Файл: Теоретические аспекты финансовой политики государства.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты финансовой политики государства
1.1. Понятие и сущность финансовой политики государства
1.2. Этапы формирования финансовой политики государства
2.2. Оценка денежно-кредитной политики РФ
3. Проблемы и перспективы развития финансовой политики в РФ
3.1. Проблемы финансовой политики России на современном этапе
Не менее важным являются предсказуемые фискальные условия. Предполагается, что основополагающим принципом реформ и мер по настройке налоговой системы будет принцип фискальной нейтральности - то есть неповышение налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков[55].
Основным инструментом бюджетной политики в этой сфере является улучшение качества администрирования доходов бюджетной системы, в рамках которой планируются, в частности:
- полный охват (с 1 июля 2018 года) розничной торговой сети ККТ, обеспечивающей онлайн-передачу данных в ФНС России;
- создание системы прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю;
- запуск (1 февраля 2018 года) пилотного проекта по внедрению на территории ЕАЭС механизма прослеживаемости со «сквозной» (от границы до розничного звена) идентификацией ввезенного товара путем присвоения ему уникальных классификационных признаков;
- автообмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций[56].
В целях обеспечения сбалансированности бюджетов бюджетной системы РФ предполагается:
- продлить действие увеличенной ставки НДПИ при добыче нефти (плюс 428 рублей за тонну), установленной на 2019 год, на период до 31 декабря 2020 года [27, с.156];
- внести изменения в порядок определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче газа горючего природного.
В целях повышения доходов бюджетов субъектов РФ предполагается поэтапное увеличение ставок налога на игорный бизнес по всем объектам налогообложения в 10 раз с повышением на первом этапе в два раза с 1 января 2018 года; введение новых объектов налогообложения налога на игорный бизнес.
Предусматриваются меры налоговой политики, направленные на облегчение администрирования и снижение административных издержек (расширение возможности уплаты налогов и платежей через МФЦ, использования института «уточнение платежа», расширение перечня оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате платежей)[57].
В целях повышения эффективности госкомпаний предлагается, что с 2018 года минимальный норматив дивидендных выплат в размере 50% от чистой прибыли по МСФО будет распространяться на все публичные компании с государственным участием, включая Сбербанк[58].
В части создания комфортных налоговых условий для осуществления инвестиций предлагается предоставить налогоплательщикам инвестиционный налоговый вычет - то есть право уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств.
Денежно-кредитная политика Банка России на 2018-2020 гг. базируется на достаточно оптимистичных тенденциях: преодолении наиболее серьезной стадии кризиса; предотвращении базовых угроз для финансовой стабильности; создании условий для обеспечения экономического роста [33, с.22].
К целям и принципам денежно-кредитной политики государства, сформированным на среднесрочную перспективу, отнесены:
- создание необходимых условий для устойчивого развития экономики страны в будущем;
- использование разноплановых механизмов интенсивного развития экономики;
- формирование стратегических подходов к устранению существующих структурных проблем;
- преобладание консервативных мер воздействия на экономику государства[59].
Повышение прозрачности деятельности Банка России является одним из необходимых действий, позволяющих не только увеличить доверие к проводимой им политике, но и позволить участникам экономических процессов осуществлять планирование своей деятельности с позиций наличия конкретных ориентиров со стороны государства. Особый упор делается на ключевую ставку, формируемую на основе комплексного анализа экономических процессов. Стоит выделить акцентирование внимания Банка России на поддержании уровня процентных ставок в экономике на позициях, привлекательных для осуществления операций с рублевыми активами и депозитами в целях сбережения [33, с.23].
Дальнейшая деятельность Банка России предусматривает введение простого и удобного доступа банков к инструментам денежно-кредитной политики путем упрощения и большей оперативности проведения операций, систематизации электронного документооборота. Новая платежная система увеличит возможности банков по управлению средствами на корреспондентских счетах[60].
Таким образом, перспективы дальнейшего развития бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики Российской Федерации способствуют нормальному функционированию и совершенствованию экономической деятельности государства.
Заключение
Финансовая политика - это сфера целенаправленной деятельности государства, связанная с формированием и использованием финансовых ресурсов для реализации экономической политики, то есть функций и задач государства.
Основной целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствующее наращивание государственных финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.
Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач.
В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают бюджетная политика; налоговая политика; таможенная политика; денежно-кредитная политика; инвестиционная политика и антикоррупционная политика.
Центральное место в государственной финансовой политике занимает бюджетная политика государства.
В 2014-2016 гг. доходы государственного бюджета стали сокращаться, доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете резко уменьшилась, что связано с падением цен на нефть в этих годах.
Основную долю налоговых доходов федерального бюджета в 2014-2016гг. составили НДС и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Динамика налоговых доходов федерального бюджета в 2014–2016 годы обусловлена, главным образом, снижением поступлений нефтегазовых доходов в условиях падения мировых цен на нефть. При этом поступления основных видов ненефтегазовых доходов относительно стабильны.
