Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 5

Информация о структуре доходов аудиторских организаций (в %)

Россия, всего

Москва

Санкт-Петербург

Другие
регионы

2014

2015

2014

2015

2014

2015

2014

2015

Доля доходов от проведения аудита в общих доходах за год

51,0

49,2

51,5

48,5

39,5

46,6

52,5

53,6

Доля доходов от оказания сопутствую­щих аудиту услуг в общих доходах за год

5,2

4,0

5,0

3,9

6,4

2,8

5,9

5,0

Доля доходов от оказания прочих услуг в общих доходах за год

43,8

46,8

43,5

47,6

54,1

50,6

41,6

41,3

Проведенное исследование свидетельствует, что в нормативном регулировании аудиторской деятельности в нашей стране нет постоянства. Создание независимого института аудита начиналось в России с принятием Временных правил аудиторской деятельности, в соответствии с которыми были разработаны и внедрены в практику российские правила (стандарты) аудиторской деятельности (РПСАД), носящие рекомендательный характер. С 2001 г. профессиональная деятельность аудиторов начала регулироваться Федеральным законом от 07.08.2001г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В законе был закреплен статус федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (ФПСАД), применение которых стало обязательным для всех участников рынка аудиторских услуг.

Практика показала, что закон № 119-ФЗ не был совершенен и имел определенные недостатки и неточности. Поэтому на смену ему пришел Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который кардинально поменял действующие правила регулирования аудиторской деятельности и статус игроков на рынке аудиторских услуг.

2 декабря 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 403-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ внесены изменения, в том числе касающиеся обязательного перехода на МСА. По разъяснениям Минфина России, при проведении аудита бухгалтерской отчетности за 2016 г. необходимо руководствоваться МСА, введенными в действие на территории Российской Федерации приказами Минфина России от 24 октября 2016 г. № 192н и от 9 ноября 2016 г. № 207н. Помимо МСА аудиторы должны применять и другие документы, принятые Международной федерацией бухгалтеров и рекомендованные для применения на территории Российской Федерации Советом по аудиторской деятельности.


На сегодняшний день переведено и рекомендовано к применению 48 международных стандартов аудита, которые содержат четкие подробные инструкции, описывающие множество нюансов, последовательных действий, увязанных с конкретными пунктами других стандартов, требования которых должны быть исполнены в том или ином случае.

Многие отечественные экономисты активно поддерживают введение МСА в России, отмечая как концептуальные, так и практические преимущества этих стандартов. Так, например, практикующие аудиторы Е. В. Зубова, М. Э. Надеждина заключают, что «переход на МСА в Российской Федерации является важным шагом на пути повышения эффективности и качества аудитов, проводимых российскими аудиторами, а также повышения доверия к результатам аудита со стороны пользователей финансовой отчетности и общества в целом»[4]. Есть специалисты, которые пессимистично настроены в отношении МСА. По мнению доцента Т. Б. Турищевой, «в связи с введением МСА деятельность аудиторских организаций потребует не только изучения огромного текстового материала международных стандартов, но и разработки приемлемых аудиторских процедур, способов и форматов их документирования, а также огромных временных и финансовых затрат аудиторских компаний, переживающих не лучшие времена»[5].

В заключение необходимо отметить, что, несмотря на то, что с 2016 г. организована работа по повышению квалификации аудиторов в области МСА, российский аудитор оказался не готов к практическому их применению. Во-первых, на официальных сайтах саморегулируемых организаций («Российский Союз аудиторов», Ассоциация «Содружество») только в январе 2017 г. появились шаблоны рабочих документов международных стандартов, которые в первую очередь касаются вопросов принятия клиентов на обслуживание, обеспечения соблюдения требования независимости аудиторов и аудиторских организаций, проведения специальных процедур в отношении недобросовестных действий, соблюдения законодательства, применения принципа непрерывности деятельности, наблюдения за инвентаризацией и др.

Во-вторых, видеоконференции, вебинары по обучению МСА для региональных аудиторов проводятся не так часто, как хотелось бы, а вопросов по их применению больше, чем ответов.

В-третьих, регулятор (Минфин РФ) не дал достаточно времени на адаптацию к МСА, тем самым поставив российских аудиторов и их клиентов в сложную ситуацию. Правила международных стандартов аудита предусматривают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности проверяемых организаций, а также требуют от аудиторов применения дополнительных аудиторских процедур и разработки новых, ранее не используемых рабочих документов.


Кроме того, применение МСА приводит к возрастанию степени публичности результатов аудита, что не совсем устраивает потенциальных клиентов. Считаем, что решение Минфина России о введении МСА на территории России с 1 января 2017 г., а не с 1 января 2018 г., как ранее было заявлено, является неправильным, поскольку аудиторам нужно время, чтобы перестроиться и работать в новых условиях. Особенно актуально это для средних и малых аудиторских компаний, осуществляющих свою профессиональную деятельность в разных регионах Российской Федерации.

1.3 Стандарты аудиторской деятельности

Развитие аудита за рубежом и в России привело к необходимости унификации аудиторской деятельности. В результате стали разрабатываться стандарты сначала в национальных рамках, затем в международном масштабе. В основе современного аудита лежат теоретические концепции, предполагающие использовать постулаты, определяющие методологию аудита. Постулаты представляют собой научно обоснованные положения, регулирующие основные, важные моменты аудиторских стандартов.

