Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Основная задача аудиторской деятельности заключается в обеспечении общества достоверной информацией о финансовом состоянии, рисках и иных существенных, в том числе нефинансовых, аспектах деятельности хозяйствующих субъектов, являющейся одним из необходимых условий повышения инвестиционной активности и эффективности национальной экономики[7].

По состоянию на 01 января 2016 год в сфере аудиторской деятельности задействовано 4,4 тыс. аудиторских организаций и 21,5 тыс. аудиторов, в том числе индивидуальных аудиторов 0,7 тысяч. Более 90% аудиторских организаций относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства. К основным институтам аудиторской профессии и аудиторского рынка относят: саморегулируемые организации (СРО), единая аттестационная комиссия, Совет по аудиторской деятельности и его Рабочий орган, Министерство финансов Российской Федерации, Казначейство России.

Основными итогами развития института аудита на данный момент являются:

  • устойчивое функционирование рынка аудиторский услуг;
  • формирование нормативно-правового обеспечения аудиторской деятельности;
  • создание институтов аудиторской профессии;
  • создание современной системы
  • регистрации аудиторских организаций и аудиторов;
  • создание современной системы профессиональной аттестации аудиторов;
  • создание условий, обеспечивающих информационную открытость рынка аудиторских услуг.

Появление новых тенденций и вызовов в мировом развитии и национальной экономике при подведении итогов развития российского аудита заставляет сосредоточиться на выявлении наиболее значимых проблем и угроз, а также поиске путей их преодоления с учетом возрастающих требований общества к качеству аудита[8].

Аудиторская деятельность, а также задачи, полномочия и функции субъектов аудиторской деятельности, их профессиональных объединений органов регулирования и надзора регулируются Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг осуществляется в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, кодексом профессиональной этики аудиторов и правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций.


Завершается создание условий для перехода к применению международных стандартов аудита на территории Российской Федерации[9]. Кроме того, в качестве инструмента регулирования аудиторской деятельности используются разного рода рекомендации, обобщения практики и аналогичные документы.

Главной целью совершенствования аудиторской деятельности в Российской Федерации, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2015г. № 2776-p, на 2016-2018 гг. является формирование цивилизованного рынка аудиторских услуг, участники которого будут отвечать высоким требованиям, предъявляемым субъектам социально значимых профессий и будут способны выполнить возложенную на них миссию.

К основным поставленным задачам можно отнести:

  • обеспечение повышения качества аудита,
  • повышения общественной значимости аудита,
  • повышение престижа аудиторской профессии,
  • повышение конкурентоспособности российских аудиторских компаний,
  • совершенствование саморегулирования аудиторской деятельности.

Основными направлениями дальнейшего развития аудиторской деятельности в период 2016-2018 гг. являются:

1. Повышение качества аудита и информативности аудиторского заключения при оценке финансового состояния и финансовых результатов ведения деятельности аудируемых лиц с акцентированием внимания к раскрытию их наиболее существенных рисков, выявленных при проведении аудита.

2. Совершенствование регулирования рынка аудиторских услуг с целью повышения качества аудита, включая разработку эффективных механизмов допуска организаций к осуществлению аудиторской деятельности на основе повышения требований к аудиторским организациям, проводящим обязательный аудит.

3. Осуществление мероприятий по борьбе с недобросовестной конкуренцией на рынке аудиторских услуг на основе:

– принятия саморегулируемой организацией аудиторов корпоративного соглашения о противодействии демпингу, несовместимому с обеспечением высокого качества аудита, при оценке стоимости аудита;

– осуществления системного мониторинга результатов проведения конкурсов за право проведения обязательного аудита для выявления фактов ценового демпинга и принятия мер противодействия их дальнейшему появлению;

– закрепления в нормативных документах требования о составлении расчета трудоемкости проведения обязательного аудита общественно значимых организаций с признанием его неотъемлемым приложением к договору об обязательном аудите;


– обеспечения прозрачности функционирования аудиторских организаций на основе раскрытия достоверной информации об основных показателях их деятельности на сайтах этих организаций.

4. Предупреждение возможности манипулирования ценой обязательного аудита на основе:

– разработки и принятия нормативных документов, определяющих возможность одновременного проведения обязательного аудита с оказанием иных аудиторских услуг на основе предварительного формирования перечня таких услуг;

– усиления внимания к фактам одновременного оказания услуг по проведению обязательного аудита и иных аудиторских услуг заказчикам, при которых низкая стоимость аудита сочетается с высокой стоимостью иных аудиторских услуг, а также корректности оценки трудоемкости аудита в рассматриваемых случаях.

5. Разработка методических документов в области нормирования объемов и обоснованной оценки стоимости аудиторских услуг, в том числе документов, устанавливающих требования к трудоемкости проведения аудита общественно значимых хозяйствующих субъектов и иных аудируемых лиц.

6. Организация системной оценки профессиональных способностей и компетентности аудиторов, включая оценку владения профессиональными знаниями, профессиональными навыками и профессиональными ценностями, необходимыми для компетентного выполнения профессиональных обязанностей.

