Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Слово «аудит» в переводе с латинского языка означает «слушающий» или «выслушивающий», подразумевая специальное должностное лицо, заслушивающее и дающее оценку отчетам купцов, ремесленников, ростовщиков.

Независимый аудит, как специализированная предпринимательская деятельность, появился в середине ХIХ века в Великобритании в период активного создания крупных компаний в форме акционерных обществ. Активизация рыночных отношений сопровождалась массовым разорением людей, которые не имели достоверной информации об объекте вложения своих средств. Как следствие этого явления группа известных бухгалтеров создала в Шотландии профессиональное объединение и сообщила всем заинтересованным лицам о том, что готова проверить любой предъявленный финансовый отчет. Эти бухгалтеры называли себя аудиторами.

Существенное ускорение развитию аудита придало создание акционерных обществ, в которых управление (менеджмент) практически полностью отделилось от собственника. Именно в этот период возникла позиция, что аудит проводится в защиту интересов собственников и потенциальных инвесторов.

Актуальность выбранной темы обусловлена рядом проблем, касающихся регулирования и развития, которые существуют в аудиторской деятельности российских компаний. Для их решения, необходимо провести повышение качества аудиторских проверок, которые в настоящее время находятся на низком уровне.

Цель данной работы – дать общую характеристику аудиторской деятельности как вида предпринимательской деятельности.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА 1. АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ

1.1 История становления аудиторской деятельности в России и мире

Особое развитие получил аудит после экономического кризиса 1930-х годов, выполняя функции защиты интересов как экономически развитых стран в целом, так и индивидуального предпринимательства.

Например, в США в 1932 году был принят «Акт о правильности ценных бумаг». Это был первый федеральный закон, регулирующий проведение проверок независимыми аудиторами частных корпораций, выпускающих акции и облигации. Начиная с 1939 года, Американский институт бухгалтеров начал публиковать бюллетени исследований и отчеты по процедурам аудита как первые официальные документы по аудиту.


В первом отчете по процедурам аудита было приведено семь ключевых положений, которые легли в основу формирования профессии аудитора.

Особое внимание было обращено на отчет о внутреннем контроле, так как он представляет собой совокупность процедур, которые должны обеспечить правильность записи, классификации и обращения учетной информации.

После второй мировой войны независимый аудит стал неотъемлемым атрибутом экономической жизни все развитых стран мира.

В 1948 году Американский институт бухгалтеров утвердил «Общепринятые стандарты аудита», а Институт внутренних ревизоров опубликовал «Обязанности внутреннего ревизора».

В 60-х годах прошлого столетия многие компании значительно упростили бухгалтерский учет. У них появилась возможность нанимать независимых аудиторов, которые не только выполняли для компании учет и составляли отчетность, но и одновременно ее заверяли. Чтобы обеспечить необходимое качество отчетности, в 1973 году в США был создан Совет по стандартам финансового учета. В эти годы профессия аудиторов в США достигла нового качественного уровня, так как в этих условиях аудитор должен был проверить не только соответствие отчетности законодательству, но и стандартам финансовой отчетности. В настоящее время в США имеются два типа профессиональных и негосударственных аудиторских организаций. Один из них представлен на общенациональном федеральном уровне и называется Американским институтом дипломированных присяжных бухгалтеров (AICPA). Данный институт возник в 1887 году и с тех пор играет ведущую роль в формировании аудиторских кадров. Он удостоверяет квалификацию соискателя, который, сдав экзамены, получает диплом бухгалтера – аудитора. Он руководит научной и методической работой, публикует монографии и издает ряд журналов по аудиту.

Особую роль этот институт играет в разработке аудиторских стандартов. Современный этап стандартизации аудита начался в 1939 году, когда AICPA учредила Комитет по аудиторским процедурам и он издал первое Положение об аудиторской процедуре (SAP). До 1972 года включительно вышло 54 Положения, а комитет получил за это время новое наименование: Исполнительный комитет по аудиторским стандартам (позднее переименованный в Совет по аудиторским стандартам), который кодифицировал все Положения, сведя их воедино в виде Положения об аудиторской процедуре (SAS), действующее в настоящее время.

