Файл: Теоретические аспекты финансовой политики государства.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты финансовой политики государства
1.1. Понятие и сущность финансовой политики государства
1.2. Этапы формирования финансовой политики государства
2.2. Оценка денежно-кредитной политики РФ
3. Проблемы и перспективы развития финансовой политики в РФ
3.1. Проблемы финансовой политики России на современном этапе
Сумма государственной пошлины и сборов, поступивших в доход федерального бюджета, за 2016 год по сравнению с 2015 годом снизилась на 7,53 млрд. рублей или и составила 94.21 млрд. рублей (за 2014 год – 90,86 млрд. рублей).
В результате в целом можно сделать следующий вывод: динамика налоговых доходов федерального бюджета в 2014–2016 годы обусловлена, главным образом, снижением поступлений нефтегазовых доходов в условиях падения мировых цен на нефть. При этом поступления основных видов ненефтегазовых доходов относительно стабильны[27].
Анализ объема и структуры расходов бюджета представлен в таблице Приложения 2 [53].
За период 2014-2016 гг. расходы федерального бюджета Российской Федерации возросли, причем увеличение происходило во всех исследуемых годах. Наибольшее влияние оказала социальная политика, она имеет самый большой удельный вес во всем исследуемом периоде: в 2014 г. – 3 452,37 млрд. руб. (23,28%), в 2015 г. – 4 265,29 млрд. руб. (27,31%), в 2016 г. – 4 589,72 млрд. руб. (27,94%).
Расходы федерального бюджета РФ на социальную политику являются одними из самых значимых расходов. С их помощью государство поддерживает, развивает и совершенствует социальную систему населения[28]. Такие действия имеют как социальное, так и экономическое значение, они косвенно влияют на общественное производство, так как улучшают качественный состав трудовых ресурсов, формируют условия для повышения производительности труда за счет использования его научной организации и ноу-хау.
Показатель «Национальная оборона» также оказала существенное влияние на увеличение расходов бюджета. Расходы по данному показателю увеличивались на протяжении всего исследуемого периода: в 2014 г. – 2 479,07 млрд. руб. (16,71 %), в 2015 г. – 3 181,37 млрд. руб. (20,37 %), в 2016 г. – 3 776,22 млрд. руб. (22,99 %).
Судя по этим данным можно сделать вывод, что национальная оборона является одним из приоритетных направлений в общих расходах государства, так как деятельность по обороне страны является важным фактором укрепления её независимости и могущества.
Наименьшие расходы были произведены на охрану окружающей среды: в 2014 г. – 46,37 млрд. руб. (0,31 %), в 2015 г. – 49,66 млрд. руб. (0,32 %), в 2016 г. – 63,08 млрд. руб. (0,38 %)[53]. Несмотря на то, что они занимают наименьший удельный вес, можно отметить, что расходы за 2014-2016 гг. постепенно увеличиваются. С каждым днем состояние окружающей среды ухудшается, поэтому государство должно продолжить тенденцию к увеличению расходов на её охрану[29].
В 2016 году дефицит государственного бюджета составил 3,56% от валового внутреннего продукта, а это 2 трлн. 967,3 млрд. рублей в денежном выражении. В 2015 году дефицит бюджета страны насчитывал 2,6% от валового внутреннего продукта, то есть 1 трлн. 945 млрд. и 99,5 млн. рублей в денежном выражении. А в 2014 году дефицит бюджета Российской Федерации равнялся 0,5% от валового внутреннего продукта и 327,963 млрд. рублей в денежном выражении[30]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в 2016 году дефицит государственного бюджета увеличился по сравнению с 2015 годом и существенно возрос по сравнению с 2014 годом на 3,06% от валового внутреннего продукта.
2.2. Оценка денежно-кредитной политики РФ
Целью проводимой на сегодняшний день Банком России денежно-кредитной политики является сохранение ценовой стабильности, позволяющей обеспечить устойчивость национальной денежной единицы [52].
Можно выделить особенности реализации Банком России денежно-кредитной политики. Во-первых, это опосредованный характер его деятельности: реализация единой государственной денежно-кредитной политики происходит не напрямую, а путем воздействия на коммерческие банки. Во-вторых, тесная взаимосвязь функций и комплексность задач, выполняемых сегодня Банком России[31].
Современная денежно-кредитная политика Российской Федерации характеризируется показателями, которые обеспечивают экономическое развитие государства. К таким параметрам данной политики государства необходимо отнести: 1) ключевую процентную ставку Центрального Банка Российской Федерации; 2) объем денежной массы в стране; 3) уровень инфляции в государстве и другие.
Динамика ключевой процентной ставки Центрального Банка Российской Федерации как основного инструмента воздействия на экономическую деятельность государства и уровня инфляции в стране за 2014-2017 годы отражается в аналитической таблице 3.
Таблица 3
Динамика ключевой процентной ставки Банка России и уровня инфляции за период 2014-2017 годов[32]
Показатель |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Ключевая процентная ставка |
17,0% |
11,0% |
10,0% |
7,75% |
Уровень инфляции |
11,36% |
12,90% |
5,4% |
2,5% |
Динамика бивалютной корзины |
61,7 |
75,9 |
62,1 |
62,08 |
Исходя из данной аналитической таблицы, можно сделать вывод о том, что величина ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации за период 2014-2017 годов существенно уменьшилась. Банк России намеренно осуществляет политику, которая направлена на снижение ключевой процентной ставки. Результатами такой политики являются: уменьшение стоимости денежных средств, снижение ставок по кредитам и депозитам для физических и юридических лиц, вследствие чего наблюдается рост спроса и ускорение инфляции в государстве.
