Файл: Теоретические аспекты финансовой политики государства.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты финансовой политики государства
1.1. Понятие и сущность финансовой политики государства
1.2. Этапы формирования финансовой политики государства
2.2. Оценка денежно-кредитной политики РФ
3. Проблемы и перспективы развития финансовой политики в РФ
3.1. Проблемы финансовой политики России на современном этапе
Таким образом, финансовая политика государства представляет собой часть социально-экономической политики по обеспечению сбалансированности финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Основная цель финансовой политики – это наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствующее наращивание государственных финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.
1.2. Этапы формирования финансовой политики государства
Формирование и реализация финансовой политики происходит последовательно, при этом выделяют этапы ее разработки и реализации [45, с.351]. В экономической литературе не существует единого мнения на количество этапов разработки и реализации финансовой политики[13]. Мнения некоторых авторов представлены в таблице Приложения 1.
Помимо данных этапов при разработке финансовой политики нужно составлять многовариантный прогноз развития ситуации в стране, учитывающий разные варианты развития (например, необходимо учитывать непредвиденные ситуации, которые могут произойти в стране, в связи, с которыми возникнет необходимость вносить изменения в финансовую политику), также для реализации данных этапов необходимо соответствующее финансирование, это также является значимым моментом разработки финансовой политики, который необходимо вынести в отдельный этап[14].
Учитывая все вышесказанное необходимо расширить перечень этапов разработки и реализации финансовой политики, так на первом этапе необходимо определить наличие средств, необходимых для разработки и реализации финансовой политики [45, с.351]. На втором - нужно определить цели и задачи финансовой политики, построить дерево целей и утвердить его; на третьем - создать необходимую информационную базу, которая будет включать информацию о текущем экономическом состоянии страны, о состоянии финансовой системы и финансового механизма; на четвертом - создать прогноз с различными вариантами достижения целей и задач с учетом имеющихся у государства финансовых ресурсов [45, с.352]; на пятом - разработать конкретные планы реализации намеченных ранее целей и задач, опираясь на разработанный прогноз; на шестом - осуществить работу необходимых элементов финансовой системы государства по реализации намеченных планов; на седьмом - результаты проделанной работы должны быть оценены и проверена работа, проделанная на предыдущих этапах, при этом выявляются ошибки, а также неиспользованные резервы; на восьмом - по результатам контроля, проведенного ранее, при необходимости провести корректировку финансового механизма [11, с.185].
Все перечисленные этапы взаимосвязаны и взаимно переплетаются, поэтому явно выделить на практике осуществление конкретного этапа не всегда представляется возможным, так как один этап может являться частью другого этапа [45, с.353].
Разработкой целей и задач финансовой политики занимается Министерство финансов Российской Федерации, в его задачи входит реализация единой финансовой политики на территории Российской Федерации[15].
Рациональное определение целей и задач финансовой политики и ее проведение влияют на эффективность экономической и государственной политики. От нее, в свою очередь, зависит, будут ли достигнуты поставленные цели и задачи в области внешней и внутренней политики государства[16].
Разработка целей и задач включает в себя макроэкономический анализ на основе финансовой статистики с целью получения информации об объемах, структуре финансовых ресурсов, направлениях их использования [47, с.17]. Также при разработке целей и задач предусматривается распределение и перераспределение финансовых ресурсов между частным, общественным и государственным секторами экономики. Разрабатываются процедуры устранения недостатков распределения финансовых ресурсов. Анализируются и учитываются ошибки государства в процессе управления экономикой. Обязательным условием является анализ как внутренне сложившейся экономической ситуации, так и внешнеполитической обстановки[17].
Важным условием разработки целей и задач финансовой политики является то, что ее цели должны согласовываться с целями денежно-кредитной, ценовой, налоговой политики – составными частями финансовой политики [47, с.17]. Факторов, влияющих на разработку и реализацию целей и задач финансовой политики множество, некоторые из них: положение страны на международной арене, стабильность политической обстановки страны, цели и задачи экономической политики, уровень благосостояния населения, Тип экономики, стадия экономического цикла, человеческий фактор, государственное устройство [41, с.85].
