Файл: Основные функции в системе менеджмента ( Общая характеристика основных функций управления ).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 254
Скачиваний: 4
ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа посвящена вопросам общих и специальных функций управления предприятием в рамках ее управленческой структуры и системы управления.
Эффективное управление бизнесом - это основной путь достижения стратегических целей любой коммерческой компании. В своей производственной деятельности современному предприятию необходимо использовать различные оперативные и стратегические инструменты для повышения собственной конкурентоспособности. Построение грамотной системы управления является одним из первых шагов на пути повышения эффективности управления предприятием.
Управление имеющимися ресурсами предприятия является инструментом управления предприятием в целом, а эффективное управление всегда важно для бизнеса.
Актуальность исследования заключается в том, что управление организационными процессами очень важно для бизнеса, информация по данному вопросу является очень востребованной, она необходима внутренним пользователям для принятия экономически обоснованных решений при осуществлении хозяйственной деятельности.
Таким образом, актуальность данной темы состоит в необходимости этих знаний в современной экономике, так как одним из ключевых инструментов управления перспективами предприятия является управление организационными процессами и бизнес- процессами предприятия.
Проблемой курсовой работы является различие в трактовках изучаемого вопроса, взаимное проникновение общих и специальных функций управления друг в друга.
Объект исследования – общие и специальные функции управления (на примере российских или зарубежных компаний).
Предмет курсовой работы – эффективность использования общих и специальных функции управления российскими и зарубежными компаниями.
Цель курсовой работы – рассмотреть основные функции в системе менеджмента.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность процесса управления;
- дать характеристику основных функций менеджмента и их характеристика;
- охарактеризовать планирование, как общая функция управления в целом и на примере таможенных органов;
- раскрыть контроль, как общая функция управления в целом и на примере таможенных органов;
- описать общие и специальные функции управления на примере российских компаний;
Теоретической базой курсовой работы являются разнообразные литературные источники, специальная и учебная литература, интернет -источники на основании которых строится анализ, и делаются выводы.
Для решения поставленных задач в работе применялись такие общенаучные методы исследования, как наблюдение, описание, сравнение, анализ и некоторые другие.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные выводы и предложения могут быть использованы в деятельности предприятий для анализа управления и в целях оптимизации системы управления, повышения эффективности работы.
1 Теоретические основы управления и его функций в системе менеджмента
1.1 Сущность процесса управления
Предприятие можно рассматривать как систему, которая требует вложений, и затем дает результат на выходе, как показано на рис. 1.
┌───────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────┐
│ На входе │ │ На выходе │
│ │ │ │
│ Затраты на продажу │ │ Доход от реализации товаров │
│ товаров │ │ │
│ │ │ │
│ Трудовые затраты │ │ Удовлетворение от работы │
----\│ │────\│ │
----/│ Сотрудники │────/│ Вознаграждение за работу │
│ │ │ │
│ Капитал │ │ Возврат капиталовложений │
│ │ │ │
│ Клиенты │ │ Удовлетворение запросов │
│ │ │ клиентов │
│ Затраты времени │ │ │
└───────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘
Рисунок 1- Модель предприятия как системы [21, с.103]
Система — это множество взаимосвязанных элементов, обособленное от среды и взаимодействующее с ней, как целое.
Управление предприятием - это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации, о функционировании ее экономики, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменения цели.
Любой системой невозможно эффективно управлять без оперативной, надежной, своевременной и достоверной информации, которая является основой процесса управления. Качество управления предприятием как системой во многом зависит от совершенства работы с информацией и требует четкой организации таких процессов, как ее сбор, анализ и обработка. В процессе управления участвуют как минимум два субъекта - "управляющий" (структура управления) и "управляемый" (структура исполнения) (рис. 2).
Информация │Структура │
┌──────────────────────>│управления│
│для управления └────┬─────┘
│ │
│ │
│ │
│ │Управленческое
│ │воздействие
│ │
│ │
│ \│/
│ ┌──────────┐
│ │Структура │
└───────────────────────┤исполнения│
Рисунок 2. – Структура управления [16, с 105]
Структура управления получает от структуры исполнения информацию о состоянии заданных ей технико-экономических параметров в процессе хозяйственной деятельности. На основе полученной информации структура управления формирует управленческое воздействие, которое тоже носит информационный характер, и передает его структуре исполнения.
Управление осуществляется в рамках управленческого процесса, который имеет общую структуру независимо от объекта управления (рис. 3).