Анализируя таблицу 3, можно сказать, что уровень инфляции в Российской Федерации резко уменьшился в 2017 году по сравнению с данными предыдущих годов [42]. Это свидетельствует о том, что рост цен в 2017 году не превышал 2,5%, а это существенное достижение деятельности Центрального Банка России.
Бивалютная корзина - корзина из доллара США и евро. Рублевая стоимость бивалютной корзины с 1 февраля 2005 г. является операционным ориентиром курсовой политики Банка России[33]. Суть заключается в том, чтобы использовать в расчетах усредненный показатель стоимости мировых валют. Рублевая стоимость бивалютной корзины рассчитывается как средневзвешенный курс рубля по отношению к доллару и евро: 45% курса евро ЦБ + 55% курса доллара ЦБ = стоимость корзины в рублях. Официальные курсы устанавливаются Банком России ежедневно (по рабочим дням), как правило, до 15:00 по московскому времени. Рублевая стоимость данной корзины выступает в качестве операционного ориентира курсовой политики Центрального Банка РФ. Величина бивалютной корзины за период 2014-2017 годов отражена в аналитической таблице 2.
Рассмотрим структуру денежной массы М2 на 01.11.2017 года (рис. 1) [34].
Рис. 1. Структура денежной массы М2 на 01.11.17. [54]
Можно увидеть, что депозиты населения составляют наибольшую часть денежной массы, а именно 48,87 % (19384 млрд руб.). Депозиты финансовых и нефинансовых (кроме кредитных) организаций составили 30,79 % (12212 млрд руб.).
Наличный оборот денег равен сумме платежей, которые совершаются за определенный срок. Независимо от экономического развития любой страны, наличный оборот денег составляет малую часть обращения средств. И за данный период составил часть равную 20,35 % (8072 млрд руб.)[35].
Рассмотрим агрегированные показатели структуры денежной массы в РФ за 2011-2017 гг., являющиеся основными макроэкономическими индикаторами, на примере данных таблицы 4.
Таблица 4
Динамика денежной массы (М2)1) в 2011-2017гг. на начало года[36]
Год |
Денежная масса в млрд. руб. |
Виды |
Удельный вес М0 в М2 (%) |
||
Наличные деньги |
Переводные депозиты |
Другие депозиты |
|||
2011 |
20011,9 |
5062,7 |
5797,1 |
9152 |
25,3 |
2012 |
24204,8 |
5938,6 |
6818,3 |
11447 |
24,5 |
2013 |
27164,6 |
6430,1 |
7264 |
13470,6 |
23,7 |
2014 |
31155,6 |
6985,6 |
8526,3 |
15643,7 |
22,4 |
2015 |
31615,7 |
7171,5 |
8170 |
16274,3 |
22,7 |
2016 |
35179,7 |
7239,1 |
9276,4 |
18664,1 |
20,6 |
2017 |
38417,9 |
7714,8 |
9927,6 |
20775,5 |
20,1 |
Можно заметить, что за несколько лет динамика денежной массы подверглась изменениям. В таблице 4 можно проследить заметное увеличение с 2011 по 2017 года денежной массы (М2). Но также заметно сокращение удельного веса (М0) на 5,2 %, что означает уменьшение объёма денег, выпущенных Центральным Банком РФ. В таблице хорошо заметно, что наличные деньги составляют наименьшую часть и составили разницу по сравнению с 2011 годом на 265,1 [36].
Выводы.
В целом, финансовая политика Российской Федерации и ее структурные составляющие на настоящем этапе развития, характеризующемся экономической и политической нестабильностью, претерпевает многочисленные изменения в связи с влиянием разнообразных факторов. Главные проблемы России в настоящее время связаны с тем, что «страна находится в положении неопределенности своего будущего развития в связи с западными санкциями. Текущая ситуация в стране является стимулом к поиску необходимых факторов, способствующих развитию экономики. В таких условиях определение целей и задач финансовой политики имеет важное значение для будущего страны».
Исходя из индивидуальных задач каждой составляющей, делается возможным определение основных задач современной государственной финансовой политики, среди которых рост благосостояния населения; эффективная политика доходов и расходов государства; противодействие западным санкциям.
3. Проблемы и перспективы развития финансовой политики в РФ
3.1. Проблемы финансовой политики России на современном этапе
Обозначим основные проблемы финансовой политики России на современном этапе:
- высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов;
- большие расходы по обслуживанию государственного долга - местные бюджеты не обладают достаточными финансовыми ресурсами[37];
- принятие федеральными органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами;
- доминирующая роль регулирующих доходов в структуре поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкая доля закрепленных за территориями налоговых платежей;
- недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики [51, с.50];
- недостаточная развитость финансового сектора, банков. Значительные финансовые ресурсы ежегодно вывозятся за пределы страны и остаются в зарубежных банках. Значительные расхождения факта и прогноза основных показателей финансовой политики;
- значительные расхождения факта и прогноза основных показателей финансовой политики;
- высокая зависимость от экспорта природных ресурсов;
- недопоступление налоговых платежей[38].
Ряд этих и многих других проблем существуют на сегодняшний день в финансовой политике РФ.
Далее остановимся на проблемах, рассмотренных ранее элементов финансовой политики РФ.
В среднесрочном периоде в области бюджетной политики в России решен ряд базовых задач. Так, создание Резервного фонда и Фонда национального благосостояния позволило избежать серьезных последствий финансового кризиса без существенного снижения уровня жизни людей.
С другой стороны, ряд серьезных проблем существует в области долговой политики РФ. Так, состояние госдолга субъектов РФ характеризуется значительным объемом обязательств, приближающимся у отдельных регионов к объему их годовых доходов, неравномерностью графика погашения, наличием значительных обязательств перед РФ и существенной долей краткосрочных обязательств[39].