Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Становление аудита в России можно условно разделить на несколько этапов:

  • 1987-1993 гг. – стихийное формирование аудиторской деятельности, начиная с создания в 1987 г. первой хозрасчетной фирмы Акционерное общество «Инаудит» до принятия в декабре 1993 г. Указа Президента РФ «О развитии аудиторской деятельности» и «Временных правил ведения аудиторской деятельности»;
  • 1994-2001 гг. – развитие аудита в период действия «Временных правил»;
  • 2001 по настоящее время – развитие аудита в России после принятия Закона «Об аудиторской деятельности».

С первых этапов развития аудита в современной России государственное регулирование сочетается с активной ролью общественных организаций, которые стали формироваться уже на первом этапе его развития. Еще в 1991 г. Ю.М. Иткиным на основе анализа международного опыта и организации финансового контроля в СССР была предложена схема организации аудиторской деятельности в России, которая наглядно отражает тенденции развития и становления аудита как системы (Приложение 1).

Следует подчеркнуть два направления регулирования аудиторской деятельности: управление системы внутреннего контроля и развитие организаций, осуществляющих внешний аудит. Эта тенденция последовательно реализуется все годы развития аудита. При этом, если в первые годы создание подразделений внутреннего контроля было обязательным только для кредитных организаций, то в настоящее время они все большее распространение получают в акционерных обществах и государственных унитарных предприятиях. Состояние системы внутреннего контроля стало важнейшей составной частью предварительного этапа аудиторских проверок.

Что касается методов регулирования внешнего аудита, то в России, так же как и во всем мире, постоянно ведутся дискуссии о соотношении роли государственных органов управления и общественных аудиторских организаций. Закон «Об аудиторской деятельности» закрепил статус общественного аккредитованного аудиторского объединения. Дополнение к этому вносит Закон «О саморегулируемых общественных организациях».

В мировой практике можно выделить две концепции регулирования аудиторской деятельности: регламентация аудиторской деятельности государственными органами и общественными объединениями аудиторов. В Австрии, Испании, Франции аудиторская деятельность строго регламентируется государственными органами. Вторая концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритании), где активно действуют общественные аудиторские объединения.


В России в настоящее время действует смешанная концепция. Общие правила аудиторской деятельности закреплены в законодательном порядке. Однако все более весомую роль начинают играть cаморегулируемые аудиторские органи- зации (Аудиторская палата России, Аудиторская Ассоциация «Содружество», СРО «Российская Коллегия аудиторов», СРО Институт профессиональных аудиторов (ИПАР), НП СРО «Гильдия аудиторов ИНБР», СРО Московская аудиторская палата).

В оценке методов регулирования и выявления дальнейших тенденций развития аудита необходимо учитывать изменения масштабов и структур аудиторских услуг. По данным рейтингового агентства «Эксперт», объем рынка ведущих российских компаний увеличился по сравнению с показателями предыдущего рейтинга. Такая ситуация объясняется рядом причин. Прежде всего значительно сократилось число организаций финансового сектора, которые проходят обязательный аудит (коммерческих банков, страховых компаний, инвестиционных фондов).

В то же время увеличилось число организаций, заинтересованных в инициативном аудите, при проведении которого ставится цель не только выражения мнения о достоверности отчетности, но и получения рекомендаций и консультаций по совершенствованию учета и отчетности.

Особо следует подчеркнуть, что в последние годы аудит все в большей мере интегрирует с консалтинговыми услугами, при этом аудитор дает оценку не только достоверности финансовой отчетности, но в большей мере уделяет внимание оценке финансового состояния, устойчивости организации и даже оценке эффективности работы хозяйственного субъекта, т.е. выходит за рамки задач, поставленных перед аудитом Федеральным законом и приближает задачи к консультированию.

Это утверждает концепцию аудита-консалтинга вместо концепции аудита-соответствия. Вопрос об аудите, в широком смысле слова, нацеленном на повышение эффективности, все чаще ставится в научной литературе и активно востребован практикой деятельности субъектов хозяйствования. Эта тенденция не может быть не принята во внимание при рассмотрении тенденций развития аудита в России.

1.2 Понятие и нормативное регулирование аудиторской деятельности

В один из базовых элементов институциональной среды – институт аудита – с 1 января 2017 года введено требование обязательного применения международных стандартов аудита (МСА), которые, как предполагается, должны внести качественные изменения в сферу аудита.


В настоящее время согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона № 307-ФЗ аудиторская деятельность включает в себя аудит, сопутствующие аудиту услуги, прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 307-ФЗ, аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. При этом под аудитом понимается независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. В многочисленных публикациях, посвященных аудиту, российские экономисты придерживаются дефиниции, сформулированной в Законе «Об аудиторской деятельности». Но отдельными авторами высказывается предположение, что данное понятие требует конкретизации и уточнения. Так, по мнению ученых Р. А. Алборова, С. М. Концевой, С. В. Козменковой, «в условиях глобализации экономики и развития системы менеджмента организации сущность аудита необходимо характеризовать намного шире, что связано с его классификацией на подвиды (внешний и внутренний, обязательный и инициативный и др.), упорядочением и практической реализацией».