Организация аудиторской деятельности в России формируется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике. Для качественного проведения аудита важная роль отводится стандартам. Стандарты определяют требования к аудиторам, к общему подходу в отношении проведения аудиторской проверки, к отражению результатов проверки.

Значение аудиторских стандартов заключается в том, что они имеют следующие особенности:

    • обеспечивается при их соблюдении высокое качество аудиторской проверки;
    • содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
    • определяют действия аудитора в конкретных условиях;
    • помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;
    • облегчают работу аудиторов.

Стандарты подразделяются на[6]:

  1. Общие закономерности (постулаты).
  2. Общие стандарты.
  3. Рабочие (специальные) стандарты.
  4. Стандарты отчетности.

Общие закономерности (постулаты) включают общий подход к проведению проверки — соответствие стандартам, согласованность, доступ к информации, ответственность руководства и др., и служат аудиторам в качестве схемы для формирования независимого мнения и составления аудиторского заключения.


Общие стандарты определяют качество и степень квалификации, которыми должен обладать аудитор, иначе говоря, нормы поведения аудиторов.

К общим стандартам относят: независимость, конфиденциальность, компетентность, объективность, должное внимание.

Независимость аудитора обусловлена тем, что он не является сотрудником государственного учреждения, не подчинен контрольно-ревизионным органам и не работает под их контролем, соблюдает стандарты аудита, не имеет на проверяемом предприятии никаких имущественных или личных интересов.

Аудитор, таким образом, должен быть независимым, иметь доступ ко всем документам проверки и право получения необходимой информации.

Конфиденциальность – важнейшее требование при проведении аудита. Аудитор не должен предоставлять каких-либо сведений никакому органу о хозяйственной деятельности проверяемой фирмы. За разглашение тайны своих клиентов аудитор несет ответственность по закону, а также моральную, и если предусмотрено договором, материальную ответственность.

Компетентность связана с тем, что аудитор должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, заботиться о поддержании ее на должном уровне, соблюдать требования нормативных документов. Аудитор должен быть достаточно компетентен в главных вопросах проверки и не должен оказывать клиенту услуги, если он не обладает достаточной квалификацией.

Он должен использовать экономико-статистические и математические приемы анализа, модели факторного анализа, умело применять новые информационные технологии в аудиторской деятельности.

Аудитор должен быть достаточно объективным в проведении проверки. Это качество тесно связано с внутренним контролем. Чем лучше организован контроль, тем объективнее его учет и отчетные данные. Хорошая система контроля исключает возможности злоупотреблений, непредвиденных убытков, махинаций и пр.

Должное внимание связано с тем, что аудитор обязан действовать в процессе проверки с должным вниманием и быть предельно осторожным в соответствии со стандартом. Аудитор должен быть готов к возможным подделкам, припискам, различным нарушениям, уметь им противостоять.

Рабочие (специальные) стандарты – это правила, которыми руководствуется аудитор при выполнении проверки.

Рабочие стандарты включают:

  1. Планирование, контроль и документирование.
  2. Изучение и оценку системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита.
  3. Аудиторские доказательства (виды, источники и методы получения).
  4. Аудит в условиях компьютерной обработки информации.
  5. Анализ документов.

Стандарты отчетности – с их помощью аудитор может определить, соответствуют ли проверяемые финансовые отчеты общепринятым бухгалтерским принципам. Аудитор должен выразить свое мнение по поводу их достоверности или указать причины, по которым это мнение не может быть выражено.

К стандартам отчетности относятся: отчет аудитора о проверке финансовой отчетности, виды аудиторских заключений, письменная информация аудитора руководству экономического объекта о результатах проверки.

Итак, в правовом плане систему нормативного регулирования аудиторской деятельности можно выстроить в следующем порядке: Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ, от 07.08.2001 г.; Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности; внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, установленные правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям; внутренние стандарты аудиторской деятельности которые разрабатывают аудиторские организации индивидуальные аудиторы на базе федеральных стандартов и практики аудита.

Развитие аудита за рубежом и в России привело к необходимости унификации аудиторской деятельности. В результате стали разрабатываться стандарты сначала в национальных рамках, затем в международном масштабе. В основе современного аудита лежат теоретические концепции, предполагающие использовать постулаты, определяющие методологию аудита. Постулаты представляют собой научно обоснованные положения, регулирующие основные, важные моменты аудиторских стандартов.

Аудиторские стандарты подразделяются на: общие закономерности (постулаты); общие стандарты; рабочие (специальные) стандарты; стандарты отчетности.

Общие стандарты определяют качество и степень квалификации, которыми должен обладать аудитор, иначе говоря, нормы поведения аудиторов.

К общим стандартам относят: независимость, конфиденциальность, компетентность, объективность, должное внимание. Рабочие (специальные) стандарты – это правила, которыми руководствуется аудитор при выполнении проверки. Стандарты отчетности – с их помощью аудитор может определить, соответствуют ли проверяемые финансовые отчеты общепринятым бухгалтерским принципам.