В США существуют профессиональные аудиторские организации на уровне отдельных штатов, которые называются обществами дипломированных общественных бухгалтеров. Члены этих обществ имеют право на проведение аудиторских проверок и оказание консультационной помощи на территории своих штатов. Наряду с дипломированными, в США имеются и недипломированные бухгалтера – аудиторы, объединенные в свои профессиональные общества.


В Германии первые шаги по внедрению аудита были сделаны в 1870 году, когда дополнение к закону об Акционерных обществах обязало наблюдательные советы этих обществ осуществлять проверку баланса, отчета о распределении прибыли и докладывать о результатах таких проверок на общих собраниях акционеров. В законе, однако, не было указано, кем должна была проводиться проверка: внутренними ревизорами или же приглашенными со стороны. Так как в 1870 году «грюндерская лихорадка» привела к созданию и в то же время быстрому краху акционерных обществ, германское законодательство предусмотрело проведение внутреннего аудита.

В 1931 году была более четко сформулирована обязанность прохождения внешней аудиторской проверки акционерными обществами. Это было вызвано тем, что наблюдательные советы акционерных обществ не справлялись с возложенной на них обязанностью по проведению проверок, так как объектами проверок становились не только годовые отчеты, но и вся организация бухгалтерского учета. В 1932 году в Германии был создан Институт аудиторов, которому передали функции ранее существовавшего Института ревизии и попечительства, просуществовавший до 1945 года.

В Дюссельдорфе после окончания второй мировой войны был образован Институт аудиторов, который в ноябре 1954 года был переименован в Институт аудиторов Германии. Задачи Института аудиторов заключаются в содействии развитию аудиторской профессии и обеспечении страны аудиторскими кадрами, разработке единых профессиональных принципов и норм, контроле за соблюдением этих норм всеми представителями аудиторской профессии. Для обсуждения возникающих проблем в работе Института аудиторов при нем создаются специализированные комитеты, которые включают в свой состав опытных и заслуженных представителей аудиторской профессии.

Результаты обсуждений публикуются в специальном журнале «Ди Вирштафтспрюфунг», а также в ежемесячных выпусках «Фахнахрихтен». Ныне в институт аудиторов добровольно входит около 5600 аудиторов и 600 аудиторских организаций. Главным условием членства является добровольное, но строгое соблюдение профессиональных правил, включая соблюдение этических норм.

С 1 января 1986 года профессиональные аудиторские нормы приведены в соответствие с 4, 7 и 8 директивами Совета Европейских Сообществ, как и нормы бухгалтерского учета и отчетности.

Во Франции основную роль во внешнем финансовом контроле за деятельностью организаций и предприятий негосударственного сектора экономики играют независимые бухгалтера и ревизоры. В последние годы они контролируют достоверность отчетности коммерческих и государственных предприятий. Во Франции функционируют две основные организации, которые занимаются регулированием аудиторской деятельности в стране – Палата экспертов бухгалтеров и поверенных бухгалтеров и Общество комиссаров по счетам.


Основная разница между ними заключается в том, что эксперты-бухгалтера приглашаются для проведения проверок учета и отчетности в акционерных обществах, а комиссары по счетам назначаются в обязательном порядке согласно существующему законодательству об акционерных обществах. Комиссары по счетам осуществляют наиболее ответственные проверки финансовой отчетности акционерного общества и ставят на отчетах сертификаты, подтверждая их достоверность и обоснованность записей на бухгалтерских счетах. Поэтому деятельность комиссаров по счетам довольно жестко регламентируется ордонансом от 19 сентября 1999 года.

Профессия эксперта-бухгалтера не столь строго регламентируется правительственными органами. Они приглашаются акционерным обществом как для проверок состояния учета, так и для его налаживания, разработки индивидуальных планов для конкретных предприятий, основываясь на Всеобщем плане счетов, для оказания помощи в ведении текущего учета. Эксперты-бухгалтера проверяют состояние системы контроля и выявляют, насколько он обеспечивает достоверность учетных и отчетных данных.