В ходе исследования нами были изучены дефиниции термина «аудит», которые обобщены и представлены в таблице 1

Таблица 1

Понятия аудита, предлагаемые отечественными учеными-экономистами

Ф.И.О
авторов

Определение

Алборов Р. А., Концевая С. М., Козменкова С. В.[1]

С точки зрения упорядоченности аудит представляет собой организованную ис­кусственную систему, предполагающую наличие формы и содержания. Форма - это способ организации системы аудиторской проверки, а содержание - аудитор­ские доказательства (информация), собранные проверяющим для обоснования сво­его мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, а также решения других задач аудита

С точки зрения практики аудит можно охарактеризовать как процесс проверок и других сопутствующих услуг для достижения целей, поставленных исполнителями аудита. При этом проверяющие способствуют устранению негативных явлений, ошибок в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности

Ситнов А. А.[2]

Аудит как вид профессиональной деятельности, целью которой являются проверка и оценка функционирования бизнес-системы в целом и отдельных их структурных элементов в частности. Аудит как наука, целью которой являются теоретические исследования его предметной области и выработка на их основе научно обосно­ванных практических рекомендаций

Хахонова Н. Н., Хахонова И. И., Богатая И. Н.[3]

Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетно­сти хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и соответствия требованиям, предъявляемым к финансовой отчетности во всех су­щественных отношениях


А. А. Ситнов рассматривает аудит с двух сторон: как вид профессиональной деятельности и как науку. Практически с тех же позиций исследуют аудит ученые Р. А. Алборов, С. М. Концевая, С. В. Козменкова. В целях нашего исследования под аудитом мы будем понимать вид профессиональной деятельности специально обученных специалистов по независимой проверке финансовой и нефинансовой информации, представляемой в отчетности экономического субъекта, с целью выражения мнения о ее достоверности и правдивости.

Сегодня аудиторская деятельность не подлежит лицензированию. С 1 января 2010 г. аудиторские услуги вправе оказывать лишь члены аудиторских саморегулируемых организаций (СРО). Согласно данным Минфина России по состоянию на 27.02.2017 г. в Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов входят:

Саморегулируемая организация аудиторов «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация).

Саморегулируемая организация аудиторов Ассоциация «Содружество».

В Российской Федерации по состоянию на 01.01.2016 г. насчитывалось 4 400 аудиторских организаций и 700 индивидуальных аудиторов, имеющих право на осуществление аудиторской деятельности (таблица 2). Армия аудиторов насчитывает 21 500 человек, из них только 16,3% сдали квалификационный экзамен на получение единого аттестата.

Таблица 2

Данные о количестве аудиторских организаций и аудиторов в Российской Федерации (по данным контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов)

На

1.01.12

На

1.01.13

На

1.01.14

На

1.01.15

На

1.01.16

Имеют право на осуществление аудиторской деятельности - всего, тыс.

6,2

5,7

5,5

5,3

5,1

в том числе:

аудиторские организации

5,2

4,8

4,7

4,5

4,4

индивидуальные аудиторы

1,0

0,9

0,8

0,8

0,7

Аудиторы - всего, тыс.

26,8

24,1

23,0

22,2

21,5

из них:

сдавшие квалификационный экзамен на получение единого аттестата

1,1

3,2

3,2

3,4

3,5


В 2015 г. удельный вес аудиторских организаций, работавших менее года, составлял 7,2%, от одного до двух лет – 7,9%, от трех до четырех лет – 6,2%, пять и более лет – 78,7%.

То есть наметилась устойчивая тенденция роста доли аудиторских организаций, имеющих достаточно значительный (по российским масштабам) опыт аудиторской деятельности; причем в Москве сосредоточено 35,4% всех аудиторских организаций, в Санкт-Петербурге – 9,1% и в других регионах России – 55,5% (таблица 3).

Таблица 3

Данные и распределении аудиторских организаций по России (в %)

На

31декабря

Россия - всего

Москва

Санкт-Петербург

Другие регионы

2012

100,0

35,8

9,1

55,1

2013

100,0

35,4

9,1

55,5

2014

100,0

35,4

9,2

55,4

2015

100,0

35,4

9,1

55,5

По итогам работы за 2015 г., доходы аудиторских организаций России достигли 56,1 млрд. руб., что на 4,7% больше, чем в 2014 г. Возрос и объем доходов от аудита, приходящийся на 1 млн. руб. выручки клиента с 313 руб. в 2014 г. до 318 руб. в 2015 г. (на 1,6%) (таблица 4).

Таблица 4

Информация о доходах аудиторских организаций в России

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Объем оказанных услуг - всего,
млрд. руб.

50,8

51,0

51,7

53,6

56,1

Прирост по сравнению с прошлым годом, %

3,5

0,5

1,4

3,7

4,7

Объем доходов от аудита, приходящийся на 1 млн. руб. выручки клиента, руб.

346

325

339

313

318

Наибольший удельный вес в общих доходах аудиторских организаций приходится на поступления, связанные с проведением аудита, т.е. независимой проверки. Вместе с тем данные таблице 5 свидетельствуют, что в целом по стране этот показатель снижается. Если в 2014 г. удельный вес этих доходов составлял 51,0 %, то в 2015 г. он составил 49,2 %. В 2015 г. аудиторы стали больше оказывать прочие, сопутствующие аудиту услуги (восстановление и ведение бухгалтерского и налогового учетов, составление бухгалтерской финансовой отчетности и налоговых деклараций, консультирование и информирование и др.).