Файл: Налоговое планирование как основа налоговой политики государства).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Налоги, как инструмент регулирования экономики
1.1 Экономическая сущность и функции налогов в условиях рыночной экономики
1.2 Основные принципы налогообложения
2 Организация взимания налогов в ИП «Tower pbb»
2.1 Экономическая характеристика предприятия
2.2 Налоги на добавленную стоимость
2.4 Корпоративный подоходный налог
2.5 Индивидуальный подоходный налог
Введение
Актуальность курсовой работы. Формирование современной системы налогообложения в Республики Казахстан, усиление ее фискальной направленности существенно усложняет расчет многих видов налогов. Именно это становится причиной возникновения налогового учета как системы обобщения информации для определения налоговой базы в целях исчисления налогов в организациях.
В этой связи особую значимость приобретает проблема адекватного сочетания принципов и порядка сосуществования системы финансового и налогового учетов. Приоритетной становится необходимость идентификации элементов системы ведения финансового учета и составления отчетности как финансовой, так и налоговой, для целей финансового контроля, управления, налогообложения, планирования и прогнозирования деятельности организаций.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть налоги и систему налогообложения на предприятиях Республике Казахстан, экономическую сущность и природу налогов.
В соответствии с целью, в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть экономическую сущность и функции налогов в условиях рыночной экономики.
- Исследовать основные принципы налогообложения в Республике Казахстан.
- Показать организацию взимания налогов ИП «Tower pbb».
Объект исследования - налоговая система в Республики Казахстан.
Предмет исследования - ИП «Tower pbb».
Теоретической основой исследования послужили теории и концепции, представленные в трудах отечественных и зарубежных экономистов, работающих по направлениям исследования финансовых и налоговых отношений.
В качестве правового и информационного обеспечения курсовой работы послужили законодательные и нормативные акты Республики Казахстан, регулирующие деятельность налоговой системы, статистические материалы Агентства по статистике Республики Казахстан.
Структура курсовой работы. В первой главе рассмотрены налоги, как инструмент регулирования экономики. Во второй главе показана организация взимания налогов в ИП «Tower pbb».
1 Налоги, как инструмент регулирования экономики
1.1 Экономическая сущность и функции налогов в условиях рыночной экономики
Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налог - одно из основных понятий финансовой науки. Поэтому важно уяснить себе его природу, функции, значение для народного хозяйства.
Налог - обязательный взнос юридических и физических лиц в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке и на условиях, определяемых законодательством.
В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
В переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
В налогах заложены большие возможности по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.
С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.
В налогах заложены возможности и регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.
Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.
Но налоги - это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки, и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.
Формирование финансовой системы и ее составной части - налоговой системы - неразрывно связано с эволюцией общества, с изменением форм государственного устройства. Возникновение налогов как экономического явления обусловлено становлением товарного производства, разделением общества на классы и формированием государственных институтов, которым требовались средства для осуществления своих функций, в том числе на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. В новое и новейшее время значение налогообложения неуклонно усиливалось: развивающиеся национальные капиталистические общества требовали постоянного увеличения ассигнований на проведение экспансионистской политики и экономических и социальных реформ.
Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Многие современные государства (в их числе и Казахстан) обладают незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование их бюджета происходит за счет отчуждения средств других участников производственного процесса. «Изъятие в пользу общества определенной доли валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога». Подобные отчисления производятся главными участниками экономического процесса: физическими лицами, получающими доход; юридическими лицами (хозяйствующими субъектами).
За счет налоговых поступлений, сборов, пошлин и других установленных платежей формируются финансовые ресурсы общества. Аккумулируя посредством налогов денежные средства, государственные институты получают возможность контролировать темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, проводить самостоятельную политику в сфере капиталовложений, влиять на платежеспособность основной массы населения. Следовательно, экономическое содержание налога на макроэкономическом уровне - это доля произведенного валового внутреннего продукта, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций, а на микроэкономическом - это принудительно отчуждаемая часть дохода, полученного субъектами хозяйствования при осуществлении своей деятельности.
Основным источником покрытия государственных расходов являются налоги, сущность и природа которых раскрываются в различных моделях построения налоговых систем, или налоговых теориях. Экономисты выделяют следующие теории налогов:
а) общие, которые отражают назначение налогообложения в целом;
б) частные, исследующие отдельные вопросы налогообложения.
К экономическим признакам налога можно отнести следующие:
- налог выступает в качестве платежа государству;
- безвозвратность;
- безэквивалентность;
- стабильный характер налоговых отношений;
- наличие объекта обложения;
- определенность субъекта налога;
- определенность размера налога;
- фиксированность сроков уплаты;
- налог является доходом государства;
- смена формы собственности при уплате налога.
Налогу присущи только две функции: фискальная и обременительная. Что касается способности налога влиять на поведение налогоплательщиков, перераспределение ресурсов в экономике, а также на динамику экономических, социальных и других процессов, то это относится к роли налогов, которую они выполняют в зависимости от воли государства и конкретной своей конструкции.
1.2 Основные принципы налогообложения
Принципы налогообложения. В налоговой сфере применяются базовые идеи и положения, которые называются принципами налогообложения. Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на принципах:
- Обязательности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Налогоплательщик обязан исполнять налоговые обязательства в соответствии с налоговым законодательством в полном объеме и в установленные сроки.
- Принцип определенности налогообложения. Налоги и другие обязательные платежи в бюджет Республики Казахстан должны быть определенными. Определенность налогообложения означает возможность установления в налоговом законодательстве всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налоговых обязательств налогоплательщика.
- Справедливости налогообложения. Налогообложение в Республике Казахстан является всеобщим и обязательным. Запрещается предоставление налоговых льгот индивидуального характера.
- Единства налоговой системы и гласности налогового законодательства. Налоговая система Республики Казахстан является единой на всей территории Республики Казахстан в отношении всех налогоплательщиков. Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опубликованию в официальный изданиях.
Налоги классифицируются по следующим признакам:
1. По объекту обложения: прямые и косвенные.
2. По органу, осуществляющему взимание и распоряжение налогами: государственные и местные.
3. По порядку их использования: общие и специальные.
4. По степени оценки объекта обложения: кадастровый ( например, налог на имущество): по декларации, у источника выплаты дохода, на основе патента.
5. В зависимости от формы уплаты налога,
6. По субъекту обложения
В качестве инструмента бюджетного регулирования
7. По порядку уплаты налога
Налоговое законодательство РК состоит из:
- Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый Кодекс), введенного в действие Законом Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV ЗРК;
- нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Налоговым Кодексом;
- если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Налоговом Кодексе, применяются правила указанного договора.
2 Организация взимания налогов в ИП «Tower pbb»
2.1 Экономическая характеристика предприятия
ИП «Tower pbb» является предприятием гостиничного бизнеса, расположенным по адресу: г. Нур-Султан, район Бейбитшилик.
ИП «Tower pbb» располагает 51 номерами, расположенными на двух этажах: из которых 29 одноместных номеров, 18 двухместных номеров, 2 номера - «Люкс» и 1 «Гранд люкс».
Здание гостиницы находится в собственности организации. В окружении отеля находятся сад и обустроенный паркинг на 50 автомашин. У отеля есть собственные и независимые системы охлаждения и отопления. Общая площадь здания составляет 1508 кв.м., площадь по фасаду 2400 кв.м.
ИП «Tower pbb» применяет в учете реализации продукции, товаров, работ, услуг и налогообложении метод начисления, то есть метод, согласно которому доходы и расходы признаются с момента выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки товаров юридическому и физическому лицам с целью реализации и оприходования имущества независимо от времени оплаты.