Файл: Основные функции в системе менеджмента ( Общая характеристика основных функций управления ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В современных условиях, таможенное дело представляет собой сложную динамическую систему, управление которой определяется как непрерывный целенаправленный социально - экономический и организационно- технический процесс, который осуществляется при помощи различных методов и функций управления. Планирование является важнейшим элементом процесса управления, так как является основой функционирования таможенных органов.

Планирование - это разработка и создание научно обоснованной программы функционирования подразделений таможенной системы, содержащей пути, методы и средства достижения целей таможенного дела, на основе закономерностей и принципов управления. С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых реализуются существующие проблемы, определяется темп развития системы. Субъект управления намечает план будущих действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач.

Перечислим основные функции планирования.

1. Планирование является средством коммуникации, доносящим до заинтересованных сторон сегодняшнее видение целей и путей их достижения.

2. Планирование является механизмом распределения ограниченных ресурсов, необходимых для достижения определенных целей.

3. Планирование является важным элементом системы обратной связи и, как следствие, средством обучения и накопления опыта, бюджетирование является инструментом для достижения поставленных предприятием целей.

Исходя из сроков действия и влияния на перспективы планирование подразделяют на: оперативное, тактическое, стратегическое [14, с.103].

Планирование в общем виде подразумевает выполнение следующих этапов: постановка целей и задач; составление программы действий; выявление необходимых ресурсов и их источников;

-доведение планов до их непосредственных исполнителей и контроль за их исполнением.

Для успешной работы предприятия необходимо осуществлять как стратегическое планирование, так и разрабатывать текущие и оперативно-календарные планы.

Оперативное планирование выполняет корректирующую роль непосредственно в ходе производственной деятельности предприятия, решая внезапно возникающие экономические проблемы, не терпящие отлагательства.

Тактическое планирование, как правило, ориентировано на кратко- и среднесрочную перспективу и проблемы производственно-технического характера.


Стратегическое планирование призвано обеспечить выполнение организацией ее миссии и за счет этого ее выживание в условиях жесткой конкуренции Во главе угла в стратегическом планировании - анализ рынка, а планы развития предприятия, его производство ориентируется на результаты этого анализа.

В зависимости от вида деятельности организации, ее масштабов и других факторов в каждой компании планирование будет иметь свои особенности. Рассмотрим лишь некоторые аспекты построения планирования в компании.

Бюджетное планирование является инструментом обычно краткосрочного планирования. Последовательно рассмотрим эти процессы и их технологию. Все вспомогательные бюджеты (натурально-стоимостные бюджеты) формируются на основе бюджета продаж.

Процесс планирования объемов сбыта обычно выглядит, как показано на рис 4.

┌───────────────────────┐ ┌─────────────────────────┐

│ Экономист │ Предоставление данных │Руководитель отдела сбыта│

│ (мониторинг рынка, │ по емкости рынка сбыта│ (анализ сбыта │

│ анализ, разработка ├──────────────────────>│ за прошедший период, │

│маркетинговой стратегии│ │ выявление "слабых" мест │

│ компании) │ │ в работе с клиентами) │

└───────────────────────┘ └────────────┬────────────┘

План продаж

\│/

┌───────────────────────┐ План закупок ┌─────────────────────────┐

│поставщики │<──────────────────────┤ Производственный отдел │

└───────────────────────┘ └─────────────────────────┘

Рисунок 4- Планирование объемов сбыта [13, с.107]

Порядок определения количественных и объемных показателей продаж в разрезе подразделений - план продаж, при выполнении которого предприятие формирует портфели план объема, структуры и качества формируют как элемент системы продаж предприятия. План продаж может готовиться предприятием в разрезе каждого сотрудника, ведущего оказание услуг. С целью доведения до конечных исполнителей информации о приоритетах предприятия, которая при необходимости может быть пересмотрена, например, в случае изменения ситуации на рынке или стратегии предприятия.

На основании бюджета продаж формируются планы производственных, вспомогательных, управляющих подразделений.

На следующем этапе составляются бюджет затрат на материальные ресурсы (в натуральном и стоимостном выражении), бюджет затрат на фонд оплаты труда и отчисления во внебюджетные фонды, бюджет управленческих и коммерческих расходов. На основании этих бюджетов можно определить бюджет себестоимости оказания услуг.


Бюджет прибылей и убытков (доходов и расходов) представляет собой прогноз отчета о прибылях и убытках, который аккумулирует в себе информацию из всех других бюджетов (сведения о выручке, переменных и постоянных затратах). Он позволяет проанализировать, какую прибыль предприятие получит в планируемом периоде.

Планирование, как функция управления таможенными органами определяет необходимое состояние объекта управления в соответствии с поставленными целями и методы их достижения. С помощью планирования определяются цели и задачи развития системы, разрабатываются цели достижения поставленных целей, определяется темп развития системы.