┌────────────────────────────┐
│ Установка │
┌───────>│ целей │─────────┐
│ └────────────────────────────┘ │
│ │
│ \│/
┌─────────────┴─────────────┐ ┌──────────────┴────────────┐
│ Управленческое │ │ Планирование │
│ воздействие │─────────────────>│ │
└─────────────┬─────────────┘ └──────────────┬────────────┘
/│\ │
│ \│/
┌─────────────┴─────────────┐ ┌──────────────┴────────────┐
│ Контроль и │ │ Исполнение │
│ анализ │<─────────────────┤ │
Рисунок 3 - Структура процесса управления
При выполнении данного процесса сначала формулируются цели, затем планируются действия по их достижению. Когда планы утверждены и согласованы, они исполняются. Результаты исполнения контролируются и анализируются.
На основе результатов анализа формируется управленческое воздействие, которое представляет собой либо новый план действий, либо новые цели. Всю полноту ответственности за качество и выполнение задач и функций несет руководитель предприятия.
Первая проблема выбора правильного управления связана с наличием множества альтернатив и отсутствием дополнительной информации о том, какая из альтернатив является самой лучшей для принятия безошибочного решения в экономическом управлении предприятием [12, с.28].
Вторая проблема выбора эффективности и оценки качества управления связана с длительностью процесса принятия решения во времени, за которое могут измениться обстоятельства, как во внешней рыночной среде, так и внутри компании, требующие совершенно других вариантов наилучшего решения.
Итак, управление рассматривается, как выбор из множества альтернативных вариантов лучшего варианта управления.
1.2 Общая характеристика основных функций управления
При всем многообразии задач, решаемых менеджерами, управление можно рассматривать как непрерывный процесс реализации нескольких взаимосвязанных функций. Функция - это роль, которую выполняет субъект или объект в определенной сфере деятельности. Другими словами, функция -это то, за что отвечает субъект или объект в данном случае. Такие функции называют основными (базовыми) функциями менеджмента, поскольку их выполняют менеджеры всех уровней, независимо от специфики управленческой деятельности.
Пример реализации основных функций менеджмента в торговом предприятии в представлен в таблице 1.
Таблица 1 [9, с.44]
Пример реализации основных функций менеджмента
Содержание
Основные функции менеджмента |
|
Планирование |
1) Регулирование плана продаж; 3) Определение смен продавцов. |
Организация |
1) Распределение обязанностей между продавцами; 2) Составление графика смен продавцов; 3) Отчет руководителя группы офисов региональному управлению о состоянии офисов. |
Мотивация |
1) Премии за выполнение плана; 2) Премии за перевыполнение плана; 3) Призовой кубок за самый большой процент выполняемости планов; |
4) Увеличение премии по результатам недели за большой прирост мобильной выручки; 5) Закрытие недельного плана офиса увеличивает премию каждого сотрудника на 40%; 6) Штрафы за некачественные продажи (фиктивное выполнение планов с целью увеличения своей з/п); 7) Штрафы за невыполнение целевых показателей (мобильная выручка, общая выручка, сервисные показатели). |
|
Контроль |
1) Контроль выполнения планов; 2) Проверка уровня знаний продавца (ежемесячное тестирование); 3) Проверка качества работы продавцов с клиентами (тайный покупатель); 4) Плановые мероприятия по оценке знаний продавцов. |
Координация |
1) Совместная работа между руководителем группы офисов и управляющим 2) Работа между управляющим салона и продавцами; 3) Совместная работа между продавцами. |
Несмотря на то, что функции менеджмента универсальны, однако на практике осуществляются специфически в связи с разными видами деятельности. Эффективная реализация основных функций менеджмента является источником успеха организации.
Конкурентоспособность организации во многом зависит от способности эффективно реагировать на факторы, которые оказывают влияние на ее деятельность. При реализации основных функций менеджмента необходимо учитывать слабые стороны предприятия и угрозы, с целью их нивелирования. А также изучать преимущества и возможности деятельности организации для эффективного развития
2 Анализ ключевых функций в системе управления и их практическая реализация в коммерческих и некоммерческих организациях
2.1 Планирование, как общая функция управления
Система управления таможенными органами не может рассматриваться в отрыве от функций управления. В управленческих концепциях принято выделять четыре функции управления, без которых невозможно достижение эффективного воздействия на управляемую систему. К ним относятся: планирование, организация, мотивация и контроль. Одной из важнейших функций управления является планирование, без реализации этой функции процесс управления становится неэффективным [23, с.41].
В управлении таможенными органами особое место занимают функции управления так как они раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях. Поэтому разработку методов управления, подбор и расстановку кадров необходимо осуществлять в соответствии с функциями управления.
Существование любой организации направлено на достижение определенных целей, методы с помощью которых организация достигает поставленных целей и называется планированием. Функция планирования в деятельности таможенных органов играет важную роль, так как эта функция является основной в системе управления организации и отдельных структурных подразделений.