7. Укрепление взаимодействия СРО аудиторов с комитетами по аудиту советов директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ, а также обеспечение участия представителей аудиторского сообщества во всех профильных профессиональных объединениях для объединения совместных усилий в решении проблемы повышения качества аудита.

8. Совершенствование регулирования бухгалтерского учета и усиление внимания к качеству подготовки бухгалтеров, рассматриваемые как необходимые условия повышения качества бухгалтерской (финансовой) отчетности, выступающего важным фактором эффективности проведения аудита и обеспечения общества достоверной информацией о деятельности хозяйствующих субъектов[10].

Еще одним направлением совершенствования аудиторской деятельности является укрепление институциональных основ аудиторской деятельности. Данное направление подразумевает совершенствование законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, а именно:

– разработка новой редакции Федерального закона «Об аудиторской деятельности», устанавливающего условия осуществления аудиторской деятельности на долгосрочную перспективу для обеспечения уверенности аудиторского сообщества в завтрашнем дне и соответствующего иным федеральным законам, регулирующим отдельные аспекты ведения аудиторской деятельности и функционирование эффективного механизма саморегулирования;


– формирование и закрепление в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» обоснованного подхода к установлению (корректировке) критериев проведения обязательного аудита;

– возложение на уполномоченный орган исполнительной власти, определенный Правительством Российской Федерации, обязанности по выявлению организаций, уклоняющихся от обязательного аудита, с целью скорейшего преодоления этой негативной тенденции;

– создание информационного ресурса для размещения сведений о результатах обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов;

– обеспечение сохранения понятия «аудиторская тайна» применительно к информации, полученной в процессе аудита и оказании аудиторских услуг, и отказ от предоставления этой информации третьим лицам.

Также, данное направление подразумевает повышение роли института саморегулирования в управлении развитием аудиторского сообщества.

Разработка регламентов взаимодействия СРО аудиторов и регулирующего органа с целью:

– исключения возможности введения в действие без предварительного обсуждения с представителями СРО нормативных актов, устанавливающих порядок решения вопросов осуществления аудиторской деятельности, включая определение перечня видов аудиторских услуг, порядок проведения квалификационных экзаменов;

– исключения вмешательства государственного регулирующего органа в регулирование деятельности некоммерческих организаций, созданных и финансируемых СРО для решения профессиональных задач аудиторской деятельности.

К направлению совершенствования аудиторской деятельности также относится повышение профессионального уровня аудиторов, восстановление престижа данной профессии путем привлечение молодых специалистов в аудиторскую деятельность на основе активизации работы с профильными ВУЗами по восстановлению интереса к профессии аудитора.

Сохранение в аудиторской профессии высококвалифицированных аудиторов путем восстановления прав аттестованных аудиторов, которые были ими утрачены в связи с переходом на «единый» квалификационный аттестат, являющихся носителями неоценимого опыта и практических компетенций. Также, будет разработан и введен новый подход к получению аудиторского аттестата на основе получения базового квалификационного аттестата, предоставляющего право проведения аудита организаций, исключая организации финансового сектора, и дополнительных аттестатов, предоставляющих право проводить аудит в кредитных, страховых и иных организациях финансовой сферы[11].


Помимо вышеперечисленному, особое внимание будет уделено внедрению Международных стандартов аудита, а именно:

– разработке в максимально короткие сроки методических документов, раскрывающих ключевые вопросы, особенности и проблемы применения МСА;

– обеспечению мониторинга и своевременного внесения изменений в нормативные и методические документы, касающиеся практики применения МСА в Российской Федерации;

– проведению системного анализа и представление в профильных СМИ и на сайтах СРО аудиторов лучшей мировой практики применения МСА, включая анализ и раскрытие опыта перехода стран с транзитивной экономикой на МСА;

– обеспечению дополнительной методической поддержки аудиторским организациям - субъектам малого бизнеса в освоении МСА, в том числе на основе широкого применения современных информационных технологий[12].

Развитие аудиторской деятельности не стоит на месте, не смотря на ряд проблем негативно влияющих на тенденцию развития данной деятельности. К таким проблемам можно отнести:

– несовершенство правовых и иных регулирующих актов, нестабильность законодательства;

– недостаточный уровень квалифицированных аудиторов;

– падение престижа аудиторской профессии;

– существенный недостаток внешнего качества работы субъектов аудиторской деятельности;

– низкий уровень вовлечения российской аудиторской профессии в международную деятельность.

К вышеперечисленным проблемам, так же можно отнести – отсутствие санкций к руководителям аудиторских организаций, уклоняющихся от проведения контроля качества аудита со стороны СРО. Уклонение такого рода является причиной исключения аудиторской организации из реестра СРО, но, непосредственно руководство аудиторской организации, действенных санкций не несет.

Несложно представить, что после исключения такой организации, будет создана новая с тем же кадровым составом, который подрывает доверие организаций к данному виду услуг.

Большинство законопроектов, разрабатываемых в области аудиторской деятельности, направлено на расширение полномочий контролирующих органов. Это связано, в свою очередь, с необходимостью усиление процедур, повышающих качество аудита. Успешная реализация законодательных проектов позволит сформировать цивилизованный рынок аудиторских услуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