Файл: Теоретические аспекты финансовой политики государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сумма государственной пошлины и сборов, поступивших в доход федерального бюджета, за 2016 год по сравнению с 2015 годом снизилась на 7,53 млрд. рублей или и составила 94.21 млрд. рублей (за 2014 год – 90,86 млрд. рублей).

В результате в целом можно сделать следующий вывод: динамика налоговых доходов федерального бюджета в 2014–2016 годы обусловлена, главным образом, снижением поступлений нефтегазовых доходов в условиях падения мировых цен на нефть. При этом поступления основных видов ненефтегазовых доходов относительно стабильны[27].

Анализ объема и структуры расходов бюджета представлен в таблице Приложения 2 [53].

За период 2014-2016 гг. расходы федерального бюджета Российской Федерации возросли, причем увеличение происходило во всех исследуемых годах. Наибольшее влияние оказала социальная политика, она имеет самый большой удельный вес во всем исследуемом периоде: в 2014 г. – 3 452,37 млрд. руб. (23,28%), в 2015 г. – 4 265,29 млрд. руб. (27,31%), в 2016 г. – 4 589,72 млрд. руб. (27,94%).

Расходы федерального бюджета РФ на социальную политику являются одними из самых значимых расходов. С их помощью государство поддерживает, развивает и совершенствует социальную систему населения[28]. Такие действия имеют как социальное, так и экономическое значение, они косвенно влияют на общественное производство, так как улучшают качественный состав трудовых ресурсов, формируют условия для повышения производительности труда за счет использования его научной организации и ноу-хау.

Показатель «Национальная оборона» также оказала существенное влияние на увеличение расходов бюджета. Расходы по данному показателю увеличивались на протяжении всего исследуемого периода: в 2014 г. – 2 479,07 млрд. руб. (16,71 %), в 2015 г. – 3 181,37 млрд. руб. (20,37 %), в 2016 г. – 3 776,22 млрд. руб. (22,99 %).

Судя по этим данным можно сделать вывод, что национальная оборона является одним из приоритетных направлений в общих расходах государства, так как деятельность по обороне страны является важным фактором укрепления её независимости и могущества.

Наименьшие расходы были произведены на охрану окружающей среды: в 2014 г. – 46,37 млрд. руб. (0,31 %), в 2015 г. – 49,66 млрд. руб. (0,32 %), в 2016 г. – 63,08 млрд. руб. (0,38 %)[53]. Несмотря на то, что они занимают наименьший удельный вес, можно отметить, что расходы за 2014-2016 гг. постепенно увеличиваются. С каждым днем состояние окружающей среды ухудшается, поэтому государство должно продолжить тенденцию к увеличению расходов на её охрану[29].


В 2016 году дефицит государственного бюджета составил 3,56% от валового внутреннего продукта, а это 2 трлн. 967,3 млрд. рублей в денежном выражении. В 2015 году дефицит бюджета страны насчитывал 2,6% от валового внутреннего продукта, то есть 1 трлн. 945 млрд. и 99,5 млн. рублей в денежном выражении. А в 2014 году дефицит бюджета Российской Федерации равнялся 0,5% от валового внутреннего продукта и 327,963 млрд. рублей в денежном выражении[30]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в 2016 году дефицит государственного бюджета увеличился по сравнению с 2015 годом и существенно возрос по сравнению с 2014 годом на 3,06% от валового внутреннего продукта.

2.2. Оценка денежно-кредитной политики РФ

Целью проводимой на сегодняшний день Банком России денежно-кредитной политики является сохранение ценовой стабильности, позволяющей обеспечить устойчивость национальной денежной единицы [52].

Можно выделить особенности реализации Банком России денежно-кредитной политики. Во-первых, это опосредованный характер его деятельности: реализация единой государственной денежно-кредитной политики происходит не напрямую, а путем воздействия на коммерческие банки. Во-вторых, тесная взаимосвязь функций и комплексность задач, выполняемых сегодня Банком России[31].

Современная денежно-кредитная политика Российской Федерации характеризируется показателями, которые обеспечивают экономическое развитие государства. К таким параметрам данной политики государства необходимо отнести: 1) ключевую процентную ставку Центрального Банка Российской Федерации; 2) объем денежной массы в стране; 3) уровень инфляции в государстве и другие.

Динамика ключевой процентной ставки Центрального Банка Российской Федерации как основного инструмента воздействия на экономическую деятельность государства и уровня инфляции в стране за 2014-2017 годы отражается в аналитической таблице 3.

Таблица 3

Динамика ключевой процентной ставки Банка России и уровня инфляции за период 2014-2017 годов[32]

Показатель

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

Ключевая процентная ставка

17,0%

11,0%

10,0%

7,75%

Уровень инфляции

11,36%

12,90%

5,4%

2,5%

Динамика бивалютной корзины

61,7

75,9

62,1

62,08


Исходя из данной аналитической таблицы, можно сделать вывод о том, что величина ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации за период 2014-2017 годов существенно уменьшилась. Банк России намеренно осуществляет политику, которая направлена на снижение ключевой процентной ставки. Результатами такой политики являются: уменьшение стоимости денежных средств, снижение ставок по кредитам и депозитам для физических и юридических лиц, вследствие чего наблюдается рост спроса и ускорение инфляции в государстве.