Задачи постановки цели и моделирование будущей деятельности реализуются выполнением следующих управленческих действий:

1) определение цели управления;

2) выявление проблемы, мешающей достижению цели;

3) принятие управленческих решений, направленных на достижение поставленной цели;

4) разработка плана реализации принятого решения;

5) согласование разработанного плана;

6) утверждение плана.

Планирование происходит на основе календарных циклов функционирования таможенной системы: долгосрочное (от 5 и более лет), среднесрочное (от 1 года до 5 лет) и текущее (до одного года).

Планируемые показатели, которые отражают главные цели функционирования таможенных органов определяются Президентом и Правительством РФ.

Управление таможенными органами направлено на достижение своей главной цели сплоченности и единодействия всех сотрудников таможенных органов.

Управление в таможенных органах опирается как на объективные экономические законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему интересов всех участников оперативно-служебной деятельности: общественных, коллективных и личных.

Принято выделять три способа планирования: от достигнутого уровня, оптимальное и адаптивное

Наиболее простым способом является планирование от достигнутого уровня. Суть этого способа состоит в том, что он не нацеливает коллектив на повышение эффективности производства. Этот способ не требует особых усилий и требований для реализации принятых решений.

Более прогрессивный способ - это оптимальное планирование. Он нацелен на достижение наиболее высоких результатов.

В последнее время широко внедряется адаптивное планирование - это такой способ, при котором организация гибко реагирует на изменение внешней среды, т.е. приспосабливаться и эффективно учитывать их в плане.


Главной целью системы управления таможенными органами является единодействие всех сотрудников таможенных органов. Вся система должна работать в одном направлении для достижения поставленных задач. Для этого требуется четкое управление внутри таможенных органов [8, с.26].

В таможенной системе Российской Федерации применяется адаптивное планирование процессами в таможенных органах, которое направлено на перевод всех подразделений таможенных органах на новый качественный уровень, который отвечает всем современным условиям экономики.

Правительством РФ разработана стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. К основным направлениям развития таможенной службы Российской Федерации относятся:

- таможенное регулирование;

- осуществление фискальной функции;

- правоохранительная деятельность;

- предоставление государственных услуг и осуществление контрольно-надзорных функций;

- содействие интеграционным процессам и международному сотрудничеству. Для обеспечения основных направлений требуется совершенствование

следующих вспомогательных направлений:

- таможенная инфраструктура;

- кадровый потенциал и антикоррупционная деятельность;

- социальная сфера

Основной целью концепции является повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных производителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования.

Деятельности Федеральной таможенной службы направлена на обеспечение экономической безопасности страны и пополнения федерального бюджета. В последнее время, фискальная функция стала определяющей в деятельности таможенных органов. Стратегия направлена на усиление экономической безопасности

Деятельность таможенной службы находится под воздействием различных факторов, которые оказывают как положительное, так и отрицательное влияние, поэтому стратегия должна быть составлена так, чтобы в различных условиях функционирование таможенной службы оставалось эффективным.

Зависимость таможенной службы от общих экономических факторов обусловлено тенденциями, формирующимися в современной мировой экономике. Планирование должно учитывать все изменения, происходящие в мировой экономике.


В стратегии развития таможенной службы Российской Федерации планируется:

- совершенствование таможенного регулирования;

- совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров;

- совершенствование реализации фискальной функции;

- совершенствование правоохранительной деятельности;

- содействие развитию интеграционных процессов и развитие международного сотрудничества;

- совершенствование системы государственных услуг;

- совершенствование таможенной инфраструктуры;

- совершенствование информационно-технического обеспечения;

- укрепление кадрового потенциала и усиление антикоррупционной деятельности;

- развитие социальной сферы;

- совершенствование организационно - управленческой деятельности. Планирование, как функция управления играет огромную роль в развитии

таможенных органов. Реализация концепции невозможна без плана мероприятий, которые необходимо выполнить для совершенствования деятельности таможенных органов. Необходимо разработать межведомственный и детальный планы мероприятий, предусматривающие конкретные меры по реализации стратегии.

Главным критерием оценки эффективности работы таможенных органов являются результаты решенных ими задач. Основные функции менеджмента применяются в управлении таможенными органами России. За последние годы реализации основных функций таких как планирование, прогнозирование, мотивация и контроль таможенной деятельности является приоритетным направлением развития таможенной системы в целом.

Планирование - это основная функция управления таможенными органами, в которой вырабатываются основные направления предстоящей деятельности. С помощью планирования определяются цели и направления таможенной системы, определяется тем развития таможенных органов. Таким образом, планирование как основная функция управления таможенными органами - это комплексная, практическая деятельность, которая направлена на развитие и эффективное функционирование таможенной службы.

2.2 Контроль, как общая функция управления

Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.