Файл: Теоретические аспекты финансовой политики государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Среди перманентных проблем бюджетной политики России следует отметить:

- сохраняющуюся высокую зависимость доходной части планового документа от ситуации на мировых сырьевых рынках. Как следствие, урезаны возможности роста бюджетных затрат по направлениям, обусловливающим финансовое становление страны, при осознании объективной необходимости данных затрат [48, с.194];

- низкий уровень реализации финансово-экономических объяснений решений, приводящих к новым расходным обязанностям[40];

- часто отдача исполняемых бюджетных затрат мала, социально-экономический результат непропорционален размеру расходов;

- политика межбюджетных трансфертов не стимулирует органы власти субъектов РФ и органов местного самоуправления к активному развитию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности. В связи с этим объективно выделение еще одной проблемы – существенная дифференциация субъектов Федерации по объему межбюджетной помощи: выделяются крайне дотационные районы и минимально обеспеченные финансовой помощью регионы;

- недостаточное развитие инструментов общественного контроля за реализацией государственной и, в частности, бюджетной политики.

В системе самого общественного контроля также следует выделить ряд проблем, а именно: безынициативность общественных организаций; неудобство текущей статистики общественных обсуждений, размещенной на официальном сайте; отсутствие норм размещения информации, что осложняет работу эксперта; неурегулированность сроков и мест проведения обсуждения[41].

Проблемами налоговой политики России на макроэкономическом уровне являются:

- неравномерное расположение налогового бремени меж добросовестных и уклоняющихся налогоплательщиков.

- отсутствие соответствующего подходящего налогового режима для личных инвестиций в экономику.

- высочайшая перегрузка на фонд оплаты труда [31, с.390];

- отсутствие именно налогоплательщиков среднего класса, что является предпосылкой переложения налогов на производственную сферу.

Проблемами налоговой политики России на микроэкономическом уровне являются:

- запутанность и противоречивость бессчетных руководств и объяснений соответствующего Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы[42];

- расхождения между эталонами налогового и бухгалтерского учета, приводящие к характерному трудоемкому исчислению соответствующей налогооблагаемой прибыли;


- ежемесячные авансовые платежи почти всех налогов, что приводит к вымыванию личных оборотных средств компаний.

- множественность налогов[43].

Основными проблемами при проведении денежно-кредитной политики РФ являются[44]:

1) проблемы, связанные с налоговой и бюджетной сферами экономики, которые состоят в недостаточном объеме сбора налогов с юридических и физических лиц, увеличением задолженности по заработной плате и социальным выплатам перед населением;

2) проблемы, связанные с ухудшением платежного баланса, обусловленные геополитическими факторами, санкциями против РФ стран Европейского союза и США, неблагоприятным изменением цен мировых рынках энергоресурсов и снижением курса национальной валюты;

3) проблемы, связанные с оттоком капитала из РФ через банковскую систему страны и с помощью инвестиционной деятельности;

4) проблемы, связанные с нестабильностью ситуации в банковской системе страны и снижением эффективности деятельности многих коммерческих банков, которое обусловлено запретом для коммерческих банков доступа к мировым рынкам «дешевых» и «длинных» денег и недостаточностью операций рефинансирования ЦБ РФ;

5) проблемы, связанные с ослаблением национальной валюты и резким колебанием курса иностранной валюты [41, с.90];

6) проблемы, связанные с банкротством ряда коммерческих банков, которые не могут соответствовать изменившимся нормативам ЦБ РФ, установленным в рамках проводимой денежно-кредитной политики;

7) проблемы, связанные с банкротством многих предприятий реального сектора, на которые негативно повлияло ослабление национальной валюты и нестабильность экономической ситуации в стране.

Проблемой денежно-кредитной политики РФ на современном этапе также является несвоевременность использование методов и инструментов денежно-кредитной политики при наступлении непредвиденных обстоятельств с целью обеспечения стабильности в банковском секторе и на денежно-кредитном, валютном и финансовых рынках. Это свидетельствует об отсутствии гибкости и маневренности денежно-кредитной политики ЦБ РФ[45].

Еще одной немаловажной проблемой при осуществлении денежно-кредитной политики ЦБ РФ является высокая степень зависимости внутреннего спроса на валютные и денежные средства от изменения внешних условий. Нестабильность цен на мировом рынке энергоносителей на ресурсы, экспортируемые РФ в зарубежные страны, также отрицательно влияет на темпы экономического роста страны, поступление иностранной валюты на межбанковский валютный рынок и формирование доходной части бюджета РФ [23, с.150]. Ресурснозависимая экономика РФ и зависимость внутреннего спроса на иностранную валюту от поступлений от экспорта энергоносителей не дает возможности ЦБ РФ в рамках проводимой денежно-кредитной политики поддерживать одновременно низкий уровень инфляции и ограничения на курс иностранной валюты[46].


Таким образом, в данных условиях экономического развития с целью достижения максимального эффекта от проводимой ЦБ РФ денежно-кредитной политики необходимо либо выбрать в качестве основной цели снижение уровня инфляции в стране и установление цен в национальной валюте РФ, либо стабильность курса иностранной валюты и установление цен в зависимости от курса иностранной валюты.

