Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Экономическая сущность и особенности налогообложения доходов физических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В условиях выхода страны финансового кризиса важное место в мобилизации денежных ресурсов и создании прочной финансовой базы играет налоговая система. Безусловно, налоговая система любого современного государства имеет свои особенности, специфику выполняемых ею задач. Как известно налоги и сборы составляют большую часть бюджета государства.

С помощью налоговых платежей государство распределяет финансовые ресурсы для обеспечения наиболее важных экономических и социальных направлений развития государства и общества. В связи с этим одной из основных задач государства является разработка эффективной налоговой политики, способствующей оптимизации налогового бремени налогоплательщиков, поступлению необходимых объемов доходов бюджета, экономическому росту страны, повышению благосостояния населения.

Все выше сказанное обуславливает актуальность изучения вопросов учета и налогообложения, в частности доходов граждан. Основным налогом с доходов граждан является НДФЛ. Все граждане, получающие доходы, подлежащие налогообложению, обязаны уплачивать 13% от суммы доходов (если иная ставка не установлена законодательством). Грамотное налоговое планирование, знание особенностей законодательства, а также контроль их применения во многом способствуют оптимизации налоговой нагрузки и поступления доходов в бюджет. Для граждан актуализируется вопрос применения различных вычетов с целью снизить налоговую нагрузку.

С конца 2015 года страну настиг кризис и по настоящее время страна восстанавливает свои позиции на мировом рынке. Пострадали от этого не только огромные корпорации и мелкий бизнес, но в самую главную очередь работники этих самых предприятий. Руководство не выплачивало и задерживало заработную плату, с целью снижения расходов, что в свою очередь вело к снижению поступлений доходов в бюджет, так как налог на доходы физических лиц является федеральным налогом, на его долю приходится более 10% всех налоговых доходов. Необходимость глубокого изучения и анализа налогообложения доходов физических лиц возникла не только у работодателей – налоговых агентов, но и у работников, а также частных предпринимателей, так как налоговое законодательство предусматривает значительное количество льгот.

Целью курсовой работы является исследование вопросов роли и места налогов физических лиц в финансовой системе государства.

Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:


1. исследование теоретических вопросов налогообложения физических лиц;

2. проанализировать порядок исчисления налогов физических лиц на предприятии на примере НДФЛ.

Объектом исследования выступает современное предприятие ООО «ТД Яшкино».

Предмет исследования – налоги на доходы физических лиц.

Актуальность выбранной темы обусловили её логику и структуру. Работа состоит из двух глав.

Основой для выполнения работы являются нормативные документы и законодательные акты по налогу на доходы физических лиц, учебная литература, периодические издания.

1. Теоретические основы понятия налогов с физических лиц

1.1. Налогообложение физических лиц

Налогообложение физических лиц является важнейшим элементом налоговой системы любого государства, представляя собой не только экономический, но и социальный рычаг управления.

Ученые-экономисты в своих трудах неоднократно выдвигали идеи того, что достичь социальную справедливость в обществе и понизить уровень разрыва между доходами богатых и бедных возможно путем применения на практике механизмов прогрессивного налогообложения как доходов, так и имущества физических лиц, элементами налогообложения роскоши и сверх доходов. Идеи Дж. М. Кейнса, Д. Локка, В. Петти и др. нашли свое воплощение в налоговых системах стран с развитой рыночной экономикой.[1]

Разработанные А. Смитом и дополненные А. Вагнером базовые принципы налогообложения в XX веке были уточнены с учетом реалий экономической и финансовой теории и практики и в настоящее время сформированы в определенную систему. [2]

Особое место занимает принцип равенства и справедливости, согласно которому налогоплательщики должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соизмеримо доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства. [3]

Несмотря на то, что с момента обоснования данного принципа прошло почти два с половиной столетия и наука о налогообложении придвинулась далеко вперед, проблема формирования справедливого налогообложения до настоящего времени остается одной из самых дискуссионных и малоисследованных в налоговой области.


Россия также, медленно, но верно, подготавливает с начала 20 века подобные преобразования в части налогообложения физических лиц, что не всегда соответствует представлениям общества о справедливости. В.И. Ленин в 1919 г. писал: «В области финансов РКП будет проводить прогрессивный подоходный и поимущественный налог во всех случаях, когда к этому представляется возможность».

Последователи либеральной направления в развитии экономики российские учёные Н.В. Акиндинова, Е.Г. Ясин, Я.И. Кузьминов считают, что переход к прогрессивному налогообложению «позволит получить дополнительные доходы, но с учётом неизбежного ухода в «тень» не компенсирует даже половины нынешнего бюджетного дефицита». [4]

Обобщив результаты многолетних исследований ИСЭРТ РАН, В.А. Ильин, А.И. Поварова показали, что и без прогрессивного налогообложения все эти процессы имеют место, а в последние годы усиливаются благодаря целенаправленным действиям властей по созданию условий для минимизации налогообложения крупного капитала.

Признанный авторитет В.Г. Пансков не раз заявлял, что «сохраняя плоскую шкалу налогообложения личных доходов населения, государство тем самым расписывается в собственном бессилии навести порядок в установлении цивилизованных форм оплаты труда в экономике страны». Его мнение разделяет М.М. Соколов, говоря «это выглядит настоящим парадоксом современной налоговой системы, когда бедные содержат богатых - через финансирование за счёт подоходного налога школ, больниц, полиции, армии». [5]

По мнению Мусаевой Х.М. «в результате исследования: показано не соблюдение принципов экономической целесообразности и социальной ориентированности в действующем механизме исчисления и взимания налога на доходы физических лиц (НДФЛ), что сдерживает развитие человеческого потенциала и рост благосостояния граждан».

