выбора целей его развития, обоснование стратегии их реализации при условии соблюдения социальной миссии предприятия.


Количество этапов стратегического планирования, содержание и их последовательность могут быть различными в зависимости от размера предприятия, формы собственности, масштаба деятельности и других факторов.

Но анализ, является необходимым и обязательным этапом стратегического планирования, независимо от вышеперечисленных факторов.

Экономическому анализу всегда придавалось большое значение. Он позволяет определить эффективность, как отдельного предприятия или группы предприятий, так, в конечном счете, всей экономики в целом. С переходом на рыночный путь развития, с созданием рыночной экономики, с появлением огромного количества независимых самостоятельных предприятий и организаций, экономический анализ приобретает еще большую важность.

Задачами экономического анализа финансового состояния являются: объективная оценка использования финансовых ресурсов на предприятии, выявление внутрихозяйственных резервов укрепления финансового положения, а также улучшение отношений между предприятиями и внешними финансовыми, кредитными, контрольными органами и др.

В рыночной экономике финансовое состояние предприятия по сути дела отражает конечные результаты его деятельности. Именно конечные результаты деятельности предприятия интересуют собственников (акционеров) предприятия, его деловых партнеров, налоговые органы. Данный анализ состоит из нескольких этапов: анализ имущественного состояния, исследование показателей финансовой устойчивости предприятия, проведение анализа ликвидности баланса предприятия и расчет специальных показателей ликвидности предприятия в целом. После общей характеристики финансового состояния и изменения за отчетный период следующей важной задачей анализа финансового состояния является анализ основных результатов прибыльности предприятия и факторный анализ прибыли предприятия – в структурном аспекте и в динамике.

Эффективное функционирование компании требует экономически обоснованного управления ее деятельностью, которое базируется на анализе текущей финансово-хозяйственной деятельности. Анализ производственной деятельности и финансовый анализ имеют своей целью [3]:

– принятие управленческих решений в области развития компании;

– выход из кризиса;

– устойчивое развитие доходного, конкурентоспособного предприятия;

– покупку-продажу пакета акций, привлечения инвестиций и заемных средств;

– оценку инвестиционной привлекательности, платежеспособности, финансовой устойчивости компании с позиции пользователей официальной финансовой отчетности;


– оценку надежности партнеров, а также определение эффективности использования материальных, трудовых и производственных ресурсов, выявление и прогнозирование существующих и потенциальных проблем.

 В зависимости от поставленных целей анализ может быть:

¤ Экспресс-оценка финансово - экономического состояния, включающая расчет показателей, характеризующих деятельность компании, ее имущественное и финансовое положение (структура капитала, рентабельность, ликвидность компании, показатели оборачиваемости активов и собственного капитала, структура выручки и затрат и др.)

¤ Экспресс-анализ финансово - экономического состояния предприятия, включающий не только расчет основных показателей, являющихся показательными с точки зрения оценки деятельности компании, но и проведение анализа динамики изменения этих показателей за исследуемый период, выявление тенденций изменений этих показателей и основных факторов, оказывающих влияние на эти изменения.

¤ Комплексный анализ финансово-экономической деятельности, предусматривающий не только анализ источников формирования и направлений размещения капитала, эффективности его использования, анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, но и анализ использования основных средств, материальных и трудовых ресурсов, производства, реализации, себестоимости продукции и финансовых результатов деятельности компании. Оценке подлежит также эффективность инвестиционной деятельности и вероятность банкротства предприятия.

Исходной информацией для оказания данной услуги является финансовая отчетность, учредительные документы, общая информация о компании, различные внутренние отчеты и формы, не являющиеся унифицированными, в отношении которых гарантируется конфиденциальность. Кроме того, необходима заявка (или техническое задание), в которой должны быть четко сформулированы задачи и цели анализа финансово-хозяйственной деятельности [14].

Отчетные материалы, предоставляемые клиенту, в зависимости от глубины и детальности проводимого анализа содержат оценку текущего имущественного и финансово-экономического состояния компании, информацию о динамике и тенденциях ее развития, описание выявленных внутренних проблем, прогноз развития и рекомендации по корректировке ситуации.

Маркетинговые программы и контроль над их выполнением невозможны, без анализа влияния на экономику предприятия внешней и внутренней среды, анализа состояния рынка, анализа конкурентной обстановки, анализа рыночных цен и формирования собственной ценовой тактики, анализа конечных финансовых результатов.