Что касается разработки и реализации финансовой политики государства, то им препятствуют проблемы, которым уделяется мало внимания в научной и учебной литературе, среди них: постоянное изменение социальной и экономической сфер государства; глобализация, долговременный характер целей и задач, нехватка достоверной информации, некомплексность [23, с.152].

При разработке финансовой политики необходима полная достоверная информация о процессах, происходящих в экономике, социальной сфере. При недостаточности данной информации невозможно правильно выбрать направления финансовой политики и в конечном итоге достигнуть высокоэффективного результата.

Важным моментом является реализация финансовой политики. При этом необходимо правильно выбрать путь реализации финансовой политики, подобрать финансовый механизм, который будет способствовать наиболее полной реализации целей и задач. При выборе пути реализации финансовой политики необходимо согласовывать все ее направления и время осуществления запланированных мероприятий, которые нужно проводить в строго в намеченные сроки[47].

На пути реализации целей и задач финансовой политики возникает множество препятствий, которые не позволяют претворить в жизнь намеченные цели и задачи, среди которых: недостаточное взаимодействие между органами государственной власти, отсутствие финансовых ресурсов, цикличность мирового экономического развития, вспышки спекулятивной активности, несогласованность целей и задач составляющих частей финансовой политики, межведомственные барьеры, непоследовательность замыслов и действий законодательной и исполнительной власти[48].

Таким образом, проблемы финансовой политики были и остаются ключевыми в функционировании любого государства. В настоящее время решение данных проблем приобретает особую значимость для сохранения экономической стабильности страны в связи с санкциями, низкими ценами на нефть, мировым кризисом, глобальные последствия которого продолжают до сих пор сказываться на социально-экономическом развитии многих стран.


3.2. Перспективы развития финансовой политики государства

Финансовая политика Российской Федерации в настоящее время определяется в основном Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и нацелена на формирование финансовой основы для «перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития, создания предпосылок для поддержания в долгосрочном периоде высоких темпов экономического роста и макроэкономической стабильности» [13, с.64].

В России финансовая политика - это особая сфера деятельности Президента и Правительства РФ, которая направлена на мобилизацию финансовых ресурсов общества, их рациональное распределение и перераспределение, эффективное использование для финансового обеспечения реализации программы социально-экономического развития страны[49].

В последнее время произошло множество событий, которые негативно сказались на экономике нашего государства. К ним относятся санкции ЕС, примененные в 2014 году, и введенное в ответ Россией продовольственное эмбарго, а также существенное снижение цен на нефть[50]. Все это вылилось в такие негативные последствия как девальвация рубля, ускоренные темпы роста инфляции и безработицы, уменьшение объема ВВП, повышение ключевой процентной ставки. Поэтому можно сказать, что современная финансовая политика РФ направлена в первую очередь на минимизацию данных последствий [51].

Политика, проводимая Правительством РФ в области финансов, содержит как положительные стороны, так и много отрицательных моментов. Большое, зачастую негативное воздействие на нее оказывают политические аспекты экономических решений.

Многие элементы государственной политики, в том числе в бюджетной и налоговой сферах, пока не в полной мере ориентированы на стимулирование инновационного развития страны. Не завершено формирование условий для модернизации экономики и изменения модели экономического роста. Для бюджетной системы страны сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов от внешнеэкономической конъюнктуры.


В соответствии с обозначенными проблемами и стратегическим развитием Российской Федерации определяются следующие цели и задачи финансовой политики на перспективу:

- снижение государственного долга [35, с.170];

- стабилизация национальной валюты и снижение темпов инфляции;

- сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

- совершенствование модели бюджетного федерализма[52];

- повышение достоверности и надежности экономического прогнозирования;

- увеличение объема субвенций регионам из федерального бюджета на осуществление переданных им федеральных полномочий;

- необходимость пересмотрения фискальной политики[53].

Посредством указанных целей и задач необходимо обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, усилить ее роль в стимулировании долгосрочного роста экономики и повышения уровня жизни населения, ускорения инновационного развития страны и формирования устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу. Основная задача, которую ставит перед собой бюджетная политика, это понижение инфляционного уровня, уменьшение ставок по кредитам, а также усовершенствование различных производств в силу санкций и импортозамещения [29, с.427].

Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов[54], основной целью государственной экономической политики на ближайшие три года заявлено расширение потенциала сбалансированного развития страны. Решение этой задачи потребует проведения экономической политики, направленной на обеспечение стабильности и предсказуемости экономических и финансовых условий, а также на устранение структурных дисбалансов и препятствий для развития, связанных в том числе с конкурентоспособностью и эффективностью размещения ресурсов в экономике.

Существенные колебания нефтяных цен могут оказывать значительное влияние на темпы экономического роста и устойчивость бюджета, инфляцию и благосостояние населения, курсовые соотношения и процентные ставки в экономике. В этой связи в основу формирования федерального бюджета заложена новая конструкция бюджетных правил, направленных на изоляцию российской экономики от колебаний цены на нефть. Общий механизм новых бюджетных правил дополнен периодом, предусматривающим плавный переход к новым предельным объемам расходов.