Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ
1.1 История становления аудиторской деятельности в России и мире
1.2 Понятие и нормативное регулирование аудиторской деятельности
1.3 Стандарты аудиторской деятельности
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
Становление аудита в России можно условно разделить на несколько этапов:
- 1987-1993 гг. – стихийное формирование аудиторской деятельности, начиная с создания в 1987 г. первой хозрасчетной фирмы Акционерное общество «Инаудит» до принятия в декабре 1993 г. Указа Президента РФ «О развитии аудиторской деятельности» и «Временных правил ведения аудиторской деятельности»;
- 1994-2001 гг. – развитие аудита в период действия «Временных правил»;
- 2001 по настоящее время – развитие аудита в России после принятия Закона «Об аудиторской деятельности».
С первых этапов развития аудита в современной России государственное регулирование сочетается с активной ролью общественных организаций, которые стали формироваться уже на первом этапе его развития. Еще в 1991 г. Ю.М. Иткиным на основе анализа международного опыта и организации финансового контроля в СССР была предложена схема организации аудиторской деятельности в России, которая наглядно отражает тенденции развития и становления аудита как системы (Приложение 1).
Следует подчеркнуть два направления регулирования аудиторской деятельности: управление системы внутреннего контроля и развитие организаций, осуществляющих внешний аудит. Эта тенденция последовательно реализуется все годы развития аудита. При этом, если в первые годы создание подразделений внутреннего контроля было обязательным только для кредитных организаций, то в настоящее время они все большее распространение получают в акционерных обществах и государственных унитарных предприятиях. Состояние системы внутреннего контроля стало важнейшей составной частью предварительного этапа аудиторских проверок.
Что касается методов регулирования внешнего аудита, то в России, так же как и во всем мире, постоянно ведутся дискуссии о соотношении роли государственных органов управления и общественных аудиторских организаций. Закон «Об аудиторской деятельности» закрепил статус общественного аккредитованного аудиторского объединения. Дополнение к этому вносит Закон «О саморегулируемых общественных организациях».
В мировой практике можно выделить две концепции регулирования аудиторской деятельности: регламентация аудиторской деятельности государственными органами и общественными объединениями аудиторов. В Австрии, Испании, Франции аудиторская деятельность строго регламентируется государственными органами. Вторая концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритании), где активно действуют общественные аудиторские объединения.
В России в настоящее время действует смешанная концепция. Общие правила аудиторской деятельности закреплены в законодательном порядке. Однако все более весомую роль начинают играть cаморегулируемые аудиторские органи- зации (Аудиторская палата России, Аудиторская Ассоциация «Содружество», СРО «Российская Коллегия аудиторов», СРО Институт профессиональных аудиторов (ИПАР), НП СРО «Гильдия аудиторов ИНБР», СРО Московская аудиторская палата).
В оценке методов регулирования и выявления дальнейших тенденций развития аудита необходимо учитывать изменения масштабов и структур аудиторских услуг. По данным рейтингового агентства «Эксперт», объем рынка ведущих российских компаний увеличился по сравнению с показателями предыдущего рейтинга. Такая ситуация объясняется рядом причин. Прежде всего значительно сократилось число организаций финансового сектора, которые проходят обязательный аудит (коммерческих банков, страховых компаний, инвестиционных фондов).
В то же время увеличилось число организаций, заинтересованных в инициативном аудите, при проведении которого ставится цель не только выражения мнения о достоверности отчетности, но и получения рекомендаций и консультаций по совершенствованию учета и отчетности.
Особо следует подчеркнуть, что в последние годы аудит все в большей мере интегрирует с консалтинговыми услугами, при этом аудитор дает оценку не только достоверности финансовой отчетности, но в большей мере уделяет внимание оценке финансового состояния, устойчивости организации и даже оценке эффективности работы хозяйственного субъекта, т.е. выходит за рамки задач, поставленных перед аудитом Федеральным законом и приближает задачи к консультированию.
Это утверждает концепцию аудита-консалтинга вместо концепции аудита-соответствия. Вопрос об аудите, в широком смысле слова, нацеленном на повышение эффективности, все чаще ставится в научной литературе и активно востребован практикой деятельности субъектов хозяйствования. Эта тенденция не может быть не принята во внимание при рассмотрении тенденций развития аудита в России.
1.2 Понятие и нормативное регулирование аудиторской деятельности
В один из базовых элементов институциональной среды – институт аудита – с 1 января 2017 года введено требование обязательного применения международных стандартов аудита (МСА), которые, как предполагается, должны внести качественные изменения в сферу аудита.
В настоящее время согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона № 307-ФЗ аудиторская деятельность включает в себя аудит, сопутствующие аудиту услуги, прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 307-ФЗ, аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. При этом под аудитом понимается независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. В многочисленных публикациях, посвященных аудиту, российские экономисты придерживаются дефиниции, сформулированной в Законе «Об аудиторской деятельности». Но отдельными авторами высказывается предположение, что данное понятие требует конкретизации и уточнения. Так, по мнению ученых Р. А. Алборова, С. М. Концевой, С. В. Козменковой, «в условиях глобализации экономики и развития системы менеджмента организации сущность аудита необходимо характеризовать намного шире, что связано с его классификацией на подвиды (внешний и внутренний, обязательный и инициативный и др.), упорядочением и практической реализацией».
