Файл: Финансовые ресурсы фондов и ассоциаций (Теоретические основы финансовых ресурсов фондов и ассоциаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Устав является единственным учредительным документом фонда. Для гарантии того, что цели, ради которых учредители фонда создали его и внесли свое имущество, не будут изменены органами фонда без ведома учредителей, законом установлен особый порядок изменения устава. Органы фонда могут изменить его устав только в случае, если в самом уставе предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. В уставе может быть предусмотрен иной порядок его изменения. Если такая возможность в уставе вообще не предусмотрена, он может быть изменен только в судебном порядке.

Фонды обладают правом создания хозяйственных обществ и участия в них, а также правом осуществления иных видов предпринимательской деятельности для достижения уставных общественно полезных целей. При этом фонды могут быть ограничены в праве осуществлять определенные виды деятельности и использовать свое имущество в определенных целях. Например, благотворительные фонды не могут участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами. Они не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний (пп. 4, 5 ст. 12 Закона о благотворительной деятельности).

Информация о деятельности фонда должна быть доступна общественности, поэтому на фонд возложена обязанность ежегодной публикации отчетов об использовании своего имущества.

Реорганизация фонда возможна по решению его учредителей, попечительского совета по общим правилам гражданского законодательства. При этом преобразование фонда в иной вид юридических лиц не допускается. В добровольном порядке фонд ликвидирован быть не может. Фонд может быть ликвидирован по решению суда по основаниям и в порядке, определенным законодательством о несостоятельности (банкротстве), либо если цели фонда не могут быть достигнуты, либо при уклонении фонда от его уставных целей, а также в иных установленных законом случаях. [3]

В ГК РФ [1] Статья 123.8. «Основные положения об ассоциации (союзе)» указано, что ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

В организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения.


Ассоциации (союзы) могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям их создания и деятельности, предусмотренным уставами таких ассоциаций (союзов).

Ассоциация (союз) является собственником своего имущества. Ассоциация (союз) отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, если иное не предусмотрено законом в отношении ассоциаций (союзов) отдельных видов.

Ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд.

Особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов могут быть установлены законами.

Статья 11. «Ассоциации (союзы)» Закона о некоммерческих организациях [2] гласит, что члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности членов этой ассоциации (союза) с включением слов "ассоциация" или "союз" [2].

Статья 5. Союзы (ассоциации) кооперативов ФЗ N 193-ФЗ гласит:

«1. Кооперативы самостоятельно или совместно с другими юридическими лицами - сельскохозяйственными товаропроизводителями - в целях координации своей деятельности, а также в целях представления и защиты общих имущественных интересов, осуществления ревизий кооперативов, союзов (ассоциаций) кооперативов - членов союза (ассоциации) могут по договору между собой создавать объединения в форме союзов (ассоциаций) кооперативов (далее - союз (ассоциация), являющихся некоммерческими организациями.

2. Если по решению членов союза (ассоциации) на союз (ассоциацию) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такой союз (ассоциация) преобразуется в хозяйственное общество или в товарищество в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или может участвовать в таком обществе.

3. Члены союза (ассоциации) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

4. Учредительными документами союза (ассоциации) являются учредительный договор, подписанный его членами, и утвержденный ими устав.


5. Члены союза (ассоциации) вправе безвозмездно пользоваться его услугами, если иное не определено настоящим Федеральным законом.

6. Член союза (ассоциации) вправе по своему усмотрению выйти из союза (ассоциации) по окончании финансового года. В этом случае он несет субсидиарную ответственность по обязательствам союза (ассоциации) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.

7. Член союза (ассоциации) может быть исключен из него по решению остающихся членов союза (ассоциации) в случаях и в порядке, которые установлены учредительными документами союза (ассоциации). В отношении ответственности исключенного члена союза (ассоциации) применяются правила, относящиеся к выходу из союза (ассоциации).

8. Прием в союз (ассоциацию) новых членов осуществляется в порядке, предусмотренном уставом союза (ассоциации). Вступление в союз (ассоциацию) новых членов может быть обусловлено их субсидиарной ответственностью по обязательствам союза (ассоциации), возникшим до их вступления.

8.1. Союзы (ассоциации) вправе создавать по договору между собой объединения в форме союза (ассоциации) последующего уровня, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обязаны создавать указанные объединения.

9. Наименование союза (ассоциации) должно содержать указание на основной предмет его деятельности и территорию, на которой он осуществляет свою деятельность, с включением слов "союз сельскохозяйственных кооперативов" или "ассоциация сельскохозяйственных кооперативов", "союз рыболовецких колхозов" или "ассоциация рыболовецких колхозов".» [4]

1.3. Финансовые ресурсы фондов и ассоциаций

Финансы – фундаментальная, обобщающая, многозначная экономическая категория, характеризующаяся процессами образования, распределения и перераспределения денежных средств государства, регионов, хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц в ходе формирования их доходов, расходов, накоплений и возникающие при этом денежные отношения [8]

Финансы – обобщающий экономический термин, включающий как денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйствующими субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег.