Анализируя таблицу 3, можно сказать, что уровень инфляции в Российской Федерации резко уменьшился в 2017 году по сравнению с данными предыдущих годов [42]. Это свидетельствует о том, что рост цен в 2017 году не превышал 2,5%, а это существенное достижение деятельности Центрального Банка России.

Бивалютная корзина - корзина из доллара США и евро. Рублевая стоимость бивалютной корзины с 1 февраля 2005 г. является операционным ориентиром курсовой политики Банка России[33]. Суть заключается в том, чтобы использовать в расчетах усредненный показатель стоимости мировых валют. Рублевая стоимость бивалютной корзины рассчитывается как средневзвешенный курс рубля по отношению к доллару и евро: 45% курса евро ЦБ + 55% курса доллара ЦБ = стоимость корзины в рублях. Официальные курсы устанавливаются Банком России ежедневно (по рабочим дням), как правило, до 15:00 по московскому времени. Рублевая стоимость данной корзины выступает в качестве операционного ориентира курсовой политики Центрального Банка РФ. Величина бивалютной корзины за период 2014-2017 годов отражена в аналитической таблице 2.

Рассмотрим структуру денежной массы М2 на 01.11.2017 года (рис. 1) [34].

Рис. 1. Структура денежной массы М2 на 01.11.17. [54]

Можно увидеть, что депозиты населения составляют наибольшую часть денежной массы, а именно 48,87 % (19384 млрд руб.). Депозиты финансовых и нефинансовых (кроме кредитных) организаций составили 30,79 % (12212 млрд руб.).

Наличный оборот денег равен сумме платежей, которые совершаются за определенный срок. Независимо от экономического развития любой страны, наличный оборот денег составляет малую часть обращения средств. И за данный период составил часть равную 20,35 % (8072 млрд руб.)[35].

Рассмотрим агрегированные показатели структуры денежной массы в РФ за 2011-2017 гг., являющиеся основными макроэкономическими индикаторами, на примере данных таблицы 4.


Таблица 4

Динамика денежной массы (М2)1) в 2011-2017гг. на начало года[36]

Год

Денежная масса в млрд. руб.

Виды

Удельный вес М0 в М2 (%)

Наличные деньги

Переводные депозиты

Другие депозиты

2011

20011,9

5062,7

5797,1

9152

25,3

2012

24204,8

5938,6

6818,3

11447

24,5

2013

27164,6

6430,1

7264

13470,6

23,7

2014

31155,6

6985,6

8526,3

15643,7

22,4

2015

31615,7

7171,5

8170

16274,3

22,7

2016

35179,7

7239,1

9276,4

18664,1

20,6

2017

38417,9

7714,8

9927,6

20775,5

20,1

Можно заметить, что за несколько лет динамика денежной массы подверглась изменениям. В таблице 4 можно проследить заметное увеличение с 2011 по 2017 года денежной массы (М2). Но также заметно сокращение удельного веса (М0) на 5,2 %, что означает уменьшение объёма денег, выпущенных Центральным Банком РФ. В таблице хорошо заметно, что наличные деньги составляют наименьшую часть и составили разницу по сравнению с 2011 годом на 265,1 [36].

Выводы.

В целом, финансовая политика Российской Федерации и ее структурные составляющие на настоящем этапе развития, характеризующемся экономической и политической нестабильностью, претерпевает многочисленные изменения в связи с влиянием разнообразных факторов. Главные проблемы России в настоящее время связаны с тем, что «страна находится в положении неопределенности своего будущего развития в связи с западными санкциями. Текущая ситуация в стране является стимулом к поиску необходимых факторов, способствующих развитию экономики. В таких условиях определение целей и задач финансовой политики имеет важное значение для будущего страны».

Исходя из индивидуальных задач каждой составляющей, делается возможным определение основных задач современной государственной финансовой политики, среди которых рост благосостояния населения; эффективная политика доходов и расходов государства; противодействие западным санкциям.


3. Проблемы и перспективы развития финансовой политики в РФ

3.1. Проблемы финансовой политики России на современном этапе

Обозначим основные проблемы финансовой политики России на современном этапе:

- высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов;

- большие расходы по обслуживанию государственного долга - местные бюджеты не обладают достаточными финансовыми ресурсами[37];

- принятие федеральными органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами;

- доминирующая роль регулирующих доходов в структуре поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкая доля закрепленных за территориями налоговых платежей;

- недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики [51, с.50];

- недостаточная развитость финансового сектора, банков. Значительные финансовые ресурсы ежегодно вывозятся за пределы страны и остаются в зарубежных банках. Значительные расхождения факта и прогноза основных показателей финансовой политики;

- значительные расхождения факта и прогноза основных показателей финансовой политики;

- высокая зависимость от экспорта природных ресурсов;

- недопоступление налоговых платежей[38].

Ряд этих и многих других проблем существуют на сегодняшний день в финансовой политике РФ.

Далее остановимся на проблемах, рассмотренных ранее элементов финансовой политики РФ.

В среднесрочном периоде в области бюджетной политики в России решен ряд базовых задач. Так, создание Резервного фонда и Фонда национального благосостояния позволило избежать серьезных последствий финансового кризиса без существенного снижения уровня жизни людей.

С другой стороны, ряд серьезных проблем существует в области долговой политики РФ. Так, состояние госдолга субъектов РФ характеризуется значительным объемом обязательств, приближающимся у отдельных регионов к объему их годовых доходов, неравномерностью графика погашения, наличием значительных обязательств перед РФ и существенной долей краткосрочных обязательств[39].