Эффективность воздействия финансов на социально-экономическое развитие общества во многом зависит от выбранных направлений финансовой политики и процесса ее реализации [35, с.164]. То есть финансовая политика - это важный фактор экономически стабильного общества, потому что достичь успехов в экономике возможно только при наличии успехов в финансовой политике, причем скоординированной с другими странами[18].
Выводы.
Одну из главных ролей в осуществлении поставленных государством целей перед обществом, играет финансовая политика, которая является составной частью экономической политики государства, реализующая воздействие финансов на социальное и экономическое развитие общества.
Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии стран значительна. От рациональности финансовой политики зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей.
Осуществление финансовой политики реализуется совокупностью бюджетно-налоговых и других финансовых инструментов и институтов, наделенных должными законодательными полномочиями по использованию и формированию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков.
Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач.
2. Особенности финансовой политики на современном этапе в РФ
2.1. Анализ бюджетно-налоговой политики РФ
Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном Кодексе РФ и иных законодательных актах, регулирующих весь бюджетный процесс (Конституция РФ, законодательные акты федерального уровня, указы Президента РФ, а также нормативно-правовыми акты органов исполнительной власти соответствующего уровня и органов местного самоуправления)[19]. Реализуя бюджетную политику, любое государство распределяет расходы между бюджетами разных уровней, составляет структуру расходной части бюджета, выявляет источники и способы покрытия дефицита бюджета, а также составление методов управления госдолгом. От стратегии решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики[20].
Анализ современной бюджетной политики в РФ свидетельствует о наличии следующей динамики развития доходов и расходов государственного бюджета, которая отражается в аналитической таблице 1.
Таблица 1
Доходы и расходы государственного бюджета РФ за 2014-2016 годы (млрд., руб.) [53]
Показатель |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Изменения 2016г. к 2014 г. |
|
Абс., +/- |
% |
||||
Доходы государства |
14496,9 |
13659,2 |
13459,5 |
-1037,4 |
92,8% |
Нефтегазовые доходы |
7433,81 |
5782,65 |
4831,65 |
||
Ненефтегазовые доходы |
7063,07 |
7796,59 |
8627,85 |
||
Расходы государства |
14831,6 |
15620,3 |
16426,8 |
1595,2 |
110,8% |
Дефицит государственного бюджета |
334,7 |
1961,1 |
2967,3 |
2632,6 |
886,5% |
Величина фонда национального благосостояния |
4388,1 |
5227,2 |
4359,2 |
-28,9 |
99,3% |
Данные таблицы 1 позволяют сделать вывод о том, что с 2014 года доходы государственного бюджета стали сокращаться, и в 2016 году разница между рассматриваемыми показателями составила 1037,4 млрд. руб., а расходная часть бюджета государства в анализируемый период увеличилась, и разница между расходами государственного бюджета в 2014 и в 2016 году составляет 1595,2 млрд. руб. Доходы федерального бюджета уменьшились в 2015 году по сравнению с 2014 годом, также наблюдается их уменьшение и в 2016 по сравнению с 2015, что говорит о нестабильной экономической ситуации в стране.
Удельный вес нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в 2014 г. практически одинаковый, а в 2015 и 2016 гг. доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете резко уменьшилась, что связано с падением цен на нефть в этих годах [53].
Уменьшение общей величины доходов связано со снижением показателя нефтегазовые доходы на 17,59 % в 2016 г. Даже при росте ненефтегазовых доходов на 10,66 % недостаток нефтегазовых доходов не покрыт, что свидетельствует о зависимости России от экспорта нефти и газа в данном периоде.