Источники финансовых ресурсов

Материальными носителями финансовых отношений в не­коммерческих организациях выступают финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы некоммерческих организаций представляют собой совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений, используемых на текущее содержание и расширение деятельности этих организаций. Источники финансовых ресурсов, принципы их формирования и использования зависят от вида услуг, оказы­ваемых некоммерческими организациями, и характера их пре­доставления.

Современная рыночная экономика представляет собой сме­шанную экономику, в которой механизм рыночной саморегуля­ции сочетается с государственным регулированием. Более того, рыночная экономика предполагает высокий уровень государ­ственных гарантий в получении социально значимых услуг, соци­альной защиты граждан от отрицательных последствий рынка. Именно это определяет способ удовлетворения отдельных видов потребностей в услугах некоммерческих организаций (платный или бесплатный) и соответственно источники финансирования этих потребностей.

Одна часть общественных потребностей неделима, и ее удов­летворение возможно только в коллективной формеК ним относятся потребности в обороне, национальной безопасности, госу­дарственном управлении, защите экологии, санитарно-эпидеми­ологических мероприятиях и др. Эти потребности касаются всех членов общества, и для их удовлетворения используются исклю­чительно государственные средства (средства бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов).

Другая группа общественных потребностей (в образовании, здравоохранении, культуре, социальном обеспечении и др.) име­ет индивидуальную форму удовлетворения. Источником финанси­рования этих потребностей могут быть как бюджетные средства, так и средства организаций и населения. Данные потребности имеют особую социальную значимость, их удовлетворение обес­печивает реализацию важнейших прав человека на охрану здо­ровья, образование, пользование культурными ценностями, по­лучение информации и др. Применение только платной формы ограничило бы потребление этих услуг рамками платежеспособ­ного спроса населения и сделало бы их недоступными для мало­обеспеченных слоев населения. Кроме того, государство, финан­сируя приоритетные социальные потребности, формирует таким образом рациональную структуру потребностей, необходимую обществу. Государственное финансирование социально значи­мых услуг связано также с достижением социальной справедли­вости, которая понимается в данном случае как обеспечение дос­тупности важнейших социальных услуг для членов общества не­зависимо от уровня их доходов.


Вместе с тем использование только бюджетных средств для бесплатного предоставления социально значимых услуг невоз­можно в силу ограниченности бюджетных ресурсов. Кроме того, бесплатность услуг имеет определенные негативные черты: при­водит к дефициту услуг, сковывает инициативу учреждений и подрывает стимулы к достижению высоких экономических ре­зультатов, ограничивает конкуренцию и не стимулирует вслед­ствие этого снижение издержек оказания услуг и т.д. Поэтому в рыночной экономике широко применяется практика рациони­рования потребления бесплатных услуг.

Нормативный уровень удовлетворения общественных пот­ребностей за счет государственных средств зависит от состояния экономики, исторических традиций и др. Так, в странах Евро­пейского союза он выше, а в США и Японии — ниже. В большин­стве стран Европейского союза государство практически пол­ностью финансирует среднее образование и покрывает преобла­дающую часть расходов на финансирование высшей школы. В ряде стран (Великобритания, Дания) медицинское обслужива­ние полностью финансируется из бюджета. В других странах (Германия, Нидерланды, Бельгия) здравоохранение организова­но на принципах социального медицинского страхования. В Швеции и Канаде преобладает бюджетно-страховая система фи­нансирования здравоохранения. В Российской Федерации за счет общегосударственных финансовых ресурсов финансируется общее и среднее образование, минимальный уровень медицинс­кого обслуживания населения, нормативный уровень высшего образования, установленный законодательством уровень соци­ального обеспечения населения и др. Удовлетворение социально значимых потребностей сверх нормативного уровня происходит за счет средств организаций и населения. Платные услуги в до­полнение к бесплатным служат для удовлетворения спроса вы­сокооплачиваемых слоев населения, смягчают недостатки бес­платной формы обслуживания (наличие очередей, длительные сроки ожидания госпитализации, ограниченный набор бесплат­ных услуг).

Наконец, ряд услуг предоставляется гражданам только на платной основе. К ним относятся услуги театрально-зрелищных предприятий, парков культуры и отдыха, организаций, обеспечи­вающих отдых населения, нотариата, адвокатуры и др. Источни­ками удовлетворения этих индивидуальных потребностей явля­ются средства населения.

Принципы формирования финансовых ресурсов

Принципы формирования и использования финансовых ре­сурсов некоммерческих организаций зависят от методов их хо­зяйствования. Для бюджетных учреждений основным методом ведения хозяйства является сметное финансирование. Этот ме­тод применяется в таких отраслях социально-культурной сферы, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, а также при финансировании органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций обороны, право­порядка и безопасности государства.