Расходы федерального бюджета РФ на социальную политику являются одними из самых значимых расходов. С их помощью государство поддерживает, развивает и совершенствует социальную систему населения. В 2016 году дефицит государственного бюджета увеличился по сравнению с 2015 годом и существенно возрос по сравнению с 2014 годом на 3,06% от валового внутреннего продукта.
Обзор функций и задач Банка России в реализации денежно-кредитной политики показал, что приоритетными направлениями государственной денежно-кредитной политики на сегодняшний день являются сохранение ценовой стабильности и снижение инфляции. Реализация денежно-кредитной политики должна способствовать устойчивому, сбалансированному экономическому развитию и социальному благополучию.
В целом, финансовая политика Российской Федерации и ее структурные составляющие на настоящем этапе развития, характеризующемся экономической и политической нестабильностью, претерпевает многочисленные изменения в связи с влиянием разнообразных факторов.
Наиболее актуальными проблемами финансовой политики Российской Федерации необходимо назвать низкий уровень сбора налогов; возможности снижения расходов федерального бюджета почти исчерпаны. Дальнейшие пути развития общества предполагают либо движение к сужению функций государства в области экономической и социальной политики, , либо к укреплению основ государственности на федеративной основе с четко очерченными геополитическими функциями в области интеграционных процессов.
Крайне важно реализовывать согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы всех слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом.
Все меры, предпринятые государством до сегодняшнего дня, были направлены на адаптацию отечественной экономики к изменившимся условиям. Во многом способствовала к адаптации политика гибкого валютного курса, проводимая ЦБ, которая позволила стабилизировать российский рубль.
Следует сказать, что санкции все же могут нанести урон и отдельным физическим лицам, и предприятиям, и российской экономике в целом. Именно они сокращают доступность российского рынка к западному капиталу и современным западным технологиям.
Однако, проанализировав финансовую политику, проводимую нашим государством, можно утверждать, что Правительство РФ выбрало верное направление. Придерживаясь его, РФ в скором времени сможет развить импортозамещение и увеличить важнейшие экономические показатели.
В настоящий период времени в РФ относительно некоторых секторов экономики утверждены стратегии развития.
Например, правительством РФ приняты:
- стратегия развития финансового рынка РФ до 2020 года,
- стратегия развития страховой деятельности в РФ до 2020 года, - стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ.
Центральным банком РФ:
- установлена стратегия развития национальной платежной системы,
- определены основные направления развития финансового рынка РФ на срок 2016–2018 годов.
Воплощение этих стратегий в реальность поможет достичь стабильности и развития отечественной экономики в целом и отдельных ее секторов, а также поспособствует преодолению кризиса, обеспечит экономическую независимость и конкурентоспособность экономики РФ на международной арене.
Список литературы
Алиев Б.Х., Джафарова З.К., Магомедова А.М. Пути повышения эффективности функционирования налоговой политики России в современных условиях // Фундаментальные исследования. – 2017. - №6. – С.91-94.
Алимирзоева М.Г., Омарова А.С., Алиев Б.Х. Пути оптимизации денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 6 (83). - С. 191-194.
Анайоол Л.С.К., Амырта А.И. Анализ расходов Федерального бюджета Российской Федерации // Экономика и социум. - 2017. - № 11 (42). - С. 81-88.
Бижев М.А., Исмайлов Э.Р. Налоговая политика как составная часть финансовой политики // В сборнике: Экономика и гуманитарные исследования: проблемы, тенденции, достижения сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2017. - С. 93-99.
Болатаева А.А., Булкаева Р.А., Джагаева В.С. Налоговая система Росийской Федерации: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы // Научные Известия. - 2017. - № 6. - С. 41-45.
Бутусова Е.А. Состав, содержание и принципы финансовой политики государства // Вестник магистратуры. - 2017. - № 1-2 (64). - С. 89-91.
Герасимова Е.А. Достоинства и недостатки российской рыночной экономики // Мировые цивилизации Том 2, №1 (2017) https://wcj.world.ru/PDF/04MZ117.pdf (доступ свободный).
Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2012. - 340с.
Голикова Т.А. Об основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2010 годов // Государственный аудит. Право. Экономика. - 2017. - № 2. - С. 26-28.
Горюнов Е., Трунин П. Оценка перспектив денежно-кредитной политики на ближайшие годы // Экономическое развитие России. - 2017. - Т. 24. - № 12. - С. 7-9.
Гринь С.В. Проблемы разработки и реализации финансовой политики государства // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2016. - Т. 2. № 8. - С. 182-185.
Гринь С.В. Современная финансовая политика как основа экономической стабильности государства // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2016. - Т. 2. - № 8. - С. 50-54.
Грушанин А.А. Формирование финансовой политики современного государства на примере Российской Федерации // Успехи современной науки. - 2017. - Т. 8. - № 4. - С. 61-64.
Грязнова А.Г. Финансы: учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 496 с.
- Дедусенко М. Л., Кузьмина Д. А. Выявление резервов увеличения налоговых поступлений в бюджеты различных уровней // Молодой ученый. - 2012. - №10. - С. 117-120.
Доля А.О., Индутенко А.Н. Особенности осуществления бюджетной политики России на современном этапе // NovaInfo.Ru. - 2017. - Т. 1. - № 67. - С. 237-241.