Размер ненефтегазовых доходов в целом увеличился благодаря росту доходов, связанных с внутренним производством на 8,79 % и росту прочих доходов на 20,59 %. Увеличение данных статей способствовало увеличению ненефтегазовых доходов в целом[21].
Налоговая политика Российской федерации отвечает за формирование налоговой системы страны и своевременной и полной уплаты налогов, и регулируется Налоговым кодексом РФ[22]. От эффективности налоговой политики зависит благосостояние казны государства, и, следовательно, уровень её экономики.
Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2014–2016 годах представлена в следующей таблице 2.
Таблица 2
Состав и структура налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2014-2016гг.[23]
Показатели |
2014 год, млрд.руб. |
Уд.вес, % |
2015 год, млрд.руб. |
Уд.вес, % |
2016 год, млрд.руб. |
Уд.вес, % |
Налоговые доходы |
7921,22 |
100 |
8590,55 |
100 |
8734,2 |
100,00 |
Налоги на прибыль, доходы |
420,51 |
5,31 |
491,38 |
5,72 |
491,02 |
5,62 |
НДС на товары (работы, услуги) |
3931,66 |
49,63 |
4233,6 |
49,28 |
4570,97 |
52,33 |
Акцизы |
592,38 |
7,48 |
581,86 |
6,77 |
694,23 |
7,95 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
2884,62 |
36,42 |
3181,15 |
37,03 |
2882,96 |
33,01 |
Государственная пошлина |
90,86 |
1,15 |
101,74 |
1,18 |
94,21 |
1,08 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
1,19 |
0,02 |
0,85 |
0,01 |
0,81 |
0,01 |
Источник: данные Федерального Казначейства
Согласно данным таблицы 2, основную долю налоговых доходов федерального бюджета в 2014-2016гг. составили НДС (49,63% в 2014 году, 49,28% в 2015 году, 52,33% в 2016 году) и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (36,42% в 2014 году, 37,03% в 2015 году, 33,01% в 2016 году) [53].
Рост поступлений по налогу на добавленную стоимость в основном обусловлен увеличением налоговой базы налога за счет улучшения социально-экономических показателей развития экономики РФ, в том числе в нефтегазовой отрасли, в оптовой и розничной торговле и транспорте и снижением возмещения налога[24]. Одним из основных преимуществ НДС является то, что он представляет собой стабильный и регулярный источник доходов государственного бюджета. По сравнению с остальными косвенными налогами НДС позволяет государству получать в бюджет часть доходов на каждой стадии производства и распределения. Увеличение поступления НДС в федеральный бюджет налоговая служба объясняет изменениями в налоговом администрировании, в частности изменения декларации по НДС, формы ее подачи и введением новых технологий, таких как АСК НДС-2.
НДС в отличие от НДПИ и налога на прибыль в меньшей степени подвержен влиянию мировых цен на сырье и энергоносители, поэтому он имеет важное фискальное значение особенно в период сложных экономических явлений [25, с.34].
Поступление налога на прибыль организаций в 2016 г. составило всего 5,62% от уровня налоговых доходов.
Налог на прибыль организаций помимо фискальной функции выполняет важнейшую регулирующую и индикативную функции, то есть по объемам поступлений налога на прибыль можно судить о положении отечественного бизнеса[25].
В 2015 году наблюдается снижение акцизов по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию на 17,58 млрд.руб. Это связано с тем, что с 2012 года производство алкогольной продукции, в том числе пива, в РФ неизменно снижалось, однако «алкогольные» доходы бюджета все эти годы росли, поскольку сокращение объемов компенсировалось увеличением ставки акциза.
Ставка акциза на алкоголь в России заморожена до 2017 года, что ведет к сокращению доходов бюджета[26].
За 2016 год сумма поступлений налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами по отношению к сумме поступлений за 2015 год снизилась на 298,19 млрд. рублей и составила 2 892,96 млрд. рублей (за 2015 год – 3181,15 млрд. рублей). Основным источником доходов в данной группе налогов и сборов является налог на добычу нефти.