В ходе исследования нами были изучены дефиниции термина «аудит», которые обобщены и представлены в таблице 1
Таблица 1
Понятия аудита, предлагаемые отечественными учеными-экономистами
Ф.И.О |
Определение |
Алборов Р. А., Концевая С. М., Козменкова С. В.[1] |
С точки зрения упорядоченности аудит представляет собой организованную искусственную систему, предполагающую наличие формы и содержания. Форма - это способ организации системы аудиторской проверки, а содержание - аудиторские доказательства (информация), собранные проверяющим для обоснования своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, а также решения других задач аудита С точки зрения практики аудит можно охарактеризовать как процесс проверок и других сопутствующих услуг для достижения целей, поставленных исполнителями аудита. При этом проверяющие способствуют устранению негативных явлений, ошибок в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности |
Ситнов А. А.[2] |
Аудит как вид профессиональной деятельности, целью которой являются проверка и оценка функционирования бизнес-системы в целом и отдельных их структурных элементов в частности. Аудит как наука, целью которой являются теоретические исследования его предметной области и выработка на их основе научно обоснованных практических рекомендаций |
Хахонова Н. Н., Хахонова И. И., Богатая И. Н.[3] |
Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и соответствия требованиям, предъявляемым к финансовой отчетности во всех существенных отношениях |
А. А. Ситнов рассматривает аудит с двух сторон: как вид профессиональной деятельности и как науку. Практически с тех же позиций исследуют аудит ученые Р. А. Алборов, С. М. Концевая, С. В. Козменкова. В целях нашего исследования под аудитом мы будем понимать вид профессиональной деятельности специально обученных специалистов по независимой проверке финансовой и нефинансовой информации, представляемой в отчетности экономического субъекта, с целью выражения мнения о ее достоверности и правдивости.
Сегодня аудиторская деятельность не подлежит лицензированию. С 1 января 2010 г. аудиторские услуги вправе оказывать лишь члены аудиторских саморегулируемых организаций (СРО). Согласно данным Минфина России по состоянию на 27.02.2017 г. в Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов входят:
Саморегулируемая организация аудиторов «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация).
Саморегулируемая организация аудиторов Ассоциация «Содружество».
В Российской Федерации по состоянию на 01.01.2016 г. насчитывалось 4 400 аудиторских организаций и 700 индивидуальных аудиторов, имеющих право на осуществление аудиторской деятельности (таблица 2). Армия аудиторов насчитывает 21 500 человек, из них только 16,3% сдали квалификационный экзамен на получение единого аттестата.
Таблица 2
Данные о количестве аудиторских организаций и аудиторов в Российской Федерации (по данным контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов)
На 1.01.12 |
На 1.01.13 |
На 1.01.14 |
На 1.01.15 |
На 1.01.16 |
|
Имеют право на осуществление аудиторской деятельности - всего, тыс. |
6,2 |
5,7 |
5,5 |
5,3 |
5,1 |
в том числе: |
|||||
аудиторские организации |
5,2 |
4,8 |
4,7 |
4,5 |
4,4 |
индивидуальные аудиторы |
1,0 |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
Аудиторы - всего, тыс. |
26,8 |
24,1 |
23,0 |
22,2 |
21,5 |
из них: |
|||||
сдавшие квалификационный экзамен на получение единого аттестата |
1,1 |
3,2 |
3,2 |
3,4 |
3,5 |
В 2015 г. удельный вес аудиторских организаций, работавших менее года, составлял 7,2%, от одного до двух лет – 7,9%, от трех до четырех лет – 6,2%, пять и более лет – 78,7%.
То есть наметилась устойчивая тенденция роста доли аудиторских организаций, имеющих достаточно значительный (по российским масштабам) опыт аудиторской деятельности; причем в Москве сосредоточено 35,4% всех аудиторских организаций, в Санкт-Петербурге – 9,1% и в других регионах России – 55,5% (таблица 3).
Таблица 3
Данные и распределении аудиторских организаций по России (в %)
На 31декабря |
Россия - всего |
Москва |
Санкт-Петербург |
Другие регионы |
2012 |
100,0 |
35,8 |
9,1 |
55,1 |
2013 |
100,0 |
35,4 |
9,1 |
55,5 |
2014 |
100,0 |
35,4 |
9,2 |
55,4 |
2015 |
100,0 |
35,4 |
9,1 |
55,5 |
По итогам работы за 2015 г., доходы аудиторских организаций России достигли 56,1 млрд. руб., что на 4,7% больше, чем в 2014 г. Возрос и объем доходов от аудита, приходящийся на 1 млн. руб. выручки клиента с 313 руб. в 2014 г. до 318 руб. в 2015 г. (на 1,6%) (таблица 4).
Таблица 4
Информация о доходах аудиторских организаций в России
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|
Объем оказанных услуг - всего, |
50,8 |
51,0 |
51,7 |
53,6 |
56,1 |
Прирост по сравнению с прошлым годом, % |
3,5 |
0,5 |
1,4 |
3,7 |
4,7 |
Объем доходов от аудита, приходящийся на 1 млн. руб. выручки клиента, руб. |
346 |
325 |
339 |
313 |
318 |
Наибольший удельный вес в общих доходах аудиторских организаций приходится на поступления, связанные с проведением аудита, т.е. независимой проверки. Вместе с тем данные таблице 5 свидетельствуют, что в целом по стране этот показатель снижается. Если в 2014 г. удельный вес этих доходов составлял 51,0 %, то в 2015 г. он составил 49,2 %. В 2015 г. аудиторы стали больше оказывать прочие, сопутствующие аудиту услуги (восстановление и ведение бухгалтерского и налогового учетов, составление бухгалтерской финансовой отчетности и налоговых деклараций, консультирование и информирование и др.).