При этом государство в лице представителей различных инстанций постоянно говорит о том, что введения прогрессивного налогообложения не будут в ближайшей перспективе. Министр финансов А. Силуанов признаёт, что нынешняя система подоходного налога не учитывает разницу в доходах россиян, но при этом заявляет: «Собираемость подоходного налога резко упадёт, если ввести прогрессивную шкалу».

Согласно официального сайта информационного агентства «Клерк.Ру» «Власти намерены отстаивать сохранение плоской шкалы НДФЛ. Сохранение плоской шкалы отстаивают представители либерального крыла органов государственной власти и управления РФ. Так, заместитель министра экономического развития С. Воскресенский приравнял плоскую шкалу к завоеваниям и призвал охранять её как институт». Глава Минэкономразвития также выступает против введения прогрессивной шкалы налогообложения. В качестве одного из основных аргументов против введения прогрессивной шкалы приводится рост бегства капитала и вывод доходов из-под налогообложения, в том числе с помощью оффшоров. Исходя из вышесказанного, осуществим анализ действующей в РФ системы налогообложения физических лиц. Обязанность граждан добросовестно исполнять обязанности плательщиков законно установленных налогов и сборов зафиксирована в статье 57 Конституции РФ.


Налогообложение физических лиц имеет социально-экономическое значение. С его помощью государство осуществляет контроль над доходами населения и сглаживает разницу между уровнями доходов граждан. Тем самым налоги с населения направлены на регулирование имущественного неравенства, социальной напряженности, реализуя принцип справедливости налогообложения. Налоговый кодекс России устанавливает перечень имущественных налогов и налогов с доходов. [6]

К имущественным налогом относятся: транспортный, земельный налоги, налог на имущество физических лиц. Платежами с дохода являются налог на доходы физических лиц и система налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей. Имущественные налоги дополняют подоходное налогообложение физических лиц, способствуя более равномерному распределению налогового бремени.

В настоящее время в число налогов, уплачиваемых физическими лицами, входят: [7]

1) Федеральные: НДФЛ, государственная пошлина;

2) Региональные: транспортный налог;

3) Местные: налог на имущество физических лиц, земельный налог.

Российская система налогообложения физических лиц – это разветвленная и сложная система платежей. Согласно Бюджетному кодексу РФ налог на доходы физических лиц поступает в региональный бюджет в размере 85% от общей суммы выплаты в регионе, оставшаяся часть распределяется между муниципальными образованиями разных видов. Налог на имущество физических лиц и земельный налог поступают в полном объеме в местный бюджет. Транспортный налог поступает в региональный бюджет в размере 100%. Государственная пошлина поступает во все уровни бюджета в зависимости от вида юридически значимого действия. [8]

1.2. Экономическая сущность и особенности налогообложения доходов физических лиц

Неотъемлемой частью функционирования экономики любой страны является налог на доходы физических лиц (НДФЛ).[9]

Данный налог является прямым федеральным налогом, а объектом обложения по нему служит доход, реально полученный налогоплательщиком, без включения налоговых вычетов и сумм, освобож­денных от налогообложения. Уплачивается НДФЛ со всех видов доходов, полученных в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме.


При определении налоговой базы по данному налогу налогоплательщик имеет право уменьшить ее на сумму налоговых вычетов, которые представляют собой своеобразную налоговую льготу.

Налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право на получение вычетов.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены следующие виды налоговых вычетов:[10]

  1. Стандартные налоговые вычеты.
  2. Социальные налоговые вычеты.
  3. Имущественные налоговые вычеты.
  4. Профессиональные налоговые вычеты.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются одним из налоговых агентов, являющихся ис­точником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика. Данный вид налоговых вычетов может предоставляться как на самого налогоплательщика, так и на его детей, в том числе усыновленных де­тей и детей, над которыми взята опека или попечительство.

Данный вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учаще­гося очной формы обучения в возрасте до 24 лет. Для единственного родителя, усыновителя, опекуна, попечителя налоговый вычет предоставляется в двойном размере. Вычет на детей предоставляется до месяца, в котором доход налогоплательщика, облагаемый по ставке 13 % и исчисленный нараста­ющим итогом с начала года, превысил 350 000 руб.

Социальные налоговые вычеты предоставляются по следующим направлениям:

Расходы на обучение. Вычет может предоставляться на собственное обучение в образова­тельных учреждениях, а также на обучение своих детей, подопечных, братьев, сестер, при этом форма обучения - очная (кроме собственного обучения, где форма обучения не имеет значения).

Расходы на благотворительные цели и пожертвования.

Расходы на медицинские услуги и лекарственные препараты.

Расходы на негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное пенсионное страхова­ние и добровольное страхование жизни, дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию.

При этом ст. 219 НК РФ установлены условия получения социальных налоговых вычетов и их размеры.

Имущественный налоговый вычет подразумевает под собой возможность уменьшения налоговой базы при продаже, а также при приобретении имущества. Размер имущественных налоговых вычетов установлен ст. 220 НК РФ.

Имущественный налоговый вычет не предоставляется при продаже:[11]

-имущества, которое находилось в собственности 3 (5) года и более;