Эксперты-бухгалтера могут выполнять также функции комиссаров по счетам, но при условии, если проверка и удостоверение финансовой отчетности происходят не в той фирме, которой эксперт-бухгалтер оказывал консультационные услуги или где он занимался постановкой и совершенствованием учета.

Следует отметить, что во Франции параллельно действуют две профессиональные организации: Французский институт экспертов-бухгалтеров и Национальная компания ревизоров. При этом бухгалтеры-эксперты занимаются непосредственно ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности и оказанием консультационных услуг в этой области, ревизоры (уполномоченные по счетам) обеспечивают контроль за достоверностью финансовой отчетности. Статус независимого ревизора во Франции законодательно впервые был закреплен в Законе «Об обществах» 20 мая 1867 года. Современная история независимых ревизоров во Франции начата Декретом Президента республики от 12.08.1969 года, которым была создана национальная компания независимых ревизоров. В дальнейшем законодательство Франции развивалось в направлении повышения роли независимых ревизоров, превращая их заключения в документы официальной отчетности, используемые не только заказчиками их услуг, но и деловыми партнерами и органами государственного управления. В настоящее время наряду с национальной компанией ревизоров во Франции действует 30 региональных компаний, имеющих достаточно широкие права.


В Италии законную аудиторскую деятельность могут осуществлять в соответствии с Постановлением правительства 1992 года только те лица, которые внесены в именной реестр, находящийся под контролем министерства юстиции. Попасть в этот реестр могут те аудиторы, которые сдали экзамены по бухгалтерскому учету, праву, вычислительной технике и информатике. Соискателями звания аудитора могут стать специалисты, обладающие дипломами о высшем экономическом, юридическом и коммерческом образовании при наличии не менее трех лет практического стажа. В именном реестре должны числиться как отдельные лица, так и аудиторские фирмы.

Развитие аудита во всех странах с рыночной экономикой привело к диверсификации аудиторской профессии: из среды аудиторов выделились специалисты по правовому, налоговому консультированию, менеджменту.

Что касается России, то первые аудиторы появились во времена Петра I в армии, где они занимались расследованием имущественных споров в соответствии с воинским уставом 1716 года и «Табелем о рангах». В 1797 году аудиторы были переименованы в статские чины, а в 1833 году в Петербурге для подготовки аудиторов была учреждена школа, переименованная затем в Аудиторское училище. Должность аудитора совмещала в себе должности делопроизводителя, судебного секретаря и прокурора. Военно-судебной реформой 1867 года должность аудитора была упразднена.

Следующие попытки создания независимого финансового контроля в России были предприняты в 1909 г. путем создания института бухгалтеров, в 1928 г. – путем создания института государственных бухгалтеров-экспертов. В связи с изменениями политико-экономической обстановки в стране эти решения не были полностью реализованы.

Современный этап развития аудита в России связан с проведением экономических реформ 90-х годов ХХ века. когда с реформированием народного хозяйства возникли организации разных форм собственности и организационно-правовых форм, был завершен переход на двухуровневую банковскую систему, возникли новые финансовые институты, существенно расширились контакты с зарубежными фирмами, в частности, возникли предприятия с участием иностранного капитала.

В этих условиях возникла потребность в независимом контроле финансово-хозяйственной деятельности. Более того, в результате постоянно происходящих бурных изменений в хозяйственном, налоговом, финансовом законодательстве, а также нестабильности формирующихся рыночных отношений помимо контроля возникла потребность в грамотном и оперативном консалтинге, анализе, финансовом планировании и других бухгалтерско-финансовых услугах. В этих условиях развитие аудита позволило существенно снизить информационный риск при использовании финансовой информации, проведенной независимым аудитором, получить систематизированную информацию о формировании фондового рынка, рейтинга банков, страховых компаний, инвестиционных данных, привлечь для оформления сложных бухгалтерских документов высококвалифицированных специалистов, т.е. аудит стал рассматриваться как важное звено инфраструктуры рыночной экономики.